ТЕМА: Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткан.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА: Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткан.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечень знаний и умений

С целью формирования ОК в ходе освоения данной темы студент должен

Знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

Уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Закрепить знания о расположении в организме, строении и значении в мышечной и нервной ткани.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: стол, стул, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела «Мышечная и нервная ткани», раздаточный материал, плакаты, контрольные задания по теме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение значимости изучаемой темы.

2. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

3. Контроль базового уровня знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
Работа с конспектом. 5 мин Ознакомьтесь с методической разработкой, законспектируйте в рабочем дневнике значимость изучаемой темы
Повторение основных сведений по изучаемой теме 15 мин Изучите теоретический материал «Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткани», используя в качестве основного источника лекционный материал или практическое пособие по изучению раздела «Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткани».
Контроль базового уровня знаний 25 мин 1. Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная.  2. Гладкая мышечная ткань–расположение, структурно-функциональная единица. 3. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. 4. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. 5. Нервная ткань – расположение, строение. 6. Строение нейрона. 7. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. 8. Нервное волокно, строение, виды. 9. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.
Закрепление материала 45 мин Письменно выполните задания в тетради, решив упражнения для темы 2.3., используя практическое пособие по изучению раздела «Основы гистологии»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 Гайворонский И. В, стр. 33-34, 371-376

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

       Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.

          Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ru

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5. E-anatomy.ru

 

 

Приложение 1

Значимость темы

 

Мышечные ткани обеспечивают двигательную функцию. Изучение строения и функции различных видов мышечных тканей имеет существенное значение для понимания физиологии и анатомии функционирования мышц. Полученные данные необходимы для понимания патологии мышечного аппарата в клинике при различных заболеваниях.

Приложение 2

Ответьте устно на вопросы

1. Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. 

2. Гладкая мышечная ткань–расположение, структурно-функциональная единица.

3. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности.

4. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.

5. Нервная ткань – расположение, строение.

6. Строение нейрона.

7. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные.

8. Нервное волокно, строение, виды.

9. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

10. Определение органа. Системы органов.

Приложение 3

Приложение 4

Объяснение нового материала

Мышечные ткани выполняют в организме сократительную функцию, которая осуществляется благодаря специальным органеллам — миофибриллам. Мышечные ткани существуют в форме гладкой и поперечнополосатой (скелетной и сердечной) мускулатуры.

ГЛАДКАЯ МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ. Находится в стенках внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, а также в составе некоторых желез. Она состоит из клеток — гладких миоцитов (рис. 1).

Рис. 1. Виды мышечной ткани:

Гладкая мышечная ткань. Сверху показаны изолированные гладкие миоциты (ГМЦ), внизу – их пласт, образованный двумя слоями, в которых клетки ориентированы во взаимно перпендикулярных плоскостях (ГМЦ видны на продольном и поперечном разрезах). КРС – кровеносный сосуд в прослойке рыхлой волокнистой соединительной ткани.

А — веретенообразная; б — двуглавая; в — двубрюшная; г — многобрюшная; д — двуперистая; е — одноперистая; 1 — головка; 2 — брюшко; 3 — сухожилие; 4 — промежуточное сухожилие; 5 — сухожильная перемычка

 

Рис. 3. Схема строения поперечнополосатых мышечных волокон:

1 — поперечнополосатое мышечное волокно;

Рис. 5. Основные типы рецепторов соматической нервной системы

а) экстероцепторы расположены в коже, воспринимают тактильные (осязание), болевые и температурные раздражения (свободные нервные окончания, колбы Краузе, тельца Руффини);

б) проприоцепторы находятся в мышцах, сухожилиях, связках, суставных капсулах, надкостнице и костях; они воспринимают чувства давления, вибрации, веса, степень сокращения или расслабления мышц и положение частей тела в пространстве (тельца Фатера-Пачини, Гольджи-Маццони);

в) интероцепторы расположены во внутренних органах и встенках сосудов, воспринимают механическое и осмотическое давление (баро- и осморецепторы), химический состав среды (хеморецепторы) и боль; чувствительность, воспринимаемая экстеро-, про- прио- и интероцепторами, объединяется понятием — общая чувствительность;

г) специализированные рецепторы расположены вспециализированных органах — в глазном яблоке, внутреннем ухе, полости носа, на языке и воспринимают пять специальных видов чувствительности — зрение, слух, вестибулярные раздражения, обоняние и вкус.

По способу восприятия раздражения рецепторы подразделяют на две группы:

- дистантные, воспринимающие раздражение без непосредственного контакта с ним (зрение, слух);

- контактные, воспринимающие раздражение при непосредственном контакте с ним (боль, температура, вкус).

По виду воспринимаемой чувствительности рецепторы также подразделяют на две группы:

1. Рецепторы общей чувствительности (см. рис. 5) расположены во всех участках тела человека, воспринимают следующие раздражения: боль, температуру, проприоцептивную чувствительность (информация о состоянии органов опорно-двигательной системы), прикосновение (тактильные) и давление (барорецепторы).

2. Рецепторы специальной чувствительности,воспринимающие следующие раздражения: вкус, зрение, обоняние, слух и вестибулярные раздражения.

ПОНЯТИЕ О СИНАПСЕ. Понятие о синапсе как аппарате межнейронной связи в 1850 г. обосновал английский физиолог И. Шерингтон. Синапс — это ультрамикроскопическое образование, передающее нервный импульс с одной нервной клетки на другую или с нервной клетки на рабочий орган. Синапс обеспечивает односторонность проведения нервного импульса и преобразование его по силе и частоте.

Синапс включает пресинаптическую часть, синаптическую щель и постсинаптическую часть (рис. 6). Пресинаптическая часть представляет собой утолщение в виде пуговки или бляшки, содержит скопление пресинаптических пузырьков, наполненных медиатором. Медиаторы вырабатываются в теле и аксоне нервной клетки. Чаще всего в качестве медиаторов выступают такие химические вещества, как ацетилхолин, норадреналин, пуриновые основания и др. Синаптическая щель заполнена гелеобразной массой; ее ширина колеблется от 5 до 20 нм. Постсинаптическая часть синапса также расширена. На ее мембране находятся белковые молекулы — хеморецепторы. Последние реагируют с выделившимся медиатором и тем самым передают уже преобразованный нервный импульс. В зависимости от химической природы медиатора различают следующие основные виды хеморецепторов: α-, β-адренорецепторы; М-, Н-холи- норецепторы; пуринорецепторы; ГАМК-рецепторы и т.д.

На теле и отростках одной нервной клетки находится от 5000 до 10000 синапсов, по которым поступает огромное количество информации. Одни нервные импульсы проходят через синапс и усиливаются, а другие — задерживаются и ослабляются. В связи с этим по функции различают возбуждающие и тормозные синапсы. В зависимости от того, какие структуры нервных клеток (аксон, дендрит, тело — сома) участвуют в образовании синапса, различают следующие их виды: аксо-соматические, аксо-аксональные, аксо-дендритические, сомато-соматические и т.д.

Эффекторы — это концевые аппараты аксонов эффекторных нейронов в мышцах или железистой ткани. С их помощью происходит передача нервных импульсов на ткани рабочих органов (мышцы, железы). По своему строению и функции они напоминают синапс, имеют те же основные структуры: пресинаптическую мембрану, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану. Наиболее сложно устроены эффекторы в поперечнополосатой мышечной ткани, где они называются моторными бляшками или нервно-мышечными синапсами (рис. 7).

 

 

Рис. 6. Схема строения синапса:

Пресинаптическая мембрана; 2 — молекулы медиатора; 3 — синаптическая щель; 4 — постсинаптическая мембрана с расположенными в ней хеморецепторами; 5 — обратный транспорт медиатора; 6 — синаптические пузырьки с медиатором

 

 

Рис. 7. Схема строения моторной бляшки:

ОРГАНЫ

Ткани не существуют изолированно. Они участвуют в построении органов. Орган — это часть человеческого тела, компонент определенной системы, построенный из различных тканей, одна из которых выполняет ведущую функцию. Например, печень состоит из всех видов тканей, но основной является эпителиальная (образование желчи и обеспечение обезвреживания веществ, поступающих к печени от органов желудочно-кишечного тракта).

Исчерпывающую классификацию органов предложить трудно, так как они существенно различаются по своему положению, форме, внешнему и внутреннему строению.

Органы можно подразделить на внутренние, органы системы опоры и движения и соматосенсорные (органы чувств и кожа). В свою очередь среди внутренних органов различают полые и паренхиматозные. К системе органов опоры и движения принадлежат такие органы, как кости, связки и мышцы.

Все полые органы имеют общий план строения и состоят из трех оболочек: внутренней — слизистой, средней — мышечной и наружной. Наружная оболочка может быть представлена рыхлой соединительной тканью, которая получила название «адвентиция», или серозной оболочкой (брюшина, плевра или перикард). Паренхиматозные органы состоят из стромы — соединительной ткани, образующей его каркас, и паренхимы — основного вещества органа.

Таким образом, орган —- это относительно обособленное анатомическое образование, структурный элемент, из которого складывается более высокий уровень организации — система органов.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Система органов — это интеграция различных органов, объединенных выполнением общих функций. Различают следующие системы органов:

а) система органов опоры и движения;

б) пищеварительная;

в) дыхательная;

г) сердечно-сосудистая;

д) мочевыделительная;

е) половая (мужская, женская);

ж) эндокринная;

з) нервная;

и) соматосенсорная (покровная).

Основные системы органов могут включать подсистемы. Например, составными частями сердечно-сосудистой системы являются сердце, артериальная, венозная, лимфатическая и микроциркуляторная системы.

Органы, входящие даже в одну систему, существенно различаются по своему строению. Например, в составе пищеварительной системы такие органы, как зубы, язык, пищевод и печень, совершенно различны по своей форме, положению, цвету, консистенции и внутреннему строению. Единство и целостность системы органов определяется прежде всего общей направленностью физиологических процессов.

Однако большинство органов в составе одной системы имеют единый план строения. Так, в составе пищеварительной системы глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки имеют общие принципы строения стенки. Они включают слизистую, мышечную и серозную (адвентициальную) оболочки, хотя для каждой из них также характерны типичные особенности строения. Эти органы пищеварительной системы выполняют общую функцию — переваривание пищи и всасывание образовавшихся веществ.

Таким образом, система органов предусматривает прежде всего функциональное объединение органов.

Приложение 5

Закрепление

Приложение 6

Самостоятельная работа

ТЕМА: Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткан.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечень знаний и умений

С целью формирования ОК в ходе освоения данной темы студент должен

Знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

Уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Закрепить знания о расположении в организме, строении и значении в мышечной и нервной ткани.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: стол, стул, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела «Мышечная и нервная ткани», раздаточный материал, плакаты, контрольные задания по теме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение значимости изучаемой темы.

2. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

3. Контроль базового уровня знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
Работа с конспектом. 5 мин Ознакомьтесь с методической разработкой, законспектируйте в рабочем дневнике значимость изучаемой темы
Повторение основных сведений по изучаемой теме 15 мин Изучите теоретический материал «Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткани», используя в качестве основного источника лекционный материал или практическое пособие по изучению раздела «Основы гистологии. Классификация тканей. Мышечная и нервная ткани».
Контроль базового уровня знаний 25 мин 1. Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная.  2. Гладкая мышечная ткань–расположение, структурно-функциональная единица. 3. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. 4. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. 5. Нервная ткань – расположение, строение. 6. Строение нейрона. 7. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. 8. Нервное волокно, строение, виды. 9. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.
Закрепление материала 45 мин Письменно выполните задания в тетради, решив упражнения для темы 2.3., используя практическое пособие по изучению раздела «Основы гистологии»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 Гайворонский И. В, стр. 33-34, 371-376

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

       Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.

          Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ru

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5. E-anatomy.ru

 

 

Приложение 1

Значимость темы

 

Мышечные ткани обеспечивают двигательную функцию. Изучение строения и функции различных видов мышечных тканей имеет существенное значение для понимания физиологии и анатомии функционирования мышц. Полученные данные необходимы для понимания патологии мышечного аппарата в клинике при различных заболеваниях.

Приложение 2

Ответьте устно на вопросы

1. Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. 

2. Гладкая мышечная ткань–расположение, структурно-функциональная единица.

3. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности.

4. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.

5. Нервная ткань – расположение, строение.

6. Строение нейрона.

7. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные.

8. Нервное волокно, строение, виды.

9. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

10. Определение органа. Системы органов.

Приложение 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.