Липецкая областная общественная организация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российский союз молодежи

Липецкая областная общественная организация

 

 

Вожатская

копилка

(методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей)

 

 

 

 

Г.Липецк

2003 г.


Автор-составитель: Воротникова Алла Александровна,

инструктор по работе с учащейся молодежью

ЛООО РСМ

 

Компьютерный набор, верстка и дизайн: Воротникова А.А.


Здравствуй, вожатый!

Эта книжка для тебя, неважно сколько смен у тебя за спиной. Ведь каждая новая смена – это новые дети, новые дела, новые идеи, ощущения, новые удачи и ошибки.

Каждая новая смена – это не только экзамен твоего педагогического мастерства, но и школа, в которой ты приобретаешь новые знания и умения, пополняешь свою «вожатскую копилку».

«Вожатская копилка» - особая книжица, в ней заложены все основные элементы того, что может пригодиться в работе. И даже, если ты все это уже знаешь, не откладывай эту книгу в сторону. Перелистни ее страницы, вчитайся в ее строчки. Уверены, что твоя фантазия заработает быстрее, твое вожатское творчество получит новый импульс. Почему? Потому что в «копилке» собрано многое из того, что накоплено вожатским опытом во многих лагерях страны.

Удачи в работе тебе, вожатый, и полезного чтения!


О ни смотрят на нас.

О ни зависят от нас.

П омним ли мы об этом?



Детский оздоровительный лагерь – это сложный организм, живущий по своим законам. Ежеминутное общение детей и взрослых, переживания и радости, проблемы и заботы, педагогические и хозяйственные мелочи – все это реальная жизнь детского лагеря. И чтобы эта жизнь была интересной и содержательной, в лагере действуют особые законы. Они выработаны многолетним опытом работы в лагере, и поэтому соблюдение их необходимо для тебя, Вожатый, и для твоих подчиненных.

 

1. Закон Закона. Это правило неукоснительного соблюдения всех законов, которые действуют в лагере. Помни, законы существуют для того, чтобы их выполнять. Это залог успешности твоей работы с детьми, родителями, коллегами.

2. Закон 00. Это закон точности. Жизнь лагеря является чередой больших и малых дел. Опоздание, задержка, лишние паузы – это то, что делает жизнь лагеря не интересной, то, что приводит к конфликтам среди детей и взрослых.

3. Закон территории. Это очень строгий закон. Ни детям, ни тебе нельзя покидать территорию лагеря без разрешения администрации. Закон территории – это закон твоего руководства жизнью отряда на его собственной территории (корпус, этаж, палата). Ты хозяин этой территории, и ты отвечаешь на ней за все.

4. Закон воды. Это правило безопасного поведения детей на пляже и во время купания.

5. Закон леса. Это закон бережного отношения к природе, к тому растительному и животному миру, который нас окружает. Закон леса гласит – будь к лесу осторожен и внимателен.

6. Закон улыбки. Это закон доброжелательности, уважения к друг другу. Улыбайтесь, радуйтесь, делайте свою жизнь и жизнь других веселей и интересней. С улыбкой все дела будут спориться быстрей.

7. Закон творчества. Издавна в лагерях, в детских коллективах существовало великое правило: «Все дела делать творчески!». Творчество нельзя ограничить, это все равно, что ограничить жизнь. Выдумывайте, творите, фантазируйте. Без этого нет детского лагеря, нет вожатской работы.

8. Закон песни. Мудрецы говорили, что песня – душа народа. В каждом лагере, в каждом отряде есть свои любимые песни. Не мешайте поющим, не пойте, если не знаете мелодии и слов песен. Песня, как и люди, требует к себе уважения.

9. Закон плеча. Это закон дружбы, поддержки и взаимовыручки. Лагерь – это царство дружбы! Без дружбы нет лагеря, нет вожатской работы, нет успеха.

10. Закон Радуги. Это закон единства, закон сотрудничества и содружества. Берегите радугу, берегите вашу педагогическую команду!


Вожатый! В лагере ты – организатор воспитательной работы и лидер своего отряда. Но ты лидер по должности, а должен стать лидером по признанию твоих детей. В этом тебе помогут правила лидера детей.

1. Правило экономии сил и времени. Каждое дело должно совершаться с минимальной затратой сил и времени. Найди самые простые пути достижение поставленной цели.

2. Правило интереса. Помни, условиями хорошего выполнения поручения является заинтересованность ребенка в этом деле. Без интереса нет желания. А желание делать что-то – это уже начало успеха.

3. Правило возможностей. Поручая подготовку отдельного дела, реально оцени возможность его выполнения (отведенное время, сложность задания, наличие всего необходимого материала).

4. Правило мастерства. Помни, вожатый, что выполнение дела должно поручаться тем ребятам, которые обладают определенными навыками для его исполнения. Желание взяться за работу - лишь начало успеха. А полный успех придет тогда, когда желание будет подкреплено умением.

5. Правило доверия. Поручив реализацию задания детям, не вмешивайся в ход работы. Для детей очень важно быть самостоятельными. Вмешаться ты можешь лишь тогда, когда дети сами попросят о помощи.

6. Правило контроля. Доверяй детям, но не забывай про контроль, ибо вся полнота ответственности за положение дела в отряде лежит на тебе. Контроль – это способ показать детям свою заинтересованность в успешном исходе дела.

7. Правило команды. У каждого настоящего лидер должна быть своя команда помощников. Твоя команда в отряде – это, прежде всего, «старички», для которых лагерь – «второй дом». Твоя команда – нестандартные ребята, имеющие свои увлечения. Стремись к тому, чтобы твоей командой, в конце концов, стал весь отряд.

8. Правило секретов. У каждого вожатого, у каждого лидера должны быть свои маленькие хитрости, свои «секреты» - игры, песни, легенды, знания и многое другое.

9. Правило высоты. Очень важное правило для каждого вожатого! Чтобы не случилось, вожатый как лидер, как организатор, должен постоянно быть «на высоте». Это потребует от тебя постоянного самосовершенствования, умения быть самокритичными.

10. Правило анализа. Успех твоей работы в отряде, твой личный успех лидера ребят зависит от того, насколько ты умеешь анализировать, оценивать проведенное дело, учиться на ошибках других людей и своих собственных. Каждый вечер в отряде завершается Огоньком анализа прошедшего дня. Но ты должен анализировать каждый шаг, каждое дело – малое и большое, только так ты будешь подниматься по ступеньками вожатского мастерства.


У каждого отряда должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов в детских лагерях. Надеемся, что у вашего отряда появятся новые законы. Если нет, предлагаем воспользоваться этими. Ребятам они очень нравятся.

1. _____________________________________

2. _____________________________________

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми.

4. За двумя воспитателями погонишься – ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь – весь отряд насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателя – захвати с собой чемодан.

7. Воспитатель всему голова.

8. Увидел, услышал – запомни, доложишь!

9. Зовут есть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.

10. Хочешь есть – умей вертеться.

11. Съел сам – помоги другому.

12. Если ты не получил пятое питание, значит тебя посетила птица ОБЛОМИНГО.

13. Проверяй пятое питание не сходя с постели.

14. После команды «отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. Не курить! (это серьезно!!!)

17. С утра до вечера с вами воспитатель, а ночью вами занимается КАРИЕС!

18. Не думай о секундах с высока, заходя в душ.

19. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

20. Ваш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «CliFford».

21. Выбранный отряд возврату и обмену не подлежит!


 

 

  1 2 3
Этапы Организацион-ный период 1-3 день смены Основной период 4-й – 15-й дни смены Итоговый период 16-18 дни смены
Краткая характеристика Раскрытие перспективы деятельности лагеря Личностная самореализация детей Подведение итогов, самоаттестация ребенка
Общие задачи · адаптация ребенка к лагерю · включение детей в содержание смены, · выработка совместно с детьми культурных норм отношения и поведения · предъявление единых пед. требований   · организация совместной деятельности детей и взрослых на основе общепринятых ценностей, · реализация детьми имеющего и приобретенного опыта через дела различной направленности, · создание условий для развития отношений во временном детском коллективе · оценка работы отряда и каждого ребенка в отдельности
Конктреные задачи, зависящие от смены

 

Учет возрастных особенностей детей, интересов и желаний детей, социального опыта (дети – помощники вожатого).

Традиционные формы работы - конкурс театрального мастерства, (см.Приложение) - игры на знакомство (см.Приложение)   Разносторонняя и насыщенная деятельность: отряд, дружина, лагерь. - Мосфильм, - Аква шоу, - Великолепная 7 - LOVE –шоу, - Поле чудес.  (см. Приложение) - викторина «Мой лагерь», - итоговый сбор в отряде «Вот мы какие»
Специальные формы работы Экскурсия «Здравствуй, лагерь!» 13-14 день – пик привыкания Поход   пик усталости Отрядный костер.
Огоньки - «Расскажи мне о себе», (конверт откровений) - Музей любимых вещей. (предмет рассказывает о ребенке) - «Свечка» - анализ дня - «Машина времени» (взгляд на предстоящую смену) - «Письмо другу» (конверт-символ) - «Разговор с игрушкой» (делится впечатлениями) - «Расскажи мне обо мне» -  «Фонарщик» - «Живой уголек».
Игровой практикум Игры на знакомство (см.приложение)     Игры на сплочение отряда: - арам-шим-шим - Игры-минутки (см.приложение)     - сердечко  
Психологическое состояние коллектива Получить информацию о том, что хочет ребенок - Я так хочу, - Хочу, чтоб это было, Хочу, чтоб было так. Оценка дня: - Солнышко (лучик хорошее, тучки плохое, центр-пожелание), - Мысли вслух (Роман дня), - День за днем - Я думал…, а оказалось, - Мы были… - Желаем вам… - Я и лагерь - Цветик семицветик
Оформление уголка - конкурс на лучшее оформление уголка, - кратки данные о лагере, - пожелания ребят с прошлой смены, - адрес лагеря - отражение ежедневной деятельности отряда   - рубрика «Как мы жили» (фотографии, мысли о прошлых днях), - лист ватмана «А на последок я скажу» (пожелания детей лагерю и друг другу)    

 

 


У воспитателей иногда возникает вопрос: «Когда все-таки начинать формировать коллектив?». Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдет на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уроне общения детей является игра. Самым первым местом, где ребята начинают общаться друг с другом, является автобус, на котором они едут вместе в лагерь. Давайте попробуем начать с игр в автобусе! Это могут быть игры-минутки, кричалки, песни. (см.Приложение)

Но заезд в лагерь – это не только первое знакомство с детьми, игры в автобусе, но и первые документы, которые придется оформить. Прежде всего, по приезду в лагерь, вы должны написать список детей и сдать его вместе с путевками директору лагеря. Еще один список (отдельно мальчиков и девочек) вместе с медицинскими справками необходимо сдать в медицинский пункт, а позже прийти и узнать рекомендации медиков о физическом состоянии каждого ребенка. В первый же день вам нужно постараться заполнить первые страницы педагогического дневника.

 

 

 


Самым главным документом педагогического состава в отряде является педагогический дневник.

Педагогический дневник – это результат практической работы педагога, творческий отчет. Он учит не только организовывать время, но и размышлять, анализировать свою работу.

Что входит в педагогический дневник?

1. Титульный лист: номер, название отряда, эмблема отряда, фамилии и имена педагогического состава.

2. Вестник смены: тема смены (если имеется), цели и задачи смены, в которых учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Педагогическая карта отряда. (Список детей. Отдельно мальчики и девочки).

 

Фами-лия имя Дата рожде-ния Школа класс Ад-рес Теле-фон Ф.И.О. родите-лей Рекоменда-ции врача Хоб-би При-меча-ние
                   

 

Информацию для педагогической карты можно взять в путевке, у родителей, у самих детей в первые дни, проведя анкету.

 

4. Календарный план-сетка.

· Всего лагеря

· Вашего отряда.

Календарный план-сетка составляется с учетом следующих моментов:

Ø Каждый день разбит на три временные этапа: утро, день, вечер;

Ø Прежде всего, в план заносятся общелагерные дела: заезд, отъезд, санитарные дни, праздники, работа кружков, спортивных секций, родительский день, дни дежурства отряда;

Ø С учетом общелагерных мероприятий планируются главные дела в отрядах: тематические костры, походы, отрядные КТД и т.д.;

Ø Планирование мероприятий осуществляется с учетом психологической нагрузки на каждый день недели;

Ø Отрядные дела распределяются с учетом загруженности недели, содержания дел, степени сложности подготовки и т.д. Учитываются также погодные условия.

5. Режим дня.

6. Расписание занятий и кружков (если имеются).

7. Ежедневное планирование.

Дневник ведется по свежим следам событий, заполнять его много дней спустя – формализм. Дневник поможет вожатому систематизировать работу, научит анализировать рост коллектива, свою работу, изменения в отношениях с ребятами.

Всю смену необходимо разбить на три периода: оргпериод, основной и заключительный. Для каждого периода ставить свои цели и задачи, и по окончанию периода проанализировать его.

1 стр. 2 стр.
Число, режим дня. Анализ дня.
Учитываются мероприятия, проводимые в этот день, требующие подготовки и специального внимания. Постарайся ответить на вопросы: 1. Что было хорошего за этот день? (в отношениях между тобой и ребятами, между ребятами, кто отличился) 2. Что не удалось выполнить, какие промахи в твоей работе в отношениях с ребятами. 3. Что необходимо учесть, изменить в своей дальнейшей работе.

Вожатый, помни: самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти! Бери на заметку все важнейшие моменты как своей деятельности, так и своих товарищей.

8. Анализ - отчет смены.

Он включает:

ü Степень выполнения поставленных в начале смены задач.

ü Основные направления в работе с детьми.

ü Чему научили детей, каковы результаты воспитательной работы (примеры в подтверждение: из опыта, наблюдения, бесед, интервью, высказываний детей, родителей).

ü Самый трудный день смены. Самый интересный день смены.

ü Чему научились сами.

ü С какими трудностями встретились.

ü Ваши предложения по улучшению.

 

 

 

 


Отрядный уголок (ежедневник, информационник) - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать к жизни своего коллектива. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство. Это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

· уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание его и рубрик должны меняться,

· уголок должен отражать различные стороны жизни отряда,

· в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

 






Как составить

методическую разработку:

краткие советы, подсказки, рекомендации.

 

Почти каждому вожатому приходиться «брать за перо», чтобы написать сценарий, план и т.д. Это необходимо делать, по крайней мере, по двум причинам. Без подобного рода методической деятельности, нельзя стать настоящим педагогом – вожатым или воспитателем (написание и составление сценария, плана, разработки является очень важным элементом этой профессии).

Дела и мероприятия, которые вы будете проводить могут быть маленькими (огоньки, посиделки, беседы и т.д.), а могут быть и большими, грандиозными (праздники, фестивали, конкурсные программы).

При написании, а точнее описании того, что должно произойти (или произошло) у вожатых возникает много вопросов: Что писать? Как писать? и т.п. Ответы на некоторые подобные вопросы постараемся дать в этом материале.

 

Игра по созданию групп.

Участники должны выстроится по фамилии (именам) от «А» до «Я», по размеру обуви от малого к большому и наоборот, по цвету глаз (от светлого к темному). Способ создания и построения группы можно придумывать, лишь бы было весело и создавались условия для быстрых, легких контактов (по знакам Зодиака, по длине волос, по дням рождениям, по цвету одежды).

 

Снежный ком (Вертушка).

Все сидят в кругу. Звучит первое имя. Сидящий рядом повторяет его и называет свое. Третьему уже нужно повторить два первых и только потом свое и т.д. Каждое имя прозвучит столько раз, сколько детей в группе.

 

Доска объявлений.

Всем играющим раздается бумага и ручки. Дается задание – написать о себе рассказ в виде объявления в газету. Затем все листочки сдаются вожатому. Тот их мешает и зачитывает по очереди. Задача играющих отгадать о ком идет речь в записке.

 

 

Дыр – дыр, пулемет!

Дети повторяют текст за ведущим и обыгрывают его движениями.

 

Дыр, дыр – пулемет (показывают как стреляют из пулемета),

Выше крыши самолет (показывают двумя руками крылья летящего самолета),

Бац (хлопок) артиллерия,

Скачет кавалерия (показывают как скачут на лошади с шашкой).

 

 

Девки, где вы?

(кричалка).

Девочки и мальчики по очереди повторяют свой текст.

 

Мальчики:

Девки, где вы?

Девочки:

Тута, тута.

Мальчики:

А моей Марфуты нету тута?

Девочки:

А твоя Марфута упала с парашюта,

Упала и разбилася.

Мальчики:

На кой она садилася!

 

Еду на танке.

Дети повторяют текст за ведущим и обыгрывают его движениями.

 

Еду на танке (левая рука вперед, правая вперед),

Вижу корову (изображают бинокль),

В шапке ушанке (на голове шапка),

С рогом здоровым (вытянутая правая рука вверху над головой).

Здравствуй, корова! (правой рукой здороваются),

Как поживаешь? (обе руки в стороны, вопросительный жест)

Do you speak English? (руки в боки)

Че обзываешь? (правая рука с кулаком впереди).

Чика бум.

(кричалка).

Ведущий говорит строчку, дети ее повторяют (с убыстрением).

 

Чика бум крутая песня, Чика бум крутая песня,

Будем петь ее все вместе. Будем петь ее все вместе.

Если нужет классный шум, Если нужет классный шум,

Пойте с нами чика бум. Пойте с нами чика бум.

Пою я бум чика бум, Пою я бум чика бум,

Пою я бум чика бум. Пою я бум чика бум.

Пою я бум чика рака чика рака чика бум, Пою я бум чика рака чика рака чика бум,

О – е, О – е,

А – я, А – я,

Еще раз, побыстрей….

 

Макдональдс.

 

Дети повторяют текст за ведущим и обыгрывают его движениями (пиццу можно увеличивать или уменьшать).

 

Э пицехат, (руками обводят круг, показывая пиццу), э пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

Кентукки фром чикен (согнутыми в локтях руками изображают куриные крылышки)

Ин вэ пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

Э пицехат, (руками обводят круг, показывая пиццу), э пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

Кентукки фром чикен (согнутыми в локтях руками изображают куриные крылышки)

Ин вэ пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

Макдональдс (руки полукругом соединяют ладонями на голове, изображая букву М),

Макдональдс (руки полукругом соединяют ладонями на голове, изображая букву М).

Кентукки фром чикен (согнутыми в локтях руками изображают куриные крылышки)

Ин вэ пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

Макдональдс (руки полукругом соединяют ладонями на голове, изображая букву М),

Макдональдс (руки полукругом соединяют ладонями на голове, изображая букву М).

Кентукки фром чикен (согнутыми в локтях руками изображают куриные крылышки)

Ин вэ пицехат (руками обводят круг, показывая пиццу),

 

А-рам-шим-шим

Водящий стоит в центе круга с вытянутой вперед рукой. Все играющие ходят по кругу со словами:

А-рам-шим-шим

А-рам-шим-шим,

Королева Зульфия

Покажи-ка на меня

И раз, и два, и три.

На последние слова играющие остановятся и смотрят, на кого указывает водящий. Этот участник входит в круг и становится спина к спине с водящим. Все хором произносят «И раз, и два, и три». После слова «ТРИ» стоящие в центре поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то они целуются, если же нет, от они жмут друг другу руки и водящий становится в круг, а его место занимает второй участники.

 

Ипподром.

Ведущий игры должен показывать ребятам звуковые движения. Они должны за ним повторять.

\ Лошади бегут по дороге (бьем себя ладошками по коленкам).

\ Лошади бегут по траве (трем ладошку об ладошку)

\ Лошади бегут по грязи (ладошками бьем по щекам)

\ Лошади бегут по мостовой (бьем кулаками в грудь).

Все это можно чередовать барьерами.

Да, нет, да

Ведущий объясняет игроку, что он сейчас будет задавать ему вопросы, а тот, в свою очередь, отвечать на них в следующей последовательности: на первый вопрос игрок отвечает ДА, на второй Нет, и на третий – тоже ДА. Ведущий начинает задавать вопросы, показывая пальцем на следующие части тела: рука, плечо, щеку, губы.

Вопросы: Ты знаешь, что это такое? (Игрок: ДА)

А для чего это?                (Игрок: НЕТ)

А хочешь покажу?          (Игрок: ДА).

Когда ведущий указывает на руку, он показывает, что может пожать ее, когда плечо – обнимает, щеку – целует, а когда дело доходит до губ, он «выпячивает» свои губы вперед и бренчит по ним пальцем.

 

Подводная лодка.

Все участники игры садятся на пол, им завязываются глаза. Задача игроков – сорвать с ног своих соперников носки. Если это удалось, то «подводная лодка» считается «раненой», если два носка – «убитой», и она выбывает из игры. Но при этом все участники игры не должны допустить, чтобы были сняты носки с их ног. Выигрывает участник, которому удалось сохранить носки на ногах.

 


Маленький фонарщик.

Где-то далеко, далеко в небе, среди сотен мерцающих звездочек есть маленькая планета. На этой планете живет маленький фонарщик. Каждый вечер маленький фонарщик берет свой маленький фонарик, спички, лесенку и отправляется на работу. Он зажигает звезды. Маленький фонарщик приставляет лесенку к звезде, взбирается на нее. Чиркает спичкой. Загорается один огонек, затем другой, третий. И вот уже все небо украшено сотнями, тысячами маленьких звездочек. Но вот беда в том, что каждый раз, когда спичка чиркает об его пяточку, он становится меньше, как бы тает на глазах. «Послушай, фонарщик»,-говорят ему люди, - «зачем тебе нужны эти звезды? Подумай лучше о себе, ведь ты растаешь совсем». Но маленький фонарщик ничего не отвечал этим людям. Наступает вечер. Он берет фонарик, спички, лесенку и снова отправляется в путь. Он трудится всю ночь, чтобы на небе горели звезды для мечтателей, звезды для влюбленных, звезды для астрономов, просто звезды. Маленький фонарщик стал уже очень маленьким и почти прозрачным. И когда-нибудь его не станет совсем. Что же будет со звездами?

Легенда об огоньке.

 

С первых дней основания лагеря живет традиция Вечернего огонька, когда все собираются и решают, как прожит день. Обычно огонек проходит при свече или костре, при огне, которым согревает нас титан Прометей. Итак, эта традиция пришла из ВДЦ «Орленок».

Лагерь был молодым. Первые отряды были не дружными. Но прошло некоторое время и все стали замечать, что с одним отрядом что-то твориться: мальчики и девочки в этом отряде были не такие как все. Они относились к друг другу не так, как другие: девчонки заботились о ребятах, мальчишки всю трудную работу брали на себя, и никто ни кого не оставлял в беде. Никто сначала не мог понять причины этой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер ребята уходят в лес. Вожатые решили разузнать все. На следующий вечер вожатые долго шли лесом в темноте, и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки этого отряда сидят у костра плечом к плечу: поют песни, говорят о разных вещах: любви и дружбе, беде и радостях, добре и зле – о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими. И как не странно, безмолвный огонь тоже был участником разговора. Он освещал лицо говорившего. Если разговор оживлялся, то пламя костра волновалось и вспыхивало ярче, бросая стаи искр в небо. Если разговор шел плавно или лилась песня, костер горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда возвращались ребята домой, над лесом неслись слова:

День отшумел, и ночью объятый

Лагерь зовет нас ко сну,

Доброй вам ночи, наши ребята,

Доброй вам ночи, наши девчата,

Доброй вам ночи, вожатые наши,

Завтра нам снова в путь.

Всем, всем, спокойной ночи,

Смена стала днем короче!

 

Легенда «Три брата и счастье».

Жили-были на свете три брата. Жили дружно и весело, но каждому из них казалось, что чего-то не хватает в его жизни. И вот как то раз решились братья отправиться на поиски своего счастья. Вышли братья за околицу, дошли до развилки дорог, да и разошлись каждый в свою сторону. Много ли, мало ли времени прошло, но шел как-то старший брат через лес, и вдруг видит – яма большая возле тропинки. Наклонился старший брат над ямой, а там сидит кто-то.

- Кто ты ? – спросил он.

- Я – счастье. Чего тебе надобно?

- А вот, хотелось мне быть самым богатым человеком.

- Ну, что ж, иди – так оно и будет, - отвечает счастье.

И, действительно, старший брат скоро разбогател. Богаче его не было на свете. Много дорог исходил средний брат, и тоже попал в этот лес. Увидал яму, подошел к ней, наклонился и спрашивает:

- Кто здесь?

- Я – счастье, - отвечают ему из ямы. Чего тебе надобно?

- Есть у меня одно желание, - говорит средний брат, - хочется мне быть самым сильным и отважным воином, чтобы слава обо мне обошла весь мир!

- Ну, что ж, - согласилось счастье и вздохнуло, - Так оно и будет.

Правда, исполнилось желание среднего брата: доблестным воином стал, знали его подвиги во всех уголках земли. Долго по свету бродил младший брат, но и он добрался до этого леса. Вышел к яме, заглянул в нее и тоже спросил:

- Кто ты?!

- Я – счастье. Чего тебе надобно?

Посмотрел младший брат на счастье:

- А тебе чего надобно?

- Знаешь, - сказало счастье, - надоело что-то мне в этой яме сидеть, помоги мне выбраться отсюда.

Протянул руку младший брат счастью, вытащил его из ямы. И с тех пор счастье повсюду ходило с младшим братом.

 

Огонек знакомств «Расскажи мне о себе».

Цель: формирование кружков, связей, адаптации детей в коллективе, первичное познание всех и каждого.

Проведение огонька.

1. Рассадить детей по правилам психологии контакта («подкова»). Зажечь небольшой костер, огонек.

2. Рассказ вожатого о себе.

v Моя родословная (истоки моей родословной), где я живу, чем интересно это место, мои родители, мои друзья, моя работа;

v Мои мечты, мои увлечения, чего я хочу добиться в жизни. Мои любимые книги, песни, герои, фильмы;

v Что я больше всего ценю в людях. Люди поразившие мое воображение;

v Что я не принимаю в жизни, что презираю в людях;

v Каким я хочу видеть отряд;

v Ответы на вопросы ребят;

Вожатый коротко называет несколько заповедей разговора «Расскажи мне о себе».

- говорить откровенно, кратко;

- не забыть сказать о школе;

3. Рассказы ребят могут идти по кругу, по желанию, можно передавать друг другу эстафетную палочку (игрушку, свечку);

4. Если ребенок не знает, что сказать о себе, или не хочет – не настаивай, приготовь для таких ребят вопросы (нейтральные, но интересные):

§ самое интересное дело, в котором ты принимал участие с друзьями, родителями, самостоятельно?

§ с кем из героев прошлого и настоящего ты бы хотел увидеться?

§ в какое время хотел бы жить и почему?

§ интересно тебе жить в твоем классном коллективе?

§ что возьмешь с собой на необитаемый остров?

§ что тебе не хватает в жизни?

Вопросы могут быть заранее написаны на звездочках из фольги или цветной бумаги и разложены вокруг костра, можно сделать ромашку (вопросы на лепестках).

 

Вожатый благодарит ребят, говорит о перспективе жить в интересном коллективе.

В финале огонька можно:

q спеть несколько песен (лирических),

q провести игры-тесты: «Колобок», «Рассказ-эстафета», «Музыкальная шкатулка»

5. Рекомендуем закончить огонек Орлятским кругом и пионерской речевкой.

 

 

При проведении различных веселых конкурсов каждый вожатый должен продумать, из каких заданий будет состоять его программа, чтобы было интересно и весело всем: и зрителями и участникам. Вместе с тем, они должны быть просты при подготовке. (т.е. не требуют много реквизита) и не сложны в исполнении.

Мы предлагаем тебе всего несколько забавных игр-аттракционов, которые помогут «оживить» тебе проведение любого конкурса.

 


Кто быстрее съест.

Реквизит: 2 стула, 2 яблока.

Условия игры: Играют 2 человека, которые садятся за стол, руки убирают за спину. В таком положении каждый должен съесть свое яблоко.

 

Поймай горох.

Реквизит: 2 тарелки, 2 вилки, 20 горошин.

Условия игры: Играют 2 человека, которые садятся за стол, их задача: съесть как можно больше горошин, насаживая на вилку только по одной.

 

Кто дальше уйдет.

Выдвигается по одному представителю от команды. Предлагается идти вперед от линии старта, громко называя: различные виды спорта, имена мальчиков, названия городов, породы собак и т.д. Но при этом надо соблюдать два условия: идти без остановки и повторения слов.

 


Доброе утро!   Заглянуло, заглянуло Солнышко, солнышко, Утром к нам, утром к нам, В окошко, в окошко, Прыгнул зайчик, прыгнул зайчик Солнечный, солнечный, Нам с тобой, нам с тобой                   2 раза В ладошки, в ладошки. Припев: Доброе утро, здравствуйте! Добрый день и добрый вечер! Нам совсем, сосем не лень           2 раза Говорить при каждой встрече! Пусть погода, пусть погода Хмурится, хмурится, Не испортит, не испортит Радости, радости. Дождь оставит, дождь оставит Лужицы, лужицы, Но подарит, но подарит                     2 раза Радугу, радугу. Припев: До скорых встреч.   Пришла пора прощания На миг, на день, на год. Пустые обещания Никто пусть не дает. А если вдруг покажется Разлука бесконечной, Коль на мечту отважишься, То сразу станет легче. Припев: До скорых встреч, после разлук, Не размыкайте добрых рук, Иначе разорвется круг - круг друзей, До скорых встреч, до скорых встреч, Не убирайте руки с плеч, Иначе нам не уберечь мечты своей. Запомни этот сердца стук, Запомни этот час, Чтобы потом в плену разлук Ты вспоминал о нас. Планета наша кружится Уже который век, Загаданное сбудется, Коль верит человек Припев:  
Рулате.   Если тебе одиноко взгрустнется, Если в твой дом постучится беда, Если судьба от тебя отвернется, Песенку эту припомни тогда. Припев: Рулате – рулате – рулате – рула, Рулате – рулате – рула – ла – ла 2 раза Если случайно остался без денег, Верь, что придет измененье в судьбе, Если ты просто лентяй и бездельник, Песенка вряд ли поможет тебе. Припев: В жизни всему уделяется место, Рядом с добром уживается зло, Если к другому уходит невеста, То неизвестно, кому повезло. Припев: Песенка эта твой друг и попутчик, Вместе с друзьями ее напевай, Если она почему-то наскучит, Песенку эту другим передай. Припев:   Ты да я, да мы с тобой.   Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья, Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, Земля.   Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой, Землю обойдем, потом махнем на Марс, Может у оранжевой речки, Давно уже грустят человечки, Потому что слишком долго нету нас.   Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой, Нас не разлучит ничто и никогда, Даже если мы расстаемся, То дружба все равно остается, Дружба остается с нами навсегда.  
У прощального костра.   Мы у прощального костра (3 раза), На сердце грусть и боль остра (3 раза), Припев: Давай с тобой поговорим, мой друг, А может просто помолчим, разлук Нам все равно не избежать, Домой нам скоро уезжать. Пришла прощания пора (3 раза), Мы все разъедемся с утра (3 раза). Припев: Давайте встанем в общий круг, друзья, И справа друг, и слева друг, нельзя Без дружбы в лагере прожить, Давайте дружбой дорожить. Летит и падает искра (3 раза), Мы у прощального костра (3 раза).   Паровозик «Ту-ту чи-чи».   У меня есть паровозик ту-ту чи-чи, Он меня по рельсам возит, ту-ту чи-чи, У него труба и печка, ту-ту чи-чи И волшебное колечко, ту-ту чи-чи.   Мы отправимся с вокзала, ту-ту чи-чи, У него четыре зала, ту-ту чи-чи, Мы окажемся в Париже, ту-ту чи-чи, Ну а может, и поближе, ту-ту чи-чи.   Мы поедем все в вагоне, ту-ту чи-чи, И никто нас не догонит, ту-ту чи-чи, Мы возьмем с собою песню, ту-ту чи-чи, С нею будет интересней, ту-ту чи-чи.  
Герои спорта.   Будет небесам жарко, Сложат о героях песни, В спорте надо жить ярко, Надо побеждать честно. Замерли вокруг люди, Светятся экраны теле, Верим, что рекорд будет, Знаем, что близки к цели. Припев: Мы верим твердо в героев спорта, Нам победа, как воздух нужна, Мы хотим всем рекордам Наши звонкие дать имена. Мы хотим всем рекордам Наши звонкие дать имена. Лягушка. Летом у реки было слышно нам, Как лягушка пела по утрам. Припев: Ква-а-а. Кви-ква, кви-ква, кви-ква-ква. 4 раза. Но когда покрыл нашу речку лед, У лягушки голос стал не тот. Припев: (шопотом) Вот пришла зима, зла и холодна, Перестала вовсе петь она. Припев: (совсем тихо) Но вернулась к нам в добрый час весна И лягушке снова не до сна. Припев: (громко и весело)  
Вечерняя. Разговоры еле слышны, Над землею ночная тень, В суматохе забот не заметили мы, Как был прожит еще один день, В суматохе забот не заметили мы, Как был прожит еще один день.   Только правду скажем в глаза, Не тая на душе обид, Промелькнет и утихнет в сердцах гроза, Затвердеет дружбы гранит, Промелькнет и утихнет в сердцах гроза, Затвердеет дружбы гранит.   Согревая единство теплом, Все теснее наш дружный круг, Если надо помочь, если вдруг тяжело, Помни, каждый твой верный друг, Если надо помочь, если вдруг тяжело, Помни, каждый твой верный друг.  

 

 

Атрибуты отряда – это название, речевка, девиз, песня, эмблема. Название отряда и девиз должны:

- соответствовать возрасту детей,

- быть содержательными, быть удобно произносимыми,

- не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремление.

Мы предлагаем некоторые названия отрядов с речевками для детей разного возраста.

 


ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ младших отрядов.

& «Лунатики» - Ходим ночью, ходим днем, никогда не устаем.

& «Светлячок» - Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.

& «Винни-пух» - Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-пух на первом месте.

& «Улыбка» - Жить без улыбки – просто ошибка, всюду улыбки – повсюду добро!

& «Капитошка» - Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем.

& «Искрята» - Мы веселые ребята, потому что мы – Искрята!

 

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ средних отрядов.

& «Дельфин» - Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает.

& «Дружный» - Не ныть, не плакать по углам, беду и радость – пополам.

& «Алые паруса» - Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса.

& «НЛО» - По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.

& «Оба-На» - Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На.

& «Кроссворд» - Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!

& «Семейка» - Мы семейка просто класс – все в семье у нас атас!!!

& «Ребятишки» - Раз, два, три, четыре – все ребятишки живут в мире. Пять, шесть – каждый хочет есть! Семь, восемь – все значки крутые носим! Девять, десять – все ребятишки живут вместе!

& «Охотники за удачей» - Нам нужна всегда удача. Только так, а не иначе!

 

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ старших отрядов.

& «ФИФ» - Физкультурные, инициативные, фантазеры. Это правда, а не миф – никого нет лучше ФИФ.

& «Оба-на!» - «Оба-на!» - это чудо, «Оба-на!» - это класс, мы живем совсем не худо, вы соскучитесь без нас.

& «БЭМС» - Боевые, энергичные, молодые, симпатичные.

& «Новое поколение» - Не доволен - возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай, берись за дело смело!

 

 


 

 


Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

9.00 Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает.
9.10 Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
9.30 Умываться, одеваться, на линейку собираться.
9.45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
10.00 Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)
10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.
11.00-13.00 Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете - знают Воспитатели, знают все дети. И если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады.
14.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
15.00-17.00 К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
17.00-17.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются.
19.00 Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.
20.00 Ужина время настало и вот – отряд за отрядом в столовую идет.
20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс, а может игра станет сюрпризом для вас, детвора.
22.00 За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

 

 

 


Чтобы изготовить рекламный стенд «Посмотрите, вот мы какие!», понадобятся клей, несколько пар ножниц и много таких журналов и газет, как «Cool», «Cool-girl», «Отдохни», «Вот так!», «Лиза», «Настя», «ТВ-Парк», «Семь дней», «Крокодил», «Я — молодой» и т.п. Дайте ребятам задания подобрать вырезки из газет и журналов так, чтобы как можно интереснее, точнее и остроумнее рассказать о себе. Можно делать это, объединившись в группы по интересам или просто по палатам, а затем наклеить все это на один стенд с вышеуказанным названием.


 

 

 

 







Визитка.

Поделенные команды должны представить свое лицо, свои таланты и возможности.

Пантомима.

Приглашаются по одному участнику из команды. Им предоставляются списки предметов, и они должны показать их жестами, чтобы остальные участники команды поняли, о чем идет речь.

Яичница Птица Резинка Рыба
Телевизор Зеркало Тостер Обувная ложка
Термос Корова Нож Кошка
Книга Дезодорант Костер Пудра
Дождь Машина Яд Троллейбус
Часы Пульт ДУ Стул Проигрыватель
Зонт Ветер Газета Батарея
Вилка Диван Сковорода Остановка
Стол Киоск Мыло Продавец
Радио Мороженое Облако Лампочка

 

Театральный калейдоскоп»

Участникам предлагается попеременно называть вещи и предметы, связанные с театром.

Рифма-стих»

Участникам предлагаются листы с рифмами, они должны по ним составить стихотворение.

 

I. II.
…парта …Прометей
…карта …поскорей
…урок …отдохнешь
…звонок …приобретешь
…начало …ночь
…устала …прочь
…учитель …день
…мучитель …не лень

 

Капуста»

На одного из участников команды остальные одевают как можно большее количество вещей из тех, что имеются на них.

Танцевальный конкурс.

Скульптурная композиция.

Участникам предлагается тема, и они строят свой памятник-скульптуру.

Замкнутый круг.

По 1-2 человека вызываются из команды и начинают ходить по кругу. Ведущий произносит текст, а играющие изображают то, что ведущий говорит.

Молодая девушка, лет 90, идет стройной походкой, прихрамывая на одну ногу, изящно волоча ее за собой; поправляет выбившиеся локоны прически из-под платка правой рукой, которая переломана в трех местах; в левой руке сумочка, килограмм на 50, которая сползает с плеча и девушка постоянно поправляет ее. Девушка не идет, а парит и постоянно спотыкается. Увидев знакомую, изящно помахивает ей рукой, переломанной в трех местах.

Ателье мод.

В один пиджак одеваются двое. Необходимо свободными руками упаковать подарок.


 

 


 

 

Цель: упрочить знание в киноиндустрии, развитие творческих способностей.

 

 


 Команды должны представить свою киностудию и те фильмы, которые они снимают.

 

 

Ø Назовите 4 разновидности фильмов.

Художественный

Научно-популярный

Документальный



Мультипликационный

Ø Назовите основные черты вестерна

Острота сюжета, динамизм, занимательность.

Ø Где и когда происходят действия героев фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»?

Под новый год в Москве и Санкт-Петербург.

Ø Известный комик немого советского и зарубежного кино.

Чаплин, Бени Хил.

Ø В 1936 году выпускается фильм, где описывается история кругосветного путешествия брата и сестры в поисках отца (экранизация романа) Что это за фильм?.

«Пятнадцатилетний капитан»

Ø Разновидность художественных фильмов, где всегда смешно и фильм заканчивается удачно.

Комедия.

Ø Как называется награда одного из самых крупнейших и престижных фестивалей в США.

Оскар.

Ø Российский аналог Оскара.

Ника.

Ø Гран-при по созданию не художественных фильмов.

Тефи.

Ø Американский кинорежиссер, который прославился самыми дорогими киносъемками «Звездные воины», «Парк Юрского периода».

Стивен Спилберг.

Ø Первый русский цветной фильм.

Броненосец Потемкин.

 

Кто быстрее сделает самолет и дальше кинет его.

 

 

Черная луна леса   Белое солнце пустыни
Гнилой желудь   Крепкий орешек
Принесенные затишьем   Унесенные ветром
Аэрофлот   Титаник
Одноразовое поглаживание   Двойной удар
Последний плевок   Первые поцелуи
Обыкновения заграничного разведения Особенности национальной рыбалки(охоты)

 

С полным ртом необходимо произнести текст.

Текст выдается заранее.

 

Поочередно называются звезды российского кино.

 

Участники должны в точности повторять за ведущим то, что он покажет.

 

 см. КТМ

 

 


 

     
 

 


 

Оборудование: обручи, мячи.

Ход игры: играющие делятся на команды по 8-10 человек.

 

v Участник добегает и обегает буек. Добегает до берега и передает старт 2-му участнику.

v Участники выстраиваются по 2 и сцепляют руки, спина к спине. Техника таже.

v Участник с мечом бежит до буйка, бросает мяч в обруч на воде и бежит, обежав буй, обратно. 2-й участник проделывает тоже, но забирает мяч.

v Участник добегает до буя и ныряет в обруч, лежащий на воде.

v Эстафета. Участник бежит, обегает буй, возвращается, берет 2-го участника, затем 3,4,…


 

 

 

 


1. Перевертыши.

Счастье от глупости   Горе от ума
Спокойного счастья конец   Лиха беда начала
Мужик на телегу, кошке тяжелее   Баба с возу, кобыле легче

2. Вычисление.

 

1. Если номер нынешнего века разделить на число, приносящее счастье, вычесть число пальцев, которыми православные крестятся, то мы получим абсолютное ничто.

2. Если от возраста, когда раньше получали паспорт отнять чертову дюжину, а потом умножить это все на число православных церквей в г. Липецке, получим – число лет, когда юноши и девушки могут официально вступать в брак.

 

 

3. Если число часов в сутках разделить на количество месяцев в году и прибавить к этому высшую оценку при ответе, то получим количество таинств в христианстве.

 

3. Музыкальный конкурс.

Звучит отрывок из песни. По секундам (максимум 7) необходимо отгадать песню. Можно «торговаться» до 3-х секунд.

 

4. Конкретная ошибка.

Предлагается высказывание, где допущены 3 ошибки. За каждую исправленную ошибку 1 балл.

p Французский живописец Рублев изобразил на иконе «Троица» в 1785 году гибель города Помпеи.

p В Москве на Сенатской площади был поставлен в 1995 году памятник императору Жукову, победителю в Семилетней войне.

p Третьяковка – это известный магазин, который был построен в 17 веке графом Шереметьевым для продажи предметов искусства.

p Нью-Йорк – столица США, где проживает около 800 тысяч человек, занятых исключительно сельским хозяйством.

p «Золотой ключик или Приключения Буратино» написан в 19 веке известным итальянским писателей Дж. Родари о жителях цветочного города.

5. Кто есть кто.

Загадывается слово и дается подсказка. Оценивается в 20 баллов. После первой подсказки 15 баллов, второй – 10 баллов, третьей – 5 баллов. Право ответа командам дается поочередно.

p Этот механизм – чудо 20 века в квартире.

         1 п. Способен передавать информацию на расстояние.

         2 п. Говорит.

         3 п. Показывает.

Ответ: Телевизор.

p Предмет парадной формы моряка.

         1 п. Одежда.

         2 п. Одевается на верхнюю часть тела.

         3 п. Полосатая.

Ответ: Тельняшка.

p Это мягкое пушистое животное.

         1 п. Ночью видны только глаза, а днем везде увидишь.

         2 п. Если раздражить, оцарапает.

         3 п. Говорит «МЯУ!».

Ответ: Кошка.

 

 

 


 

Дорогие друзья, любовь – прекрасное чувство! Да здравствует любовь! Ура! Давайте воздадим этому чувству должное почтение и сегодняшнее шоу – это часть большого великолепия.

Играющие делятся на 2 команды (одинаковое число мальчиков и девочек).

 

© Давайте сблизимся.

Тур 1. Команду ставят мальчик-девочка попеременно. На нос одевается коробка от спичек и передается также.

Тур 2. Тоже самое, только на ноги кладется шар или апельсин.

© Дорожка

Участвует вся команда. Берется ложка. К ней привязывается веревка и протягивается через рукава у всех членов команды (мальчик-девочка).

© Найди меня.

В конкурсе участвуют 4 пары. 10 булавок прикрепляются на одежде у девочек. Мальчик их ищет. И наоборот.

© Танцы, танцы, танцы…

Тур 1. Самый скромный танец.

Тур 2. Самый нескромный танец.

Тур3. Танец на газете. Мальчик держит девочку на руках.

© Коленка.

Необходимо узнать на ощупь коленку загаданного человека (своей партнерши).

 

 

 

 

 

 


(ЗА-Б-А-В-А) (ПОД-Р-У-ГА) (НА-ЛИ-М)
(ПОЛ-О-В-О-ДЬЕ) (ПАР-О-В-О-З) (СОРОК-О-НОЖ-КА)

 

 

 

Выберите какую-нибудь букву алфавита и по сигналу одного из участников игры подберите к каждому из перечисленных вопросов по одному названию, начинающемуся с выбранной буквы. Выигрывает тот, кто напишет 15 названий.

1. Страна.

2. Река

3. Город

4. Артист

5. Художник

6. Композитор

7. Писатель

8. Название литературного произведения

9. Название кинофильма

10. Герой литературного произведения

11. Пословица или поговорка

12. Животное

13. Рыба

14. Птица

15. Растение.


 

 

 








Варианты визиток.

 

 


Используемая литература.

 

1. Вожатский букварь. Глотов А.Л., Глотова О.С., Таран Ю.Н., ДОЦ «Прометей»

2. Летний отдых детей. Методическое пособие для студентов по летней педагогической практике, Л., 2000 г., ЛГПИ.

3. Шмаков С.А. Досуг Школьника, Липецк, Ориус, 1993 г.

4. Кипарис. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., М., 1999 г.


Российский союз молодежи

Липецкая областная общественная организация

 

 

Вожатская

копилка

(методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей)

 

 

 

 

Г.Липецк

2003 г.


Автор-составитель: Воротникова Алла Александровна,

инструктор по работе с учащейся молодежью

ЛООО РСМ

 

Компьютерный набор, верстка и дизайн: Воротникова А.А.


Здравствуй, вожатый!

Эта книжка для тебя, неважно сколько смен у тебя за спиной. Ведь каждая новая смена – это новые дети, новые дела, новые идеи, ощущения, новые удачи и ошибки.

Каждая новая смена – это не только экзамен твоего педагогического мастерства, но и школа, в которой ты приобретаешь новые знания и умения, пополняешь свою «вожатскую копилку».

«Вожатская копилка» - особая книжица, в ней заложены все основные элементы того, что может пригодиться в работе. И даже, если ты все это уже знаешь, не откладывай эту книгу в сторону. Перелистни ее страницы, вчитайся в ее строчки. Уверены, что твоя фантазия заработает быстрее, твое вожатское творчество получит новый импульс. Почему? Потому что в «копилке» собрано многое из того, что накоплено вожатским опытом во многих лагерях страны.

Удачи в работе тебе, вожатый, и полезного чтения!


О ни смотрят на нас.

О ни зависят от нас.

П омним ли мы об этом?



Детский оздоровительный лагерь – это сложный организм, живущий по своим законам. Ежеминутное общение детей и взрослых, переживания и радости, проблемы и заботы, педагогические и хозяйственные мелочи – все это реальная жизнь детского лагеря. И чтобы эта жизнь была интересной и содержательной, в лагере действуют особые законы. Они выработаны многолетним опытом работы в лагере, и поэтому соблюдение их необходимо для тебя, Вожатый, и для твоих подчиненных.

 

1. Закон Закона. Это правило неукоснительного соблюдения всех законов, которые действуют в лагере. Помни, законы существуют для того, чтобы их выполнять. Это залог успешности твоей работы с детьми, родителями, коллегами.

2. Закон 00. Это закон точности. Жизнь лагеря является чередой больших и малых дел. Опоздание, задержка, лишние паузы – это то, что делает жизнь лагеря не интересной, то, что приводит к конфликтам среди детей и взрослых.

3. Закон территории. Это очень строгий закон. Ни детям, ни тебе нельзя покидать территорию лагеря без разрешения администрации. Закон территории – это закон твоего руководства жизнью отряда на его собственной территории (корпус, этаж, палата). Ты хозяин этой территории, и ты отвечаешь на ней за все.

4. Закон воды. Это правило безопасного поведения детей на пляже и во время купания.

5. Закон леса. Это закон бережного отношения к природе, к тому растительному и животному миру, который нас окружает. Закон леса гласит – будь к лесу осторожен и внимателен.

6. Закон улыбки. Это закон доброжелательности, уважения к друг другу. Улыбайтесь, радуйтесь, делайте свою жизнь и жизнь других веселей и интересней. С улыбкой все дела будут спориться быстрей.

7. Закон творчества. Издавна в лагерях, в детских коллективах существовало великое правило: «Все дела делать творчески!». Творчество нельзя ограничить, это все равно, что ограничить жизнь. Выдумывайте, творите, фантазируйте. Без этого нет детского лагеря, нет вожатской работы.

8. Закон песни. Мудрецы говорили, что песня – душа народа. В каждом лагере, в каждом отряде есть свои любимые песни. Не мешайте поющим, не пойте, если не знаете мелодии и слов песен. Песня, как и люди, требует к себе уважения.

9. Закон плеча. Это закон дружбы, поддержки и взаимовыручки. Лагерь – это царство дружбы! Без дружбы нет лагеря, нет вожатской работы, нет успеха.

10. Закон Радуги. Это закон единства, закон сотрудничества и содружества. Берегите радугу, берегите вашу педагогическую команду!


Вожатый! В лагере ты – организатор воспитательной работы и лидер своего отряда. Но ты лидер по должности, а должен стать лидером по признанию твоих детей. В этом тебе помогут правила лидера детей.

1. Правило экономии сил и времени. Каждое дело должно совершаться с минимальной затратой сил и времени. Найди самые простые пути достижение поставленной цели.

2. Правило интереса. Помни, условиями хорошего выполнения поручения является заинтересованность ребенка в этом деле. Без интереса нет желания. А желание делать что-то – это уже начало успеха.

3. Правило возможностей. Поручая подготовку отдельного дела, реально оцени возможность его выполнения (отведенное время, сложность задания, наличие всего необходимого материала).

4. Правило мастерства. Помни, вожатый, что выполнение дела должно поручаться тем ребятам, которые обладают определенными навыками для его исполнения. Желание взяться за работу - лишь начало успеха. А полный успех придет тогда, когда желание будет подкреплено умением.

5. Правило доверия. Поручив реализацию задания детям, не вмешивайся в ход работы. Для детей очень важно быть самостоятельными. Вмешаться ты можешь лишь тогда, когда дети сами попросят о помощи.

6. Правило контроля. Доверяй детям, но не забывай про контроль, ибо вся полнота ответственности за положение дела в отряде лежит на тебе. Контроль – это способ показать детям свою заинтересованность в успешном исходе дела.

7. Правило команды. У каждого настоящего лидер должна быть своя команда помощников. Твоя команда в отряде – это, прежде всего, «старички», для которых лагерь – «второй дом». Твоя команда – нестандартные ребята, имеющие свои увлечения. Стремись к тому, чтобы твоей командой, в конце концов, стал весь отряд.

8. Правило секретов. У каждого вожатого, у каждого лидера должны быть свои маленькие хитрости, свои «секреты» - игры, песни, легенды, знания и многое другое.

9. Правило высоты. Очень важное правило для каждого вожатого! Чтобы не случилось, вожатый как лидер, как организатор, должен постоянно быть «на высоте». Это потребует от тебя постоянного самосовершенствования, умения быть самокритичными.

10. Правило анализа. Успех твоей работы в отряде, твой личный успех лидера ребят зависит от того, насколько ты умеешь анализировать, оценивать проведенное дело, учиться на ошибках других людей и своих собственных. Каждый вечер в отряде завершается Огоньком анализа прошедшего дня. Но ты должен анализировать каждый шаг, каждое дело – малое и большое, только так ты будешь подниматься по ступеньками вожатского мастерства.


У каждого отряда должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов в детских лагерях. Надеемся, что у вашего отряда появятся новые законы. Если нет, предлагаем воспользоваться этими. Ребятам они очень нравятся.

1. _____________________________________

2. _____________________________________

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми.

4. За двумя воспитателями погонишься – ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь – весь отряд насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателя – захвати с собой чемодан.

7. Воспитатель всему голова.

8. Увидел, услышал – запомни, доложишь!

9. Зовут есть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.

10. Хочешь есть – умей вертеться.

11. Съел сам – помоги другому.

12. Если ты не получил пятое питание, значит тебя посетила птица ОБЛОМИНГО.

13. Проверяй пятое питание не сходя с постели.

14. После команды «отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. Не курить! (это серьезно!!!)

17. С утра до вечера с вами воспитатель, а ночью вами занимается КАРИЕС!

18. Не думай о секундах с высока, заходя в душ.

19. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

20. Ваш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «CliFford».

21. Выбранный отряд возврату и обмену не подлежит!


 

 

  1 2 3
Этапы Организацион-ный период 1-3 день смены Основной период 4-й – 15-й дни смены Итоговый период 16-18 дни смены
Краткая характеристика Раскрытие перспективы деятельности лагеря Личностная самореализация детей Подведение итогов, самоаттестация ребенка
Общие задачи · адаптация ребенка к лагерю · включение детей в содержание смены, · выработка совместно с детьми культурных норм отношения и поведения · предъявление единых пед. требований   · организация совместной деятельности детей и взрослых на основе общепринятых ценностей, · реализация детьми имеющего и приобретенного опыта через дела различной направленности, · создание условий для развития отношений во временном детском коллективе · оценка работы отряда и каждого ребенка в отдельности
Конктреные задачи, зависящие от смены

 

Учет возрастных особенностей детей, интересов и желаний детей, социального опыта (дети – помощники вожатого).

Традиционные формы работы - конкурс театрального мастерства, (см.Приложение) - игры на знакомство (см.Приложение)   Разносторонняя и насыщенная деятельность: отряд, дружина, лагерь. - Мосфильм, - Аква шоу, - Великолепная 7 - LOVE –шоу, - Поле чудес.  (см. Приложение) - викторина «Мой лагерь», - итоговый сбор в отряде «Вот мы какие»
Специальные формы работы Экскурсия «Здравствуй, лагерь!» 13-14 день – пик привыкания Поход   пик усталости Отрядный костер.
Огоньки - «Расскажи мне о себе», (конверт откровений) - Музей любимых вещей. (предмет рассказывает о ребенке) - «Свечка» - анализ дня - «Машина времени» (взгляд на предстоящую смену) - «Письмо другу» (конверт-символ) - «Разговор с игрушкой» (делится впечатлениями) - «Расскажи мне обо мне» -  «Фонарщик» - «Живой уголек».
Игровой практикум Игры на знакомство (см.приложение)     Игры на сплочение отряда: - арам-шим-шим - Игры-минутки (см.приложение)     - сердечко  
Психологическое состояние коллектива Получить информацию о том, что хочет ребенок - Я так хочу, - Хочу, чтоб это было, Хочу, чтоб было так. Оценка дня: - Солнышко (лучик хорошее, тучки плохое, центр-пожелание), - Мысли вслух (Роман дня), - День за днем - Я думал…, а оказалось, - Мы были… - Желаем вам… - Я и лагерь - Цветик семицветик
Оформление уголка - конкурс на лучшее оформление уголка, - кратки данные о лагере, - пожелания ребят с прошлой смены, - адрес лагеря - отражение ежедневной деятельности отряда   - рубрика «Как мы жили» (фотографии, мысли о прошлых днях), - лист ватмана «А на последок я скажу» (пожелания детей лагерю и друг другу)    

 

 


У воспитателей иногда возникает вопрос: «Когда все-таки начинать формировать коллектив?». Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдет на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уроне общения детей является игра. Самым первым местом, где ребята начинают общаться друг с другом, является автобус, на котором они едут вместе в лагерь. Давайте попробуем начать с игр в автобусе! Это могут быть игры-минутки, кричалки, песни. (см.Приложение)

Но заезд в лагерь – это не только первое знакомство с детьми, игры в автобусе, но и первые документы, которые придется оформить. Прежде всего, по приезду в лагерь, вы должны написать список детей и сдать его вместе с путевками директору лагеря. Еще один список (отдельно мальчиков и девочек) вместе с медицинскими справками необходимо сдать в медицинский пункт, а позже прийти и узнать рекомендации медиков о физическом состоянии каждого ребенка. В первый же день вам нужно постараться заполнить первые страницы педагогического дневника.

 

 

 


Самым главным документом педагогического состава в отряде является педагогический дневник.

Педагогический дневник – это результат практической работы педагога, творческий отчет. Он учит не только организовывать время, но и размышлять, анализировать свою работу.

Что входит в педагогический дневник?

1. Титульный лист: номер, название отряда, эмблема отряда, фамилии и имена педагогического состава.

2. Вестник смены: тема смены (если имеется), цели и задачи смены, в которых учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Педагогическая карта отряда. (Список детей. Отдельно мальчики и девочки).

 

Фами-лия имя Дата рожде-ния Школа класс Ад-рес Теле-фон Ф.И.О. родите-лей Рекоменда-ции врача Хоб-би При-меча-ние
                   

 

Информацию для педагогической карты можно взять в путевке, у родителей, у самих детей в первые дни, проведя анкету.

 

4. Календарный план-сетка.

· Всего лагеря

· Вашего отряда.

Календарный план-сетка составляется с учетом следующих моментов:

Ø Каждый день разбит на три временные этапа: утро, день, вечер;

Ø Прежде всего, в план заносятся общелагерные дела: заезд, отъезд, санитарные дни, праздники, работа кружков, спортивных секций, родительский день, дни дежурства отряда;

Ø С учетом общелагерных мероприятий планируются главные дела в отрядах: тематические костры, походы, отрядные КТД и т.д.;

Ø Планирование мероприятий осуществляется с учетом психологической нагрузки на каждый день недели;

Ø Отрядные дела распределяются с учетом загруженности недели, содержания дел, степени сложности подготовки и т.д. Учитываются также погодные условия.

5. Режим дня.

6. Расписание занятий и кружков (если имеются).

7. Ежедневное планирование.

Дневник ведется по свежим следам событий, заполнять его много дней спустя – формализм. Дневник поможет вожатому систематизировать работу, научит анализировать рост коллектива, свою работу, изменения в отношениях с ребятами.

Всю смену необходимо разбить на три периода: оргпериод, основной и заключительный. Для каждого периода ставить свои цели и задачи, и по окончанию периода проанализировать его.

1 стр. 2 стр.
Число, режим дня. Анализ дня.
Учитываются мероприятия, проводимые в этот день, требующие подготовки и специального внимания. Постарайся ответить на вопросы: 1. Что было хорошего за этот день? (в отношениях между тобой и ребятами, между ребятами, кто отличился) 2. Что не удалось выполнить, какие промахи в твоей работе в отношениях с ребятами. 3. Что необходимо учесть, изменить в своей дальнейшей работе.

Вожатый, помни: самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти! Бери на заметку все важнейшие моменты как своей деятельности, так и своих товарищей.

8. Анализ - отчет смены.

Он включает:

ü Степень выполнения поставленных в начале смены задач.

ü Основные направления в работе с детьми.

ü Чему научили детей, каковы результаты воспитательной работы (примеры в подтверждение: из опыта, наблюдения, бесед, интервью, высказываний детей, родителей).

ü Самый трудный день смены. Самый интересный день смены.

ü Чему научились сами.

ü С какими трудностями встретились.

ü Ваши предложения по улучшению.

 

 

 

 


Отрядный уголок (ежедневник, информационник) - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать к жизни своего коллектива. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство. Это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

· уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание его и рубрик должны меняться,

· уголок должен отражать различные стороны жизни отряда,

· в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

 








Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.