Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие налоговой политики предприятия

1.2 Системы налогообложения предприятий

1.3 Методика анализа налоговой нагрузки

2. Оценка налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.2 Оценка финансовых показателей деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.3 Анализ налоговой нагрузки ОАО «ТАИФ-НК»

3. Основные направления совершенствования и оптимизации налогообложения предприятия

3.1 Налоговая политика в условиях кризиса

3.2 Реформирование ЕСН

3.3 Оптимизация налоговой политики ОАО «ТАИФ-НК»

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

 

Прошедшие годы реформирования российской налоговой системы оказались напитанными весьма сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии организаций. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики.

Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования процесса разработки налоговой политики организации, в центре большинства научных трудов находятся проблемы, связанные с совершенствованием государственного налогового администрирования, тогда как анализ влияния государственной налоговой политики и формируемой в ее рамках величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов находил место лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы. При этом, несмотря на то, что во многих работах присутствует упоминание термина «налоговая политика организации», ее содержание остается раскрытым не в полной мере.

Дело в том, что на законодательном уровне налоговая политика организации определяется как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

Однако такая характеристика налоговой политики организации является, «узкой», так как не отражает в полной мере тот комплекс мероприятий, который подразумевает под собой понятие «политика», сутью которой является установление форм, задач и содержания.

Более того, авторами многочисленных трудов, посвященных вопросам налогообложения, не производится комплексной оценки реакции предприятий на динамику показателя налогового бремени. А ведь наряду с иными факторами, влияющими на процесс формирования налоговой политики организации, величина налоговой нагрузки играет значимую роль в принятии хозяйствующим субъектом решений в области налогообложения.

Проведенный анализ позволит сделать вывод об ограниченности позиции законодательства и некоторых экономистов, сводящих налоговую политику организации в рамки совокупности приемов и методов выбора вариантов налогообложения по тому или иному налогу. Поэтому возникает необходимость рассмотреть налоговую политику организации, формируемой с учетом величины налогового бремени и являющейся результатом совместной работы собственников и работников всех сфер деятельности предприятия, направленной на выработку тактических и стратегических мероприятий в целях достижения необходимого экономически значимого эффекта.

Однако, несмотря на разработанность в частности вопросов формирования налоговой политики на общегосударственном уровне, влияния на данный процесс величины налоговой нагрузки и оптимизации налоговой политики организации для целей налогового учета не уделяется достаточного внимания.

Таким образом, необходимость углубления теоретических изысканий и недостаточная степень разработанности проблемы предопределили выбор темы, цель, задачи и структуру данной работы.

Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования эффективной налоговой политики хозяйствующего субъекта.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

¾  раскрыть понятие и содержание налоговой политики организации как элемента общей системы управления предприятием и рассмотреть основы ее формирования;

¾ рассмотреть основные системы налогообложения предприятий;

¾ определить методику анализа налоговой нагрузки предприятия, как одного из факторов, влияющих на налоговую политику предприятия;

¾ провести оценку налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»;

¾ разработать рекомендации по оценке эффективности формируемой налоговой политики организации.

Объектом исследования выступает ОАО «ТАИФ-НК».

Предмет исследования - налоговая политика хозяйствующих субъектов.

Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.

Информационной базой явились материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети интернет.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первом разделе «Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия» рассматривается понятие и содержание налоговой политики организации, виды систем налогообложения и методика анализа налоговой нагрузки.

Второй раздел посвящен вопросам оценки налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В третьем разделе рассмотрены основные пути совершенствования налоговой системы и предложены меры по оптимизации налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

 



Реформирование ЕСН

 

С 1 января 2010 года отменен ЕСН и введены страховые взносы, в соответствии с Федеральным законом № 212 от 24.06.2009 года с 1 января 2010 года. Необходимо изучить каким образом данное законодательство повлияет на налоговую нагрузку предприятия в целом.

Совершенствование законодательных актов в части ЕСН явилось мерой необходимой, так как российская система пенсионного, медицинского и социального страхования пребывает в глубоком кризисе уже несколько лет. Достаточно сказать, что дефицит бюджета того же Пенсионного фонда ежегодно составляет несколько десятков миллиардов рублей. Немногим лучше в других внебюджетных фондах. Например, по итогам 2008 года расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования превысили доходы на 6 миллиардов рублей. Более благополучна ситуация в Фонде социального страхования. Однако и в нем начиная с 2007 года наблюдается устойчивый дефицит средств. И дело не в том, что покрывать эти дыры вынужден федеральный бюджет. А в том, что нарушается главный принцип всей системы социальной защиты - его страховая сущность. А значит, делает эту систему весьма неустойчивой в условиях кризиса. Повышение пенсий обеспечивается за счет госбюджета - то есть за счет сбора всех видов доходов бюджета [35, с. 2].

Простым повышением зарплатных налогов ситуацию с низкими пенсиями все равно не решить. По всей видимости, государству придется в очередной раз начинать реформу социальной сферы. Сделать это в условиях кризиса будет непросто. Но зато именно он может стать мотивацией для правительства к переходу от простых латаний социальных дыр к исправлению ранее допущенных в ходе пенсионной реформы и реформы социального страхования ошибок.

С начала 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ( принятый для реализации очередного этапа совершенствования пенсионной системы РФ.

Основные положения данного закона:

Налогоплательщики:

– лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

– плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).

Объект налогообложения:

– Для организаций и предпринимателей — это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки.

– Для физических лиц — это выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы.

Налоговая база:

База для начисления взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. Размер индексации должен определяться правительством России. Норма вступит в силу 1 января 2011 года.

Не включена в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, компенсация заисключением неиспользованный отпуск. А для некоторых выплат, включенных в перечень, предусмотрены ограничения: так, в частности, выплата едино­временной материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка должна производиться в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Налоговые ставки:

С 1 января 2010 года тарифов страховые взносы устанавливаются в государственные внебюджетные фонды в размере действующей ставки ЕСН - 26 %. Так, размер взноса в Пенсионный фонд РФ составит 20 %, в Фонд социального страхования - 2,9 % и Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1 %.

Однако с 1 января 2011 года страховые взносы будут повышены: в ПФРФ - до 26 %, в ФОМС - до 5,1 %. Взнос в ФСС останется в размере 2,9 %. Таким образом, общая ставка по страховым взносам возрастет до 34 %.

Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы взиматься не будут. Данную предельную величину предлагается ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.

Действующие льготы по уплате ЕСН не будут распространяться на страховые взносы.

Но они будут сохраняться в 2010 году для сельхозпроизводителей (тарифы страховых взносов в ПФРФ, ФСС и ФОМС сохраняются в размере действующих ставок ЕСН), организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (устанавливаются только страховые взносы в ПФРФ в размере 14 %), уплачивающих единый сельскохозяйственный налог (только взносы в ПФРФ в размере 10,3 %), применяющих упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (только взносы в ПФРФ в размере 14 %), плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов (только взносы в ПФРФ в размере 14 %).

Кроме того, для части этих категорий плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014 годов: в ПФРФ в 2011-2011 годах - до 16 %, в 2013-2014 годах - до 21 %; в ФСС - до 1,9 % и 2,4 %; в ФФОМС - до 1,1 % и 1,6 %; в ТФОМС - до 1,2 % и 2,1 % соответственно. Предусматривается также компенсация выпадающих в 2011-2014 годах доходов бюджетов внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов за счет трансфертов из федерального бюджета. В 2010 году такая компенсация предусматривается только в отношении бюджета ПФР. Приведем тарифы на следующие периоды в таблице 9 для предприятий общей системы налогообложения и спецрежимах.

 

Таблица 9 – Размеры тарифов страховых взносов на 2009 – 2015 гг.

Фонд Организация 2009-2010, % 2011-2012,% 2013-2014,% 2015,%

 

ПФР

на обычной системе налогообложения 20

26

26

на спецрежимах 14 16 21

 

ФСС

на обычной системе налогообложения

2,9

2,9

на спецрежимах - 1,9 2,4

 

ФФОМС

на обычной системе налогообложения 1,1

2,1

2,1

на спецрежимах - 1,1 1,6

 

ТФОМС

на обычной системе налогообложения 2

3

3

на спецрежимах - 1,2 2,1

 

Итого

на обычной системе налогообложения 26

34

34

на спецрежимах 14 20,2 27,1

 

Из таблицы видно, что Федеральный закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФРФ и ФОМС [17, с.88].

Проанализируем выплаты ОАО «ТАИФ-НК» до 2015 года, учитывая что средний фонд заработной платы и численность работников будет оставаться такой как в 2009 году, приведем все данные в таблице 10.

 

Таблица 10 – Сумма выплат страховых взносов ОАО «ТАИФ-НК» на 2009-2015 гг.

Фонд 2009-2010, тыс. руб. 2011-2012., тыс. руб. 2013-2014., тыс. руб. 2015, тыс. руб.
ПФР 158175 205628 205628 205628
ФСС 26093 26093 26093 26093
ФФОМС 9897 18895 18895 18895
ТФОМС 17995 26993 26993 26993
Итого 212160 277609 277609 277609

 

Полученные данные отобразим графически (рисунок 11).

Как видно из приведенных данных в 2010 году налоговые платежи в части ЕСН, то есть страховых взносов даже уменьшаться на 10 % по сравнению с 2009 годом. Данное понижение связано с тем что в Пенсионный Фонд база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы не взимаются. А в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрастут на 30,8 %. Очевидно, что это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудит предприятие искать способы компенсировать возрастающие налоговые платежи. А в следствии возрастании налоговых платежей увеличению налоговой нагрузки.

 

Рисунок 11 – Динамика суммы выплат страховых взносов ОАО «ТАИФ-НК»

 

К недостаткам данного закона можно отнести:

а) С 2010 года будет отменена регрессивная шкала ставок, и с 2011 года повышаются тарифы страховых взносов по сравнению со ставками ЕСН с 26 % до 34 %. С 2011 года предприятия на упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вменённый доход, резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и общественные организации инвалидов начнут платить взносы в ФСС и ФОМС. Для организаций, применяющих спецрежимы, начиная с 2011 года увеличатся ставки зарплатных налогов с 14 % до 24 %, почти в два раза. С 2015 года тарифы страховых взносов для всех категорий страхователей будут одинаковыми и общая их ставка составит 34 %.

б) С 2010 года существенно увеличится налоговая база по страховым взносам. Выплаты в пользу сотрудников, учитываемые в составе затрат по налогу на прибыль, осуществленные за счет собственных средств организации, будут облагаться взносами, если эти выплаты не включены в состав необлагаемых по Закону № 212-ФЗ. Ввиду такого явного двойного налогообложения социальных выплат (неучет затрат в налоговом учете по налогу на прибыль и начисление зарплатных налогов), большинство налогоплательщиков будут вынуждены сократить, либо полностью отменить социальные пакеты для сотрудников.

в) Предприниматели, главы крестьянских хозяйств, нотариусы, адвокаты будут уплачивать фиксированные платежи за себя не только в ПФРФ, но и в ФОМС.

г) Взносы не будут считаться уплаченными, если в платежке указан неверный код бюджетной классификации, соответственно, пеней в такой ситуации не избежать. Отметим, что сейчас ошибка в коде бюджетной классификации по ЕСН фактически не влечет начисления пеней. Кроме того, станет невозможен зачет взносов, излишне уплаченных в один внебюджетный фонд, в счет погашения недоимки, подлежащей уплате в другой внебюджетный фонд, в рамках ЕСН это было возможно.

д) Дополнительно в ПФРФ и ФСС нужно будет письменно сообщать о закрытии и открытии расчетных счетов, о создании и закрытии обособленных подразделений, а также о реорганизации и ликвидации предприятия.

е) За 2010 год сведения по персонифицированному учету придется представлять в ПФРФ дважды: за полугодие 2010 год — до 1 августа, за 2010 год — до 1 февраля 2011 год. Начиная с 2011 года, эти сведения нужно будет представлять уже ежеквартально.

ж) С 2010 года все, у кого среднесписочная численность работников и иных физических лиц, получивших выплаты и иные вознаграждения, облагаемые страховыми взносами, за предшествующий год составит более 100 человек, а с 2011 года — более 50 человек, будут обязаны подавать отчетность в ПФРФ и ФСС в электронной форме с электронной цифровой подписью.

К достоинствам отмены ЕСН относятся:

а) Объем отчетности для работодателей на общем режиме налогообложения уменьшится, а штрафы за ее непредставление изменятся.

б) В перечень не облагаемых взносами сумм добавятся следующие выплаты:

1) суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работника. Таким образом, снимется давний спор о необходимости уплаты ЕСН с этих сумм;

2) платежи по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее года с медучреждениями, имеющими лицензии.

в) Спецрежимники смогут на сумму страховых взносов:

1) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и плательщики единого сельско-хозяйственного налога — увеличить расходы при расчете налоговой базы;

2) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и плательщики единого налога на вменённый доход — уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением спецрежима, на все 34 % страховых взносов. Причем сохранится и ограничение — налог не может быть уменьшен более чем на 50 %;

г) предприятия применяющие упрощенную систему налогообложения на патенте — уменьшить стоимость патента не более чем на 2/3 его стоимости.

д) ПФРФ и ФСС не смогут в отличие от налоговых органов блокировать расчетные счета страхователей.

Заключение

 

Завершая изучение данной темы можно сделать следующие выводы.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Система налогового планирования как из способ управления налогами включает в себя анализ сложившегося уровня налоговой нагрузки и выявление возможные перспективы снижения налоговой нагрузки. Снижение налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

Налоговая нагрузка представляет собой долю изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера.

Применяемый предприятием налоговый режим во многом обуславливает налоговую нагрузку на предприятии.

Традиционно выделяют общий и специальный налоговые режимы. При этом специальные налоговые режимы применяются только в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся (п. 2 ст. 18 НК РФ):

¾ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственной налог);

¾ упрощенная система налогообложения;

¾ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

¾ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Методика расчета налоговой нагрузки налогоплательщика включает в себя количественную и качественную оценку влияния законодательно установленных обязательных платежей на финансовое состояние предприятия. При этом необходимо учитывать налоговый статус, режим налогообложения, наличие или отсутствие льгот по налогам, в том числе по НДС.

Анализ основных финансовых показателей деятельности ОАО «Таиф-НК» позволил выявить их резкое снижение в 2009 году.

Расходы в 2008 году выросли на 19774086 тыс. рублей по сравнению с 2007 года, в 2009 году сократились на 4323470 тыс. рублей. А доходы от реализации продукции увеличились в 2008 году на 24528220 тыс. рублей, а в 2009 году – снизились на 14754354 тыс. рублей. Данное обстоятельство связано с тем, что в 2009 году было реализовано продукции намного меньше, чем в прошлом отчетном периоде. Конечно же, не маловажную роль сыграл и мировой финансовый кризис.

В 2009 году, наряду со снижением доходов, уменьшился и финансовый результат на 87% по отношению к финансовому результату 2008 года. Изменение финансового результата на протяжении всего отчетного периода свидетельствует о нестабильности развития предприятия.

Также в 2009 году произошло резкое снижение чистой прибыли предприятия на 4654908 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом.

Среднегодовая стоимость имущества в 2008 год возросла на 31%, что должно обязательно повлечь за собой увеличение налога на имущества. В 2009 году - уменьшилась на 0,18 %.

Анализ структуры совокупных налоговых платежей за 2007 – 2009 гг. показал, что в 2008 году они имеют тенденцию к росту, а в 2009 году - к уменьшению.

Большая доля реализации нефтепродуктов на экспорт и ввод в эксплуатацию основных средств обусловило то, что НДС предприятия предъявляется к возмещению из бюджета РФ.

Налог на прибыль увеличивался в 2008 году на 80 % по сравнению 2007 годом, в 2009 году на 1,6 %. Данная тенденция к росту связана с увеличением полученной прибыли, даже не смотря на тяжелое состояние экономики в целом. Увеличение фонда основных средств повлиял на увеличение налога на имущество предприятия (в 2008 году – на 31%, в 2009 год – меньше на 0,18%).

Изменения в налоговых платежах по налогам на доходы физическим лиц, взносам в Пенсионный фонд РФ и единому социальному налогу связано с сокращением заработной платы работников предприятия – это была вынужденная мера руководства предприятия в условиях финансового кризиса и сложного финансового положения предприятия.

Совокупная налоговая нагрузка в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,41%, и возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2,16 %. Учитывая, что темп роста налоговых платежей снизился за 2007/2008 гг. на 6 %, и увеличилась за 2008/2009 гг. на 10% можно сделать вывод о том, что причиной увеличения налоговой нагрузки в 2009 году стало неправильное распределение налоговой нагрузки.

Анализ структуры налоговой нагрузки показал, что наибольший вес имеют таможенные платежи. Также значимыми для предприятия являются НДС (он предъявляется к возврату) и налог на прибыль организации.

Следует отметить, что в связи с кризисными явлениями в экономике, в настоящее время на федеральном уровне принимаются различные меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации и модернизацию системы налогообложения. Уже не один год ведется речь о возможности отмены НДС, снижена ставка налога на прибыль, установлен новый порядок исчисления ЕСН.

Кроме того, в рамках налоговой оптимизации предприятия возможно проведение следующих мероприятий:

¾ Проведение аттестаций рабочих мест с включением приобретения спецодежды в состав материальных расходов.

¾ Заключение договора на медицинское страхование всех работников.

¾ Искусственно увеличить валовые расходы включением в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся, в том числе затрат на маркетинговые исследования, проводимые сторонними организациями.

¾ Проанализировать оптимизацию налогов с помощью сроков уплаты.

Предложенные меры позволят снизить налоговую нагрузку предприятия, что окажет положительное влияние на финансовое состояние предприятия.

 



Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие налоговой политики предприятия

1.2 Системы налогообложения предприятий

1.3 Методика анализа налоговой нагрузки

2. Оценка налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.2 Оценка финансовых показателей деятельности ОАО «ТАИФ-НК»

2.3 Анализ налоговой нагрузки ОАО «ТАИФ-НК»

3. Основные направления совершенствования и оптимизации налогообложения предприятия

3.1 Налоговая политика в условиях кризиса

3.2 Реформирование ЕСН

3.3 Оптимизация налоговой политики ОАО «ТАИФ-НК»

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

 

Прошедшие годы реформирования российской налоговой системы оказались напитанными весьма сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии организаций. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики.

Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования процесса разработки налоговой политики организации, в центре большинства научных трудов находятся проблемы, связанные с совершенствованием государственного налогового администрирования, тогда как анализ влияния государственной налоговой политики и формируемой в ее рамках величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов находил место лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы. При этом, несмотря на то, что во многих работах присутствует упоминание термина «налоговая политика организации», ее содержание остается раскрытым не в полной мере.

Дело в том, что на законодательном уровне налоговая политика организации определяется как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

Однако такая характеристика налоговой политики организации является, «узкой», так как не отражает в полной мере тот комплекс мероприятий, который подразумевает под собой понятие «политика», сутью которой является установление форм, задач и содержания.

Более того, авторами многочисленных трудов, посвященных вопросам налогообложения, не производится комплексной оценки реакции предприятий на динамику показателя налогового бремени. А ведь наряду с иными факторами, влияющими на процесс формирования налоговой политики организации, величина налоговой нагрузки играет значимую роль в принятии хозяйствующим субъектом решений в области налогообложения.

Проведенный анализ позволит сделать вывод об ограниченности позиции законодательства и некоторых экономистов, сводящих налоговую политику организации в рамки совокупности приемов и методов выбора вариантов налогообложения по тому или иному налогу. Поэтому возникает необходимость рассмотреть налоговую политику организации, формируемой с учетом величины налогового бремени и являющейся результатом совместной работы собственников и работников всех сфер деятельности предприятия, направленной на выработку тактических и стратегических мероприятий в целях достижения необходимого экономически значимого эффекта.

Однако, несмотря на разработанность в частности вопросов формирования налоговой политики на общегосударственном уровне, влияния на данный процесс величины налоговой нагрузки и оптимизации налоговой политики организации для целей налогового учета не уделяется достаточного внимания.

Таким образом, необходимость углубления теоретических изысканий и недостаточная степень разработанности проблемы предопределили выбор темы, цель, задачи и структуру данной работы.

Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования эффективной налоговой политики хозяйствующего субъекта.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

¾  раскрыть понятие и содержание налоговой политики организации как элемента общей системы управления предприятием и рассмотреть основы ее формирования;

¾ рассмотреть основные системы налогообложения предприятий;

¾ определить методику анализа налоговой нагрузки предприятия, как одного из факторов, влияющих на налоговую политику предприятия;

¾ провести оценку налоговой политики на примере ОАО «ТАИФ-НК»;

¾ разработать рекомендации по оценке эффективности формируемой налоговой политики организации.

Объектом исследования выступает ОАО «ТАИФ-НК».

Предмет исследования - налоговая политика хозяйствующих субъектов.

Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.

Информационной базой явились материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети интернет.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первом разделе «Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия» рассматривается понятие и содержание налоговой политики организации, виды систем налогообложения и методика анализа налоговой нагрузки.

Второй раздел посвящен вопросам оценки налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В третьем разделе рассмотрены основные пути совершенствования налоговой системы и предложены меры по оптимизации налоговой политики в ОАО «ТАИФ-НК».

В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

 



Теоретические и методологические основы оценки налоговой политики хозяйственной деятельности предприятия

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.