Теоретические основы конкурентоспособности продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности продукции

1.2 Показатели конкурентоспособности продукции и методы их оценки

1.3 Оценка конкурентоспособности продукции

2. Современное состояние управления конкурентоспособностью продукции ООО "Мясокомбинат "Бугульминский"

2.1 Общая характеристика ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

2.2 Анализ системы управления на предприятии

2.3 Исследование управления конкурентоспособности ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

3.1 Разработка положения по работе отдела сбыта и отдела маркетинга

3.2 Оценка социальной и экономической эффективности от внедрения рекомендаций и предложений

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю, низкую.

Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

- функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность пользователей и формировать у них новые потребности);

- предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств);

- видовую (иметь лучший дизайн).

Главными составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

В самом общем виде конкурентоспособность может быть представлена в следующем виде:

- технический уровень товара;

- уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

- соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам:

- организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;

- срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

- цена, условия платежей;

- актуальность (своевременность) появления данного товара на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю.

Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня ищет, как правило, не столько фирму с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей стороны организацию, способную предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно важным становится поддержание доброго имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и развитием конкурентных преимуществ над соперниками на рынке по различным областям деятельности.

Чтобы выжить в динамически развивающемся рынке, необходимо развиваться и самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного внимания грамотного руководителя.

Само понятие конкуренция означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими конкурентоспособности продукции.

Тема конкурентоспособность является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В научную литературу термин "конкуренция" вошел благодаря работам – Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали также Д.Рикардо, Дж.Робинсон, А. Маршал, М.Портер и др. Среди российских ученых свой вклад внесли – В.Леонтьев, Г.Л.Азоев, Р.А.Фатхутдинов и др.

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов при управлении конкурентоспособностью продукции.

Объектом исследования является ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Предметом исследования выступает система и процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Методологической основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной, так и для отечественной управленческой науки.

В работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором на ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Целью настоящей работы является изучение управление конкурентоспособностью продукции и определение направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- дать общую характеристику предприятия;

- проанализировать систему управления в организации;

- провести исследование конкурентоспособности продукции;

- разработать положения по работе отдела маркетинга и отдела сбыта;

- оценить социальную и экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Работа состоит из трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам конкурентоспособности продукции.

Во второй главе работы дается общая характеристика деятельности ООО "Мясокомбинат Бугульминский", исследуется конкурентоспособность продукции данного предприятия.

В третьей главе автор предлагает основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью продукции исследуемого предприятия. Дается оценка экономической и социальной эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

Общий объем дипломной работы 78 страниц.

 



Рис. 3. Распределение долей мясопродукции рынка г. Бугульма

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести оценку конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский" и выявить его конкурентные преимущества.

Поэтому одним из методов исследования конкурентоспособности продукции данного предприятия были использованы экспертные оценки: десяти экспертам предлагалось оценить продукцию ООО "Мясокомбинат Бугульминский" и его основных конкурентов по пятибалльной шкале по основным показателям. Данные для анализа приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 Экспертная оценка конкурентоспособности мясопродукций в 2009 г.

Показатели "Мясокомбинат Бугульминский" Мясокомбинат "Сава" Мясокомбинат "Йола" Мясокомбинат"Мамадыш"
Цена 3.5 4,7 4,2 4,5
Экологичность и безопасность 5 2 4 4
Вкус 4,6 3 4,7 4,6
Ассортимент 4,4 4,6 4,5 3
Квалификация персонала 3,7 4,8 5 3,5
Сумма баллов 21,2 19,1 22,4 19,6

*Источник: обобщение данных опроса экспертов.

 

Таким образом, места распределились в следующем порядке:

1. "Йола"

2. "Мясокомбинат Бугульминский"

3. "Мамадыш"

4. "Сава"

То есть мы видим, что по сумме баллов, по мнению экспертов, лидирует продукция мясокомбината "Йола". Второе место занимает ООО "Мясокомбинат Бугульминский", не значительно уступая лидеру, а по показателю экологичности и безопасности даже опережает всех. Так как предприятие использует мясо собственного забоя, использует только натуральные специи. Поэтому продукция исследуемого предприятия абсолютно безопасна для здоровья человека.

Следующим шагом в оценке конкурентоспособности продукции стал опрос потребителей, который проводился в крупных торговых сетях г. Бугульма, преимущественно методом личного интервьюирования. Было опрошено 100 человек разных возрастов и социального положения, среди которых низкий уровень дохода имеет 19% респондентов. Это в большинстве случаев пенсионеры и студенты, 65% - люди со средним достатком и 16% - с высоким (рис. 4).

В ходе опроса респондентам предлагалось оценить продукцию ООО "Мясокомбинат Бугульминский" и его основных конкурентов по десятибалльной шкале по основным показателям. Данные для анализа приведены в таблице 4.



Рис. 4. Сегментация потребительского рынка по уровню доходности

 

Таблица 4 Потребительская оценка конкурентоспособности продукции в 2009 году

Показатели "Мясокомбинат Бугульминский" БМК (Р1) "Сава" (Р2) "Мамадыш" (Р3) Кi "Йола" (Рб)
Качество 9 5 10 0,4 10
Цена 7 9 7 0,3 7
Ассортимент 8 8,5 5 0,12 10
Реклама 6,5 10 2 0,18 9,5

*Источник: обобщение данных опроса потребителей.

 

Произведем некоторые расчеты для оценки конкурентоспособности каждого участника данного сегмента рынка. Определим отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности продукции, путем их сравнения с базовым, то есть с эталонным показателем по формуле (9). За базу сравнения будет взята продукция мясокомбината "Йола".

Далее рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности продукции по формуле (10). Для этого используем коэффициент значимости (Кi), значения которого были распределены экспертами.

 

qi = Pi/Pб(9)

∑Q = ∑ Кi * qi(10)

 


БМК

 

q1= 9/10= 0,9

q2= 7/7=1

q3 = 8/10= 0,8

q4 = 6,5/9,5= 0,69

∑Q = 0,9*0,4+1*0,3+0,8*0,12+0,69*0,18= 0,88

 

"Сава"

 

q1= 5/10 = 0,5

q2= 9/7= 1,29

q3 = 8,5/10 =0 ,85

q4 = 6,5/9,5 = 0,69

∑Q = 0,5*0,4+1,29*0,3+0,85*0,12+0,69*0,18= 0,81

 

"Мамадыш"

 

q1= 10/10 = 1

q2= 7/7=1

q3 = 5/10 = 0,5

q4 = 2/9,5 = 0,21

∑Q = 1*0,5+1*0,3+0,5*0,12+0,21*0,18= 0,89

 

Результаты расчетов показывают, что по отношению к продукции мясокомбината "Йола", производитель мясопродукции "Мамадыш" является конкурентоспособнее, опережая своих главных конкурентов: БМК на 0,01, "Саву" на 0,08. Это свидетельствует о том, что "Мамадыш" серьезный конкурент, который совсем недавно заявил о себе. Имея небольшую ассортиментную линейку, почти не вкладывая средств на рекламу, но благодаря высокому качеству, отличному вкусу и приемлемыми ценами успешно завоевывает данный сегмент рынка города Бугульма.

Необходимо отметить, что несколько лет назад лидером был мясокомбинат "Сава". Это было достигнуто благодаря активно и грамотно проводимой рекламной политикой и сравнительно низкими ценами. Но сама продукция довольно таки не отличается высоким качеством. Потребитель понимает, что качественная колбаса, не может быть дешевле мяса, если конечно оно в достаточном количестве.

Что касается ООО "Мясокомбинат Бугульминский", то респонденты присудили высокие баллы по показателям качество и ассортимент. Действительно, Общество позиционирует свою продукция как экологически чистую, то есть не содержащую геномодифицированных ингредиентов, качественную и имеющая отличный вкус.

В ходе опроса было выявлено, что предприятию необходимо активнее проводить рекламную политику и снизить цены. Однако исследование уровня цен на продукцию БМК во многих крупных торговых сетях города показало, что у многих процент надбавки высок. Конечно это делает продукцию БМК менее доступной.

А для определения предпочтений потребителей был проведен опрос. В приложении 2 приведена анкета для опроса.

В результате исследования было выявлено, что 29% респондентов постоянно приобретают продукцию ООО "Мясокомбинат Бугульминский", 35% - иногда, 29% - редко, и 7% - никогда (рис. 5)

Потребителями продукции исследуемого предприятия являются люди различного возраста и уровня дохода. Но со снижением уровня дохода наблюдается динамика спада потребления продукции. Ведь те 29% опрошенных платили и готовы платить за высокое качество, которое предлагает им "Мясокомбинат Бугульминский".

 


Рис. 5. Частота потребления продукции "Мясокомбинат Бугульминский"

 

Итак, после ряда проведенных маркетинговых исследований можно определить основные конкурентные преимущества исследуемого предприятия.

Преимущества:

- наличие собственного забойного цеха;

- использование только натуральных ингредиентов;

- отсутствие ГМИ;

- расположение в городе;

- отличное качество и отменный вкус продукции;

- богатый ассортимент;

- ежедневно проводимые промоакции;

- продукцию БМК потребляют детские сады и школы города, значит она пользуется доверием у населения.

Однако имеются и недостатки, которые препятствуют увеличению сбыта продукции Общества:

- отсутствие специалиста по маркетингу. В условиях экономического кризиса требуется постоянный анализ рынка, так как конкурентов становиться все больше. Их появление необходимо отслеживать, выявлять конкурентные преимущества и совершенствовать свои;

- имеются случаи, когда поставки продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский" срываются, что крайне отрицательно сказывается на имидже предприятия;

- низкий уровень проводимой рекламной компании.

- не достаточно налаженные отношения с торговыми сетями.

ООО "Мясокомбинат Бугульминский" работает на рынке мясопродукции с 1929 года. К сожалению, в последнее десятилетие предприятие часто оказывалось на гране банкротства. Причинами были и тяжелая экономическая ситуация в стране и периодическая смена руководства. На сегодня на комбинате наблюдается положительная динамика по многим показателям. Однако в деятельности ООО "Мясокомбинат Бугульминский" пока имеются моменты, которые отрицательно влияют конкурентоспособность продукции. Во многом это связано с низким уровнем маркетинга.

 


3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский"




Рис. 8. Доля рынка мясопродукции городов Лениногорск и Альметьевск

 

Респонденты были разделены на три группы: первая - предпочитает продукцию ООО мясокомбинат "Бугульминский", вторая покупает другую, а третьей все равно – главное, чтобы было качественно. Производя высококачественную мясопродукцию, комбинат имеет большой потенциал сформировать в свою пользу потребительское предпочтение равнодушного покупателя.

Однако, чтобы не упустить эту возможность, предприятию нужны специалисты по маркетингу. Что снова доказывает необходимость создания специального отдела – отдела маркетинга. Согласно будущему плану маркетинга, сбыт продукции, предположительно, увеличится на 1,5 тонны в день. Следовательно, доля рынка в г. Бугульма предположительно составит 26,5% , а в Лениногорске и Альметьевске – 22,7%. В результате внедрения наших рекомендаций ожидаемая выручка составит примерно 2219 тыс.руб.

Также появится возможность выхода на новые рынки сбыта, что положительно скажется на прибыли предприятия и ее финансовой устойчивости.

Улучшится и качество принятия управленческих решений, так как отдел будет своевременно информировать о состоянии рынка. Тем более для современного рынка свойственна неопределенность рыночной ситуации, быстрая смена различных факторов внешней среды, наличие возможностей и угроз для предприятия. Следовательно, руководители различных отделов смогут оперативно реагировать на происходящие изменения.

С увеличением прибыли предприятие сможет закупать новейшее оборудование. Это позволит расширить ассортиментную линейку продукции и усовершенствовать производственный процесс. Также эти средства могут быть направлены на реконструкцию цехов, которые долгое время в этом нуждаются.

Создание отдела маркетинга на ООО "Мясокомбинат Бугульминский" имеет и социальную эффективность.

Для ее определения был проведен опрос среди работников отдела сбыта предприятия, в котором работает 8 человек. В приложении 3 приведена анкета для опроса.

Результаты показали:

- 80% считают, что они перегружены работой;

- 20% - удовлетворены нагрузкой (рис. 9).

 



Рис. 9. Результаты опроса

По причине напряженной обстановки в коллективе практически все из них убеждены в необходимости создания на предприятии отдела маркетинга, так как ранее, часть маркетинговой деятельности выполнял отдел сбыта. Это, в свою очередь, положительно повлияет на работоспособность персонала, укрепит корпоративный дух и повлечет за собой приток ценных кадров.

Таким образом, создание отдела маркетинга на ООО "Мясокомбинат Бугульминский" позволит предприятию вернуть доверие потребителя и создать имидж надежного партнера, укрепить финансовую устойчивость, снизить конфликтные ситуации среди персонала, что значительно повысит уровень конкурентоспособности мясопродукции.

 



Выводы и предложения

 

Современный этап развития рыночных отношений в мире характеризуется значительным ужесточением конкуренции, превращением его в гиперконкуренцию.

Конкуренция как неотъемлемый атрибут рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях. Как отметил М.Портер, "ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы".

Конкуренция побуждает предпринимателей и коммерсантов в наиболее сжатые сроки внедрять новое. Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются:

- наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

- наиболее эффективное расходование разного вида ресурсов, используемых при производстве продукции;

- распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской деятельности.

В представленной работе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности продукции и методы оценки ее показателей. Конкурентоспособность продукции предприятия может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также как вероятность покупки продукции. Этот метод оценки конкурентоспособности продукции по завоеванной предприятием доле целевого рынка прост, достаточно объективен и информативен. Он позволяет формировать реальную картину конкурентоспособности продукции предприятия и управлять ею. На основе получаемой информации предприятия могут достаточно достоверно планировать объемы продаж своей продукции на перспективу.

В аналитической части работы рассмотрены вопросы, связанные с анализом производственно-хозяйственной деятельности ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Дана общая характеристика предприятия, представлена организационная структура управления Общества.

Наибольшее внимание в аналитической части работы уделено исследованию конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский", в результате которого определились конкурентные преимущества и недостатки предприятия.

Преимущества:

- наличие собственного забойного цеха;

- использование только натуральных ингредиентов;

- отсутствие ГМИ;

- расположение в городе;

- отличное качество и отменный вкус продукции;

- богатый ассортимент;

- ежедневно проводимые промоакции;

- продукцию БМК потребляют детские сады и школы города, значит, она пользуется доверием у населения.

Однако имеются недостатки, которые препятствуют увеличению сбыта продукции Общества:

- отсутствие специалиста по маркетингу. В условиях экономического кризиса требуется постоянный анализ рынка, так как конкурентов становиться все больше. Их появление необходимо отслеживать, выявлять конкурентные преимущества и совершенствовать свои;

- имеются случаи, когда поставки продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский" срываются из-за перебоев с сырьем, что крайне отрицательно сказывается на имидже предприятия;

- низкий уровень проводимой рекламной компании;

- не достаточно налаженные отношения с торговыми сетями.

Перед предприятием в условиях экономического кризиса стоит основная задача не только сохранить свой потенциал, качество и ассортимент предлагаемой продукции на достигнутом уровне, но и усовершенствовать систему сбыта и маркетинга, как можно более оперативно освоить рынок мясопродукции.

Поэтому автором данной дипломной работы предлагается создать отдел маркетинга и передать в его ведение функции, часть которых выполнял отдел сбыта.

А для эффективного управления маркетинговой деятельностью на предприятии рекомендуется адекватная условиям его работы линейно-функциональная структура управления.

По предложенной схеме будет функционировать два отдела - сбыта и маркетинга, подчиненных директору по маркетингу.

Таким образом, данная организационная структура маркетинговой деятельности ООО "Мясокомбинат Бугульминский" должна определить лучший способ достижения стратегических целей предприятия:

- поддержка спроса на уровне, определенном в стратегических планах высшего руководства;

- помощь в оценке потенциала каждой хозяйственной единицы предприятия, установка цели для каждой из них и затем их успешное достижение.

Реализация предложенных нами мероприятий позволит руководству комбината более эффективно управлять конкурентоспособностью продукции, что, несомненно, положительно повлияет на финансовое состояние предприятия.

 



Список использованной литературы

І. Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон "О защите конкуренции" №135-ФЗ от 26 июля 2006 г.

2. Федеральный закон "Об Обществах с Ограниченной Ответственностью" №14-ФЗ от 8 февраля 1998 г.

3. Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Законов РФ от 24 июня 1992 г. №3119-1).

ІІ. Специальная литература

4. Абрамов, С.И. Практикум по менеджменту. 1 и 2 части / С.И.Абрамов. – М.: Юнити, 2003. – 288 с.

5. Абрамова, Г. П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. М.: Юнити, 2004. – 117 с.

6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: ООО "Издательство "Элит", 2004. – 325с.

7. Вольдер, Б.С. Стратегический менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: МФА, 2005. – 100 с.

8. Воробьев, С.Н. Управленческие решения. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити-Дана. - 2003. – 317 с.

9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. – М.: Высшая школа. - 2007. – 214 с.

10. Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и зарубежом. - 2003. - №4. - С.44-52.

11. Галлеев, В.И., Варгина, М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация. – 2005. – 145с.

12. Гличев, А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции. // Стандарты и качество. – 2006. – 77с.

13. Гадушаури, Г.В., Литван, Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭКМОС, 2005. – 250 с.

14. Генкин, Б.М., Конакова, Г.А., Кочетков, В.И. и др. Основы управления персоналом. – М.: Высш. шк., 2006. – 342 с.

15. Гришанина, Н.В., Лопашина, Г.С. и др. Основы менеджмента. – М.: Юрайт, 2007. – 75 с.

16. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. - 85 с.

17. Гончарова, Н.П., Перерва, П.Г. и др. Маркетинг инновационного процесса. — К.: ВИРА-Р, 2005. – 198 с.

18. Друкер, П.В. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: "Вильяме", 2007. – 272 с.

19. Довбня, А.А., Поединщиков, И.И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества.// Стандарты и качество. – 2004. - №11. – С.37-69.

20. Егоржин, А.П. Управление персоналом. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков Ко", 2003. – 186 с.

21. Завьялов, П.С. Конкуренция — неотъемлемое свойство развитогорынка // Маркетинг. – 2008. - №5. – С.97-124.

22. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. – 105 с.

23. Завьялов, П.С., Демидов, В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2007. – 68 с.

24. Завьялов, П.С. Проблемы конкурентоспособности экономики России и роль государства в их решении // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. – 2005. - №3. – С.34-52.

25. Завьялов, П.С., Демидов, В.Е. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке. М.: ИНФРА-М, 2006. – 80 с.

26. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. – 2008. - №11. – С.77-94.

27. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие для вузов/ Е.П. Ильин. - СПб. и др.: Питер, 2004. - 334 с.

28. Исикава, К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 2002. – 155 с.

29. Катков, В.В. Управление конкурентоспособностью предприятия промышленности: теоретические аспекты и практические методы. СПб: СПб ГИЭУ, 2004. – 210 с.

30. Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. - 164 с.

31. Кирцнер, ИМ. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2001. – 166 с.

32. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб., 2003. – 207 с.

33. Конкуренция и ее влияние на формирование маркетинговых программ. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия экономические науки. Вып. 2(3). СПб.: СПбГИЭУ. 2004. – 65 с.

34. Котков, В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 199 с.

35. Котлер, Ф.М. Основы маркетинга. - СПб: Коруна, 2005. – 385 с.

36. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2000. – 230 с.

37. Лепа, Н.Н., Решетникова, Т.П. Методика конкурентоспособности предприятия. СПб., 2005. – 77 с.

38. Липсиц, И.Н., Нещадин, А.К., Эйкелъпаш, А.М. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. – 104 с.

39. Максимова, И.С. Оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. – 2008. - № 3. – С.77-89.

40. Мельников, В.В. Институциональные изменения в сфере государственных закупок в современной России. Новосибирск: ИППК НГУ-НГТУ, 2004. – 284 с.

41. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2003. – 78 с.

42. Нешитой, А.Т. Конкурентоспособность и условия воспроизводства //Экономист. - 2005. - № 3. - С.113-139.

43. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2002. – 104 с.

44. Попков, В.П., Самодуров, Д.А., Фавастьянов, В.М. Особенности формирования информационной системы диагностики конкурентоспособности коммерческого предприятия. Инструментальные методы в экономике: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. – 342 с.

45. Портер, М. Конкуренция: Учебное пособие / Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. – 130 с.

46. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. – 94 с.

47. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркат ДС, 2006. – 136 с.

48. Сабецкая, Г.Н. Рыночная модель конкурентоспособности продукции // Маркетинг. - 2006. - № 1. - С.24-51.

49. Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель. 1998. № 2. с.312

50. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел-Синтез", 2005. – 401 с.

51. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. – 386 с

52. Царев, В.В. – Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с.

III . Текущий архив

53. Устав ООО "Мясокомбинат Бугульминский";

54. Отчеты о выполнении планов, программ ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Рис. 10 Общая схема оценки конкурентоспособности продукции

 


Приложение 2

АНКЕТА

 

Добрый день! "Мясокомбинат Бугульминский" проводит исследование с целью улучшения качества продукции и выявления предпочтений потребителей. Ответьте пожалуйста на несколько вопросов:

1. Расположит по приоритету наиболее важные для вас параметры колбасной продукции:

а) цена в) качество

б) вкус г) имидж.

2. Оцените по пятибалльной шкале показатели продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский":

а) цена в) качество

б)вкус г) имидж.

3. Как часто вы приобретаете продукцию ООО "Мясокомбинат Бугульминский":

а) постоянно в) очень редко

б) иногда г) никогда.

4. Продукцию каких еще торговых марок вы покупаете: а)"Сава" г)"Атяшево"

б) "Мамадыш" д) "Черкизовский".

в ) "Йола"

5. Устраивает ли Вас цена продукции "Мясокомбината Бугульминский":

а) Да

б) Нет

6. Оцените уровень качества продукции "Мясокомбината Бугульминский":

а) Высокий

б) Средний

в) Низкий

7. Реклама какой мясопродукции вам нравится:

а) "Сава"

б) "Мясокомбинат Бугульминский"

в) "Йола"

г) "Атяшево"

д) "Черкизовский"

е) "Мамадыш"

8. Пол.

а) Мужской

б) Женский

Возраст.

Уровень дохода за год в тыс. руб.:

а) -100 в) 0-300

б) 0 – 200 г) 0-500.

Спасибо за внимание!

 


Приложение 3

 

АНКЕТА

 

1) Какую Вы должность занимаете?

2) Считаете ли Вы, что перегружены работой?

- Да       - Нет

3) Часто ли Вам приходится выполнять работу сверхурочно?

- Да       - Нет

4) Всегда ли Вы успеваете выполнять основную работу?

- Да       - Нет

4) Часто ли в Вашем коллективе возникают конфликтные ситуации?

- Да       - Нет

5) Вас устраивает Ваша заработная плата?

- Да       - Нет

6) Как Вы считаете, на каком уровне осуществляется маркетинг в Вашем предприятии?

- Высокий

- Средний

- Низкий

7) Необходим ли Вашему предприятию отдела маркетинга?

- Да       -Нет

8) Вы верите в успех предприятия?

- Да       - Нет

9) Пол:

- Мужской      - Женский



Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности продукции

1.2 Показатели конкурентоспособности продукции и методы их оценки

1.3 Оценка конкурентоспособности продукции

2. Современное состояние управления конкурентоспособностью продукции ООО "Мясокомбинат "Бугульминский"

2.1 Общая характеристика ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

2.2 Анализ системы управления на предприятии

2.3 Исследование управления конкурентоспособности ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Бугульминский"

3.1 Разработка положения по работе отдела сбыта и отдела маркетинга

3.2 Оценка социальной и экономической эффективности от внедрения рекомендаций и предложений

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени оценки: высокую, среднюю, низкую.

Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

- функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять потребность пользователей и формировать у них новые потребности);

- предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств);

- видовую (иметь лучший дизайн).

Главными составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

В самом общем виде конкурентоспособность может быть представлена в следующем виде:

- технический уровень товара;

- уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

- соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам:

- организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны;

- срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

- цена, условия платежей;

- актуальность (своевременность) появления данного товара на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю.

Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня ищет, как правило, не столько фирму с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей стороны организацию, способную предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно важным становится поддержание доброго имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и развитием конкурентных преимуществ над соперниками на рынке по различным областям деятельности.

Чтобы выжить в динамически развивающемся рынке, необходимо развиваться и самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного внимания грамотного руководителя.

Само понятие конкуренция означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими конкурентоспособности продукции.

Тема конкурентоспособность является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В научную литературу термин "конкуренция" вошел благодаря работам – Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали также Д.Рикардо, Дж.Робинсон, А. Маршал, М.Портер и др. Среди российских ученых свой вклад внесли – В.Леонтьев, Г.Л.Азоев, Р.А.Фатхутдинов и др.

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов при управлении конкурентоспособностью продукции.

Объектом исследования является ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Предметом исследования выступает система и процесс управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

Методологической основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной, так и для отечественной управленческой науки.

В работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором на ООО "Мясокомбинат Бугульминский".

Целью настоящей работы является изучение управление конкурентоспособностью продукции и определение направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- дать общую характеристику предприятия;

- проанализировать систему управления в организации;

- провести исследование конкурентоспособности продукции;

- разработать положения по работе отдела маркетинга и отдела сбыта;

- оценить социальную и экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Работа состоит из трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам конкурентоспособности продукции.

Во второй главе работы дается общая характеристика деятельности ООО "Мясокомбинат Бугульминский", исследуется конкурентоспособность продукции данного предприятия.

В третьей главе автор предлагает основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью продукции исследуемого предприятия. Дается оценка экономической и социальной эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

Общий объем дипломной работы 78 страниц.

 



Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности продукции

 

Конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм [21. С. 74].

Сущность конкурентоспособности организации – совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это совокупность потребительских и экономических характеристик товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях [6. С. 34] .

Конкурентоспособность отдельного товара рассматривается с точки зрения потребителя и производителя. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара только с точки зрения эффективности потребления, а производителя, кроме того, – эффективность производства. На основании указанного обстоятельства и с целью объективной оценки вводится двойное понятие о конкурентоспособности товара:

­ конкурентоспособность товара по потреблению – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов;

­ конкурентоспособность товара по потреблению и производству – это совокупность потребительских и экономических характеристик товара в сферах потребления и производства относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

Для определения цены потребления в зависимости от потребительских характеристик вводится понятие конкурентоспособности товара по ценообразованию.

Конкурентоспособность товара по ценообразованию – это совокупность потребительских характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

С целью всесторонней, комплексной и количественной оценки уровня и динамики повышения конкурентоспособности организации требуется уточнить понятия конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность продукции по потреблению – это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и стоимостным параметрам относительно товаров – конкурентов.

Конкурентоспособность продукции по потреблению и производству – это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и экономическим параметрам относительно товаров – конкурентов.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара определяется на базе групповых параметров или показателей и характеризует конкурентоспособность изделия по определённой совокупности технико-экономических параметров относительно аналогичных параметров конкурирующих товаров.

С целью более объективной оценки конкурентоспособности товара и продукции предлагается производить её средневзвешенными интегральными показателями конкурентоспособности:

- средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности товара - это интегральные показатели конкурентности товара по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно нескольких конкурирующих товаров;

- средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности продукции - это средневзвешенные интегральные показатели конкурентности товаров по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно выпускаемых товаров предприятия [52. С. 74].

К факторам конкурентоспособности можно отнести: качество товара и его соответствие спросу; экологическую чистоту; себестоимость и цену; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции товара, его свойства, удовлетворяющие какие-либо потребности потенциальных покупателей.

При изучении конкурентоспособности продукции необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие "атрибут" включает характеристики продукта и выгоды потребителей. При традиционной оценке конкурентоспособности обычно считают, что связь между результирующим показателем конкурентоспособности и факторными является функциональной.

Факторы, определяющие предпочтение, необходимо выявлять в каждом случае. Они определяются в зависимости от особенностей продукции.

Различают жесткие потребительские параметры, которые соответствуют строго регламентируемым стандартами конструктивным и технологическим признакам, его потребительским свойствам и функциям, а также мягкие потребительские параметры, отражающие эстетические психологические свойства товара.

Обычно на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами [9. С. 133].

Совокупность множества относительных параметров, характеристик и показателей, участвующих в определении единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности продукции, объективно отражает конкурентность работы организации. Стратегия конкурентоспособности продукции и организации осуществляется позиции интегральной оценки результативности системы. Отсюда возникает необходимость содержательного и количественного технико-экономического обоснования параметров, характеристик и показателей, которые присутствуют в интегральных показателях конкурентоспособности продукции по потреблению и производству.

По своей сути конкурентоспособность продукции — это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности именно данного образца, а точность этой оценки подтверждает фактом траты денег на покупку.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.