Мен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие

ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное:"Привет!" --

"Пока".

   Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людь-

ми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начи-ная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общать-ся на том же низком уровне.

   Предполагая, что "умею общаться" означает "умею пра-

вильно общаться", а только так и надо понимать поставленный

Вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей,

но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не

Нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им

Вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое

подтверждение в романе Л.Толстого "Анна Коренина" в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр ли-шь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

   Также, огромное значение в общении между людьми име-ет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим об-щаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это по-нимание явилось результатом весьма сложной работы.

   Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить

С собеседником ( жестикулировать, произносить слова, писать

Начальные буквы слов ), но и понимать его жесты, взгляды. Если

У Вас и это получилось, то Вам осталась самая малость: чтобы

Собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает -- значит понимает. При всей простоте это не всегда так. Когда ученые

Пытаются объяснить какое-то явление или факт, они раскла-

Дывают его на составляющие части, а затем подробно описы- вают каждую из них. Получается довольно подробное описание,

разложенное "по-полочкам". Так и мы попробуем разложить

общение на части и, разобравшись, описать их.

   Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он

состоит непосредственно из самого акта общения,коммуни-кации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие,

которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях,

Переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сооб-щение характеризуется каким-то с о д е р ж а н и е м, какой-то

ф о р м о й и каким-то с м ы с л о м. Это -- не одно и то же. До-пустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит ко-му-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выраже-нием лица. По форме (допустим, что произносится: "Возьми,

пожалуйста, цветы от меня") здесь все стилистически, грамма-

тически и по этикету корректно. С о д е р ж а н и е -- "передача или подношение цветов" -- ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: "юноша расстается

с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюль-паны были желтые (издавна желтый цвет -- символ расстования, разлуки) . Разумеется, истинный с м ы с л реального коммуни-

кативного акта  такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет -- это символ. Неприветливое выражение лица мо-жет определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации с м ы с л а , показать, чем

Не сообщал.

   В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намере-ния. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о "ножницах в интенциях" (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

   Наконец, всем хорошо известно, что человек в время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.

   В целом ряде случаев (а с помощью научных методов --

всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласова-

Дом чьи-то каракули?

   Если бы мы хотели классифицировать коммуникантов,

В общении.

   Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не

Или просто игнарируют. Этому часто способствует наша собст-венная у с т а н о в к а перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомер-ное.

   У с т а н о в к а -- очень неприятная вещь. Она может поме-шать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском "Ревизоре" есть тому подтверждение:

   "Г о р о д н и ч и й... Позвольте мне предложить вам пере-ехать со мною на другую квартиру.

   "Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть -- в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

   Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Поми-луйте, не губите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчаст-ным человека.

   Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От-того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот пре-красно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу."

   При всей вымышленности и условности комедийной ситу-ации она отличается глубоким пониманием очень важного пси-хологического явления, которое специалистами называется

"у с т а н о в к а". В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные

Арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизо-ра, а Хлестаков -- в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков д р у г о й р е а л ь-

Фоне собственных установок.

   Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль

в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак са-мому и не поставить в неловкое положение сообеседника, на-до знать, что такое у с т а н о в к а, как она развивается в усло-виях общения, как ее можно изменить и как ею следует управ-лять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой экспе-римент. Вы с прятелем находитесь в кинозале. Погас свет, на-чалась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожи-данно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно):" Вспомни, пожалуйста, как называ-ется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно пере-спросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, каса-ющееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., -- вам от-

ветят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно"то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в дан-ной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

   В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг ( именно "вдруг", т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают раз-говор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутству-ющих о них не имел никакого понятия. Вот, например:

   "Вы думаете это правильно?!" -- раздраженно спросил од-

нажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в авто-бусе. Та растерялась:" Простите, но я Вас не понимаю... Мы, ка-жется, не знакомы с вами..."

   Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел... оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою

Не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнару-жения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключает-ся в том, что вообще не существует людей, которые бы не сме-ялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызы-ваться разными причинами. Если эти причины ничтожны или

Горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания и отноше-ния не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, переда-вая его от поколения к поколению, потому что язык -- это ору-дие культуры.

   В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отража-ются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к род-ному языку, стремление к совершенному владению его пись-менной и устной формами всегда характеризуют культурного

Рошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и но-жом, и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словестного обраще-ния и состовляет то, что называется э т и к е т о м.

   Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ретуалами: "волшеб-

ными словами" пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конеч-но, забыть (если уж так случилось) о той или иной словестной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущ-ность и значение этикета определяются в н у т р е н н е й г о-

Пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о при-надлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка -- признаки невоспитанности и эгоизма.

   "По одежде встречают, по уму проважают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внеш-ний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили,

мен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие

ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное:"Привет!" --

"Пока".

   Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людь-

ми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начи-ная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общать-ся на том же низком уровне.

   Предполагая, что "умею общаться" означает "умею пра-

вильно общаться", а только так и надо понимать поставленный

Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.