Введение
Драматические перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности населения и, с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.
Как это ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула экономика и уровень жизни и социальная работа – как часть социальной экономики, как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. В частности широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальной поддержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась на необходимости перехода к адресной социальной поддержки и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.
Одной из последних программ Правительства Российской Федерации стала Программа «Конвертация льгот», то есть Правительство поставило перед собой масштабную задачу - в течение ближайших трех лет поднять реальные доходы (без учета роста цен) на 40 процентов. По мнению разработчиков данной программы, решение этой задачи позволит сократить число граждан, живущих за чертой бедности, более чем в два раза.
Целью дипломной работы является изучение проблем финансирования социальной защиты населения с учетом развития законодательства по улучшению положения пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан.
В связи с этим я ставлю для достижения цели несколько задач:
Изучить механизмы социальной защиты населения;
Рассмотреть правовое регулирование социальной защиты населения;
Изучить и обобщить международный опыт организации программ по социальной поддержке населения;
Проанализировать реализацию Федеральных законов по социальной поддержке населения на примере МО «Новоторъяльский район»;
Изучить проблемы социального обеспечения и перспективы развития жилищных субсидий.
Для написания дипломной работы научно-методологической основой явились законодательные акты, нормативно-правовая база и материалы СМИ.
Основными методами исследования являются:
Изучение и анализ нормативно-правовой базы
Опытно-экспертная работа деятельности МУ «Отдел социальной защиты населения и труда МО Новоторъяльский район».
Объектом исследования является МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются экономическое содержание и назначение социальной защиты населения, правовое регулирование социальной защиты населения с учетом развития законодательства по улучшению положения пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан и международный опыт организации программ по социальной поддержке населения, особенности финансирования в связи с введением ФЗ № 122.
Вторая глава исследования посвящена анализу деятельности МУ «Отдел социальной защиты населения администрации МО Новоторъяльский район», дана оценка и финансовый анализ реализации Федеральных Законов по социальной поддержке населения в Республике Марий Эл и Муниципальном Образовании «Новоторъяльский район».
Третья глава включает в себя совершенствование механизма социальной защиты населения, рассмотрен вопрос о жилищных субсидиях, как элементе государственной социальной политики проблемах и перспективах развития.
В заключении дается анализ по работе ФЗ № 122 его плюсы и минусы (льготы, которые действительно предоставляются). Вопрос финансирования жилищных субсидий.
Экономическая характеристика Муниципального Учреждения «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район»
Муниципальное учреждение «Отдел социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район» является органом государственного управления, который создан Постановлением Главы местного самоуправления Новоторъяльского района Республики Марий Эл № 87 от 28 мая 1997 года «Об утверждении Положения об отделе социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район». Выполняет свою деятельность под руководством Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ и администрации МО Новоторъяльский район.
МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район» (далее по тексту - Отдел соцзащиты населения) является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать и штампы.
Отдел соцзащиты населения и его структурные подразделения содержаться за счет средств, предусмотренных бюджетом РМЭ и Муниципального Образования Новоторъяльский район.
Основными задачами Отдела соцзащиты населения являются:
Отдел социальной защиты населения и труда осуществляет свою деятельность под руководством Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и администрации МО «Новоторъяльский район»
Осуществляет мероприятия по эффективному проведению экономических социальных и политических реформ в жизнь;
Ведет комплексный анализ социальных и экономических условий жизни пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, а также других нуждающихся в поддержке групп населения и осуществления мероприятий по их социальной поддержке;
Обеспечивает правильное и своевременное назначение и выплату государственных пособий и компенсаций гражданам, предусмотренных законодательными актами Правительства РФ и Республики Марий Эл, Указами Президента РФ и Президента РМЭ;
Пропагандирует законодательство о социальной поддержке населения, оказывает гражданам содействие в получении документов, необходимых для назначения пособий на детей и компенсационных выплат отдельным категориям граждан:
Осуществляет контроль за предоставлением мер социальной поддержки участникам и инвалидам Великой отечественной войны, другим инвалидам, семьям погибших (умерших) военнослужащих, членам семей потерявших кормильца, престарелым гражданам, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.;
Реализует государственную политику по вопросам оплаты труда, трудовых отношений, социального партнерства и охраны труда, осуществляет контроль за соблюдением Трудового Кодекса;
Отдел соцзащиты населения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих основных функций:
Участвует в формировании и развитии системы социального партнерства на предприятиях, в организациях; осуществляет работы по обеспечению заключения коллективных договоров, контроль за их выполнением;
Оказывает методическую и практическую помощь предприятиям и организациям по вопросам социально-трудовых отношений, оплаты труда, разработки и реализации мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, снижению травматизма и профессиональной заболеваемости;
Принимает заявления и другие документы, для назначения и выплаты государственных пособий и денежных компенсационных выплат;
Формирует заявки на финансирование программ социальной защиты населения по выплате государственных пособий гражданам и ежемесячных денежных выплат и расходов, связанных с реализацией Федеральных Законов и Законов Республики Марий Эл.
Таким образом, Отдел соцзащиты населения выполняет функции исполнительно-распорядительного органа в сфере социальной защиты населения, проведения единой политики в вопросах обеспечения поддержки социально уязвимых и малообеспеченных категорий населения.
В своей деятельности Отдел соцзащиты населения руководствуется Законами РФ и Законами РМЭ, указами и распоряжениями Президента РФ и Президента РМЭ, постановлениями Правительства РФ и Правительства РМЭ, распоряжениями главы администрации Муниципального Образования Новоторъяльский район РМЭ.
Отдел соцзащиты населения, выполняя возложенные на него задачи, взаимодействует с органами исполнительно-распорядительной власти района, поселка и сельских администраций, хозяйственными, религиозными и общественными организациями и средствами массовой информации.
Отдел возглавляет Руководитель Отдел социальной защиты населения и труда, который назначается на должность и освобождается от должности Главой администрации Муниципального Образования по согласованию с Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Руководитель Отдела социальной защиты населения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для использования всеми работниками отдела.
Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются Руководителю отдела социальной защиты населения.
Централизованная бухгалтерия осуществляет ведение финансовой деятельности Отдела социальной защиты населения, в том числе учетно-отчетной документации Отдела социальной защиты населения по реализации программ социальной защиты населения района.
Обязанности, права и ответственность работников бухгалтерии определяются должностными инструкциями, утверждаются руководителем Отдела социальной защиты населения.
Отдел по назначению и выплате государственных пособий:
Специалисты отдела в своей работе руководствуются нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Осуществляют процедуру приема заявлений о назначении государственных пособий гражданам. Ведут оформление личных дел получателей государственных пособий. Ведущий специалист отвечает за своевременное перечисление финансовых средств на реализацию законов предприятиям и организациям, предоставляющим льготы населению по коммунальным услугам, электроэнергии, обеспечению медикаментами, согласно предоставленных списков, выверенных с базой данных. Ведущий специалист ведет отчетность и предоставляет в Министерство социальной защиты населения и труда РМЭ.
Специалисты отдела занимаются выплатой ЕДВ на проезд и услуги связи ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий.
Ведут компенсационные денежные выплаты, гражданам пострадавшим в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Отдел соцзащиты населения для выполнения своих задач и функций имеет право в пределах своей компетентности проводить в установленном порядке проверок правильности предоставления льгот, предусмотренных законодательств РФ и РМЭ, соблюдения трудового законодательства, законодательства об охране труда и иных нормативно-правовых актов и др.
Структура МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район» представлена на рисунке 3.
Проведем анализ основных показателей деятельности организации МУ «Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов Новоторъяльского района».
Информация о состоянии различных видов социальной помощи, оказываемой территориальным центром, представлена в табл.6.
Таблица 6.
Информация о состоянии различных видов социальной помощи, оказываемой территориальным центром в 2004-2005гг.
№ п. п. | Наименование показателей | Ед. изм. | Общее кол-во | Отклонение, (+,-) | Темп изменения,% | ||||||
2004 | 2005 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСО) | |||||||||||
1 | Количество центров социального обслуживания | ед. | 1 | 1 | 0 | - | |||||
2 | Численность лиц, работающих в ЦСО - всего, из них: | чел | 71 | 71 | 0 | - | |||||
2а | Социальные работники - всего, в т. ч. | чел | 63 | 63 | 0 | - | |||||
2а1 | Социальные работники по штатному расписанию | чел | 63 | 63 | 0 | - | |||||
2а2 | Социальные работники по договору или совместительству | чел | - | - | - | - | |||||
26 | Другие работники | чел | - | - | - | - | |||||
Отделения социального обслуживания на дому. | |||||||||||
8 | Количество отделений | ед. | 1 | 1 | 0 | - | |||||
9 | Численность социальных работников, фактически работающих в отделениях, из них: | чел | 63 | 63 | 0 | - | |||||
9а | Социальные работники - всего, в т. ч. | чел | 63 | 63 | 0 | - | |||||
9а1 | Социальные работники по штатному расписанию | чел | 63 | 63 | 0 | - | |||||
9а2 | Социальные работники по договору или совместительству | чел | - | - | - | - | |||||
96 | Другие работники в отделении |
| - | - | - | - | |||||
9в | Обслуживающие менее установленной нормы (по договору) | чел | - | - | - | - | |||||
10 | Численность одиноких престарелых граждан всего | чел | 260 | 260 | 0 | - | |||||
11 | Численность лиц, взятых на обслуживание на дому, из них обслужено | чел | 260 | 260 | 0 | - | |||||
Па | Бесплатно | чел | - | - | - | - | |||||
116 | На условиях частичной оплаты | чел | - | - | - | - | |||||
12 | Численность лиц, нуждающихся в обслуживании и ожидающих своей очереди для принятия в отделение | чел | 275 | 275 | 0 | - | |||||
Отделения срочного социального обслуживания | |||||||||||
13 | Количество отделений | ед. | 1 | 1 | 0 | - | |||||
14 | Численность лиц, работающих в отделениях | чел | 1 | 1 | 0 | - | |||||
15 | Количество центров вещевой помощи | ед. | 1 | 1 | 0 | - | |||||
16 | Численность лиц, получивших помощь, кроме мероприятий, связанных с установленными датами (День Победы, День | Чел. | 1378 | 1367 | -11 | 99,2 | |||||
| пожилых, День инвалидов и т.п.) всего |
|
|
| |||||||
16а | Из них: обеспечено одеждой, обувью и др. | чел | 1021 | 1017 | -4 | 99,6 | |||||
166 | Разовое оказание материальной помощи | чел | 302 | 294 | -8 | 97,35 | |||||
16е | Содействие в получении временного жилого помещения | чел | - | - | - | - | |||||
16з | Предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи | чел | - | - | - | - | |||||
16к | Оказание других форм срочной соц. помощи (материальная помощь, выдача талонов на бесплатный проезд по ЧР, акты обследования) | чел | - | - | - | - | |||||
17 | Численность лиц, получивших помощь, за счет средств, направленных из республиканского бюджета на оказание помощи к (Дню Победы, Дню пожилых, Дню инвалидов и т.п.) всего | чел | 573 | 557 | -16 | 97,2 | |||||
Как видно из данных таблицы 6, на протяжении исследуемого периода наблюдается относительная стабильность всех показателей деятельности центра социальной защиты.
Численность социальных работников, фактически работающих в отделениях, по итогам 2005 года составила 63 человека, общая численность персонала организации – 71 человек.
Численность лиц, нуждающихся в обслуживании и ожидающих своей очереди для принятия в отделение по итогам 2005 года составила 275 человек. За исследуемый период наблюдается снижение численности лиц, получивших помощь, кроме мероприятий, связанных с установленными датами (День Победы, День пожилых, День инвалидов и т.п.) с 1378 чел. в 2003 году до 1367 чел. по итогам 2005 года.
Также отмечается снижение численности лиц, получивших помощь, за счет средств, направленных из республиканского бюджета на оказание помощи к (Дню Победы, Дню пожилых, Дню инвалидов и т.п.) с 573 чел. по состоянию на конец 2004 года до 557 чел. по итогам 2005 года в связи с естественным уменьшением численности лиц, относящихся к данной категории, в муниципальном образовании.
Льготы
В нижней части формы представления данных расположено окно вывода сведений о льготах того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной графе формы.
В окне «Льготы» одной выбранной записи может соответствовать несколько строк в том случае, если этому человеку предоставляются льготы по нескольким категориям.
Меры социальной поддержки
Нижнюю часть формы представления данных и формы для редактирования социальных данных ветерана занимает окно ввода мер социальной поддержки того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной графе формы представления данных. Вводить данные в окне мер социальной поддержки можно непосредственно на свободной строке. При этом вид денежной выплаты выбирается из списка, который открывается щелчком по кнопке со стрелкой (рисунок 13).
Рис.13. Вызов списка мер социальной поддержки
При вводе необходимо заполнить все поля данной записи, о чем Вам напомнит программа, если Вы этого не сделали и попытались перейти к другой записи (рисунок 14).
Рис.14. Сообщение о необходимости заполнения всех полей мер социальной поддержки
Ввод данных о мерах социальной поддержки можно производить в специальной форме «Добавление денежной выплаты», которая вызывается клавишей «Добавить запись». Пример сообщения об ошибке ввода приведен на рисунке 15.
Рис.15. Заполнение полей в форме «Добавление денежной выплаты»
Для удаления записи нужно пометить ее и щелкнуть по клавише «Удалить запись». В отделах социальной защиты населения помимо базы ОГБД «Ветеран» используются в работе также и другие базы. Такие как, например, льготная база данных, база данных получателей ежемесячных пособий, программа по донорам и т.д.
Каждая программа имеет свои достоинства и недостатки. Одной из причин недостатков программ это несовершенство законодательной базы, т.е. законы принимаются, а для разработки программного обеспечения механизм реализации законов вовремя не разрабатывается. Для устранения недостатков в программном обеспечении необходимы прежде всего высококвалифицированные специалисты и т.д.
Заключение
В сложившихся экономических условиях предпринимаются разнообразные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
Как и во многих других странах, в России льготы, предоставлялись по федеральным мандатам, и были недостаточны для покрытия соответствующих потребностей малоимущих граждан. Местная социальная помощь зачастую предоставляется аналогично с федеральными льготами в виде частичного снижения стоимости муниципальных услуг. Большинство местных программ социальной помощи предоставляются в денежной и натуральной форме. Структура некоторых программ помощи часто лишает малоимущих граждан стимулов повышать уровень своих доходов.
Система натуральных льгот различным категориям населения сложилась в основном после распада Советского Союза, когда в результате тяжелого экономического кризиса государство оказалось не в состоянии выплачивать достойные пенсии и оказывать социальную помощь различным категориям населения. Главным недостатком сложившейся системы было то, что она не справедлива. Потому что все ветераны, имеющие одинаковые заслуги перед страной, инвалиды, которые в равной степени нуждаются в предоставлении социальной помощи от государства, не получали, почти, равного доступа к натуральным льготам.
У людей живущих в разных регионах страны, и особенно в сельской местности, по сути, не было возможности пользоваться этими льготами или большей частью этих льгот. Например, 9 из 10 льготников не имели возможности воспользоваться санаторно-курортным лечением.70% не имели возможности воспользоваться проездом на городском и пригородном транспорте, т.е. жителям сельской местности не нужны были бесплатный проезд на городском транспорте, поскольку его там нет. Выходит, что на бумаге льготы существуют, а воспользоваться ими люди, которые на это имеют право, по существу, не могут.
Деньги из бюджета на оплату натуральных льгот направлялись, как правило, различным организациям, и чиновники использовали их крайне не эффективно.
Сегодня в России в общей сложности более ста миллионов человек имеют различные социальные льготы. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. по сути, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменил порядок предоставления социальной поддержки и сделал систему наиболее справедливой.
Важная особенность новой модели льготирования – расширение круга источников финансирования предоставляемых льгот. Если раньше льготы финансировались в основном из средств региональных бюджетов, то с 2005 года важным источником ресурсов стал федеральный бюджет (20-30% средств для финансирования льгот идет из федерального бюджета).
Ошибки и сбои, выявившиеся на первом этапе реформирования системы льгот, исправляются. Все что делается в социальной сфере, затрагивает интересы десятков миллионов людей. И важно, чтобы власть внимательнее прислушивалась к голосам пенсионеров. Основная задача заключается в доработке и усовершенствовании механизма реализации 122 - го закона так, чтобы большинство граждан почувствовали, что жизнь изменилась к лучшему.
Это же относится и к жилищным субсидиям, которые с 1 января 2006 года будут финансироваться через Отдел социальной защиты. В обязанность отдела будет входить как начисление, так и контроль за предоставлением субсидий. Все это делается для того, чтобы максимально помощь населению, которое в этом действительно нуждается. Проблемы и ошибки наверное могут иметь место, но ведь все новое всегда имеет какие-то неточности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 80 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С.9-129.
3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред.О.Н. Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
4. Федеральный закон от 10.12. 1995г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социально защите инвалидов в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов"
8. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"
9. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122 « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении и дополнении в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
10. Федеральный Закон от 24.12. 1992 г. № 4218-1 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»
11. Федеральный закон от 15.04. 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и оказание им государственной помощи»
12. Закон Республики Марий Эл 50-З от 02 декабря 2004 года «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл»
13. Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг»
14. Жилищный кодекс от 29.12. 2004 г. № 188-ФЗ
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01. 2003 г. № 32 «О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации о 2 августа 1999 г. № 887
16. Постановление Правительства РФ от 26.08. 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год»
17. Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
18. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.01. 2005г. № 7 «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Марий Эл»
19. Постановление администрации Новоторъяльского района РМЭ от 16.10. 1997 г. № 393 «О Программе реформы ЖКХ Новоторъяльского района до 2004 года»
20. Протокол совещания у председателя Правительства Российской Федерации от 07.02. 2005 г. № МФ-П12-4ПР «О передаче полномочий органам социальной защиты по предоставлению субсидий населению»
21. Положение об Отделе социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район № 87 от 28.05. 1997 года
22. Информация об итогах работы органов социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и основных задачах на 2003 год
23. Информация об итогах работы органов социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и основных задачах на 2004 год
24. Информация об итогах работы органов социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и основных задачах на 2005 год
25. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2000 - 346 с.
26. Дружинина Е. От льгот к денежным выплатам /Е. Дружинина // Сельская новь. -20 дек. -2004. -С.6.
27. Заменить-то льготы легко…/ Материалы собкоров «РФ сегодня» // Российская Федерация сегодня. -2004. -№11. -С.2-6.
28. Какие выплаты определил новый закон /Павел Решетников // Достоинство. -2004. -23-29 авг. - С.1-2.
29. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты. / Авторы-составители Е.Е. Иванова и др. - М.: Право и закон, 2001. – 245 с.
30. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи / А.Л. Александрова и др. -М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. – 169 с.
31. Муниципальное управление: Учеб. пособие для ВУЗов/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов и др. Под ред.В.Н. Иванова. -М: Муниципальный мир, 2002. – 412 с.
32. Невинная И. Субсидии по адресу / Ирина Невинная // Российская газета. -8 мая. -2003. - С.3.
33. Основы социального управления: Учебное пособие/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов и др. Под ред.В.Н. Иванова. -М: Высш. шк., 2001. – 356 с.
34. Путин В. Всегда полезно послушать тех, кого это касается /Владимир Путин // Российская Федерация сегодня. -2004. -№11. -С.24-26.
35. Республика Марий Эл /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2004, 352 с.
36. Решетников П. Денег на единый проездной должно хватить /Павел Решетников // Достоинство. -2005. -31 янв. - С.1-3.
37. Решетников П. Конвертация льгот вреда не принесет /Павел Решетников // Достоинство. -2004. -12-18 апреля. - С.2.
38. Решетников П. Михаил Зурабов, министр здравоохранения и социального развития: льготы отменены не будут! /Павел Решетников // Достоинство. -2004. -19 апреля. -С.1.
39. Решетников П. Михаил Зурабов: «Никто ничего не потеряет! » /Павел Решетников // Достоинство. -2004. -7 июня. -С.1,3.
40. Сборник нормативных правовых актов по осуществлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Справочное издание. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004. - 129 с.
41. Сборник типовых вопросов и ответов, по реализации Федерального закона от 17.07. 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».2-е издание, дополнительное. Москва, 2005. – 265 с.
42. Соснова Е.В. Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт. Учебно-методическое пособие / Е.В. Соснова. - М: Издательство МГСУ, 2002. – 421 с.
43. Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований/ Дж.Л. Галлагер и др. –М.: Фонд « Институт экономики города», 2001. – 265 с.
44. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. -М.; ИНФРА-М, 2001. – 129 с.
45. Чернобыль: наши права и льготы. Сборник нормативных документов. -М., 1997. – 215 с.
46. Якушев Л.П. Современные проблемы развития системы социальной защиты и пенсионного обеспечения в России: Учеб. пособие / Л.П. Якушев. - М.: 2001. - 215 с.
47. Якушев Л.П. Социальная защита / Л.П. Якушев. - М.: 1998. – 224 с.
48. Отчеты о расходовании средств направленных на реализацию Федеральных законов за 2003-2005 гг.
49. Отчеты о численности отдельных категорий граждан, пользующихся льготами за 2003-2005 гг.
50. Пояснительные записки к годовому отчету об исполнении бюджета МО «Новоторъяльский район» за 2003 – 2005 г. г.
51. Статистические отчеты Новоторъяльского МУ МПКХ о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за 2003 – 2005 г. г.
52. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http: // government. gov. ru/
53. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http: // economy. gov. ru/
54. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http: // www. programs-gov. ru/
55. Федеральный бюджет Российской федерации. http: // www. budgetrf. ru/.
Введение
Драматические перемены в экономической и социальной сферах, потрясшие Россию в последнее десятилетие, наряду с переходом к рыночной экономике, привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни, то есть отход России от плановой экономики, начавшийся с осуществления крупномасштабных реформ в экономический сфере, включавших либерализацию экономики и внешнеэкономической деятельности, приватизацию и ликвидацию системы централизованного планирования и управления, привел к кардинальным переменам в жизни российского общества. Эти перемены, с одной стороны, создали условия для роста экономической активности населения и, с другой стороны, вызвали падение уровня производства в ряде отраслей, существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы, снижение качества социального обслуживания нетрудоспособных и появление массовой бедности.
Как это ни парадоксально, когда распалось государство, рухнула экономика и уровень жизни и социальная работа – как часть социальной экономики, как профессия, как наука – достигла небывалого расцвета. Сформировались новые подходы, появилось новое законодательство, накоплен большой опыт. Осуществлявшиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных», они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. В частности широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы социальной поддержки. Многие предложения по проведению реформ основывалась на необходимости перехода к адресной социальной поддержки и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.
Одной из последних программ Правительства Российской Федерации стала Программа «Конвертация льгот», то есть Правительство поставило перед собой масштабную задачу - в течение ближайших трех лет поднять реальные доходы (без учета роста цен) на 40 процентов. По мнению разработчиков данной программы, решение этой задачи позволит сократить число граждан, живущих за чертой бедности, более чем в два раза.
Целью дипломной работы является изучение проблем финансирования социальной защиты населения с учетом развития законодательства по улучшению положения пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан.
В связи с этим я ставлю для достижения цели несколько задач:
Изучить механизмы социальной защиты населения;
Рассмотреть правовое регулирование социальной защиты населения;
Изучить и обобщить международный опыт организации программ по социальной поддержке населения;
Проанализировать реализацию Федеральных законов по социальной поддержке населения на примере МО «Новоторъяльский район»;
Изучить проблемы социального обеспечения и перспективы развития жилищных субсидий.
Для написания дипломной работы научно-методологической основой явились законодательные акты, нормативно-правовая база и материалы СМИ.
Основными методами исследования являются:
Изучение и анализ нормативно-правовой базы
Опытно-экспертная работа деятельности МУ «Отдел социальной защиты населения и труда МО Новоторъяльский район».
Объектом исследования является МУ «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются экономическое содержание и назначение социальной защиты населения, правовое регулирование социальной защиты населения с учетом развития законодательства по улучшению положения пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан и международный опыт организации программ по социальной поддержке населения, особенности финансирования в связи с введением ФЗ № 122.
Вторая глава исследования посвящена анализу деятельности МУ «Отдел социальной защиты населения администрации МО Новоторъяльский район», дана оценка и финансовый анализ реализации Федеральных Законов по социальной поддержке населения в Республике Марий Эл и Муниципальном Образовании «Новоторъяльский район».
Третья глава включает в себя совершенствование механизма социальной защиты населения, рассмотрен вопрос о жилищных субсидиях, как элементе государственной социальной политики проблемах и перспективах развития.
В заключении дается анализ по работе ФЗ № 122 его плюсы и минусы (льготы, которые действительно предоставляются). Вопрос финансирования жилищных субсидий.
I. Теоретические и законодательные основы финансирования отдела социальной защиты
1.1. Назначение и экономическое содержание социальной защиты населения
Социальная защита населения – трудная экономическая и политическая задача для любого уровня власти, и особенно это касается муниципальных органов вследствие их наибольшей приближенности к местным проблемам и населению. Рассмотрим состав, цели, задачи и функции организаций социальной защиты, механизмы оказания социальной помощи и социальной поддержки, текущее состояние и проблемы, направления повышения эффективности данной работы.
Учреждения социальной защиты населения на территории муниципального образования могут быть представлены:
центрами социального обслуживания (ЦСО),
муниципальными учреждениями социальной защиты (МУСЗН), городскими центрами жилищных субсидий,
отделами социального обеспечения (так называемые «собесы»), управлениями труда и занятости населения (УТиЗ),
биржами труда,
благотворительными организациями,
домами ночного пребывания,
центрами социальной помощи семье и детям,
приютами для детей и подростков,
центрами общественных работ и др.
Для оценки эффективности их работы необходимо четко представлять цели деятельности и функции органов социальной защиты.
Главная цель этих учреждений - ликвидация абсолютной бедности. Проанализируем понятие «бедность», которое является многогранным и неоднозначным (таблица 1).
Бедность - это характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать физиологические и социальные потребности. Основными причинами бедности являются 2 группы факторов: экономические (связаны с безработицей, низкими доходами) и демографические (возраст, иждивенческая нагрузка на семью).
При организации социальной поддержки чаще всего оценивают не потребление, а доход как меру располагаемых потребительских возможностей. Возникает возражение об использовании критерия низкого дохода без учета социального статуса и заслуг потенциального получателя помощи перед обществом: трудоспособные и нетрудоспособные, инвалид войны и молодой безработный, «балующийся» наркотиками, - получают одинаковые права и поддержку государства? Однако критерий дохода является наиболее объективным для борьбы с абсолютной бедностью [33, 157].
Таблица 1
Трактовка понятия «бедность»
Виды бедности | Потребление | Доход |
1. Абсолютная | ||
1.1. Нищета | Систематическое недоедание, отсутствие возможности пользоваться ЖКУ | Ниже стоимостной оценки минимальной продуктовой корзины |
1.2. Нужда | несбалансированное питание, нет возможности обновить одежду, обувь и пр. | Ниже прожиточного минимума |
2. Относительная | 1. Ниже общепринятых стандартов потребления и дохода 2. Ниже стандартов потребления других групп 3. Ниже потребления и доходов в прошлом |
Другими целями социальной сферы являются:
- обеспечить воспроизводство поколений, включая содержание детей, престарелых (т.е. еще или уже неспособных к трудовой деятельности), других людей, полностью нетрудоспособных или оказавшихся в определенной жизненной ситуации;
- дать гарантии трудоспособным гражданам на случай болезни, увечья, травмы и других рисков.
В плановой экономике социальные трансферты в виде льгот и скрытых дотаций служили элементом системы централизованного ценообразования, так как «адресатом» помощи были не столько граждане, сколько производители услуг. Льготы призваны были компенсировать низкий уровень оплаты труда.
Функциями социальной сферы являются:
1. Социальное страхование - система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает защиту социальных и профессиональных рисков различного типа. Компоненты - пенсии по возрасту, пособия по безработице, временной нетрудоспособности. Источник - удержание страховых взносов из заработной платы, взносы работодателей.
2. Социальное обеспечение - система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Компоненты - социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей; и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д.
3. Социальная защита - защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Социальные гарантии по оплате, условиям труда (минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривает специальные меры юридического, практического и политического характера.
4. Социальная помощь - временные меры адресной помощи в кризисной ситуации (услуги, пособия). Формы осуществления:
пособия в денежной форме;
помощь в натуральной форме;
льготы - выгоды (скидки) при получении услуг;
субсидии - целевое предоставление средств для оплаты услуг;
компенсации - возмещение расходов на получение услуг или других благ.
5. Социальное обслуживание (услуги, сервис) - это механизм реализации названных функций.
Социальные функции реализуются в виде конкретных социальных программ, среди которых различают:
1) по признаку идентификации получателей помощи: универсальные (категориальные) и селективные (выборочные, избирательные, адресные);
2) по степени разделения социальной ответственности между семьей, государством, работодателями, страховой системой и благотворительными организациями, органами местного самоуправления.
При этом расходы на социальные нужды могут частично:
включаться в цену рабочей силы;
компенсироваться за счет социальных трансфертов;
возмещаться за счет безвозмездного семейного ухода [32, 201].
Государственная социальная помощь оказывается из средств государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных фондов. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (от 24 октября 1997 г) устанавливает порядок учета величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи (предоставлении пособий, бесплатных или льготных услуг). Каждая семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи в разных формах.
Органы местного самоуправления могут осуществлять любые, адресные программы из муниципального бюджета и привлекаемых средств и устанавливать для них собственный критерий участия. Он необязательно должен быть связан с прожиточным минимумом или другими федеральными нормативами [13,25].
Федеральное законодательство предусматривало до принятия №122 от 22.08. 2004 года:
Разветвленную систему льгот и социальной поддержки для различных категорий населения (в целом по стране действовало 156 видов льгот для 236 категорий населения), на долю которых приходится большинство расходов на социальные нужды. Например, согласно данным федерального государственного статистического наблюдения (форма № 26-ЖКХ «Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг»), насчитывалось более 40 категорий жителей, пользующихся различными льготами, что составляло около 60% населения России. При таком уровне оплаты ЖКУ населением (50% от затрат в соответствии с федеральным стандартом) только в 2003г. потребовалось 37 млрд. рублей, чтобы компенсировать эти льготы.
Социальные пособия, среди которых важнейшими являются жилищные субсидии и пособия гражданам, имеющим детей, и другие выплаты.
Основными критериями предоставления социальной помощи в настоящий момент являются:
принадлежность к социально уязвимой группе населения (категории);
среднедушевой доход ниже определенного порогового значения.
Дополнительно могут вводиться другие условия. Например, семьи, где трудоспособные члены не работают без уважительной причины (т.е. не зарегистрированы в службе занятости), малообеспеченными не считаются и могут получить социальную помощь только в порядке исключения.
До принятия Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. значительная доля социальной помощи в РФ имела категориальный характер. Данный принцип имел следующие недостатки:
1. С точки зрения борьбы с бедностью имеющиеся средства на выплату социальных льгот и пособий тратились крайне неэффективно. Степень эффективности оценивалась на базе анализа того, какая часть выделенных средств доходит до защищаемой целевой группы. От общей суммы социальных льгот и выплат 19% приходится на долю беднейших слоев населения.
2. Категориальные льготы не подходили для борьбы с абсолютной бедностью: группы, выделенные по политическим и демографическим критериям (например, ветераны войны и одинокие матери), в обществе переходного периода могут оказаться крайне неоднородными по материальному положению; препятствуют развитию негосударственной сферы услуг, созданию новых рабочих мест, развитию социальных инициатив и различных форм социального предпринимательства, благотворительных организаций и самозанятости в некоммерческом секторе.
3. Распределительный характер категориальных льгот стимулирует социальное иждивенчество, усугубляет пассивный характер социальной защиты и ее оторванность от процессов экономического развития.
4. Задача доведения доходов до прожиточного минимума в подобных программах, как правило, не ставится, что значительно увеличивает расходы на социальную политику.
Федеральное правительство акцентирует необходимость перехода к выплате пособий только семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (далее именно этот признак будем считать определяющим адресность социальной программы). Помимо такого определения адресной помощи:
1. Для бизнесмена - это помощь, которая оказывается напрямую нуждающимся, без каких-либо посредников.
2. Для общественных благотворительных организаций - это помощь с учетом потребности, которую формируют сами нуждающиеся.
3. В территориальных программах адресной социальной защиты основным критерием оказания помощи остается принадлежность клиента традиционной социально уязвимой группе (таблица 2).
Таблица 2.
Основные объекты помощи в региональных адресных программах
Социально уязвимые группы населения | Распространенность критерия (% регионов, в которых данной группе оказывается помощь) |
Инвалиды 1-й и 2-й групп | 100 |
Одинокие пенсионеры и семьи одиноких пенсионеров | 94 |
Многодетные семьи | 92 |
Семьи с детьми-инвалидами | 87 |
Неполные семьи | 79 |
Семьи, имеющие на попечении детей-сирот | 79 |
Беременные женщины | 62 |
Хронические больные | 50 |
Кормящие матери | 37 |
Семьи несовершеннолетних родителей | 37 |
Студенческие семьи | 35 |
Порядок и приоритеты оказания социальной поддержки, финансируемой из местного бюджета, устанавливаются решением органов местного самоуправления. Муниципалитеты определяют также критерий участия в местных программах.
Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния экономики, что приводит к снижению рождаемости, росту смертности населения, росту численности инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Если в развитых странах со стабильной экономикой решение социальных вопросов является не всегда простой задачей, то для России все намного сложнее.
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства.5 августа 2004 года был принят Государственной Думой, а 22 августа 2004 года подписан Президентом РФ Федеральный Закон Российской Федерации № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении и дополнении в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Настоящий Федеральный Закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и Федеральными Законами вопросов местного значения.
Данный закон направлен на изменение механизма финансирования льгот. То есть фактически будет осуществлена трансформация зачастую условных льгот в финансовые обязательства, или непосредственно в « живые деньги».
Функции по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В перечень категорий граждан, которые получают ЕДВ через Управление Пенсионного фонда из средств федерального бюджета, входят:
инвалиды ВОВ, участники ВОВ;
ветераны боевых действий;
члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
инвалиды 1, 2, 3 степени и дети - инвалиды;
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и приравненные к ним лица.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных и пострадавших от политических репрессий с 1 января 2005 года определены Законом Республики Марий Эл от 02.12. 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Настоящий закон действует в пределах полномочий Республики Марий Эл, установленных федеральным законодательством. Финансирование мер социальной поддержки и социально обслуживания граждан является расходным обязательством Республики Марий Эл и осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. [13, 18].
Также вышеназванным Законом Республики Марий Эл определены меры социальной поддержки малообеспеченных семей, имеющих детей - порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.