Глава I. Теоретические подходы к проблеме организации обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

   
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме организации обучения рисованию детей дошкольного возраста   5
1.1 Сущность понятия «рисование» в психолого – педагогической литературе   5
1.2 Задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах   9
1.3 Материалы и оборудование, необходимые для организации обучения рисованию   14
Глава II. Методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.   17
2.1 Сущность понятия «методы и приемы обучения» в психолого – педагогической литературе   17
2.2 Классификация методов и приемов обучения рисованию 18
2.3 Характеристика методов и приемов обучения рисованию детей дошкольного возраста   23
Заключение 29
Список информационных источников 31

 

Введение

 

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый. Детский мир особенный. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал, формируются базовые представления детей.

Самым интересным и привлекательным занятием для дошкольников в этот период является рисование, потому что оно дает возможность детям передать свои впечатления об окружающей действительности в своих же рисунках. Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия.

Рисование одно из самых любимых занятий детей и оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об окружающем мире. Оно влияет на формирование активного словаря и связной речи у ребенка.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В связи с этим тема исследования является актуальной.

Объект исследования - изобразительная деятельность дошкольников.

Предмет исследования - методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение методов и приемов обучения рисованию детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить понятие «рисование» в психолого – педагогической литературе;

- определить задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах;

- выявить понятия «методы и приемы обучения» в психолого – педагогической литературе;

- рассмотреть классификацию и  характеристику методов и приемов обучения рисованию детей  дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют методы анализа, синтеза, изучение психолого – педагогической литературы, обобщения.

Теоретической базой исследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как Сакулиной Н.П., Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Косминской В.В, Шайдуровой Н.В. и др.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития изобразительных навыков.

 

 

Литературе

 

Детское рисование давно привлекало внимание ученых; специальный же интерес к нему возникает в 80— 90-е гг. XIX в.

Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы.  Вопрос «что представляет собой детский рисунок» рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др., психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и др [11].

В.М. Бехтерев первым в отечественной психологии показал возможность изучения детских рисунков для оценки динамики развития ребенка, особенно – психического.

В советский период вопросами изучения детского рисунка занимались Ф.И. Шмит (1924), А.В. Бакушинский (1925), Н.А. Рыбников (1926) и другие. Исследователи отмечали, что детский рисунок передает отношение ребенка к окружающей действительности, само по себе рисование стало использоваться как метод изучения внутреннего мира маленького человека, его способности отражать картину мира в целом, мир своих переживаний.

Реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обуслов­лено всем ходом психического развития ребенка, его воз­растными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением (Е. И. Игнатьев, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Т. С. Ко­марова и др.)[12,c.47].

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

Многие достоинства рисунка заметила Е.А. Флерина. Она отметила искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства).

Второе, что отметила исследователь, это содержательность детского рисунка: «Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет» [13,c.14]. Еще одно ценное качество детского рисунка, выделенное Е.А. Флериной, это смелость.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н. Н. Бурмистрова выявила, что у дошкольников, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их становятся более примитивными, ребенок часто переходит к бессюжетному рисунку, отходит от использования цвета, тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку. В процессе же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания [11].

Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой. Так, для детей дошкольного возраста, страдающих шизофренией, характерны незавершенность в изображении предметов и действий, резкая деформация формы, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, вычурность, разорванность в изображении, нагромождение, наслоение, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных предметов, парадоксальность в изображении героев сюжета и некоторые другие особенности [12,с.49].

Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию.

В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача динамики предметов. Нередко выход из него дети (наиболее часто младшие дошкольники) находят в звукоподражаниях, жестах. От динамики моторного порядка и непроизвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т. п.

На протяжении дошкольного возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

В исследованиях известного психолога В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников [5,c.12].

Для изучения эмоционального отношения дошкольников к окружающему миру анализируются, как правило, рисунки на такие темы, которые уже сами по себе требуют от детей выразить свое собственное отношение к действительности («Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).

Изучая рисунки на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», В. С. Мухина обратила внимание на следующее: дети трех лет почти все сразу приступали к изображению «самого красивого» [8,c.12].

Младшие дошкольники изображали только то, что умели и предпочитали. Предложение нарисовать «самое некрасивое» вызывало большие затруднения — дети либо отказывались от рисования некрасивого, либо находили выход в доизобразительном черкании, без старания.

Начиная с пятилетнего возраста дети поражают самостоятельным многообразным решением заданных тем. Красивое для ребят — это то, что дает приятные зрительные впечатления (яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый), орнаменты, эмоционально пережитые явления природы, приятные животные, хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания. Некрасивое — все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязнули и т. д. Некрасивое часто оформляется темными (черной, коричневой и др.) красками.

В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доминирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,— подчеркивает В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет».

В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций, хорошо и богато сформированных эмоциональных навыков, способности к эмпатии и мировоззрения в целом. Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания [4,с.25].

Познавая красоту творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те образы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Таким образом, рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Специфика занятий рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к искусству.

1.2 Задачи и содержание обучения рисованию

В разных возрастных группах

 

Впервые организованно привлекают детей к изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. Поэтому объем программы обучения невелик.

Ребенка третьего года жизни учат замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге, постепенно находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами. Вовремя заданный вопрос («Что ты нарисовал?») заставит ребенка задуматься, привлечь свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающей жизнью [6,c.12].

Задачи обучения в первой младшей группе следующие:

- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

- научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

- научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке — радостное открытие для ребенка, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого он случайно нашел сходство, малыш еще не может.

Сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характере производимых в процессе рисования движений (дым идет, машина поехала и т. д.). Действия еще непроизвольны. Начертив на бумаге линии, ребенок уже потом находит сходство с предметами или явлениями. Установить сходство опять поможет вопрос: «На что это похоже?»

Не у всех детей процесс узнавания предмета на рисунке возникает одновременно. Некоторые долгое время молча водят карандашом или кистью по бумаге. Восприятие следов у таких детей еще слабо развито. Те же, кто рано находят сходство своих рисунков с обликом предметов, обычно пристально всматриваются в наносимые штрихи и пятна, проявляя при этом речевую активность.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к изображению, к пониманию изобразительного характера рисунка. Дети третьего года жизни не могут еще передавать четкой формы предмета, поэтому воспитатель учит их изображать предметы неопределенных очертаний (они могут быть в какой-то мере похожи на округлые, угловатые). На занятиях он предлагает детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка и т. д.) [6,c.13].

В этой возрастной группе воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз. Программа не ставит задачу обучения построению узоров, однако с помощью мазков создается элементарная орнаментальная композиция, вид которой радует детей своим ритмом, яркостью цвета. На занятиях рисованием детей обучают различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий — и преднамеренно использовать их в процессе работы. Дети часто по признаку цвета дают изображению какое-либо название (трава, цветок, солнышко и т. д.). Итак, на занятиях рисованием детей подводят к пониманию того, что простейшие комбинации из штрихов, из форм неопределенного контура могут что-то изображать.

Во второй младшей группе начинают обучение приемам изображения предмета. На детских рисунках он должен быть узнаваем. Ребята получают представление о том, что есть предметы разной формы, величины, окраски.

Детей учат изображать предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы, состоящие из прямых линий и их пересечений. Они осваивают изображение одночастных предметов и предметов, состоящих из нескольких частей разной величины и формы. Для передачи формы предмета детей обучают формообразующим движениям руки.

В соответствии с программой дошкольники учатся изображать предметы сначала простой, а затем сложной формы. Это позволяет им рисовать и лепить все более разнообразные вещи и отражать явления окружающего мира.

Чем лучше дети овладевают формообразующими движениями, тем легче им будет создавать различные рисунки, поделки.

Важно научить ребят понимать связь между формой предмета и теми движениями руки, при помощи которых ее можно передать на бумаге. С формой предмета детей знакомит воспитатель, организуя обследование его перед изображением [6,c.14].

Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, внимательно слушают указания воспитателя, ведут себя спокойно, правильно сидят за столом. У них появляются интерес к работам товарищей, желание их рассмотреть, оценить.

В средней группе педагог предъявляет к изобразительной деятельности своих воспитанников более высокие требования: углубляет восприятие детей, предлагает им вычленять и называть большее количество частей и деталей, а также отмечать соотношения их по величине, по расположению, обращает внимание на эстетические качества предметов, на красоту цвета, формы, строения.

В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Дети украшают полоску, квадрат, выполняют красивый узор для подарка. Им предоставляется возможность выбирать цвета, которые больше нравятся, кажутся красивее в сочетании друг с другом. Новые задачи способствуют развитию эстетических чувств детей.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

- научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

- совершенствовать технические навыки [5,c.14].

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

- развивать и совершенствовать чувство цвета;

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Начиная со старшей группы воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы товарищей; учит сравнивать собственный рисунок с оригиналом, оценивать выполненную работу. Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Педагог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. я.), затем указывает и на ошибки (цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны как своих рисунков, так и рисунков сверстников.

В подготовительной к школе группе способность учиться приобретает еще более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания воспитателя, но и сами находят возможность упражняться в том, что им не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка [5,c.15].

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

- научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

- научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

- развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

- развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

- развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

- накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.

На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом.  Воспитатель пристальное внимание обращает на то, как свободно, самостоятельно владеют дети разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура. Воспитатель учит детей видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится красивее, изящнее, выразительнее [2,c.57].

 

Педагогической литературе

 

Термин  «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения».

К ним можно отнести следующие:

- «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский);

- «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования» (И.П. Подласый);

- «метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь) [12,c.51].

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения.

Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. (В.Б. Косминская) [8,c.16].

Приемами обучения в дидактике называют отдельные детали, составные части метода (Т.С. Комарова) [5,c.14].

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения.

Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Таким образом, метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Прием обучения - это составная часть метода.

В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций, которые мы рассмотрим далее.

Дошкольного возраста

 

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем, не пользуясь наглядными пособиями [15,c.6].

Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4—7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

Младший дошкольный возраст.

Методы и приемы: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу.

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль.

У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются [15,c.8].

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Художественное слово используется и в процессе занятия, и при просмотре работ.

Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель показывает им картинки. Разумеется, он не ограничивается рассматриванием тех 5 — 6 предметов, которые дети сами изображают; целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Это позволит постепенно обогащать содержание детских работ.

При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием.

Рассматривание рисунков. По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик. Поощрительные отзывы воспитателя закрепляют положительное отношение детей к творчеству. Педагог постепенно активизирует малышей, предлагает назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изображено.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.

Средний дошкольный возраст.

При обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др. Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи.

Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.

По-прежнему важный момент в обучении рисованию — обследование. Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.

Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы: зрительное восприятие, движения руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия.

При обучении детей средней группы основная задача — развивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании. В отдельных случаях, чтобы наглядно пояснить способ изображения, дается дидактический образец, т. е. изображение, где ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и где убрано все лишнее. Образец выполнен нейтральным цветом без раскрашивания; цвета дети будут применять самостоятельно.

В процессе объяснения воспитанники называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, педагог поощряет дополнение изображения некоторыми деталями.

Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств.

Старший дошкольный возраст

Словесные приемы обучения используются в процессе специально организованной деятельности: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изо­бразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Приемы, которые относятся к эвристическому методу, нацелены на развитие способностей, художественного творчества, личных качеств ребенка: постановка задачи, вопросы проблемного характера, проблемно-творческие задания, проблемные ситуации, размышления, эксперимент, анализ и самоанализ.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание.

Эксперимент проводится со старшими дошкольниками.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

Начало занятия должно носить особенно эмоциональный характер, содержать момент сюрпризности. Так, воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел. Что же это он нам принес?» Традиционно «приходящие в гости» персонажи — медвежонок, кукла Катя, Петрушка — приносят дидактический материал. Дети выполняют задание [15,c.10].

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее. Изобразительная деятельность связывается с различными моментами и событиями детской жизни. В ходе занятий воспитатель развивает воображение детей, наблюдательность, умение придумывать и передавать в изображении сказочный образ. Чем богаче впечатления детей, тем легче придумывают они содержание рисунка.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности, от возраста детей и их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Заключение

 

Таким образом, рисование - это важный и любимый детьми вид изобразительной деятельности. Рисование развивает дошкольника эстетично, умственно и физически. При этом при обучении рисованию решается комплекс задач: изобразительных, технических, воспитательных, развивающих.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы.

При обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.

Игровые приемы обучения – это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.

Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчают работу мышления и воображения. При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Педагогу нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда.

Содержание

   
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме организации обучения рисованию детей дошкольного возраста   5
1.1 Сущность понятия «рисование» в психолого – педагогической литературе   5
1.2 Задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах   9
1.3 Материалы и оборудование, необходимые для организации обучения рисованию   14
Глава II. Методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.   17
2.1 Сущность понятия «методы и приемы обучения» в психолого – педагогической литературе   17
2.2 Классификация методов и приемов обучения рисованию 18
2.3 Характеристика методов и приемов обучения рисованию детей дошкольного возраста   23
Заключение 29
Список информационных источников 31

 

Введение

 

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый. Детский мир особенный. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал, формируются базовые представления детей.

Самым интересным и привлекательным занятием для дошкольников в этот период является рисование, потому что оно дает возможность детям передать свои впечатления об окружающей действительности в своих же рисунках. Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия.

Рисование одно из самых любимых занятий детей и оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об окружающем мире. Оно влияет на формирование активного словаря и связной речи у ребенка.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В связи с этим тема исследования является актуальной.

Объект исследования - изобразительная деятельность дошкольников.

Предмет исследования - методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение методов и приемов обучения рисованию детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить понятие «рисование» в психолого – педагогической литературе;

- определить задачи и содержание обучения рисованию в разных возрастных группах;

- выявить понятия «методы и приемы обучения» в психолого – педагогической литературе;

- рассмотреть классификацию и  характеристику методов и приемов обучения рисованию детей  дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют методы анализа, синтеза, изучение психолого – педагогической литературы, обобщения.

Теоретической базой исследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как Сакулиной Н.П., Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Косминской В.В, Шайдуровой Н.В. и др.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития изобразительных навыков.

 

 

Глава I. Теоретические подходы к проблеме организации обучения

Дата: 2019-07-24, просмотров: 333.