Реальностная терапия У. Глассера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.

Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования

 

Вопрос 14: Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в гуманистической психологии

 

       Гуманистическое направление в психологическом консультировании ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает данное направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность».

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистнческое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решении находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основными понятиями, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, являются:

о понятие человеческого существования,

о принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, обличающее тревожность о понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающий, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремленияк максимальной социальной самоактуализации. Задача психолога и клиента состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психолога этого направления — мироощущение конкретного клиента.

       В гуманистическом направлении психологического консультирования особое место занимает гештальт-терапия (Ф. Перлза), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник.

Перечислим некоторые из наиболее известных техник гештальт-терапии: восприятие «здесь и теперь»; директивность, речевые изменения; метод пустого кресла; беседа с частью своего « Я»; диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и « нижней собаки» - пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Основным методом, который используется при психологическом консультировании, является метод интервью. Психолог и клиент – два разных человека – встречаются во время интервью. Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, главным из которых является создание большей мобильности его внутреннего мира. В процессе интервью психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента, как уникальную, применяя для этого специальные психологические знания.

Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования носит психологический характер. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими. В-четвертых, можно привести определение консультирования, предложенного К.Роджерсом как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности».

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа данной философии:

o каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

•     каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

•     каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Чем отличается консультирование от других видов психологических практик. Прежде всего, консультирование, как и само интервью, всегда индивидуально и предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Кроме этого, практический психолог, работающий с клиентом, вносят в консультирование собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к его неспособности слышать клиента, что нарушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.

Таким образом, при консультировании работа психолога – это работа с конкретной индивидуальностью человека. Причем и с собственной индивидуальностью как составной частью его профессиональной позиции. Поэтому психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, для того чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий. Интеграгивная модель личности эффективного консультанта должна включать такие характеристики, как аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила характера, толерантность к неопределенности, личная ответственность, умение ставить реалистичные цели, способность к эмпатии.

В целом можно утверждать, что эффективный консультант — это, прежде всего, личностно и социально зрелый человек. Так, в перечень требований Британской ассоциации консультирования к профессиональной подготовке консультантов входят:

•     самоосознание, зрелость и стабильность;

•     способность использовать и осознавать жизненный опыт;

•     способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;

•     способность выстраивать помогающие отношения;

•     способность быть самокритичным.

К особо вредным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

 

Вопрос 17: Специфика деятельности психологической службы наркологических диспансеров и психологические консультации при медицинских учреждениях

Психологическая работа с наркозависимыми людьми (подрост­ками и взрослыми) приобретает особую значимость прежде все­го из-за все большей распространенности этого вида отклоне­ния от нормального поведения и образа жизни, а также нарко­зависимости, обусловленной социально-бытовыми и индивиду­ально психологическими причинами.

Задачи психолога наркологического учреждения:

1. Проведение психологического анализа данных жизненного пути больного, дополняющего сведения анамнеза или катамнеза.

 

2. Проведение диагностической работы:

a) описание общих индивидуально-психологических особенностей личности;

b) исследование степени интеллектуально - мнестического снижения и характера личностных изменений;

c) проведение общего анализа структуры психологического дефекта (особенно при осуществлении психолого-психиатрической экспертизы);

d) проведение патопсихологического обследования больных с заболеваниями психики, осложненными наркоманией или алкоголизмом;

e) психологическое обследование зависимых больных в процессе получения ими общего комплекса терапии.

 

3. Проведение психоконсультационных, психокоррекционных и

профилактических работ с пациентом и его ближайшим окружением:

a) разработка развивающих, психоконсультационных и психокоррекционных программ;

b) проведение индивидуальных и групповых психоконсультационных и психокоррекционных мероприятий;

c) проведение работ, направленных на профилактику наркоманических или алкогольных рецидивов;

d) проведение с больными и их родственниками мероприятий, имеющих целью восстановление социального статуса больного, оказание помощи в организации адекватного микроклимата в семье и ближайшем окружении.

4. Проведение работы по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии.

5. Проведение совместно с представителями других служб психопрофилактической работы с населением (в школах, техникумах, вузах, на предприятиях).

6. Повышение своего образовательного уровня и внедрение в практику современных методов психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

7. Соблюдение принятых профессиональных стандартов, в том числе и оформление документации установленного образца в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения РФ.

Функции психолога в системе здравоохранения (в мед. учреждениях) очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Вопрос 18: Специфика деятельности психологической службы ПМПК и образовательных учреждений

Психолого-медико-педагогическая комиссия - экспертная служба решающая вопросы, связанные с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 18 лет. ПМПК разрабатывает психолого-медико-педагогические заключения по результатам данных медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка и дает индивидуально ориентированные рекомендации.

Целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Основными задачами ПМПК являются следующие:

1. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.

2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.

3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.

 4. Контроль эффективности разработанных рекомендаций.

Для достижения цели и осуществления поставленных задач ПМПК выполняют следующие функции.

1. Экспертно-диагностическая функция.

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

2. Информационно-аналитическая функция.

Информационное направление: формирование базы данных, необходимой для- обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях, включая ПМПконсилиумы образовательных учреждений.

 Аналитическое направление: осуществление каждым специалистом профессионального анализа «входящей» информации и результатов обследования ребенка.

3. Организационная функция - координация деятельности структурных единиц системы ПМПК.

 4. Методическая функция, которая чаще всего реализуется в форме методических совещаний.

 5. Консультативная функция.

 Можно выделить три основных направления реализации консультативной функции: 

*Консультирование - является основной формой взаимодействия- специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии.

* Специалисты системы ПМПК также могут обращаться друг к другу- за консультацией по поводу диагностики развития конкретного ребенка, по методическим и другим вопросам. 

*Посредством профессионально организованных способов- специалисты ПМПК осуществляют консультирование самих детей и подростков с отклонениями в развитии.

6. Функция сопровождения.

Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК способствует контролю эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования. Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка.

7. Просветительская функция.

 Основные направления:

 информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства;  

информирование родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.; 

информирование о необходимости консультирования ребенка в ПМПК на ранних этапах его развития при наличии осложнений при беременности и родах;

 проведение работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, по укреплению личности, формированию устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний, деятельной позиции на достижения в рамках имеющихся возможностей развития и т.п. 

информирование специалистов смежных ведомств о целях, задачах,- направлениях деятельности ПМПК, о показаниях и своевременности направления детей и подростков в ПМПК.

2. Состав ПМПК

Основной состав:

врач-психиатр (детская психиатрия);

- врач-невропатолог (детская невропатология);

-врач-педиатр (педиатр развития);

- отоларинголог;

- офтальмолог;

- ортопед;

- психолог (клиническая или специальная психология);

- логопед;

- педагог-дефектолог;

- социальный педагог;

- медсестра (регистратор, статистик);

- воспитатель;

- представители органов управления образования, здравоохранения,

- социальной защиты, правоохранительной системы.

 Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне может быть рекомендован дополнительный состав ПМПК, куда могут входить: врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог, методист-педагог (дефектолог), методист-психолог (нейро- и патопсихолог) и другие специалисты.

Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), сами дети или подростки. При этом самостоятельное обращение детей в ПМПК возможно с 12-летнего возраста.

Прием ребенка на ПМПК делится на два основных этапа.

Первый этап включает в себя общие для любого обследования шаги, направленные на:

а) анализ первичной информации;

б) сбор информации о социальных условиях жизни ребенка;

 в) сбор анамнестических сведений;

г) формирование запроса в другие учреждения, ведомства по недостающей информации (при необходимости);

д) коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПК.

Второй этап предполагает индивидуальный план обследования ребенка, составленный по результатам первого этапа. Как правило, этот этап включает в себя следующие шаги:

 а) медицинское обследование; б) психологическое обследование;

 в) педагогическое обследование (по показаниям: обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-методистом начального образования; при наличии специалистов — сурдо-, тифлопедагогом).

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка.

Заключение ПМПК является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.

Заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер.

На базе школ могут быть организованы школьные психолого-медико-педагогические консилиумы - это объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль за результативностью своей деятельности.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) это организационная форма, в рамках которой объединяются педагоги, специалисты разного профиля, осуществляющие процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль результативности своей деятельности.

 Консилиум создается на базе образовательного учреждения любого типа и приказом руководителя учреждения при наличии соответствующих специалистов. ПМП консилиумы создаются в образовательных школах и дошкольных учреждениях. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

 

1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико – коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

2. Медико-психолого-педагогический консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на ПМПК в случае необходимости или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребёнка.

Состав консилиума.

 

В состав постоянных членов консилиума вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.

 

22 вопрос: Основные положения нормативные документы, регламентирующие деятельность практического психолога.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.