Рисованию детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность понятия «рисование» в психолого – педагогической

Литературе

 

Детское рисование давно привлекало внимание ученых; специальный же интерес к нему возникает в 80— 90-е гг. XIX в.

Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы.  Вопрос «что представляет собой детский рисунок» рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др [11].

В.М. Бехтерев первым в отечественной психологии показал возможность изучения детских рисунков для оценки динамики развития ребенка, особенно – психического.

В советский период вопросами изучения детского рисунка занимались Ф.И. Шмит (1924), А.В. Бакушинский (1925), Н.А. Рыбников (1926) и другие. Исследователи отмечали, что детский рисунок передает отношение ребенка к окружающей действительности, само по себе рисование стало использоваться как метод изучения внутреннего мира маленького человека, его способности отражать картину мира в целом, мир своих переживаний.

Реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обуслов­лено всем ходом психического развития ребенка, его воз­растными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением (Е. И. Игнатьев, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Т. С. Ко­марова и др.)[12,c.47].

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

Многие достоинства рисунка заметила Е.А. Флерина. Она отметила искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства).

Второе, что отметила исследователь, это содержательность детского рисунка: «Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет» [13,c.14]. Еще одно ценное качество детского рисунка, выделенное Е.А. Флериной, это смелость.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н. Н. Бурмистрова выявила, что у дошкольников, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их становятся более примитивными, ребенок часто переходит к бессюжетному рисунку, отходит от использования цвета, тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку. В процессе же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания [11].

Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой. Так, для детей дошкольного возраста, страдающих шизофренией, характерны незавершенность в изображении предметов и действий, резкая деформация формы, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, вычурность, разорванность в изображении, нагромождение, наслоение, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных предметов, парадоксальность в изображении героев сюжета и некоторые другие особенности [12,с.49].

Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию.

В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача динамики предметов. Нередко выход из него дети (наиболее часто младшие дошкольники) находят в звукоподражаниях, жестах. От динамики моторного порядка и непроизвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т. п.

На протяжении дошкольного возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

В исследованиях известного психолога В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников [5,c.12].

Для изучения эмоционального отношения дошкольников к окружающему миру анализируются, как правило, рисунки на такие темы, которые уже сами по себе требуют от детей выразить свое собственное отношение к действительности («Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).

Изучая рисунки на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», В. С. Мухина обратила внимание на следующее: дети трех лет почти все сразу приступали к изображению «самого красивого» [8,c.12].

Младшие дошкольники изображали только то, что умели и предпочитали. Предложение нарисовать «самое некрасивое» вызывало большие затруднения — дети либо отказывались от рисования некрасивого, либо находили выход в доизобразительном черкании, без старания.

Начиная с пятилетнего возраста дети поражают самостоятельным многообразным решением заданных тем. Красивое для ребят — это то, что дает приятные зрительные впечатления (яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый), орнаменты, эмоционально пережитые явления природы, приятные животные, хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания. Некрасивое — все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязнули и т. д. Некрасивое часто оформляется темными (черной, коричневой и др.) красками.

В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доминирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,— подчеркивает В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет».

В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций, хорошо и богато сформированных эмоциональных навыков, способности к эмпатии и мировоззрения в целом. Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания [4,с.25].

Познавая красоту творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те образы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Таким образом, рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Специфика занятий рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к искусству.

1.2 Задачи и содержание обучения рисованию

В разных возрастных группах

 

Впервые организованно привлекают детей к изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. Поэтому объем программы обучения невелик.

Ребенка третьего года жизни учат замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге, постепенно находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами. Вовремя заданный вопрос («Что ты нарисовал?») заставит ребенка задуматься, привлечь свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающей жизнью [6,c.12].

Задачи обучения в первой младшей группе следующие:

- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

- научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

- научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке — радостное открытие для ребенка, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого он случайно нашел сходство, малыш еще не может.

Сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характере производимых в процессе рисования движений (дым идет, машина поехала и т. д.). Действия еще непроизвольны. Начертив на бумаге линии, ребенок уже потом находит сходство с предметами или явлениями. Установить сходство опять поможет вопрос: «На что это похоже?»

Не у всех детей процесс узнавания предмета на рисунке возникает одновременно. Некоторые долгое время молча водят карандашом или кистью по бумаге. Восприятие следов у таких детей еще слабо развито. Те же, кто рано находят сходство своих рисунков с обликом предметов, обычно пристально всматриваются в наносимые штрихи и пятна, проявляя при этом речевую активность.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к изображению, к пониманию изобразительного характера рисунка. Дети третьего года жизни не могут еще передавать четкой формы предмета, поэтому воспитатель учит их изображать предметы неопределенных очертаний (они могут быть в какой-то мере похожи на округлые, угловатые). На занятиях он предлагает детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка и т. д.) [6,c.13].

В этой возрастной группе воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз. Программа не ставит задачу обучения построению узоров, однако с помощью мазков создается элементарная орнаментальная композиция, вид которой радует детей своим ритмом, яркостью цвета. На занятиях рисованием детей обучают различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий — и преднамеренно использовать их в процессе работы. Дети часто по признаку цвета дают изображению какое-либо название (трава, цветок, солнышко и т. д.). Итак, на занятиях рисованием детей подводят к пониманию того, что простейшие комбинации из штрихов, из форм неопределенного контура могут что-то изображать.

Во второй младшей группе начинают обучение приемам изображения предмета. На детских рисунках он должен быть узнаваем. Ребята получают представление о том, что есть предметы разной формы, величины, окраски.

Детей учат изображать предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы, состоящие из прямых линий и их пересечений. Они осваивают изображение одночастных предметов и предметов, состоящих из нескольких частей разной величины и формы. Для передачи формы предмета детей обучают формообразующим движениям руки.

В соответствии с программой дошкольники учатся изображать предметы сначала простой, а затем сложной формы. Это позволяет им рисовать и лепить все более разнообразные вещи и отражать явления окружающего мира.

Чем лучше дети овладевают формообразующими движениями, тем легче им будет создавать различные рисунки, поделки.

Важно научить ребят понимать связь между формой предмета и теми движениями руки, при помощи которых ее можно передать на бумаге. С формой предмета детей знакомит воспитатель, организуя обследование его перед изображением [6,c.14].

Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, внимательно слушают указания воспитателя, ведут себя спокойно, правильно сидят за столом. У них появляются интерес к работам товарищей, желание их рассмотреть, оценить.

В средней группе педагог предъявляет к изобразительной деятельности своих воспитанников более высокие требования: углубляет восприятие детей, предлагает им вычленять и называть большее количество частей и деталей, а также отмечать соотношения их по величине, по расположению, обращает внимание на эстетические качества предметов, на красоту цвета, формы, строения.

В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Дети украшают полоску, квадрат, выполняют красивый узор для подарка. Им предоставляется возможность выбирать цвета, которые больше нравятся, кажутся красивее в сочетании друг с другом. Новые задачи способствуют развитию эстетических чувств детей.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

- научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

- совершенствовать технические навыки [5,c.14].

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

- развивать и совершенствовать чувство цвета;

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Начиная со старшей группы воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы товарищей; учит сравнивать собственный рисунок с оригиналом, оценивать выполненную работу. Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Педагог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. я.), затем указывает и на ошибки (цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны как своих рисунков, так и рисунков сверстников.

В подготовительной к школе группе способность учиться приобретает еще более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания воспитателя, но и сами находят возможность упражняться в том, что им не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка [5,c.15].

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

- научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

- научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

- развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

- развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

- развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

- накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.

На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.  Воспитатель пристальное внимание обращает на то, как свободно, самостоятельно владеют дети разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура. Воспитатель учит детей видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится красивее, изящнее, выразительнее [2,c.57].

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.