ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

И СПОРТА

 

учебно-методический комплекс для студентов

 

специальности 032101 – физическая культура и спорт

 

 

Ухта 2009


УДК 796.01:37.013 (075.8)

 

Б. 86

 


Бочаров, М. И.

 

Педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учебно-методический комплекс

/ М. И. Бочаров, М. Л. Берговина, М. В. Иванова, Р. И. Рэйляну. – Ухта : УГТУ, 2009. – 34 с.

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм

 

обучения по специальности 032101 – физическая культура и спорт. Комплекс со-

держит пять разделов и четыре приложения, которые раскрывают содержание курса

 

педагогики физической культуры и спорта, объем разделов и тем, форм занятий, за-

дания к самостоятельной работе студентов, учебно-методическое обеспечение, раз-

ные формы контроля и самоконтроля знаний, а также методические указания для

студентов и рекомендации для преподавателя, перечень рекомендуемой литературы

 

и глоссарий.

 

Комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования

 

второго поколения, учебным планом УГТУ специальности физическая культура и

спорт, и письмом Минобразования и науки РФ федеральной службы по надзору в

сфере образования и науки от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77ин/ак.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогика физической культуры и

 

спорта» одобрен учебно-методической комиссией института физической культуры и

 

спорта (09.12.2009) и утвержден первым проректором УГТУ (15.12.2009)

 

 

Рецензент – Зеновский Е. В., к.п.н., доцент.

 

 

План 2009 г., позиция 255.

 

Подписано в печать 25.12.2009. Компьютерный набор.

Объем 34 стр. Тираж 100 экз. Заказ № 237.

 

© Ухтинский государственный технический университет, 2009

 

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

 

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

 

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическая подготовка – одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей).

Физическое развитие – процесс и результат изменения форм и функций орга-низма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями.

Физические способности – комплекс морфологических и психофизиологиче-ских свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной дея-тельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Физические качества – уровни проявления (реализации) соответствующих фи-зических способностей.

Физическое упражнение – двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования.

Ценность – объективная и субъективная значимость явления, предмета. Ценностная ориентация – содержательная сторона направленности личности,

внутренняя основа ее отношения к действительности. Ценностные ориентации – ценности, присвоенные и реализуемые в поведении человека как личностный регу-лятивный принцип.

 

Ценности спортивной деятельности – особенности предметов и явлений, дан-ные в социальной и индивидуальной жизни спортсмена, которые позволяют челове-ку удовлетворить свои материальные, духовные и общественные потребности, слу-жат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей.


 



Оглавление

 

 

Общие сведения ………………………………………………………

4
I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ……………………………………………

5
1.1.

Организационно-методический раздел ………………………….......

5
1.2.

Распределение часов по видам работы ………………………………

8
1.3.

Содержание курса ……………………………………………………..

10
1.4.

Материально-техническое обеспечение курса ………………….......

14
II.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ …………………….

15
III.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ …………..

20
IV.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ …………………………

21
V.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ………………………………………………...

24

Приложение 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ …... 25

Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ …………………………………………………………

27

Приложение 3.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 29

Приложение 4.

ГЛОССАРИЙ ....…………………………………………… 31
       

 


 

34                                                                                                                                                   3




Общие сведения

 

Учебно-методический комплекс содержит 5 разделов, в которых описаны ос-новные требования к учебной дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта», перечень тем, распределение их по часам и семестрам, содержание курса, включая лекционные и практические занятия, задания к самостоятельной работе студентов, а также учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Дополнительно представлены вопросы для самоконтроля знаний, тематика рефера-тивных и контрольных работ, перечень вопросов для подготовки к экзаменам, атте-стационные критерии контроля знаний. Приложение содержит методические указа-ния для студентов и рекомендации для начинающего преподавателя, список основ-ной и дополнительной литературы, глоссарий.

 

Данный комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 032101 – физическая культура и спорт, как программный матери-ал к курсу «Педагогика физической культуры и спорта», соответствующий феде-ральному компоненту цикла ОПД.Ф.11 Государственного образовательного стан-дарта высшего профессионального образования второго поколения.

В соответствии с учебным рабочим планом студенты изучают данную учебную дисциплину на 3-ем (очное обучение) и 4-ом (заочное обучение) курсах с выполне-нием следующих работ:

 

Очное обучение                  Заочное обучение

 

Семестр – 5                                                Семестр – 7

 

Всего учебных часов – 120                   Всего учебных часов – 120

 

в том числе:                                               в том числе:

 

аудиторных – 52 часа, из них:             аудиторных – 16 часов, из них:

 

лекции – 34 часа                                      лекции – 10 часов

 

практические занятия – 18 часов        практические занятия – 6 часов

 

Самостоятельная работа – 68 часов; Самостоятельная работа – 104 часа;

 

Контрольная работа – 1                        Контрольная работа – 1

 

Итоговый контроль – экзамен (в 5-м  Итоговый контроль – экзамен (в 7-м

 

семестре)                                                    семестре)


 

требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяющие его стра-тегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществле-ния, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

 

Принципы обучения основополагающие идеи, направляющие деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики.

Проблемное обучение – обучение, в котором при осуществлении физкультур-но-спортивной деятельности, занимающиеся систематически вовлекаются в процесс решения проблемных задач, в результате чего усваивается опыт творческой дея-тельности и формируются творческие способности.

Программированное обучение – методический подход в обучении, сущест-венными признаками которого являются расчленение до детальных элементарных учебных операций в той мере, насколько это возможно, учебного материала и необ-ходимых для его усвоения умственных действий.

Проектная культура спортивного педагога – часть общей профессиональной культуры, важнейший компонент нового типа педагогического профессионализма физкультурно-спортивных кадров; является фундаментальным основанием для практико-проектной деятельности, зарождающейся, на основе социального опыта, новой реальности сферы физической культуры и спорта в нашей стране.

Спорт – деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей, предназначенных для интенсивной специализированной дви-гательной и психической подготовки с целью последующего максимального прояв-ления своих способностей путем соревнования в заранее определяемых двигатель-ных действиях.

Спортивная деятельность – вид человеческой деятельности, характери-зующейся высочайшей мотивацией к осуществлению деятельности, четкими кри-териями оценки результатов, высокими требованиями к двигательной и психиче-ской деятельности, конкретностью социальных взаимодействий и др. норматив-ными критериями.

 

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно но-вые материальные и духовные ценности.

Учебная деятельность – процесс формирования у человека мышления, осно-ванного на преобразовании предметного действия и анализа, устанавливающего су-щественные связи целостного объекта, его генетическую исходную (всеобщую) форму.

Учебная задача – средство осуществления непосредственно учения. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на

формирование двигательных навыков и развитие двигательных и психических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости, волевых и др.).

 


4                                                                                                                                                  33


Конфликт – явление межличностных и групповых отношений и представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном или поведенческом уровне.

Лидерство в спорте – процесс внутренней социально-психологической органи-зации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межлично-стных отношениях групповых норм и ожиданий.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.

Педагогика – наука о воспитании как сознательно и целенаправленно органи-зованном процессе.

Педагогика физической культуры и спорта – предметное освоение челове-ком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания.

Педагогическая система – это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных педагогическим целям.

Педагогическая импровизация – логически завершенный педагогически цен-ный фрагмент деятельности, осуществляемый публично, сиюминутно, без предва-рительной подготовки.

Педагогическое мастерство тренера-педагога – целенаправленное система воздействий на человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, опре-деляющих развитие свойств личности, регуляцию взаимоотношений, обусловлен-ных основными формами жизнедеятельности индивида, выявления изменений в становлении его личности и определения оптимальных способов воздействия на нее.

 

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

Педагогическое проектирование – функция творческого педагога-тренера, связанная со стремлением организовать для своих воспитанников среду учебной и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой потенциал.

Педагогический опыт – совокупность педагогических знаний, умений, навы-ков эмпирического и научного происхождения, освоенных посредством практиче-ской деятельности в процессе воспитания, обучения и образования.

Принцип воспитания основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, отражающие уровень развития общества, его потребности и


 





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Цикл

Дисциплина и ее основные разделы

Всего  

Часов

        ОПД.Ф.11 Педагогика физической культуры и спорта. 120     Роль физической культуры и спорта в развитии личности;       педагогические процессы в сфере физической культуры и       спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов       по физической культуре и спорту; формы организации педа-       гогического процесса; средства и методы педагогического       процесса; управление педагогическим процессом; педагоги-       ческие технологии и инновации в сфере физической культу-       ры и спорта; диагностика готовности специалиста в области       физической культуры и спорта к профессиональной дея-       тельности; непрерывное образование и самообразование,       система воспитательной работы, педагогическое творчество,       основные условия и факторы продуктивной педагогической       деятельности в сфере физической культуры и спорта.            

 

Цель курса – создать целостное представление о сущности, специфике, зако-номерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориен-тироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в ак-тивный процесс педагогического поиска.

 

Задачи курса:

 

• овладеть системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в бу-дущей профессиональной деятельности;

• сформировать у будущего специалиста научное мировоззрение профессио-нально-педагогической направленности, содействовать развитию педагогического мышления;

 

• привить студентам основы творческой деятельности и эмоционально-целостного восприятия педагогической деятельности в контексте будущей профес-сиональной деятельности;

 


32                                                                                                                                                   5


 

• ознакомить с инновационным подходом к определению эффективности тех-нологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта;

• формировать умения диагностировать уровень своей педагогической подго-товленности, намечать направления к самосовершенствованию.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина

 

«Педагогика физической культуры и спорта» является логичным продолжением курса «Психология и педагогика». Дисциплина расширяет и конкретизирует про-блемы педагогики, рассмотренные ранее, спецификой физической культуры и спор-та. Прикладная направленность курса позволит обеспечить целенаправленную под-готовку студентов к будущей профессиональной деятельности.

 



Требования к обязательному минимуму содержания основной образова-

 

тельной программы специалиста. Роль физической культуры и спорта в развитии личности; педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта; педаго-гические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту; формы организации педагогического процесса; средства и методы педагогического процесса; управление педагогическим процессом; педагогические технологии и ин-новации в сфере физической культуры и спорта; диагностика готовности специали-ста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности; не-прерывное образование и самообразование, система воспитательной работы, педаго-гическое творчество, основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения

 

«Педагогики физической культуры и спорта» студент должен знать основные по-нятия и этапы развития педагогической науки, закономерности целостного педаго-гического процесса, педагогические основы организации учебного процесса и меха-низмы управления им, сущность и особенности организации воспитательной работы

в современных условиях, содержание, формы, методы и средства воспитания уча-щихся в процессе обучения и во внеклассной работе, социально-педагогические функции и особенности педагогической деятельности спортивного педагога. Нрав-ственно-психологический образ педагога. Основы педагогического мастерства спор-тивного педагога.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая предполагает выполнение практических работ, подготовку рефе-ратов, участие в студенческих научных кружках кафедр.

 

Основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса «Педагогика физиче-ской культуры и спорта». В ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации проверяются те элементы подготовки студентов, которые предполагают владение следующими знаниями и видами деятельности:

 

6


 

Приложение 4

 


ГЛОССАРИЙ

 

Авторитет (лат. auctoritas – значение, влияние, власть) – добровольно прини-маемое индивидом влияние какого-либо лица, основанное на признании его досто-инств.

Авторитарная личность – определенный тип личности, которой присущи кон-сервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стерео-типность мышления, конформизм.

Авторитарная педагогика – сосредоточение власти в руках педагога при уст-ранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициа-тивы и воздействии на них мерами принуждения.

Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой вос-питательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.

Активные методы обучения – способы и средства передачи и освоения новых норм культурно-профессиональной деятельности.

Базовая физическая культура – фундаментальная часть физической культу-ры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности.

Воображение – особая способность человека видеть целое раньше его частей. Воспитание – объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой

 

и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многобразных социаль-ных функций.

 

Движение – моторная функция организма, связанная с изменением положения тела или его частей.

 

Двигательное действие – движения, преследующие решение конкретной зада-чи и на этой основе объединенные в определенную систему.

Движущие силы педагогического процесса – это совокупность факторов и условий, обеспечивающих развитие личности.

Дидактический базис – комплекс постоянных компонентов изначально необ-ходимых для организации целенаправленного специально организованного процес-са обучения.

Дидактическая надстройка – комплекс компонентов, относящихся к средст-вам педагогической коммуникации, позволяющие устанавливать деятельностные и личностные связи и взаимодействия между компонентами дидактического базиса.

Интерес – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.

 

31


14.                                     Профессия –       учитель    [Текст]  : учеб.            пособие    /          А. С. Роботова,

 

И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др. – М. : ИЦ «Академия», 2005. –

 

368 с.

 

15. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин,

 

И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 576 с.

 

16. Федоров, А. И. Комплексный педагогический контроль как основа управле-ния тренировочным процессом [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров, В. Н. Береглазов. – Челябинск : УралГАФК, 2001. – 174 с.

17. Федоров, А. И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-

 

методические аспекты [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров. – Челябинск : УралГАФК,ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 72 с.


 

•знать роль педагогической науки в экономическом и социальном прогрессе общества;

• знать основные этапы развития педагогической науки;

 

•знать педагогические условия формирования личности ребенка, роль биоло-гического и социального в развитии личности;

 

• владеть современными концепциями образования, обучения и воспитания;

 

• знать основные закономерности целостного педагогического процесса;

 

• знать педагогические основы организации учебного процесса;

 

• знать механизмы управления процессом обучения;

 

•знать сущность и особенности организации воспитательной работы в совре-менных условиях;

•знать содержание, формы, методы и средства воспитания учащихся в процес-се обучения и во внеклассной работе;

•знать теорию детского коллектива (вопросы организации и управления учени-ческим и детским спортивным коллективом);

 

•знать социально-педагогические функции и особенности педагогической дея-тельности спортивного педагога и его нравственно-психологический образ;

• владеть основами педагогического мастерства спортивного педагога;

 

• уметь применять на практике современные методы научного исследования;

 

• уметь осуществлять педагогическое диагностирование и прогнозирование;

 

• уметь определять образовательные и воспитательные задачи урока (трениро-вочного занятия) и находить наиболее оптимальные пути их решения;

•уметь находить пути повышения эффективности урока (реализация дидакти-ческих принципов, рациональное использование методов обучения и др.);

 

•уметь стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках и учебно-тренировочных занятиях;

•владеть навыками готовить и проводить внеклассные воспитательные меро-приятия;

•находить пути и средства повышения эффективности (результативности) вне-классных воспитательных мероприятий;

•применять различные методы и средства воспитания в практической деятель-ности;

 

• проводить индивидуальную воспитательную работу с учащимися.

 

В соответствии с учебным планом специальности 032101 – физическая культу-ра и спорт студенты очной формы обучения изучение курса «Педагогика физиче-ской культуры и спорта» проходят в течение 5-го семестра со сдачей экзамена; сту-денты заочной формы обучения сдают экзамен в 7-ом семестре.

 


30                                                                                                                                                     7






СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

а) основная

 

1. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры [Текст] : учеб. пособие /

 

Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. – СПб. : Изд-во ЛГОУ, 1999.

 

– 353 с.

 

2. Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Э. Б. Кайнова. – М. : Издательский дом «Форум», 2007. – 208 с.

3. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс [Текст] /

 

Под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 318 с.

4. Сидоров, А. А. Педагогика [Текст] : учеб. для студ., асп., преп. и тренеров

 

/ А. А. Сидоров, М. В. Прохорова, Б. Д. Синюхин. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 272 с.

5. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / Под ред.

 

Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.

 

б) дополнительная

 

6. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] : учебник / Л. В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

 

7. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика

 

[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В.

 

Никифорова. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 288 с.

 

8. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 208 с.

9. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреж-дениях [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова ; под ред. С. А. Козловой. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 320 с.

 

10. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред.

 

Г. И. Погадаева. – М. : ФиС, 2000. – 496 с.

 

11. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст] /

 

Н. Г. Озолин. – М. : Изд-во «Астрель», 2004. – 864 с.

 

12. Педагогика [Текст] : учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред.

 

П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 640 с.

 

13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

 


8                                                                                                                                                  29


Определяющим фактором успешности управления СРС является информация, предполагающая прямую и обратную связь между преподавателем и студентом. Прямая связь осуществляется по схеме: программа СРС – нормирование – планиро-вание – организационно-методическое обеспечение – состояние обучаемого – ре-зультативность самостоятельной работы; обратная связь – информация, идущая от студента (как объекта управления) к преподавателю (как управляющего элемента системы СРС). Контроль за СРС осуществляется по двум направлениям: первый – заключается в получении объективной информации о состоянии системы планиро-вания, организационно-методического обеспечения и руководства СРС; второй – в объективной оценке качества и прочности усвоения материала студентом по учеб-ной дисциплине. Этот контроль должен быть систематическим, при использовании разных форм. В качестве средств контроля могут быть использованы предлагаемые вопросы и тесты для контроля знаний (см. разд. II-IV), а также дидактические еди-ницы, прописанные в подразделе 1.1. данного учебно-методического комплекса.


 

б) заочное обучение

 

   

Количество часов

   

Наименование тем

Всего Лекции Практическиезанятия Контрольнаяра-бота Самостоятельнаяработа  
           
             
Тема 1. Введение. Педагогика физической культу-

12

2

   

10

 

ры и спорта как научная и учебная дисциплина

     
           
Тема 2. Специфика деятельности и требования к            
личности специалиста в области физической куль- 20 1 2   17  
туры и спорта            
Тема 3. Процесс обучения в физической культуре и

16

2

   

14

 

спорте

     
           
Тема 4. Процесс воспитания в физической культуре

16

2

 

1

14

 

и спорте

   
           
Тема 5. Специфика использования принципов и ме-

20

1

2

 

17

 

тодов воспитания

   
           
Тема 6. Особенности педагогической работы с раз-            
личными возрастными и социальными категориями 16 1     15  
населения            
Тема 7. Специфика коллективных взаимоотноше-

20

1

2

 

17

 

ний при занятиях физической культурой и спортом

   
           
Всего: 120 10 6 1 104  

 


 

 

28                                                                                                                                                   9







Содержание курса

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК

 

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА (12 часов) Теоретический раздел (лекции – 4 часа). Предмет изучения и преподавания

педагогики физической культуры и спорта. Проблемы и задачи педагогики физиче-ского воспитания и спорта. Специфика целей и задач формирования личности в про-цессе занятий физической культурой и спортом. Основные направления педагогиче-ской системы физической культуры.

Самостоятельная работа (8 часов). Физическая культура и спорт как много-плановое общественное явление, выполняющее социальные, экономические и поли-тические функции, являющиеся частью общечеловеческой культуры. Возникнове-ние педагогики физической культуры и спорта как объективная потребность совре-менности. Педагогика спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний. Причины возникновения и уровень ее современного состояния. История развития педагогики спорта за рубежом и в России. Объект и предмет научного изучения пе-дагогики спорта. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими наука-ми: теорией физической культуры, психологией, социологией, историей спорта, теорией спортивной тренировки, анатомией, физиологией, культурологией и др.

 

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4].

 

Тема 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ

 

СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (20 часов) Теоретический раздел (лекции – 6 часов). Структура и содержание профес-сионально-педагогической компетентности специалиста как отражение специфики физкультурно-спортивной деятельности. Критерии оценки компетентности по ос-новным блокам: стратегическому, организаторскому, коммуникативному. Особен-ности профессионально-педагогической деятельности учителя физической культу-ры, тренера по виду спорта, спортивного менеджера, преподавателя физического воспитания вуза и др. Педагогический авторитет и его показатели. Педагогическая культура специалиста: двигательная и речевая культура как основные составляющие компоненты. Индивидуальный стиль деятельности, общения, руководства. Профес-сиональная некомпетентность, дезадаптация, деформация, их причины и показатели. Практические занятия (4 часа). Составить педагогический кодекс тренера, учителя физической культуры. Подготовить доклад на тему «Педагогическая школа

выдающихся тренеров» (на примере своей специализации).

 

Самостоятельная работа (10 часов). Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалиста в области физической культуры и спорта М. В. Прохоровой, С. Д. Неверковича, Т. А. Маркиной,


 

Приложение 2

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Преподавание учебной дисциплины «Педагогика физической культуры и спор-та» должно вестись в соответствии с ГОС ВПО. Преподаватель обязан знать все тео-ретические разделы курса, уметь доходчиво объяснять учебный материал студентам.

В педагогической деятельности необходимо опираться на современные знания педа-гогики физической культуры и спорта. Преподавателю нужно стремиться к управ-лению знаниями студентов, а не к тривиальной передаче знаний.

Методология подготовки преподавателя к аудиторным занятиям должна осуще-ствляется в три этапа, когда наблюдая пытаться оценивать уровень мотивации сту-дентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности. При этом необходимо прогнозирование возможного развития событий (например, вопросы, требующие дополнительных разъяснений или показа и пр.) во время занятия. Важ-ной составляющей подготовки к занятию также является составление своеобразного сценария учебного занятия (замысел, цель, содержание, средства, этапы – вступле-ние, основная часть, заключение). Все это в известной мере относится к организации проведения лекций и практических занятий. При подготовке в практикумам препо-даватель обязан разработать методические указания, апробировать их, обеспечить места занятий. Студентам, под началом преподавателя, предлагается выполнить са-мостоятельно весь перечень практических заданий, по завершении которых студент обязан подготовить отчет и публично его представить на следующем занятии.

 

Самостоятельная работа студентов (СРС), в тесной связи с аудиторными заня-тиями, представляется одним из важнейших средств организации учебно-воспитательного процесса и управления им. Для организации СРС необходимо соз-давать комплексные системы средств, форм и методов обучения, включающие все виды учебного процесса, внеучебные мероприятия и виды работ (контрольные, ре-фераты, курсовые, дипломные проекты и пр.).

 

Все задания предметной подготовки (аудиторные занятия и СРС) должны иметь однотипную структуру (тема, цель, задачи, содержание, нормирование, форма отче-та и список необходимой литературы), а также преследовать получение студентом профессионально необходимых знаний, умений и навыков. Преподаватель лишь ор-ганизует познавательную деятельность студентов, само же познание осуществляет сам студент. Эта работа четко планируется преподавателем в соответствии с задача-ми: определить полный объем информации по дисциплине, выносимой на самостоя-тельную работу; установить оптимальный объем информации, подлежащей опера-тивному и текущему контролю (задание, тема, раздел, количество глав учебника, конспекты и др.); определить периодичность текущего и промежуточного (этапного) контроля знаний, средства и методы контроля.

 


10                                                                                                                                                 27


основными понятиями, которыми пользуется автор. Если впервые встречаются те или иные термины или обороты следует обратиться к базовым книгам (учебники) или справочникам, при прочтении не должно быть неясностей. Всегда должна при-сутствовать критичность к прочитанному, а не слепая вера всему, что написано. Со-держание работы можно считать усвоенным только тогда, когда читающий спосо-бен пересказать главную мысль, объяснить ее и сопоставить с ранее известным. Ра-бота над литературой должна завершаться одной из форм записи (цитирование, план, тезисы, конспект) с указанием библиографического источника, что может быть полезным при написании отчетов по практикуму, реферата, контрольной, кур-совой или дипломной работы.

 

Для оперативного, текущего и промежуточного (этапного) самоконтроля зна-ний следует использовать материалы разделов I-IV.


 

Т. Э. Кругловой, Г. И. Хозяинова, В. Н. Зайченко и др. Физкультурная направлен-ность личности педагога и ее составляющие – ориентация на здоровый образ жизни, укрепление здоровья, коррекцию телосложения и т.п. Спортивная ориентация как выраженное стремление к поддержанию спортивной формы, стремление выступать

в спортивных соревнованиях ветеранов. Педагогическая позиция специалиста в об-ласти физической культуры и спорта. Новаторы, передовики, умеренные, консерва-торы (по Е. В. Конеевой) и их отношение к нововведениям в области физической культуры и спорта. Творческая стратегия поведения и деятельности педагога

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12].

 

Тема 3. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

 

(16 часов)

 

Теоретический раздел (лекции – 6 часов). Структура процесса обучения. Сущность, функции, категории, виды и задачи обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения: сознательность, активность, научность, прочность, индиви-дуализация, доступность, наглядность, повторность, системность, последователь-ность, постепенность. Методы обучения: организации учебной деятельности, сти-мулирования учебной деятельности, контроля и самоконтроля. Обучение как про-цесс формирования двигательного умения. Особенности обучения двигательным действиям. Значение двигательных навыков.

 

Самостоятельная работа (10 часов). Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса. Этапы периодизации в учебно-воспитательном процессе. Планирование и контроль учебного процесса. Формы организации учеб-ного процесса в школе. Формы построения занятий физическими упражнениями. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Учебно-тренировочный процесс как специфический педагогический процесс. Организация учебно-воспитательного процесса физической культуры и спорта. Основные формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Возникновение физических упражнений. Характерные признаки физических упражнений. Факторы, опреде-ляющие воздействие физических упражнений. Педагогические классификации фи-зических упражнений. Техника физических упражнений. Обучение технике физиче-ских упражнений. Педагогические характеристики техники движений. Фазы физи-ческого упражнения. Педагогические критерии эффективности техники.

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12].

 

Тема 4. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

 

(16 часов)

 

Теоретический раздел (лекции – 4 часа). Сущность воспитания, его стороны и задачи. Закономерности, принципы и средства воспитания. Концепции общих мето-

 


26                                                                                                                                                 11


дов спортивного воспитания. Физическая культура и спорт как специфический ди-намический процесс формирования личности обучающихся. Содержание составных частей воспитания. Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями. Роль и место физической культуры в формировании личности. Зада-чи, содержание, пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания.

 

Практические занятия (2 часа). Составить педагогическую характеристику спортивной группы и рекомендации по коррекции ее микроклимата.

Самостоятельная работа (10 часов). Особенности воспитания в процессе за-нятий физической культурой и спортом как раздел педагогики спорта. Воспитатель-ные возможности и их реализация: в физической культуре, массовом спорте, базо-вом спорте, спорте высших достижений, рекреационных занятиях, реабилитацион-ных занятиях, инвалидном спорте. Основные характеристики процесса воспитания в физкультурно-спортивной деятельности. Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочного занятия. Воспитательный потенциал спортивного соревнования. Воспитательные возможности различных видов спорта. Воспитательные возможно-сти средств массовой информации, литературы и искусства в пропаганде занятий физической культурой и спортом. Создание молодежной спортивной моды как фак-тора приобщения к физкультурно-спортивной деятельности.

 

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12].

 

Тема 5. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ

 

ВОСПИТАНИЯ (20 часов)

 

Теоретический раздел (лекции – 6 часов). Принципы воспитания. Факторы, определяющие выбор методов и методических приемов в физкультурно-спортивной деятельности. Методы воспитания. Диагностика уровня воспитанности спортсменов и требования к планированию воспитательной работы с ними. Самовоспитание и самообразование как сознательная практическая деятельность, направленная на реа-лизацию потенциальных возможностей и личностных качеств спортсмена. Условия, обеспечивающие самовоспитание.

 

Практические занятия (4 часа). Описать конфликтную ситуацию, наблюдае-мую в спорте и оценить эффективность ее разрешения.

Самостоятельная работа (10 часов). Физическая культура и спорт как средст-во педагогической коррекции отклоняющегося и девиантного поведения молодежи. Привлечение ветеранов спорта к воспитанию юных спортсменов. Спортивные праздники, спортивные лагеря, спортивные викторины и конкурсы, театры спорта как средства воспитания.

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12, 16].


 

Приложение 1

 







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

На начальном этапе изучения курса «Педагогика физической культуры и спорта» от студента требуется самостоятельная проработка базисных основ об-щей педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физического воспи-тания и спорта, научно-методической деятельности. При освоении теоретическо-го материала студент должен осознавать научную и практическую значимость данной дисциплины.

 

Программа дисциплины предусматривает прохождение теоретического раздела (лекции), когда изучаются общие и частные закономерности педагогики, а также выполнение заданий практических занятий, где студент приобретает навыки изме-рений в области педагогики физической культуры и спорта и умения интерпретиро-вать полученные данные в ходе исследования.

Особое место в системе обучения отводится самостоятельной работе студента (СРС). Студент должен проникнуться пониманием того, что СРС является психоло-гическим механизмом реализации принципа сознательности в обучении, обеспечи-вающим условия активного осмысления знаний педагогики физической культуры и спорта и внутреннего их прочувствования. Студент должен сознавать, что самостоя-тельная работа являет неотъемлемой частью решения задач всех видов аудиторной деятельности. Такая работа будет способствовать развитию современного мышле-ния, дальнейшему самосовершенствованию, являясь основным средством организа-ции и выполнения практической деятельности в соответствии с поставленными це-лями перед будущим специалистом по физической культуре и спорту.

 

В узком смысле СРС – это чтение и конспектирование первоисточников, учеб-ников, дополнительной литературы, изучение своих конспектов при подготовке к лекциям и практическим занятиям, собеседованиям и экзаменам. В широком смысле

 

в СРС входит осмысление вопросов учебной программы, формирование и закрепле-ние убеждений, важных для будущего специалиста.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, всем учебно-методическим обеспечением (учебная и методическая литература, на-учные монографии, научные публикации в периодической печати, электронный ре-сурс) и электронными поисковыми системами методического кабинета и кафедры ТОФК. При работе с литературой нужно определить задачу чтения, например, полу-чить общие представления, приобрести знания или использовать ее для подготовки реферата и т. п. При этом, можно решать одновременно несколько задач, но всегда должна быть главная задача. Следует помнить, что чтение нельзя превращать в са-моцель, в механическое накапливание знаний, это может привести к утрате само-стоятельности взглядов. При чтении литературы, изначально нужно разобраться с

 


12                                                                                                                                                 25


V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Тема 6. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ
  ВОЗРАСТНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ (16 часов)
Контроль знаний по педагогике физической культуры и спорта, получаемых в Теоретический раздел (лекции – 4 часа). Специфика педагогического взаимо-
ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студента (СРС), осуществляет- действия с детьми, имеющими ограниченные возможности. Андрагоническая дея-
ся на разных периодах образовательного процесса. В зависимости от вида контроля тельность в области ветеранского спорта, ее специфика и особенности. Физическая
решаются свои частные задачи. Так, например, при оперативном контроле осуще- культура и спорт как альтернатива социально неблагоприятным факторам воздейст-
ствляется своеобразный срез знаний студентов путем экспресс опроса или краткого вия на молодое поколение: различие в менталитете, социальном статусе.
письменного ответа на 1-2 вопроса по данной теме дисциплины. Это процедура мо- Практические занятия (2 часа). Подготовить сценарий спортивного праздни-
жет занимать 10-15 минут и осуществляется преподавателем непосредственно в про- ка для конкретного контингента, указав воспитательную направленность данного
цессе занятия (лекция, практикум, семинар и пр.). При текущем контроле от сту- мероприятия.
дента требуется отчетность по разделу дисциплины, доклад по реферату, отчет по Самостоятельная работа (10 часов). Особенности воспитания детей с учетом
практическому заданию, выполнение обязательных заданий СРС, за что и выставля- этнокультурного компонента. Модель эффективного педагогического взаимодейст-
ется соответствующий балл. Такая форма контроля может иметь периодичностью от вия с одаренными детьми в физкультурно-спортивной деятельности. Специфика
1-ой до 2-х недель. В свою очередь, промежуточный контроль предполагает оцен- физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня (детские
ку усвоения знаний студентом по разделам дисциплины, выполнения контрольной дома, интернаты, спецшколы). Особенности работы спортивного педагога в качест-
работы на этапе от 3-х до 6-7 недель. Итоговая форма контроля используется для ве персонального тренера.
оценки выполнения всех заданий за семестр и служит одним из основных критериев Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12, 16].
предварительной аттестации перед (за 1-2 недели) зачетно-экзаменационной сесси-  
ей. В качестве средств контроля и самоконтроля знаний используются задания по Тема 7. СПЕЦИФИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
СРС (см. разд. 1), тестовые вопросы (см. разд. II), выполнение контрольной работы ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ (20 часов)
и подготовка рефератов (см. разд. III) и перечень вопросов к экзаменам (см. разд. Теоретический раздел (лекции – 4 часа). Основы теории референтных групп.
IV). Базовыми критериями являются требования дидактических единиц – знания, Формирование коллектива. Характеристика спортивного коллектива, его основные
умения, навыки, что отчетливо прописано в подразделе 1.1. функции. Особенности спортивного коллектива. Воспитание личности в физкуль-
Основные требования к аттестациям включают в себя сдачу всех отчетов по турном, спортивном коллективе. Социальное пространство воспитательного процес-
темам практических занятий, защиту рефератов и контрольных работ по заданию са. Основы физкультурно-спортивного воспитания в детско-юношеской спортивной
преподавателя, а также теоретические знания по разделам курса «Педагогика физи- школе. Спортивная команда как субъект педагогического взаимодействия. Детско-
ческой культуры и спорта». Экзамен предполагает обязательное выполнение про- юношеские спортивные школы как система спортивного образования. Значение
межуточных зачетных требований, а также оценку знаний всего курса данной дис- коллектива для решения учебно-воспитательных задач при занятиях физической
циплины. При переходе на бальную систему оценки промежуточных аттестаций, культурой и спортом.
студент вправе получить соответствующую оценку по экзамену без процедуры (уст- Практические занятия (6 часов). Проблема лидерства в спорте. Взаимодейст-
но или письменно) его сдачи, набрав должное количество баллов (60-100 баллов) за вие тренера с лидерами спортивных групп и команд. Социально-психологические
период изучения данной дисциплины. феномены детского спортивного коллектива. Описать конфликтную ситуацию, на-
  блюдаемую в спорте, и оценить эффективность ее разрешения.
  Самостоятельная работа (10 часов). Особенности целеориентирования в
  спортивном коллективе: индивидуальные спортивные цели, общеколлективные.
  Концепция ценностного обмена. Влияние групп разного уровня развития на по-
  ведение личности и межличностные отношения. Проблема социальной и спор-
  тивной адаптации в группе. Формирование коммуникативно-целесообразных
  взаимоотношений молодых спортсменов и ветеранов в спортивных командах.

 


24                                                                                                                                                 13


Особенности педагогического руководства. Стили руководства спортивной группой и их эффективность.

Учебно-методическое обеспечение [1, 2, 3, 4, 5, 11, 12, 16].

 





A. дидактические

b. речевые

 

c. академические

 

d. перцептивные

 

ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

И СПОРТА

 

учебно-методический комплекс для студентов

 

специальности 032101 – физическая культура и спорт

 

 

Ухта 2009


УДК 796.01:37.013 (075.8)

 

Б. 86

 


Бочаров, М. И.

 

Педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учебно-методический комплекс

/ М. И. Бочаров, М. Л. Берговина, М. В. Иванова, Р. И. Рэйляну. – Ухта : УГТУ, 2009. – 34 с.

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм

 

обучения по специальности 032101 – физическая культура и спорт. Комплекс со-

держит пять разделов и четыре приложения, которые раскрывают содержание курса

 

педагогики физической культуры и спорта, объем разделов и тем, форм занятий, за-

дания к самостоятельной работе студентов, учебно-методическое обеспечение, раз-

ные формы контроля и самоконтроля знаний, а также методические указания для

студентов и рекомендации для преподавателя, перечень рекомендуемой литературы

 

и глоссарий.

 

Комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования

 

второго поколения, учебным планом УГТУ специальности физическая культура и

спорт, и письмом Минобразования и науки РФ федеральной службы по надзору в

сфере образования и науки от 17 апреля 2006 г. № 02-55-77ин/ак.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогика физической культуры и

 

спорта» одобрен учебно-методической комиссией института физической культуры и

 

спорта (09.12.2009) и утвержден первым проректором УГТУ (15.12.2009)

 

 

Рецензент – Зеновский Е. В., к.п.н., доцент.

 

 

План 2009 г., позиция 255.

 

Подписано в печать 25.12.2009. Компьютерный набор.

Объем 34 стр. Тираж 100 экз. Заказ № 237.

 

© Ухтинский государственный технический университет, 2009

 

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

 

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

 

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическая подготовка – одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей).

Физическое развитие – процесс и результат изменения форм и функций орга-низма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями.

Физические способности – комплекс морфологических и психофизиологиче-ских свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной дея-тельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Физические качества – уровни проявления (реализации) соответствующих фи-зических способностей.

Физическое упражнение – двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования.

Ценность – объективная и субъективная значимость явления, предмета. Ценностная ориентация – содержательная сторона направленности личности,

внутренняя основа ее отношения к действительности. Ценностные ориентации – ценности, присвоенные и реализуемые в поведении человека как личностный регу-лятивный принцип.

 

Ценности спортивной деятельности – особенности предметов и явлений, дан-ные в социальной и индивидуальной жизни спортсмена, которые позволяют челове-ку удовлетворить свои материальные, духовные и общественные потребности, слу-жат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей.


 



Оглавление

 

 

Общие сведения ………………………………………………………

4
I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ……………………………………………

5
1.1.

Организационно-методический раздел ………………………….......

5
1.2.

Распределение часов по видам работы ………………………………

8
1.3.

Содержание курса ……………………………………………………..

10
1.4.

Материально-техническое обеспечение курса ………………….......

14
II.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ …………………….

15
III.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ …………..

20
IV.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ …………………………

21
V.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ………………………………………………...

24

Приложение 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ …... 25

Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ …………………………………………………………

27

Приложение 3.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 29

Приложение 4.

ГЛОССАРИЙ ....…………………………………………… 31
       

 


 

34                                                                                                                                                   3




Общие сведения

 

Учебно-методический комплекс содержит 5 разделов, в которых описаны ос-новные требования к учебной дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта», перечень тем, распределение их по часам и семестрам, содержание курса, включая лекционные и практические занятия, задания к самостоятельной работе студентов, а также учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Дополнительно представлены вопросы для самоконтроля знаний, тематика рефера-тивных и контрольных работ, перечень вопросов для подготовки к экзаменам, атте-стационные критерии контроля знаний. Приложение содержит методические указа-ния для студентов и рекомендации для начинающего преподавателя, список основ-ной и дополнительной литературы, глоссарий.

 

Данный комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 032101 – физическая культура и спорт, как программный матери-ал к курсу «Педагогика физической культуры и спорта», соответствующий феде-ральному компоненту цикла ОПД.Ф.11 Государственного образовательного стан-дарта высшего профессионального образования второго поколения.

В соответствии с учебным рабочим планом студенты изучают данную учебную дисциплину на 3-ем (очное обучение) и 4-ом (заочное обучение) курсах с выполне-нием следующих работ:

 

Очное обучение                  Заочное обучение

 

Семестр – 5                                                Семестр – 7

 

Всего учебных часов – 120                   Всего учебных часов – 120

 

в том числе:                                               в том числе:

 

аудиторных – 52 часа, из них:             аудиторных – 16 часов, из них:

 

лекции – 34 часа                                      лекции – 10 часов

 

практические занятия – 18 часов        практические занятия – 6 часов

 

Самостоятельная работа – 68 часов; Самостоятельная работа – 104 часа;

 

Контрольная работа – 1                        Контрольная работа – 1

 

Итоговый контроль – экзамен (в 5-м  Итоговый контроль – экзамен (в 7-м

 

семестре)                                                    семестре)


 

требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяющие его стра-тегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществле-ния, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

 

Принципы обучения основополагающие идеи, направляющие деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики.

Проблемное обучение – обучение, в котором при осуществлении физкультур-но-спортивной деятельности, занимающиеся систематически вовлекаются в процесс решения проблемных задач, в результате чего усваивается опыт творческой дея-тельности и формируются творческие способности.

Программированное обучение – методический подход в обучении, сущест-венными признаками которого являются расчленение до детальных элементарных учебных операций в той мере, насколько это возможно, учебного материала и необ-ходимых для его усвоения умственных действий.

Проектная культура спортивного педагога – часть общей профессиональной культуры, важнейший компонент нового типа педагогического профессионализма физкультурно-спортивных кадров; является фундаментальным основанием для практико-проектной деятельности, зарождающейся, на основе социального опыта, новой реальности сферы физической культуры и спорта в нашей стране.

Спорт – деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей, предназначенных для интенсивной специализированной дви-гательной и психической подготовки с целью последующего максимального прояв-ления своих способностей путем соревнования в заранее определяемых двигатель-ных действиях.

Спортивная деятельность – вид человеческой деятельности, характери-зующейся высочайшей мотивацией к осуществлению деятельности, четкими кри-териями оценки результатов, высокими требованиями к двигательной и психиче-ской деятельности, конкретностью социальных взаимодействий и др. норматив-ными критериями.

 

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно но-вые материальные и духовные ценности.

Учебная деятельность – процесс формирования у человека мышления, осно-ванного на преобразовании предметного действия и анализа, устанавливающего су-щественные связи целостного объекта, его генетическую исходную (всеобщую) форму.

Учебная задача – средство осуществления непосредственно учения. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на

формирование двигательных навыков и развитие двигательных и психических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости, волевых и др.).

 


4                                                                                                                                                  33


Конфликт – явление межличностных и групповых отношений и представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном или поведенческом уровне.

Лидерство в спорте – процесс внутренней социально-психологической органи-зации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межлично-стных отношениях групповых норм и ожиданий.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.

Педагогика – наука о воспитании как сознательно и целенаправленно органи-зованном процессе.

Педагогика физической культуры и спорта – предметное освоение челове-ком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания.

Педагогическая система – это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных педагогическим целям.

Педагогическая импровизация – логически завершенный педагогически цен-ный фрагмент деятельности, осуществляемый публично, сиюминутно, без предва-рительной подготовки.

Педагогическое мастерство тренера-педагога – целенаправленное система воздействий на человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, опре-деляющих развитие свойств личности, регуляцию взаимоотношений, обусловлен-ных основными формами жизнедеятельности индивида, выявления изменений в становлении его личности и определения оптимальных способов воздействия на нее.

 

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

Педагогическое проектирование – функция творческого педагога-тренера, связанная со стремлением организовать для своих воспитанников среду учебной и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой потенциал.

Педагогический опыт – совокупность педагогических знаний, умений, навы-ков эмпирического и научного происхождения, освоенных посредством практиче-ской деятельности в процессе воспитания, обучения и образования.

Принцип воспитания основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, отражающие уровень развития общества, его потребности и


 





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 449.