¨ Название отряда, девиз, речевка; (см. приложение)
¨ Эмблема (на твердом материале);
¨ План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела, Ни дня без прикола, Веселыми тропинками лета, Завтречко);
¨ Карта лагеря;
¨ Меню;
¨ График дежурств по этажу и комнатам;
¨ Экран настроения;
¨ Журнал дня (Сегодня, Сегодня у нашего костра. А у на сегодня, New Day, Сегоднячко);
¨ Микрофон гласности (Роман дня. Бочка жалоб и предложений. Озеро доверия, Отрядная почта);
¨ Список отряда (Знакомьтесь, Ба, знакомые все лица);
¨ Поздравляем (Гип-гип ура!!!, Целуем в щечку) (см. приложение);
¨ Спорт (От старта до финиша, Точно в кольцо, Назло рекордам);
¨ Режим дня; (см. приложение)
¨ Песни (А мы поем, А ну-ка песню нам пропой. веселый ветер, Музыкальный граммофон, Музыкальный дождик); (см. приложение)
¨ Наши достижения (Страна должна знать своих героев);
¨ Всякая всячина (Это интересно);
¨ Очень важная информация (Новости, Скоро в отряде. Что пишут в газетах);
¨ Законы отряда;
¨ Игротека (Ребусы. кроссворды, загадки); (см. приложение)
P.S.
Важным в жизни Вашего отряда является оформление не только уголка, но и всего жилого помещения в целом.
А с чего все начинается? Конечно, с входной двери. На двери обязательно должен находиться номер отряда (можно с названием). Также ваш вход на этаж могут украсить следующие приветствия:
* Добро пожаловать!
* Мы вас ждали, мы вам рады!
Открываем дверь и перед нами предстает огромное пространство, которое также необходимо украсить. В этом помогут надувные шарики, цветы и звезды из цветной бумаги, гирлянды и другие праздничные украшения, плакаты из журналов, аппликации из вырезок, рекламные стенды (см. приложение). Удачно украсит ваш этаж уголок для поделок, в котором будут представлены изделия, выполненные руками детей отряда: рисунки, скульптуры и др. Немаловажным является и оформление детских комнат. Эту деятельность можно сделать более целенаправленной, устроив конкурс на лучшее оформление палаты. Под этим можно понимать как и оформление двери (название комнаты и имена жильцов), так и саму палату: подоконники, окна (правда, речь идет о тех лагерях, в которых администрация и медики разрешают украшать помещение, где живут дети).
Методика планирования воспитательной работы.
Коллективное планирование.
При всем многообразии планируемых дел, разнохарактерности в направлении смен, ко всем планам можно предъявить ряд общих педагогических требований.
1. Включенность каждого ребенка в жизнь отряда. План должен быть рассчитан на всех детей, а не только на одаренных, постарайся всем найти дело, новые роли, возможность проявить себя.
2. Нацеленность каждого мероприятия на решение определенной воспитательной задачи. Дело не в количестве дел, не в объеме наработанного, а в том, что конкретно для ума, для души ребенка дает его участие в том или ином деле.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Планируемое дело должно быть реальным для выполнения.
4. Конкретность плана. В основе плана - конкретные четкие дела, облеченные в конкретную форму, «привязанные» ко времени, имеющие реальных исполнителей.
5. Оптимальная насыщенность плана, разумное распределение дел во времени. Помни, лето - период оздоровления не только физического, но и психического. Одинаково недопустимо как перегружать так и не догружать эмоциональными переживаниями психику ребенка. Планируя работу, не забудь, что начало недели, утро, вечер после 21 часа должны быть спокойными. Вторая половина недели, день, вечер до 21 часа - эмоционально насыщенными.
6. Направленность плана на активное преобразование, улучшение окружающей жизни, природной среды. В плане не должны преобладать дела потребительского, развлекательного характера. Основной целью является развитие личности ребенка, ее нравственных, эстетических, физических, духовных составляющих.
Календарный план отряда вожатый может составить самостоятельно с учетом всех перечисленных рекомендаций. Но лучше, если в планирование будут вовлечены ребята.
Не забывайте, что ваша задача - организация интересной жизни каждого ребенка, детского коллектива (отряда, группы).
Цель вожатого: научить включать ребят в эту жизнь, а вовсе не развлекать и делать все за ребят. Коллективное планирование само по себе имеет большое воспитательное значение - это школа ответственности, самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего, умению строить личную и общую перспективу.
ВОЖАТЫЙ! Организуя и проводя коллективное планирование, помни совет А.С.Макаренко: изобретать надо так, чтобы ребятам казалось, что это они изобрели сами. Это отнюдь не «мираж самостоятельности», а продуманное ненавязчивое руководство, воспитание самостоятельности.( см. Приложение)
I. Проведи среди ребят анкету:
«Хочу, чтобы было так», «Думаю, мечтаю, предлагаю», и т.п., включив в нее следующие вопросы:
- Вспомни, какие дела в твоем классе, отряде были полезными и интересными?
- В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?
- Назови свои любимые занятия?
- Что конкретно предлагаешь отряду на смену?
- Что не любишь делать в лагере? Почему?
II. Проведи сбор конструктивного планирования.
1 этап. - Подготовка ребят к составлению плана.
Уже в ходе первых экскурсий по лагерю, на огоньке знакомства, оргсборе вожатый должен настроить ребят на мысль, что жизнь в лагере зависит от того, что они предложат, насколько интересными будут эти предложения.
2 этап. - Разведка интересных дел.
1. Отряд разбивается на микрогруппы /5 - 7 чел./, причем принцип разбивки может быть:
· произвольным, по симпатиям;
· по интересам: спортсмены, певцы, танцоры, коллекционеры и т.д.
2. Отправляясь в разведку, микрогруппы могут получить задания следующих видов:
§ каждая микрогруппа отправляется в конкретное место /к физруку, старшей вожатой, сестре-хозяйке, сторожу, в младший отряд и т.д./ с задачей дать свои конкретные предложения в план по данному разделу;
§ каждая микрогруппа составляет свой вариант плана отряда. В этом случае раздаются маршрутные листы, заранее подготовленные вожатыми или советом отряда, в которых отражены объекты – консультационные пункты (нач. лагеря, старшая вожатая, сестра-хозяйка, физрук и т.д.).
Требования, предъявляемые к разведке дел:
Ø четкое понимание звеном полученного задания,
Ø наличие исходного материала для планирования (литература, словари, энциклопедии, источники лагеря, дневники, газеты, т.е. прошлый опыт),
Ø готовность объектов, на которые направляются ребята, т.е. необходимо договориться со всеми консультантами, чтобы они были на местах в момент прихода ребят, могли бы предложить интересные и полезные дела,
Ø разведка – это, прежде всего, не «разведка ногами», а разведка коллективным думаньем.
Во время разведки вожатый контролирует работу каждой микрогруппы, помогает, советует, предлагает.
3. Конкурс идей или сбор коллективного планирования:
- каждая микрогруппа докладывает о результатах разведки и вносит предложения в план отряда, которые обсуждаются, определяются сроки, место проведения конкретных дел, организаторы и ответственные за их проведение;
- здесь же можно провести конкурс идей, т.е. определить, какая микрогруппа провела лучше разведку, проявила больше смекалки, инициативы, предложила наиболее интересное дело.
Огонек коллективного планирования.
1. Отряд ежедневно вечером на «огоньке» коллективно придумывает программы дел на день, учитывая план-календарь дружины и отряда. И здесь же распределить поручения, дать творческие задания.
2. Приемами коллективного планирования может быть:
· рапорты разведок отряда по общественно-полезным делам, поиску интересных людей, интересных идей, маршрутов, экскурсий и т.п.;
· конкурс на самое интересное предложение к плану дня (с обязательными краткими условиями);
· творческие задание группам по интересам или звеньям, другим объединениям;
· анкетирование (времена года, место жительства, цвет глаз, волос);
· деловая игра;
· «почемучка» (все написали вопросы, они могут стать основой планирования).
3. В организационном периоде отряд обсуждает предложения в план дружины, представляет их письменно в совет дружины и кратко защищает на организационном собрании.
4. Придумывая вместе с ребятами программу дел на смену, на день, деликатно не советуй переносить чисто школьные формы работы, не злоупотребляйте разговорными формами работы, формами, требующими длительной подготовки. Делайте ставку на импровизационные формы работы. Пусть 90% дня будет связано с воздухом, движением, лесом, солнцем, игрой, детской выдумкой, общением, помощью людям.
Как составить
методическую разработку:
краткие советы, подсказки, рекомендации.
Почти каждому вожатому приходиться «брать за перо», чтобы написать сценарий, план и т.д. Это необходимо делать, по крайней мере, по двум причинам. Без подобного рода методической деятельности, нельзя стать настоящим педагогом – вожатым или воспитателем (написание и составление сценария, плана, разработки является очень важным элементом этой профессии).
Дела и мероприятия, которые вы будете проводить могут быть маленькими (огоньки, посиделки, беседы и т.д.), а могут быть и большими, грандиозными (праздники, фестивали, конкурсные программы).
При написании, а точнее описании того, что должно произойти (или произошло) у вожатых возникает много вопросов: Что писать? Как писать? и т.п. Ответы на некоторые подобные вопросы постараемся дать в этом материале.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 282.