Рабочая программа учебной дисциплины – «Педагогика физической культуры и спорта» составлена согласно требованиям ГОС второго поколения и в соответствии с ним входит в цикл общих профессиональных дисциплин.
Выписка из Государственного образовательного стандарта
Цикл
Дисциплина и ее основные разделы
Часов
Цель курса – создать целостное представление о сущности, специфике, зако-номерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориен-тироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в ак-тивный процесс педагогического поиска.
Задачи курса:
• овладеть системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в бу-дущей профессиональной деятельности;
• сформировать у будущего специалиста научное мировоззрение профессио-нально-педагогической направленности, содействовать развитию педагогического мышления;
• привить студентам основы творческой деятельности и эмоционально-целостного восприятия педагогической деятельности в контексте будущей профес-сиональной деятельности;
32 5
• ознакомить с инновационным подходом к определению эффективности тех-нологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта;
• формировать умения диагностировать уровень своей педагогической подго-товленности, намечать направления к самосовершенствованию.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина
«Педагогика физической культуры и спорта» является логичным продолжением курса «Психология и педагогика». Дисциплина расширяет и конкретизирует про-блемы педагогики, рассмотренные ранее, спецификой физической культуры и спор-та. Прикладная направленность курса позволит обеспечить целенаправленную под-готовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образова-
тельной программы специалиста. Роль физической культуры и спорта в развитии личности; педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта; педаго-гические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту; формы организации педагогического процесса; средства и методы педагогического процесса; управление педагогическим процессом; педагогические технологии и ин-новации в сфере физической культуры и спорта; диагностика готовности специали-ста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности; не-прерывное образование и самообразование, система воспитательной работы, педаго-гическое творчество, основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения
«Педагогики физической культуры и спорта» студент должен знать основные по-нятия и этапы развития педагогической науки, закономерности целостного педаго-гического процесса, педагогические основы организации учебного процесса и меха-низмы управления им, сущность и особенности организации воспитательной работы
в современных условиях, содержание, формы, методы и средства воспитания уча-щихся в процессе обучения и во внеклассной работе, социально-педагогические функции и особенности педагогической деятельности спортивного педагога. Нрав-ственно-психологический образ педагога. Основы педагогического мастерства спор-тивного педагога.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая предполагает выполнение практических работ, подготовку рефе-ратов, участие в студенческих научных кружках кафедр.
Основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса «Педагогика физиче-ской культуры и спорта». В ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации проверяются те элементы подготовки студентов, которые предполагают владение следующими знаниями и видами деятельности:
6
Приложение 4
ГЛОССАРИЙ
Авторитет (лат. auctoritas – значение, влияние, власть) – добровольно прини-маемое индивидом влияние какого-либо лица, основанное на признании его досто-инств.
Авторитарная личность – определенный тип личности, которой присущи кон-сервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стерео-типность мышления, конформизм.
Авторитарная педагогика – сосредоточение власти в руках педагога при уст-ранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициа-тивы и воздействии на них мерами принуждения.
Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой вос-питательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.
Активные методы обучения – способы и средства передачи и освоения новых норм культурно-профессиональной деятельности.
Базовая физическая культура – фундаментальная часть физической культу-ры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности.
Воображение – особая способность человека видеть целое раньше его частей. Воспитание – объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой
и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многобразных социаль-ных функций.
Движение – моторная функция организма, связанная с изменением положения тела или его частей.
Двигательное действие – движения, преследующие решение конкретной зада-чи и на этой основе объединенные в определенную систему.
Движущие силы педагогического процесса – это совокупность факторов и условий, обеспечивающих развитие личности.
Дидактический базис – комплекс постоянных компонентов изначально необ-ходимых для организации целенаправленного специально организованного процес-са обучения.
Дидактическая надстройка – комплекс компонентов, относящихся к средст-вам педагогической коммуникации, позволяющие устанавливать деятельностные и личностные связи и взаимодействия между компонентами дидактического базиса.
Интерес – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.
31
14. Профессия – учитель [Текст] : учеб. пособие / А. С. Роботова,
И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др. – М. : ИЦ «Академия», 2005. –
368 с.
15. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 576 с.
16. Федоров, А. И. Комплексный педагогический контроль как основа управле-ния тренировочным процессом [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров, В. Н. Береглазов. – Челябинск : УралГАФК, 2001. – 174 с.
17. Федоров, А. И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-
методические аспекты [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров. – Челябинск : УралГАФК,ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 72 с.
•знать роль педагогической науки в экономическом и социальном прогрессе общества;
• знать основные этапы развития педагогической науки;
•знать педагогические условия формирования личности ребенка, роль биоло-гического и социального в развитии личности;
• владеть современными концепциями образования, обучения и воспитания;
• знать основные закономерности целостного педагогического процесса;
• знать педагогические основы организации учебного процесса;
• знать механизмы управления процессом обучения;
•знать сущность и особенности организации воспитательной работы в совре-менных условиях;
•знать содержание, формы, методы и средства воспитания учащихся в процес-се обучения и во внеклассной работе;
•знать теорию детского коллектива (вопросы организации и управления учени-ческим и детским спортивным коллективом);
•знать социально-педагогические функции и особенности педагогической дея-тельности спортивного педагога и его нравственно-психологический образ;
• владеть основами педагогического мастерства спортивного педагога;
• уметь применять на практике современные методы научного исследования;
• уметь осуществлять педагогическое диагностирование и прогнозирование;
• уметь определять образовательные и воспитательные задачи урока (трениро-вочного занятия) и находить наиболее оптимальные пути их решения;
•уметь находить пути повышения эффективности урока (реализация дидакти-ческих принципов, рациональное использование методов обучения и др.);
•уметь стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках и учебно-тренировочных занятиях;
•владеть навыками готовить и проводить внеклассные воспитательные меро-приятия;
•находить пути и средства повышения эффективности (результативности) вне-классных воспитательных мероприятий;
•применять различные методы и средства воспитания в практической деятель-ности;
• проводить индивидуальную воспитательную работу с учащимися.
В соответствии с учебным планом специальности 032101 – физическая культу-ра и спорт студенты очной формы обучения изучение курса «Педагогика физиче-ской культуры и спорта» проходят в течение 5-го семестра со сдачей экзамена; сту-денты заочной формы обучения сдают экзамен в 7-ом семестре.
30 7
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.