Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: «...Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду... Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, игровой момент может быть и в процессе труда». Введение игр и игровых ситуаций возможно и необходимо на уроках трудового обучения. Игра на уроке будет успешной при соблюдении многих педагогических условий, назовем лишь некоторые, наиболее важные для уроков трудового обучения:

- отражение учебного материала в содержании заданий игровых моментов;

- взаимосвязь игры с трудовой деятельностью учащихся на данном уроке.

Игровые моменты и занимательные задания могут быть включены в урок на разных его этапах: в начале урока — для организации внимания к восприятию нового материала; на этапе объяснения трудового задания — с целью конкретизации учебной задачи и выяснения понимания ее детьми; при организации рабочего места — для приучения к собранности, порядку во время работы; при подведении итогов выполненного трудового задания — для оценки качества изделия и т.д.

Игра эффективна и в тех случаях, когда практическое задание вызывает у детей затруднение и заставляет их размышлять, опираться па имеющийся опыт и творчески применять его в новой учебной ситуации, исключая работу-копию.

Важно помнить, что игра на уроке может занимать три-семь минут и требует создания игровой обстановки с наглядностью, макетами героев народных сказок, фрагментами народных игр и т.д.

Дидактическая задача каждой игры или упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения или облегчения, органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным.

Дидактические игры и упражнения

Упражнение «Наряди лису»

Упражнение выполняют в 3—4 классах, когда у детей уже имеется представление о народном костюме.

Дидактическая задача: закрепить представление о характерных деталях народной женской и мужской одежды; развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Дидактический материал: иллюстрации к сказке «Старик и лиса», детали-аппликации для отделки мужской и женской одежды, фигурки старика и лисы в белой одежде без отделки, фонохрестоматия «Народная музыка».

Содержание. На классной доске вывешены иллюстрации к сказке, изображающие главных героев. Учитель спрашивает учащихся, как можно догадаться, какого народа эта сказка. Учащиеся отвечают, что ответ подсказывают костюмы героев. Учитель обращает внимание детей на детали женской и мужской одежды героев сказки, выписывает на доску новые слова для запоминания. Затем иллюстрации закрываются, а учащиеся получают наборы деталей-аппликаций (по одному на парту). Дети «одевают» своих героев в народный костюм, используя детали из набора. После выполнения задания иллюстрации на доске можно открыть.

Примечание. В процессе упражнения как более легкий вариант одновременно со всеми можно предложить двум учащимся выполнить задание на доске, что позволит также сэкономить время.

Упражнение «Укрась Фартук»

Упражнение предлагается в 3—4 классах после ознакомления с характерными видами национального орнамента. Дидактическая задача: закрепить умение правильно подбирать геометрический орнамент для украшения предметов одежды, развивать чувство композиции.

Дидактический материал: образцы фартуков с отделкой, фартуки-заготовки, полоски-аппликации с геометрическим и растительным орнаментом разного формата.

Содержание. На классную доску вывешиваются образцы фартуков с отделкой по типу фланелеграфа. После анализа учитель убирает их и предлагает 2—3 ученикам у доски по-своему украсить фартуки узорами-полосками, сочетая их по цвету и размерам. Далее следуют коллективное обсуждение работы, сравнение с образцами и конкретные предложения остальных учащихся по доработке задания. Упражнение завершается обобщением учителя.

Примечание. Таким же образом можно украсить салфетки, полотенца, дорожки, варежки из бумаги с учетом специфики орнаментации каждого предмета.

Более сложная и трудоемкая разновидность задания — отделка ткани картофельными штампиками разных форм. Чтобы украсить салфетку, платочек, декоративную дорожку на стол, подставки под вазу, необходимо приготовить несколько картофельных штампов разных форм, текстильные краски (если их нет, то акварельные или гуашевые), полотно и кружева. На форму штампика наносят краску и затем по собственному вкусу печатают узор. Его можно составить в квадрате, круге, прямоугольнике, чередуя фигуры и краски. Края салфетки можно отделать бахромой, можно также пришить цветные кружева. Таким образом можно украсить бумажные салфетки, настенные плитки или составить бордюр на стене. (Как только материал наштампован и высушен, краска проглаживается с обратной стороны утюгом. Так она будет держаться прочнее.)

Игра «Знаешь ли ты народных мастеров?»

Для проверки знаний по народному декоративно-прикладному искусству можно провести коллективную игру. Эта игра может присутствовать на итогово - обобщающем уроке в 4 классе, празднике искусства и труда, конкурсе знатоков народного искусства.

Игра предназначена тем, кто интересуется историей народного прикладного искусства. Ее основу составляют карточки в каждой из которых кратко рассказывается о жизни и творчестве какого-нибудь известного народного мастера, исследователя народного искусства, художника. По не указано имя — его должен отгадать игрок. В интересном интеллектуальном соревновании игроки как бы экзаменуют себя и своих товарищей в знании народного прикладного искусства.

Играть можно по-разному: по рядам, по группам, а также по желанию отдельных игроков. Каждый игрок (команда) вытягивает по одной карточке и записывает ее номер на чистом листочке, прочитав текст, рядом с номером пишет ответ. После этого игроки меняются карточками таким образом, чтобы каждая карточка обошла всех играющих по порядку. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов.

Предлагая учащимся различные графические задания, учитель одновременно с основной учебной работой решает следующие задачи:

- развитие познавательных процессов и логического мышления, зрительной памяти, воображения;

- развитие художественно-изобразительных навыков;

- расширение знаний о народном прикладном творчестве.

Карточки построены по принципу постепенного усложнения материала, индивидуального подхода к детям, учета их способностей и интересов. С карточками можно работать в начале и конце урока, на обычных обучающих и обобщающих уроках в зависимости от темы и задач, поставленных учителем; с помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить знания учащихся, а сэкономленное время использовать дитя практической работы. Чтобы использовать карточки многократно, многие из них можно оформить в виде перфопапок с окошками-прорезями и сменными вкладышами для выполнения задания. Вкладыш заполняется карандашом через вырезанные окошки на лицевой стороне карточки. Карандаш легко убирается резинкой, и поэтому вкладыш можно использовать несколько раз. Для удобства карточки можно обвернуть прозрачной пленкой и писать по ней фломастерами.

Описание групп карточек и варианты включения их в урок (Приложение 4).

Карточки 1—2. Работа начинается в 1 классе с рисования простейших узоров орнаментальной вышивки по образцу. Цель: развитие зрительной памяти, закрепление изобразительных навыков и названий узоров.

Карточки 3. Для 1—2 классов. Дидактическая задача: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление. Задание можно рассматривать как упражнение на нахождение недостающего звена логической цепочки; выполнение его требует повторения названий всех звеньев цепочки, т.е. украшающих строчек.

Карточки 4. Предлагается использовать в 1—3 классах в зависимости от подготовленности детей. Цель: закрепление умения передавать симметрию фигур способом зеркального изображения и учитывать традиционную цветовую гармонию при раскрашивании. Некоторые из фигур (4.1, 4.2, 4.3, 4.9) можно взять для аппликационных работ способом вырезывания из сложенной вдвое бумаги.

Карточки 5. Начиная с 3 класса учитель продолжает расширять знания учащихся о зооморфном орнаменте в народном творчестве; кроме того, закрепляется умение сравнивать и сопоставлять фигуры, развивается внимание, наблюдательность. Дополнительно можно поручить поискать подобные фигурки в образцах народных изделий и зарисовать.

Карточка 6. Предназначена для учащихся 4 класса, имеющих достаточное представление о народной вышивке. Можно использовать во время беседы о современной вышивке, связать с влиянием вышивки соседних народов.

 



Заключение

 

Во второй половине XIX - начале XX вв. одежда крестьян Южного Алтая с одной стороны характеризовалась общностью многих элементов, с другой - разделялась в зависимости от этнографических, половозрастных, социальных и прочих признаков.

Данные по одежде русских старообрядцев "поляков" Южного Алтая свидетельствуют об их сложном этнографическом составе, включавшем как северорусские, так и среднерусские компоненты. Своей многочисленностью выделяются южнорусские черты. Традиции кроя, украшений, приемов шитья очерчивают довольно широкий круг возможных исходных территорий старообрядцев этой этнографической группы, в который входят Новгородская, Олонецкая, Вятская, Пермская, Нижегородская, Курская, Воронежская и некоторые другие губернии. Это отвергает выводы некоторых диалектологов и антропологов о только северном или только южном происхождении "поляков" (К.В. Маеровой, Е.Н. Стрелковой, Г.М. Давыдовой), соответствует архивным данным об их местах выхода. В "поляцкой" одежде довольно отчетливо прослеживаются связи с родственной группой семеиских Забайкалья, а также с населением бывших мест проживания - Белоруссии и Украины. Не бесследными оказались контакты с сибиряками и старообрядцами, прежде всего, кержаками, которые способствовали выработке ряда общих форм. Имеющийся в распоряжении материал свидетельствует о перемещении "поляков" в направлении Юго-Восточного Алтая, в низовья р. Бухтармы, а также в более северные районы - в Центральный Алтай.

Одежда населения Юго-Восточного Алтая отражала два основных направления, по которым шло заселение края - из Северного (алтайские, бердские старообрядцы, особенно кержаки, чалдоны) и Южного ("поляки") Алтая. Элементы костюмов, свойственные населению каждой из указанных областей, настолько тесно переплелись на Бухтарме, что возникли отличные от исходных и в целом необычные для русской одежды формы. При этом кержацкий "пласт отложился более в обрядовой, а "поляцкий" - в праздничной одежде. Некоторые параллели просматриваются у бухтарминцев и с одеждой уймонских кержаков, с которой, в принципе, имелись значительные различия в материалах, украшениях, приемах шитья, что позволяет говорить о культурных связях между этими группами.

Повседневная и обрядовая (погребальная) одежда старообрядок Уймона обнаруживала сходство с костюмами старожилок Северного Алтая (туникообразные рубахи, кошеные и косоклинные сарафаны с цельным или глухо зашитым передним полотном, сашмурообразные головные уборы, использование тканей темных расцветок), праздничная же - со старожилками Юго-Восточного Алтая (поликовые рубахи с кошеными рукавами). Кроме того, такие детали погребальной одежды как сашмуры-шлыки сближают уймонок с крестьянками западных, юго-западных губерний России, а также старообрядок Украины. Аналогичные же традиции прослеживаются в мужской одежде Уймона.

Наиболее архаичный пласт костюмных форм у населения исследуемого района составляли рубахи, сарафаны, передники, верхняя одежда туникообразного покроя, который в силу своей простоты был в прошлом известен у многих народов мира. Анализ материала показал, что в изучаемое время в Верхнем Приобье существовали различные варианты конструкций туникообразной одежды - от простых, состоявших из одних прямых полотен (мужские обрядовые рубахи), до кошеных - с кошеными бочками (мужские повседневные и женские обрядовые рубахи, кошеные женские сарафаны, верхняя одежда) и с кошеными бочками и дополнительными клиньями (женские косоклинные сарафаны). Как бы промежуточное положение занимали конструкции с полукошеным станом, включавшим прямые и кошеные полотна (мужские обрядовые рубахи).

Туникообразные виды одежды не только длительное время сохранялись в Южном Алтае, но и получили здесь дальнейшее развитие, которое проявлялось: а) в изменении в сторону более открытого лямочного покроя; б) в появлении подрезного, на кокетке; в) с плечевыми швами покроя.

Имеющиеся материалы позволяют проследить развитие основных компонентов девичьих и женских головных уборов, которое имело место, как на Алтае, так и в более ранние периоды - на территории Европейской России. Сохранившийся в Южном и Юго-Восточном Алтае девичий убор в виде сложенной лентой и повязанной узлом сзади шали мы рассматриваем как поздний вариант полотенчатого, связанного со старинной прической в виде распущенных волос. В женской обрядовой одежде старообрядок (моленной, погребальной, свадебной) сохранились уборы в виде платков, шалей, отрезов полотна, восходившие к головным покрывалам, которые в прошлом были широко известны индоевропейским народам.

Пережиточно сохранившиеся исходные, а также переходные (производные) и поздние костюмные формы свидетельствуют о том, что перенесенные на Алтай виды русской одежды прошли сложный путь развития, в одних случаях совпадающий, в других - несовпадающий с развитием этой одежды в Европейской России. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что традиционные костюмы старожилов не обнаруживают прямых аналогий с одеждой европейских крестьян конкретного района (губернии).

Костюмы старожилов и, прежде всего старообрядцев Алтайского округа донесли до нас целый ряд своеобразных элементов, "расшифровка" которых, возможно, поможет осветить некоторые, неизвестные еще этапы развития народной русской одежды. К числу таких содержательных элементов можно отнести полоски красной ткани, прокладывавшиеся вдоль швов соединения основных полотен стана мужских рубах старообрядцев-поляков. Подобные детали в южнорусских и украинских рубахах XIX в. сохранились лишь пережиточно.

В силу конфессиональных, географических и прочих особенностей временные изменения в традиционной одежде протекали в различных районах Алтая с разной скоростью, отличаясь при этом и качественно. Так, в деревнях Северного Алтая, которые были ближе к городским центрам, сибиряки и российские, а также молодое поколение в старообрядческих семьях в начале - первой четверти XX в. носили одежду, во многом напоминавшую городскую, которая, однако, в деталях отражала традиции местных деревенских форм (яркая или сдержанная цветовая гамма, высокие или низкие воро-тники и т.д.). В селах и Деревнях Центрального Алтая кержаки и "поляки" еще хранили в это время верность традиционным костюмам, но уже часто шили их, особенно для праздников, из покупных материалов. Нередко старожилы надевали такие оригинальные "комплекты", в которых новые городские виды сочетались со старыми (рубахи из покупных материалов, а штаны из пестряди и наоборот). В одежде же старообрядцев Южного и Юго-Восточного Алтая еще и в это время бытовали старинные ткани, покрои и украшения, а распространение новых сталкивалось с большими трудностями.

Как показало наше исследование, народная культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.

Вышесказанное определяет значение русского народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств.

В результате разработанной программы в дипломной работе у учащихся конкретизируются представления о русском народном костюме, дополняются знания о его элементах и деталях, систематизируются знания о трудовых действиях в процессе изготовления костюма, формируются представления об особенностях костюма других народов. Школьники учатся устанавливать связи между спецификой народного костюма и природными условиями, материалами для изготовления одежды, имеющимися в данной местности. У них актуализируется потребность в обыгрывании произведений устного народного творчества (песен, хороводов, игр); стимулируются проявление положительных эмоций, направленных на получение информации о русском народном костюме. Данная Программа способствует проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре, воспитывается уважение к культуре других народов; формирует эстетические чувства в процессе восприятия народного костюма.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока, а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего, это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Нами предложена следующая схема практической части занятия:

1 Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности.

2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы);

3.1. Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся:

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания);

3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

3.3. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

    4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

На наш взгляд, составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Подведение итогов урока учителем включает:

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока;

- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Таким образом, предложена схема способствует более плодотворной работе и учащихся, и педагога.

 



Список литературы

 

1. Алексеенко Н.В. Русская крестьянская колонизация Рудного Алтая в ХVIII-ХIХ вв. // Сибирь периода феодализма.- Вып. 2: Экономика, управление и культура Сибири XVI - XIX вв.- Новосибирск, 1965.

2. Анцыгина А. А. Учимся вышивать. Методические рекомендации. Чебоксары, 1992.

3. Арциховский А.В. Одежда // История культуры Древней Руси. Домонгольский период.- М., Л., 1948.

4. Бардина П.Е. Женская одежда русского населения Среднего Приобья в конце XIX - первой четверти XX вв.// Культурно-бытовые процессы у русских Сибири.- Новосибирск, 1985.

5. Васильева Л. Г. Алтайское прикладное искусство. Методические рекомендации к комплекту цветных слайдов. - Барнаул, 1992.

6. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

7. Волков Г. Н. Трудовые традиции алтайского народа. - Бийск, 1970.

8. Воробьев Н. И. и др. Алтайцы. Этнографическое исследование. Материальная культура. Барнаул, 1956.

9. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII -первой половины ХIХ вв.- Новосибирск, 1975.

10. Дидактические аспекты повышения качества дополнительного образования детей. Научи. Ред. Л.И. Боровиков. - Новосибирск, 2003.

11. Кондратьева Е. П. Алтайское прикладное искусство и трудовое обучение. Методические рекомендации. - Горно-Алтайск, 1992.

12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

13. Лебедева А.А. Мужская одежда русского населения Западной Сибири XIX - начала XX вв. // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири,- М., 1974.

14. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX вв. // Русские. Историко-этнографический атлас. - М., 1967.

15. Малышева А.Н. Работа с тканью. - Ярославль: Академия развития, 2000.

16. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX -начале XX вв. // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв.- М., 1956.

17. Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. Очерк традиционной культуры.- М., 1987.

18. Маслова Г.С. Станюкович Т.В. Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX - начало XX вв.) // ТИЭ.- 1960.

19. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов: Книга для учителя. / Под редакцией В.Д.Симоненко. - Брянск: БГПУ, НМЦ «Технология», 1998.

20. Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Алтайское народное изобразительное искусство. - Барнаул, 1960.

21. Новоселов А.Е. У старообрядцев Алтая // Беловодье.- Иркутск, 1981.

22. Огерчук Л.Ю. Тестовые задания по технологии: для учащихся 1-4 классов. - М.: Школьная пресса, 2003.

23. Очерки истории Рудного Алтая.- Усть-Каменогорск.- 1970.

24. Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ.- 1951.- Вып. XIII.

25. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. 2-е изд., перераб. и дополн. М., 1997.

26. Сироткин М. Я. Алтайский фольклор. Горно-Алтайск, 1960.

27. Соколова С. Оригами. С нами не соскучишься: аппликации, закладки. - М.: Махагон, 1999.

28. Трофимов А. А. Проблемы народного искусства Алтая. Горно-Алтайск, 1985.

29. Фурсова Е.Ф. Головные уборы русских крестьянок Южного Алтая во второй половине XIX - начале XX вв. // Изв. Со АН СССР. – 1985. – №2 (9) – стр. 57-63.

30. Фурсова Е.Ф. Древние элементы в мужской набедренной одежде русских крестьян Алтая и Восточного Казахстана // Проблемы реконструкций в этнографии.- Новосибирск, 1984

31. Фурсова Е.Ф. Женская погребальная одежда у русского населения Алтая Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири.-Новосибирск, 1983.

32. Фурсова Е.Ф. Поликовые рубахи крестьянок Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. // Культурно-бытовые процессы у русских, Сибири ХУШ - начала XX вв. - Новосибирск, 1985.

33. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян – старожилов Верхнего Приобъя (конец XIX - начало XX вв.). – Новосибирск, 1997.

34. Фурсова Е.Ф. "Шуликаны" и нечистая сила в селах Западной Сибири Гуманитарные науки в Сибири. Серия археологии и этнографии.-1994.-N4. -С. 68-80.

35. Фурсова Е.Ф. "Целительные" свойства рубах русских крестьян // Изв. СО АН СССР. История, филология и философия,- 1992.- N 1

36. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири. – Новосибирск, 1992.

37. Щербик Г.А. Коллекция крестьянской одежды в фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII – начала ХХ вв.- Новосибирск, 1985.

 



Приложение 1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.