Классификация методов и приемов обучения рисованию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

Словесный метод включает в себя:

- беседу;

- рассказ, искусствоведческий рассказ;

- использование образцов педагога;

- художественное слово.

К словесным методам относятся:

- беседа;

- объяснение;

- рассказы воспитателей, детей;

- чтение художественной литературы.

Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

К словесным приёмам относятся:

- вопросы;

- сравнение;

- пояснения, объяснения.

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

К наглядным приёмам относится:

- показ картин, предметов, игрушек;

- показ образца;

- показ способа действия.

Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление.

в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- элементарные опыты;

- моделирование.

- продуктивная деятельность

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.

К числу игровых методов относятся:

- дидактическая игра;

- воображаемая ситуация в развёрнутом виде;

- роль.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра[13,c.34].

Игровые приёмы:

- внезапное появление объекта;

- выполнение игровых действий;

- инсценировки;

- загадки;

- элементы соревнования;

- создание игровой ситуации.

- имитация голоса, движения.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический;

- метод проблемного изложения материала [10,c.8].

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

- прием повтора;

- работа на черновиках;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Выбор тех или иных методов и приемов зависит:

- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей и их развития;

- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети [4,c.31].

Наряду с вышеизложенными приемами, педагог на уроках рисования может использовать и следующие методы:

1. Эмоциональный настрой - этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

2. Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством. Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять карандаши, кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия - на занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение [3,c.18].

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

4. Пластика - дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела.  В изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театральная деятельность - элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей.

Таким образом, в детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.