Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрас-тия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом;

   по результатам: от негативного ("совершенно превратно

меня понял, извратил мою мысль") через нулевой ("никак не

можем понять друг друга") к позитивному ("он меня понимает,

а я -- его"). Шкала негативного и позитивного результатов дос-таточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет

В восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непони-

Мание может граничить и с извращением понимания. Именно по этому и необходимо стремиться к максимальному успеху

В общении.

   Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не

Увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на са-мом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это

Норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют ли-бо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы

Чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавлива-емся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают

Или просто игнарируют. Этому часто способствует наша собст-венная у с т а н о в к а перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомер-ное.

   У с т а н о в к а -- очень неприятная вещь. Она может поме-шать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском "Ревизоре" есть тому подтверждение:

   "Г о р о д н и ч и й... Позвольте мне предложить вам пере-ехать со мною на другую квартиру.

   "Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть -- в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

   Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Поми-луйте, не губите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчаст-ным человека.

   Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От-того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот пре-красно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу."

   При всей вымышленности и условности комедийной ситу-ации она отличается глубоким пониманием очень важного пси-хологического явления, которое специалистами называется

"у с т а н о в к а". В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные

Содержательные представления о том что м о ж е т п р о и-

 з о й т и, что -- по мнению персонажей -- д о л ж н о п р о и з о й-

т и. Ведь городничий ж д а л приезда ревизора, поверил Боб-чинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, город-ничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, "подмазать" и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков з н а л, что он задолжал в гостинице,

Что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и

Арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизо-ра, а Хлестаков -- в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков д р у г о й р е а л ь-

Н о с т и, истолковывают реплики друг друга исключительно на

Фоне собственных установок.

   Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль

в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак са-мому и не поставить в неловкое положение сообеседника, на-до знать, что такое у с т а н о в к а, как она развивается в усло-виях общения, как ее можно изменить и как ею следует управ-лять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой экспе-римент. Вы с прятелем находитесь в кинозале. Погас свет, на-чалась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожи-данно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно):" Вспомни, пожалуйста, как называ-ется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно пере-спросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, каса-ющееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., -- вам от-

ветят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно"то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в дан-ной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

   В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг ( именно "вдруг", т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают раз-говор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутству-ющих о них не имел никакого понятия. Вот, например:

   "Вы думаете это правильно?!" -- раздраженно спросил од-

нажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в авто-бусе. Та растерялась:" Простите, но я Вас не понимаю... Мы, ка-жется, не знакомы с вами..."

   Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел... оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.