Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.
Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.
Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования
Вопрос 14: Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в гуманистической психологии
Гуманистическое направление в психологическом консультировании ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает данное направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность».
Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистнческое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решении находится внутри самого человека, а не в его окружении.
Основными понятиями, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, являются:
о понятие человеческого существования,
о принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, обличающее тревожность о понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающий, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремленияк максимальной социальной самоактуализации. Задача психолога и клиента состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психолога этого направления — мироощущение конкретного клиента.
В гуманистическом направлении психологического консультирования особое место занимает гештальт-терапия (Ф. Перлза), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник.
Перечислим некоторые из наиболее известных техник гештальт-терапии: восприятие «здесь и теперь»; директивность, речевые изменения; метод пустого кресла; беседа с частью своего « Я»; диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и « нижней собаки» - пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Основным методом, который используется при психологическом консультировании, является метод интервью. Психолог и клиент – два разных человека – встречаются во время интервью. Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, главным из которых является создание большей мобильности его внутреннего мира. В процессе интервью психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента, как уникальную, применяя для этого специальные психологические знания.
Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования носит психологический характер. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими. В-четвертых, можно привести определение консультирования, предложенного К.Роджерсом как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности».
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных принципа данной философии:
o каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
• каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
• каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Чем отличается консультирование от других видов психологических практик. Прежде всего, консультирование, как и само интервью, всегда индивидуально и предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Кроме этого, практический психолог, работающий с клиентом, вносят в консультирование собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к его неспособности слышать клиента, что нарушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.
Таким образом, при консультировании работа психолога – это работа с конкретной индивидуальностью человека. Причем и с собственной индивидуальностью как составной частью его профессиональной позиции. Поэтому психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, для того чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий. Интеграгивная модель личности эффективного консультанта должна включать такие характеристики, как аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила характера, толерантность к неопределенности, личная ответственность, умение ставить реалистичные цели, способность к эмпатии.
В целом можно утверждать, что эффективный консультант — это, прежде всего, личностно и социально зрелый человек. Так, в перечень требований Британской ассоциации консультирования к профессиональной подготовке консультантов входят:
• самоосознание, зрелость и стабильность;
• способность использовать и осознавать жизненный опыт;
• способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;
• способность выстраивать помогающие отношения;
• способность быть самокритичным.
К особо вредным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.
Вопрос 17: Специфика деятельности психологической службы наркологических диспансеров и психологические консультации при медицинских учреждениях
Психологическая работа с наркозависимыми людьми (подростками и взрослыми) приобретает особую значимость прежде всего из-за все большей распространенности этого вида отклонения от нормального поведения и образа жизни, а также наркозависимости, обусловленной социально-бытовыми и индивидуально психологическими причинами.
Задачи психолога наркологического учреждения:
1. Проведение психологического анализа данных жизненного пути больного, дополняющего сведения анамнеза или катамнеза.
2. Проведение диагностической работы:
a) описание общих индивидуально-психологических особенностей личности;
b) исследование степени интеллектуально - мнестического снижения и характера личностных изменений;
c) проведение общего анализа структуры психологического дефекта (особенно при осуществлении психолого-психиатрической экспертизы);
d) проведение патопсихологического обследования больных с заболеваниями психики, осложненными наркоманией или алкоголизмом;
e) психологическое обследование зависимых больных в процессе получения ими общего комплекса терапии.
3. Проведение психоконсультационных, психокоррекционных и
профилактических работ с пациентом и его ближайшим окружением:
a) разработка развивающих, психоконсультационных и психокоррекционных программ;
b) проведение индивидуальных и групповых психоконсультационных и психокоррекционных мероприятий;
c) проведение работ, направленных на профилактику наркоманических или алкогольных рецидивов;
d) проведение с больными и их родственниками мероприятий, имеющих целью восстановление социального статуса больного, оказание помощи в организации адекватного микроклимата в семье и ближайшем окружении.
4. Проведение работы по обучению медицинского персонала в области медицинской, социальной психологии и деонтологии.
5. Проведение совместно с представителями других служб психопрофилактической работы с населением (в школах, техникумах, вузах, на предприятиях).
6. Повышение своего образовательного уровня и внедрение в практику современных методов психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.
7. Соблюдение принятых профессиональных стандартов, в том числе и оформление документации установленного образца в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения РФ.
Функции психолога в системе здравоохранения (в мед. учреждениях) очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии.
Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:
1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).
2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).
3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).
4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).
5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).
Вопрос 18: Специфика деятельности психологической службы ПМПК и образовательных учреждений
Психолого-медико-педагогическая комиссия - экспертная служба решающая вопросы, связанные с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 18 лет. ПМПК разрабатывает психолого-медико-педагогические заключения по результатам данных медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка и дает индивидуально ориентированные рекомендации.
Целью ПМПК является определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Основными задачами ПМПК являются следующие:
1. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.
4. Контроль эффективности разработанных рекомендаций.
Для достижения цели и осуществления поставленных задач ПМПК выполняют следующие функции.
1. Экспертно-диагностическая функция.
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).
2. Информационно-аналитическая функция.
Информационное направление: формирование базы данных, необходимой для- обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях, включая ПМПконсилиумы образовательных учреждений.
Аналитическое направление: осуществление каждым специалистом профессионального анализа «входящей» информации и результатов обследования ребенка.
3. Организационная функция - координация деятельности структурных единиц системы ПМПК.
4. Методическая функция, которая чаще всего реализуется в форме методических совещаний.
5. Консультативная функция.
Можно выделить три основных направления реализации консультативной функции:
*Консультирование - является основной формой взаимодействия- специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии.
* Специалисты системы ПМПК также могут обращаться друг к другу- за консультацией по поводу диагностики развития конкретного ребенка, по методическим и другим вопросам.
*Посредством профессионально организованных способов- специалисты ПМПК осуществляют консультирование самих детей и подростков с отклонениями в развитии.
6. Функция сопровождения.
Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК способствует контролю эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования. Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка.
7. Просветительская функция.
Основные направления:
информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства;
информирование родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.;
информирование о необходимости консультирования ребенка в ПМПК на ранних этапах его развития при наличии осложнений при беременности и родах;
проведение работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, по укреплению личности, формированию устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний, деятельной позиции на достижения в рамках имеющихся возможностей развития и т.п.
информирование специалистов смежных ведомств о целях, задачах,- направлениях деятельности ПМПК, о показаниях и своевременности направления детей и подростков в ПМПК.
2. Состав ПМПК
Основной состав:
врач-психиатр (детская психиатрия);
- врач-невропатолог (детская невропатология);
-врач-педиатр (педиатр развития);
- отоларинголог;
- офтальмолог;
- ортопед;
- психолог (клиническая или специальная психология);
- логопед;
- педагог-дефектолог;
- социальный педагог;
- медсестра (регистратор, статистик);
- воспитатель;
- представители органов управления образования, здравоохранения,
- социальной защиты, правоохранительной системы.
Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне может быть рекомендован дополнительный состав ПМПК, куда могут входить: врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог, методист-педагог (дефектолог), методист-психолог (нейро- и патопсихолог) и другие специалисты.
Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), сами дети или подростки. При этом самостоятельное обращение детей в ПМПК возможно с 12-летнего возраста.
Прием ребенка на ПМПК делится на два основных этапа.
Первый этап включает в себя общие для любого обследования шаги, направленные на:
а) анализ первичной информации;
б) сбор информации о социальных условиях жизни ребенка;
в) сбор анамнестических сведений;
г) формирование запроса в другие учреждения, ведомства по недостающей информации (при необходимости);
д) коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПК.
Второй этап предполагает индивидуальный план обследования ребенка, составленный по результатам первого этапа. Как правило, этот этап включает в себя следующие шаги:
а) медицинское обследование; б) психологическое обследование;
в) педагогическое обследование (по показаниям: обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-методистом начального образования; при наличии специалистов — сурдо-, тифлопедагогом).
По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка.
Заключение ПМПК является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.
Заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер.
На базе школ могут быть организованы школьные психолого-медико-педагогические консилиумы - это объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль за результативностью своей деятельности.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) это организационная форма, в рамках которой объединяются педагоги, специалисты разного профиля, осуществляющие процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям и контроль результативности своей деятельности.
Консилиум создается на базе образовательного учреждения любого типа и приказом руководителя учреждения при наличии соответствующих специалистов. ПМП консилиумы создаются в образовательных школах и дошкольных учреждениях. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико – коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.
2. Медико-психолого-педагогический консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на ПМПК в случае необходимости или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребёнка.
Состав консилиума.
В состав постоянных членов консилиума вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.
22 вопрос: Основные положения нормативные документы, регламентирующие деятельность практического психолога.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.