Вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не

Нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им

Вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое

подтверждение в романе Л.Толстого "Анна Коренина" в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр ли-шь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

   Также, огромное значение в общении между людьми име-ет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим об-щаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это по-нимание явилось результатом весьма сложной работы.

   Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить

С собеседником ( жестикулировать, произносить слова, писать

Начальные буквы слов ), но и понимать его жесты, взгляды. Если

У Вас и это получилось, то Вам осталась самая малость: чтобы

Собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает -- значит понимает. При всей простоте это не всегда так. Когда ученые

Пытаются объяснить какое-то явление или факт, они раскла-

Дывают его на составляющие части, а затем подробно описы- вают каждую из них. Получается довольно подробное описание,

разложенное "по-полочкам". Так и мы попробуем разложить

общение на части и, разобравшись, описать их.

   Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он

состоит непосредственно из самого акта общения,коммуни-кации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие,

которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях,

Переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сооб-щение характеризуется каким-то с о д е р ж а н и е м, какой-то

ф о р м о й и каким-то с м ы с л о м. Это -- не одно и то же. До-пустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит ко-му-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выраже-нием лица. По форме (допустим, что произносится: "Возьми,

пожалуйста, цветы от меня") здесь все стилистически, грамма-

тически и по этикету корректно. С о д е р ж а н и е -- "передача или подношение цветов" -- ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: "юноша расстается

с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюль-паны были желтые (издавна желтый цвет -- символ расстования, разлуки) . Разумеется, истинный с м ы с л реального коммуни-

кативного акта  такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет -- это символ. Неприветливое выражение лица мо-жет определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации с м ы с л а , показать, чем

С м ы с л может отличаться и от с о д е р ж а н и я и от ф о р м ы

конкретного коммуникативного акта.

   Необходимо, далее определить в каждом конкретном ком-

муникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае го-ворят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще -- о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринима-ются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопо-

Жатие -- способ передачи дружеского приветствия по кинеси-ко-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то

Сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам

По визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вер-

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.