В настоящее время государством разрабатываются антикризисные программы, в которых важное место занимает налоговая политика. В то же время и теория налогов, и практика налогообложения в нашей стране развиты недостаточно. Порой предлагаются очень простые, но совершенно не продуманные решения без анализа их реальных последствий. Все, что касается налогов — сложнейшая экономическая проблема, не имеющая простых решений. Поэтому стремясь выйти из кризиса, должны давать очень точный научный анализ, чтобы цели и результаты совпадали между собой. Прогнозирование последствий принимаемых решений нужно поставить во главу угла этого анализа.
Кризис обусловлен циклическим характером рыночного производства, поэтому его появление было вполне прогнозируемым. В предшествующие годы благоприятная экономическая конъюнктура вовлекала в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, создавала новые источники доходов и увеличивала спрос. Вследствие несовершенства рыночного регулирования нарушались пропорции в структуре хозяйства. Происходило быстрое развитие одних отраслей, отставание и старение других, то же самое можно сказать и о регионах. В результате накапливающиеся диспропорции привели к спаду производственной деятельности.
Кризис возникает из-за резкого нарушения существовавшего экономического равновесия в результате нараставших диспропорций. При избытке предложения происходит значительное сокращение спроса. Сокращение спроса порождает трудности со сбытом товаров и услуг. Трудности со сбытом приводят к снижению объемов производства и росту безработицы. Рост безработицы снижает покупательную способность населения. Сбыт еще больше осложняется. Снижаются все макро- и микроэкономические показатели. Происходит падение объемов инвестиций, прибыли, заработной платы. Нереализованные товары превращаются в омертвленный капитал. Недостаток денежных средств приводит к тому, что растет плата за кредит — ставка ссудного процента. Снижаются курсы ценных бумаг. Цены, которые теоретически должны снижаться вместе с другими финансовыми показателями, фактически ведут себя неоднозначно. Наряду со снижением проявляется и спекулятивный рост цен на необходимые товары. В результате развивается инфляция.
Экономические кризисы последней четверти 20-го — начала 21-го века развиваются под воздействием таких явлений, как продолжающаяся концентрация производства и капитала, международная интеграция, глобализация, антикризисная политика государств. Как последствия глобализации можно рассматривать возникновение региональных или всеобщего кризисов. Появляется так называемый экспорт кризиса. В 2008 году наблюдался именно экспорт кризиса из США в Европу, Азию, Латинскую Америку.
Для смягчения кризисов современные государства широко используют кредитно – денежные, бюджетные и налоговые механизмы.
Почвой для зарождения кризиса в России стали многозвенность экономики, наличие большого количества посредников между производителем и потребителем. Особенно характерно это для современной России. Посредники, не производя ничего, получают львиную долю денежных средств, находящихся в обороте, вздувают розничные цены.
Результатом указанных и некоторых других факторов и стало постепенное накопление фиктивного финансового капитала. Количество стало переходить в качество, и финансовые «пузыри» лопнули один за другим.
Кроме того, в России финансы прекратили выполнять функцию средств обеспечения экономического роста страны и превратились в самоцель. Так, до кризиса российские банки кредитовали в основном потребительский сектор экономики, а в период кризиса переключились на валютные спекуляции, не встречая никакого противодействия со стороны Центробанка. В эту игру были вовлечены даже бюджетные деньги, выделенные банкам на кредитование реального сектора экономики. Не получая кредитов, предприятия стали сокращать производство, увольнять персонал. Этому процессу способствует и сокращение государственных расходов.
Именно налоги должны сыграть сейчас двоякую роль: с одной стороны, обеспечить доходы государства, а с другой — стимулировать отечественного производителя.
Итак, основными инструментами государственного регулирования служат налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложения, кредитования, инвестирования), государство побуждает принимать желательные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
—бюджетное субсидирование, например на закупку излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
—государственные инвестиции в экономику;
—прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;
-— введение при необходимости денежно-кредитных ограничений (регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль);
—лицензирование;
—законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство, ценообразование;
—финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
—налоговая политика.
Практически все антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Вследствие этого налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению экономики.
Налог на добавленную стоимость. В последние предкризисные годы НДС занимал все более заметную роль в налоговых доходах.
Одним из главных вопросов реформирования НДС является налоговая ставка. Эта проблема дебатируется в высших органах законодательной и исполнительной власти страны уже в течение нескольких лет. Вскоре после снижения НДС с 20 до 18 % в 2004 году с сохранением льготной налоговой ставки на социально значимые товары в размере 10 % Правительством РФ был поставлен вопрос о дальнейшем снижении налога. И вот уже несколько лет идут дебаты о том, как это сделать.
Министерство финансов России предлагал умеренное снижение НДС с установлением единой ставки на уровне 16 или 15 %. На первый взгляд, вариант кажется приемлемым. Но только на первый взгляд, без анализа его последствий.
Установление единой ставки приведет к повышению налога на товары, которые в настоящее время облагаются по льготной ставке 10 %. В соответствии со ст. 164 Налогового кодекса РФ эта пониженная ставка применяется при реализации основных продовольственных товаров, основных товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
Увеличение налога на реализацию указанных товаров с 10 до 15 или 16 % моментально приведет к росту розничных цен на них. В итоге страна получит новый дополнительный виток инфляции, от чего пострадает все население, а в большей мере — его наименее социально защищенные слои.
Уже в 2010 году можно безболезненно перейти от ставок 18 и 10 % к ставкам 16 и 8 %, сохранив и даже снизив ставку на социально значимые товары. Постепенность не приведет к резкому выпадению доходов. К тому же доходы будут частично возмещены немедленно за счет роста поступлений налога на прибыль организаций. А в будущем — и за счет активизации предпринимательской деятельности.
Налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 НК РФ. К сожалению, данную главу нельзя считать успехом современной налоговой политики. В результате ликвидации инвестиционной льготы налог на прибыль организаций утратил свою былую регулирующую роль и остался чисто фискальным платежом. В результате такой политики предприятиям стало невыгодно реинвестировать собственные средства в производство (особенно в момент, когда подешевели кредитные ресурсы), при этом уменьшился не объем инвестиций (он возрос), а их удельный вес за счет собственных средств предприятий
Если рассматривать структуру финансирования инвестиций подробнее, можно увидеть, что 80 % направляются в добывающие отрасли и только 20 % — в обрабатывающие. Таковы печальные итоги применения гл. 25 НК РФ.
Возникает парадокс: государство приглашает и стимулирует западных инвесторов, а инвестиционную активность своих работодателей и предпринимателей не поощряет. А свои в результате попали в зависимость от иностранных банков, причем некоторые кредиты были получены под гарантию государства. Именно данное обстоятельство привело к ситуации, способствующей проникновению в нашу страну кризиса из США и Западной Европы.
В период кризиса в России был принят ряд срочных мер. Одной из них стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 % за счет части, поступающей в федеральный бюджет, а также возможность для регионов снижать ставку не на 4,0 а на 4,5 %. В разряд антикризисных мер входит и изменение порядка уплаты авансов по налогу на прибыль.
По налогу на прибыль увеличен норматив применения расходов на уплату процентов за пользование заемными средствами. Это решение принималось с учетом непростой ситуации, сложившейся на кредитном рынке.
Не отрицая полезность принятых мер, они все таки не недостаточны. Ведь сегодня налог снижен для всех. А предпочтение следовало бы отдать тем, кто инвестирует собственную прибыль в развитие производства.
Налог на доходы физических лиц. Введение НДФЛ вместо подоходного налога и установление единой для всех ставки 13 % вызвало резкий рост поступлений от этого вида налога. Сейчас, с началом кризиса, многие специалисты добиваются возврата принятого в большинстве стран налога с прогрессивной шкалой. По их прогнозам, это поможет в какой-то степени сгладить противоречия в обществе, перераспределив доходы. К сожалению, столь простым способом, как введение прогрессивного налога на доходы физических лиц, уменьшить расслоение общества и добиться справедливости в налогообложении не удастся. Можно уверенно сказать лишь одно: наиболее пострадавшим окажется средний класс. Тем более что у нас не существует закона, позволяющего контролировать соответствие расходов граждан их доходам. Обязанность налоговой службы — контролировать крупные расходы граждан и, соответственно, их доходы — исчезла из НК РФ, хотя такой закон есть почти во всех развитых странах. Он необходим не только для обеспечения справедливости налогообложения, но и для эффективной борьбы с коррупцией [38, с.51].
Реформирование ЕСН
С 1 января 2010 года отменен ЕСН и введены страховые взносы, в соответствии с Федеральным законом № 212 от 24.06.2009 года с 1 января 2010 года. Необходимо изучить каким образом данное законодательство повлияет на налоговую нагрузку предприятия в целом.
Совершенствование законодательных актов в части ЕСН явилось мерой необходимой, так как российская система пенсионного, медицинского и социального страхования пребывает в глубоком кризисе уже несколько лет. Достаточно сказать, что дефицит бюджета того же Пенсионного фонда ежегодно составляет несколько десятков миллиардов рублей. Немногим лучше в других внебюджетных фондах. Например, по итогам 2008 года расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования превысили доходы на 6 миллиардов рублей. Более благополучна ситуация в Фонде социального страхования. Однако и в нем начиная с 2007 года наблюдается устойчивый дефицит средств. И дело не в том, что покрывать эти дыры вынужден федеральный бюджет. А в том, что нарушается главный принцип всей системы социальной защиты - его страховая сущность. А значит, делает эту систему весьма неустойчивой в условиях кризиса. Повышение пенсий обеспечивается за счет госбюджета - то есть за счет сбора всех видов доходов бюджета [35, с. 2].
Простым повышением зарплатных налогов ситуацию с низкими пенсиями все равно не решить. По всей видимости, государству придется в очередной раз начинать реформу социальной сферы. Сделать это в условиях кризиса будет непросто. Но зато именно он может стать мотивацией для правительства к переходу от простых латаний социальных дыр к исправлению ранее допущенных в ходе пенсионной реформы и реформы социального страхования ошибок.
С начала 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ( принятый для реализации очередного этапа совершенствования пенсионной системы РФ.
Основные положения данного закона:
Налогоплательщики:
– лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
– плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).
Объект налогообложения:
– Для организаций и предпринимателей — это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки.
– Для физических лиц — это выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы.
Налоговая база:
База для начисления взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. Размер индексации должен определяться правительством России. Норма вступит в силу 1 января 2011 года.
Не включена в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, компенсация заисключением неиспользованный отпуск. А для некоторых выплат, включенных в перечень, предусмотрены ограничения: так, в частности, выплата единовременной материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка должна производиться в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Налоговые ставки:
С 1 января 2010 года тарифов страховые взносы устанавливаются в государственные внебюджетные фонды в размере действующей ставки ЕСН - 26 %. Так, размер взноса в Пенсионный фонд РФ составит 20 %, в Фонд социального страхования - 2,9 % и Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1 %.
Однако с 1 января 2011 года страховые взносы будут повышены: в ПФРФ - до 26 %, в ФОМС - до 5,1 %. Взнос в ФСС останется в размере 2,9 %. Таким образом, общая ставка по страховым взносам возрастет до 34 %.
Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы взиматься не будут. Данную предельную величину предлагается ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
Действующие льготы по уплате ЕСН не будут распространяться на страховые взносы.
Но они будут сохраняться в 2010 году для сельхозпроизводителей (тарифы страховых взносов в ПФРФ, ФСС и ФОМС сохраняются в размере действующих ставок ЕСН), организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (устанавливаются только страховые взносы в ПФРФ в размере 14 %), уплачивающих единый сельскохозяйственный налог (только взносы в ПФРФ в размере 10,3 %), применяющих упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (только взносы в ПФРФ в размере 14 %), плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов (только взносы в ПФРФ в размере 14 %).
Кроме того, для части этих категорий плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014 годов: в ПФРФ в 2011-2011 годах - до 16 %, в 2013-2014 годах - до 21 %; в ФСС - до 1,9 % и 2,4 %; в ФФОМС - до 1,1 % и 1,6 %; в ТФОМС - до 1,2 % и 2,1 % соответственно. Предусматривается также компенсация выпадающих в 2011-2014 годах доходов бюджетов внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов за счет трансфертов из федерального бюджета. В 2010 году такая компенсация предусматривается только в отношении бюджета ПФР. Приведем тарифы на следующие периоды в таблице 9 для предприятий общей системы налогообложения и спецрежимах.
Таблица 9 – Размеры тарифов страховых взносов на 2009 – 2015 гг.
Фонд | Организация | 2009-2010, % | 2011-2012,% | 2013-2014,% | 2015,% |
ПФР | на обычной системе налогообложения | 20 | 26 | 26 | |
на спецрежимах | 14 | 16 | 21 | ||
ФСС | на обычной системе налогообложения | 2,9 | 2,9 | ||
на спецрежимах | - | 1,9 | 2,4 | ||
ФФОМС | на обычной системе налогообложения | 1,1 | 2,1 | 2,1 | |
на спецрежимах | - | 1,1 | 1,6 | ||
ТФОМС | на обычной системе налогообложения | 2 | 3 | 3 | |
на спецрежимах | - | 1,2 | 2,1 | ||
Итого | на обычной системе налогообложения | 26 | 34 | 34 | |
на спецрежимах | 14 | 20,2 | 27,1 |
Из таблицы видно, что Федеральный закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФРФ и ФОМС [17, с.88].
Проанализируем выплаты ОАО «ТАИФ-НК» до 2015 года, учитывая что средний фонд заработной платы и численность работников будет оставаться такой как в 2009 году, приведем все данные в таблице 10.
Таблица 10 – Сумма выплат страховых взносов ОАО «ТАИФ-НК» на 2009-2015 гг.
Фонд | 2009-2010, тыс. руб. | 2011-2012., тыс. руб. | 2013-2014., тыс. руб. | 2015, тыс. руб. |
ПФР | 158175 | 205628 | 205628 | 205628 |
ФСС | 26093 | 26093 | 26093 | 26093 |
ФФОМС | 9897 | 18895 | 18895 | 18895 |
ТФОМС | 17995 | 26993 | 26993 | 26993 |
Итого | 212160 | 277609 | 277609 | 277609 |
Полученные данные отобразим графически (рисунок 11).
Как видно из приведенных данных в 2010 году налоговые платежи в части ЕСН, то есть страховых взносов даже уменьшаться на 10 % по сравнению с 2009 годом. Данное понижение связано с тем что в Пенсионный Фонд база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы не взимаются. А в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрастут на 30,8 %. Очевидно, что это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудит предприятие искать способы компенсировать возрастающие налоговые платежи. А в следствии возрастании налоговых платежей увеличению налоговой нагрузки.
Рисунок 11 – Динамика суммы выплат страховых взносов ОАО «ТАИФ-НК»
К недостаткам данного закона можно отнести:
а) С 2010 года будет отменена регрессивная шкала ставок, и с 2011 года повышаются тарифы страховых взносов по сравнению со ставками ЕСН с 26 % до 34 %. С 2011 года предприятия на упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вменённый доход, резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и общественные организации инвалидов начнут платить взносы в ФСС и ФОМС. Для организаций, применяющих спецрежимы, начиная с 2011 года увеличатся ставки зарплатных налогов с 14 % до 24 %, почти в два раза. С 2015 года тарифы страховых взносов для всех категорий страхователей будут одинаковыми и общая их ставка составит 34 %.
б) С 2010 года существенно увеличится налоговая база по страховым взносам. Выплаты в пользу сотрудников, учитываемые в составе затрат по налогу на прибыль, осуществленные за счет собственных средств организации, будут облагаться взносами, если эти выплаты не включены в состав необлагаемых по Закону № 212-ФЗ. Ввиду такого явного двойного налогообложения социальных выплат (неучет затрат в налоговом учете по налогу на прибыль и начисление зарплатных налогов), большинство налогоплательщиков будут вынуждены сократить, либо полностью отменить социальные пакеты для сотрудников.
в) Предприниматели, главы крестьянских хозяйств, нотариусы, адвокаты будут уплачивать фиксированные платежи за себя не только в ПФРФ, но и в ФОМС.
г) Взносы не будут считаться уплаченными, если в платежке указан неверный код бюджетной классификации, соответственно, пеней в такой ситуации не избежать. Отметим, что сейчас ошибка в коде бюджетной классификации по ЕСН фактически не влечет начисления пеней. Кроме того, станет невозможен зачет взносов, излишне уплаченных в один внебюджетный фонд, в счет погашения недоимки, подлежащей уплате в другой внебюджетный фонд, в рамках ЕСН это было возможно.
д) Дополнительно в ПФРФ и ФСС нужно будет письменно сообщать о закрытии и открытии расчетных счетов, о создании и закрытии обособленных подразделений, а также о реорганизации и ликвидации предприятия.
е) За 2010 год сведения по персонифицированному учету придется представлять в ПФРФ дважды: за полугодие 2010 год — до 1 августа, за 2010 год — до 1 февраля 2011 год. Начиная с 2011 года, эти сведения нужно будет представлять уже ежеквартально.
ж) С 2010 года все, у кого среднесписочная численность работников и иных физических лиц, получивших выплаты и иные вознаграждения, облагаемые страховыми взносами, за предшествующий год составит более 100 человек, а с 2011 года — более 50 человек, будут обязаны подавать отчетность в ПФРФ и ФСС в электронной форме с электронной цифровой подписью.
К достоинствам отмены ЕСН относятся:
а) Объем отчетности для работодателей на общем режиме налогообложения уменьшится, а штрафы за ее непредставление изменятся.
б) В перечень не облагаемых взносами сумм добавятся следующие выплаты:
1) суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работника. Таким образом, снимется давний спор о необходимости уплаты ЕСН с этих сумм;
2) платежи по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее года с медучреждениями, имеющими лицензии.
в) Спецрежимники смогут на сумму страховых взносов:
1) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и плательщики единого сельско-хозяйственного налога — увеличить расходы при расчете налоговой базы;
2) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и плательщики единого налога на вменённый доход — уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением спецрежима, на все 34 % страховых взносов. Причем сохранится и ограничение — налог не может быть уменьшен более чем на 50 %;
г) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения на патенте — уменьшить стоимость патента не более чем на 2/3 его стоимости.
д) ПФРФ и ФСС не смогут в отличие от налоговых органов блокировать расчетные счета страхователей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.