В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 -7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы [25].
Первые годы обучения в школе - годы заметного развития интересов. Основной из них - интерес познавательный; это жажда познания окружающего мира, стремление узнавать все больше и больше. Вот некоторые вопросы, которые задают младшие школьники: «Откуда дует ветер?», «Почему самолеты не падают?», «Когда умерли динозавры?», «Может ли солнце погаснуть?»
В связи с развитием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей к математике, музыке, рисованию, литературному творчеству.
В этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Это возраст, когда будущий взрослый человек учится социальным и техническим основам трудовой деятельности.
Основными задачами приобщения учащихся начальных классов к сибирскому костюму являются:
- развитие образного, аналитического, абстрактного, логического, технического и технологического мышлений;
- развитие эстетического вкуса, интеллекта;
- развитие зрительной памяти, монологической речи;
- ознакомление с основными видами народного прикладного искусства, раскрытие их истоков, характерных особенностей и уровня развития на современном этапе;
- раскрытие основных принципов формообразования, цветосочетания, композиции, используемых в народном творчестве;
- вооружение доступными сведениями о происхождении народа и его культуре, трудовых обычаях, традиционных промыслах и занятиях;
- ознакомление учащихся с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, связанное с народным костюмом.
- развитие у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса к прикладному творчеству.
В результате включения в программу трудового обучения материала о народном сибирском костюме младшие школьники должны научиться:
- анализировать различные виды и формы народного костюма и называть их отличительные признаки;
- применять основные приемы формообразования, цветосочетания, композиции, свойственные народному костюму;
- выполнять простейшие технические и технологические операции при изготовлении костюмов;
- выполнять доступные декоративно-прикладные виды работ;
- использовать отдельные элементы декоративно-прикладного искусства при создании собственных работ.
Предлагаемый материал должен использоваться творчески, с применением как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения, соответствующих этническому содержанию учебного материала. Необычными, интересными должны быть и задания для детей: выбрать среди игрушек старинную; подобрать по цвету нитки для заданной строчки; составить из геометрических фигур орнамент; выполнить названный шов; рассказать стихотворение о выбранном для лепки сказочном персонаже или загадать загадку; подумать, как одеть куклу в народный костюм; назвать предметы женской одежды; нарисовать на доске или выбрать карточки с украшающими строчками и т.п.
Важное место на уроке должен занимать образ традиционного костюма, созданных руками народных мастеров предметов крестьянского быта, которые во многих местах сохранились и могут быть продемонстрированы на уроке. Рассматривая конкретную вещь (рисунок, фотография), ученик легче поймет, как тесно связаны образы вещей-типов с мировосприятием народа, его представлениями о добре и красоте.
Перед учителем стоит задача — формировать интерес к традиционным поделочным материалам, стремление узнать о них больше и одновременно отрабатывать практические умения и навыки.
Для большей продуктивности и результативности уроков наряду с индивидуальной и фронтальной формой работы с первого класса надо включать групповую, бригадную и коллективную. Планируя групповую работу, важно подбирать детей по уровню общей подготовленности и самостоятельности [6].
Во всех классах первой ступенью всех декоративных работ является аппликация, так как именно через нее младшие школьники знакомятся и в дальнейшем закрепляют знание орнаментальных мотивов народного прикладного искусства. Особое внимание учащихся направляется на понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета. Эти знания в дальнейшем находят применение при работе с другими художественными материалами, используемыми на уроках трудового обучения, изготовлении игрушек, в вышивке, чеканке и др.
На знакомстве с изделиями мастеров основаны беседы о прикладном искусстве. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
При эстетическом восприятии образцов декоративно-прикладного искусства учащимся предлагаются следующие вопросы для наблюдения и анализа:
— Что это за изделие – костюм? Для чего он может быть использован? Почему изделие имеет такую форму? И? какого материала оно сделано?
— Каким образом украшены различные виды одежды? Какова его особенность? Чем оно похоже на известные вам украшения предметов народного искусства? В чем различия? Из каких элементов состоит узор? Как он связан с формой и материалом изделия?
3.2 Календарно-тематическое планирование уроков
Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе.
Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут завершается работа по изготовлению изделия. В зависимости от темы урока, сложности задания, уровня подготовленности класса по данному планированию уроков предполагается проводить уроки 1—2-часовые, иногда 3 и 4-часовые.
План занятий рассчитан на 4 месяца. Общее количество занятий – 15.
Таблица 1 Тематическое планирование
месяц | №п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 неделя | Вводное занятие. | 1 |
2 неделя | Знакомство с костюмом. Мужская и женская одежда. Основные понятия и термины. | 1 | |
3 неделя | Знакомство с костюмом русских крестьян Южного Алтая | 1 | |
4 неделя | Ткани и материалы, используемые в народном сибирском костюме | 1 | |
Октябрь | 5 неделя | Головные уборы крестьянок Южного Алтая | 1 |
6 неделя | Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая | 1 | |
7 неделя | Закрепление изученного материала | 1 | |
Ноябрь | 8 неделя | Аппликация. Знакомство с правилами подбора фона из ткани | 1 |
9 неделя | Аппликация. Умение подбирать лоскутки ткани по рисунку и цвету. Правила безопасности при работе с ножницами | 1 | |
10 неделя | Аппликация. Знакомство с разными правилами подбора цветов. | 1 | |
11 неделя | Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению. | 1 | |
Декабрь | 12 неделя | Знакомство с различными видами строчек | 1 |
13 неделя | Значение вышивки в русском народном костюме. Технологические приемы вышивки | 1 | |
14 неделя | Подготовка к выставке | 1 | |
15 неделя | Познавательная деятельность, развитие кругозора. Экскурсии в краеведческий, исторический музеи. | 1 |
Конспект занятия на тему: «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая» (5 неделя).
Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.
Цели занятия:
1. Сформировать представление о народной художественной культуре.
2. Пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая.
3. Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России
Задачи занятия:
- развитие познавательных навыков;
- развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
- развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
- сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;
- трудовое воспитание и нравственное воспитание;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;
- этнохудожественное воспитание детей.
Материалы и оборудование: фотографии (Приложение 1), русские платки и шали, кокошники и подзатыльники, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Вводная (теоретическая) часть:
У.: Среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, особое место занимают платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. С незапамятных времён женщины России носят платка. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный костюм. Замужние женщины надевали платок поверх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки и платочки украшали вышивками, набивным печатным узором. Они служили предметом гордости и показателем мастерства хозяйки. Расписной платок, шаль с каймой, вышитый платочек – были, да и сегодня остаются желанным подарком.
Из каких материалов изготавливают платки или шали?
(Из ситца (х/б), шёлка (натуральные и химические), ковровых и смешанных тканей, трикотажа).
У.: Среди крестьянок Южного Алтая платки и шали были не просто популярны, но и являлись своеобразным ритуалом. Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы. Верили, что стоит подержаться за косу свахе или жениху, то можно лишиться силы воли - не "хочешь, да пойдешь замуж". Для того, чтобы коса выглядела аккуратной, волосы смазывали коровьим маслом.
Среди девушек бытовал обычай носить завязанные сзади шали, спуская концы в разные стороны - один на грудь, другой - на спину. При этом в качестве украшения старались использовать и бахрому, кисти которой расправляли у висков.
2. Практическая работа:
У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем русские задушевные песни (поставить негромко фонограмму).
Теперь давайте попробуем завязать шаль (платок) так, как это делали девушки в те далекие времена.
(Каждая ученица получает платок и пытается завязать так, как объясняет учитель)
У.: А теперь давайте разберемся, как вы повязали платок: правильно или неправильно.
У.: Хочу обратить ваше внимание на то, что все эти способы завязывания девичьих уборов, относилось к так называемым «большим девушкам», то есть тем, которым уже исполнилось 15-17 лет. Девочки младшего возраста не носили никаких особых головных уборов.
Смена девичьего убора на женский сопровождалась особыми обрядами, которые носили название «окручение» или «скручивание», которые имели своей целью обезвредить (закрыть) волосы невесты, вернее, заключенную в них магическую силу, опасную для рода мужа. Обряд «окручение» заключался в том, что одну девичью косу расплетали и заплетали две, что значило перемену судьбы, то есть, как бы говорилось, что «их стало двое», «жизнь разделилась надвое». Эти косы обертывали вокруг головы, перекрещивая спереди (на затылке не полагалось).
Любопытно, что крестьянки для обозначения верхнего, большего, платка общерусскими терминами «платок» или «плат» обычно не пользовались, а больше употребляли названия, образованные от вида ткани – «кашамирки» (из кашемира), «золотополие» (затканные серебряной и золотой канителью шелковые платки). Также широко употреблялись такие названия как «шаль» и «полушалок».
У.: Как вы поняли на основании завязывания платков девичьим способом, способы ношения платков и шалей были довольно разнообразны. Из них наиболее древними считается набрасывание отреза ткани или платка на голову, не завязывая его.
(Педагог показывает, как это делается и ученики повторяют)
У.: Но, кроме того, что этот верхний платок накидывался, под него надевался другой платок, который завязывался разными способами, в зависимости от того, в какой местности проживали крестьянки.
3. Итог урока.
У.: Сегодня мы познакомились с различными способами завязывания платка у крестьянок Южного Алтая. Так как сегодня это не очень распространено, особенно, в городе, то можно сказать, что для вас это совершенно новые знания. Давайте проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили, и что делали.
Как у русских крестьянок Южного Алтая назвались платки?
Чем прическа девушки отличалась от прически замужней женщины?
В каком возрасте начинали повязывать платки?
4. Домашнее задание: Расспросите своих бабушек или мам, может быть, они помнят, как завязывали платки их бабушки или прабабушки. На следующем занятии вы можете показать, как они это делали.
Конспект занятия на тему: «Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению» (11 неделя)
Цели занятия:
- дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья;
- пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая;
- развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;
- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, любовь к традициям прошлого.
Задачи занятия:
- развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
- развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
- трудовое воспитание и нравственное воспитание;
- этнохудожественное воспитание детей.
Ход урока:
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме на столе у каждого: набор мотивов, нитки, ножницы, булавки, наперстки, технологические карты, памятки.
2. Теоретическая часть:
У.: Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие, но ни к звездам, ни на дно океана, а в прошлое в «Бабушкин сундук». Много можно найти в «Бабушкином сундуке». Это вязание, бисероплетение, вышивка, лоскутная пластика. И именно этим мы и займемся сегодня на уроке.
Человек живет и творит для других. И плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории, поэтому мы должны пытаться сохранить и приумножить «Бабушкин сундук». Так уж случилось, что наши бабушки, жили в такое время, когда интерьер в своем доме они могли создать только своими руками. И, несмотря на всю бедность, присущую тому времени, они находили средства и время, чтобы создавать уют и красоту для своих любимых и родных.
У.: Вам нравятся вещи, которые окружают вас?
У.: Почему они вам нравятся?
Потому - что мы находимся в мире вещей, которые сделаны с любовью своими руками. Поэтому нам так здесь легко. Недаром в народе всегда ценили ручную работу, как источник эмоциональной духовности.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране, вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. В настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства.
3. Практическая работа:
У.: Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем (поем) русские задушевные песни. Перед вами лежат различные мотивы, которые были использованы в одежде русских крестьян Южного Алтая (Приложение 2). Давайте попробуем повторить данный узор. У кого не будет получаться поднимайте руки – я подойду и помогу.
4. Итог занятия:
У.: Теперь оценим свои работы. Кто нибудь из вас будет оценивать вслух. Так как эта работа новая для вас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Потом вы это будете делать самостоятельно.
У.: Насколько удачно композиционное и цветовое решение твоего узора? А вы ребята каждый самостоятельно ответьте на этот вопрос сами для себя.
У.: Насколько рационально ты использовала свое время? Хватило ли тебе время? А вам девочки?
А сейчас главная задача составить композицию из ваших работ. Вы будете выходить по одному и закреплять свои работы на стенде, чтобы получился единый узор.
(Девочки прикрепляют свои работы)
У.: Нравится вам?
Аккуратно положите инструменты в коробки.
Мне было приятно с вами работать на уроке, и я уверена, что каждая из вас сможет выполнить прекрасный проект [19,22, 27].
Занятие на тему «Значение вышивки в русском костюме. Технологические приемы вышивки» (13 неделя)
Цель:
1. Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа на примере русского костюма.
2. Совершенствовать приемы работы в технике “крест”.
3. Привить любовь к традициям народного искусства.
Оборудование, наглядность: образец народного костюма; плакаты с изображением древней символики и орнамента (Приложение 3); образцы орнаментов и схемы; схемы узоров вышивки; иллюстрации русских народных костюмов; ткань-канва, нитки мулине, иголки, ножницы, бумага в клетку, фломастеры.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение материала.
Вводная часть:
У.: В XVI - XVII веках древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Ее прокрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Мужчины и женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы тела, с длинными, иногда доходящими до пола рукавами. Было принято одновременно надевать несколько одежд сразу – одну на другую. Верхнюю, распашную, накидывали на плечи, не вдевая рукава.
Рубаха – древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.
Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.
В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” – выбеленное полотно.
Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.
В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху.
Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.
Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.
Девичья одежда состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду – поневу и тщательно закрывала голову сложным головным убором – сорокой.
Сарафан (платье без рукавов или высокая юбка на лямках) надевался на рубаху. Сарафаны носили женщины северных и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Урала. Не стал исключение и Южный Алтай. Там сарафаны также были широко распространены.
Сарафаны шили как из домотканых материалов – сукна, холста, - украшая их набойкой, вышивкой, так и из покупных тканей – парчи, шелка, бархата.
По крою сарафаны могли быть различными. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани. Косоклинный распашной сарафан имел спереди два полотнища, застегивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы.
Позже в центральных районах России появились круглые, или прямые, сарафаны на лямках, которые шили из нескольких прямых полотнищ ткани.
Рубахи, которые носили с сарафаном, могли быть как целые, так и составные. Украшались в них в основном одни рукава, ведь остальные ее части были не видны.
Рубаха могла состоять из двух частей, которые в разных губерниях назывались по-своему. Так, верхнюю часть называли “рукава”, “воротушка”, грудка и делали из тонкой ткани, а нижнюю – “подставку”, “стан” – из домотканины.
В северных и центральных губерниях рубахи украшали своеобразной вышивкой, изящным орнаментом, имеющим графический характер.
С сарафаном часто носили передники с завязкой выше груди либо передник с грудкой (нагрудкой) с завязками на талии и шее. Передники украшались вышивкой, которая имела характер оберега.
Обязательной деталью костюма, как женского, так и мужского был пояс. Им подпоясывались женские рубахи и сарафаны, верхняя одежда. Пояс служил не только украшением. Он играл и практическую роль. В подпоясанной одежде было теплее; на поясе женщины крепили сумочки, гребни, ключи и пр. Кроме этого, пояс, по народным поверьям, имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности; распоясать его – означало обесчестить себя.
Более распространенными были плетенные и тканые пояса различной ширины. Пояс чаще завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерстяных нитей. Носили его под грудью (в женских костюмах с передником, сарафаном) или на талии. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда – спереди или сзади.
Бережное отношение крестьян Южного Алтая к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах не только не садились за стол, но даже и не присаживались на лавку – боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой, в котором она могла уже сесть за стол. Детские вещи шили на “вырост” и передавали от старших к младшим. Зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали – берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе – хранили аккуратно сложенными в сундуках или в больших коробах из липы.
Крой определял силуэт одежды и архитектонику крестьянского костюма Южного Алтая. Практичность кроя народной одежды проявлялась и в ее безразмерности – благодаря значительной объемности форм она подходила людям самой разной комплекции.
Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.п. С точки зрения культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, написанный особым языком. Язык – это, прежде всего, смысловая сфера, и знаки языка есть смысловые знаки, а свой смысл они получают от тех предметов, которые они обозначают.
Цель символической системы костюма – передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык народной вышивки Южного Алтая – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.
Домашняя вышивка в деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.
Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.
Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.
Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.
Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы – солярные знаки, прямая линия – символ земли, женская фигура – символ плодородия, волнообразная ритмическая линия – символ воды, дерево – знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове – символ счастливого брака.
Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов – основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.
3. Инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.
(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове – символ счастливого брака).
У.: Давайте обсудим, что обозначают эти изображения.
Прежде, чем мы приступим к вышивке, определите, с какого орнамента лучше начать работу. Работаем нитью в два сложения. Помним о чистоте изнаночной стороны, а, следовательно, о закреплении нити в начале и в конце работы. На ткани для каждого крестика отсчитываем по три ниточки.
4. Инструктаж по техники безопасности. (Безопасные приемы работы с ножницами, иголками).
5. Практическая работа.
Учащиеся вышивают по выданным им схемам. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
6. Подведение итогов занятия. Просмотр работ.
7. Выдача домашнего задания.
8. Уборка рабочих мест [19, 20].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.