Функции педагога-психолога
1.Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития.
2. Диагностическая. Изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы
и условия их воспитания, обучения и развития детей и подростков, их проблемы.
3. Организаторская. Организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, организует взаимодействие
специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка.
4.Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов.
5.Предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая. Учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему
профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии поведении детей, их общении.
6.Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Виды деятельности практических психологов в сфере образования : психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.
Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;
2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;
5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Психологическая диагностика — это определение особенностей психического развития ребенка, сформированное™ определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, формированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школьного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психо-логопедагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми
Спорт
Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Основные направления.
Когнитивно-аналитическое направление (Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Д. Келли, А. Риле)
Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.
Когнитивно-поведенческое направление.
Основная задача - создание ролей необходимых клиенту.
Целями когнитивной психокоррекции являются:
· исправление ошибочной переработки информации;
· помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.
Когнитивный подход А.Бекка.
Основная задача – научить клиента возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить.
Цели коррекции. Основная цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.
Состав консилиума.
В состав постоянных членов консилиума вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.
22 вопрос: Основные положения нормативные документы, регламентирующие деятельность практического психолога.
Об охране труда
1. «Об основах охраны труда в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.
2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон . 1998-1999-2000.
3. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.
О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности, труда в сфере обслуживания населения (в том числе, для практикующих психологов)
1. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.). Принят Гос. Думой 16 сентября 1998 г.
2. «Положение о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан». Утвержден Постановлением Правительства РФ № 1046 от 28 октября 1995 г..
3. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения». Постановление Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г.
4. Документы, регламентирующие работу психолога в сфере здравоохранения // Психологическая газета, 2000, октябрь. С. 29 :
1. «О психиатрической помощи» — Закон РФ…
2. «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» — Закон РФ …
3. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Постановление … от 8 июля 1993 г. № 133.
4. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Письмо … от 9 августа 1993 г. № 05-16/25-16.
5. О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 29 мая 1995 года № 145.
6. Об оплате труда медицинских работников. — Инструктивное письмо от 28 июня 1995 года № 2510/1652-95-20.
7. Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 4 сентября 1995 года, № 255.
8. О специальном экзамене для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 19 декабря 1995 года № 353.
9. О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 28 февраля 1996 года, № 71.
10. О лицензировании медицинской деятельности. — Приказ … от 18 апреля 1996 года № 148.
11. Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации. — Приказ … от 1 июля 1995 года № 270. (Текст документа с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 1997 года № 5)
12. О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ … от 26 ноября 1996, № 391.
13. О специальности «Медицинская психология». — Приказ … от 2 июня 1997 года № 1052.
14. О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи. — Приказ … от 28 июля 1997 года № 226.
15. О мероприятиях по планированию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинских психологов. — Приказ … от 28 июля 1997 г. № 225.
16. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. — Постановление … от 27 августа 1997 г. № 43.
17. О подготовке врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях). — Приказ … от 17 декабря 1997 года № 373.
18. Об утверждении Положения о Координационном совете по подготовке клинических (медицинских) психологов. — Приказ … от 26 марта 1999 г. № 101.
19. Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения. — Приказ … от 15 октября 1999 г. № 377.
20. Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19. 12.94 №286 «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». — Приказ … от 11 января 2000 года, № 4.
21. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 — «Клиническая психология». Квалификация: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Утвержден приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686.
вопрос: Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общественной практики в психологических знаниях.
Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло лишь в 60-х-гг. XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.
Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине 19-го века было обусловлено следующими предпосылками:
1. Общее состояние естественнонаучного знания того периода. Этот период характеризуется во всей Европе возрастанием появившегося в первой половине века интереса к естественнонаучным проблемам. Развивающаяся техника и потребности производства показали первостепенную важность всех знаний, касающихся материальной природы. Достижения в познании живой материи способствовали интенсификации интереса и к самому человеку как объекту познания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук.
2. Состояние анатомии, физиологии и медицины. В середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что именно мозговая деятельность определяет функционирование психики.
3. Состояние биологии. Важным источником формирования естественно-научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина. Эволюционное учение Дарвина оказало существенное влияние на развитие не только всей биологической науки, но и психологии. Психология стала заимствовать детерминистские идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде, филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим сознанием и др. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды.
4. Состояние педагогики. Именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи.
5. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли. Характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления. Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественнонаучного метода. Большую роль сыграли успехи медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений, требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.
Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации. В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности.
Вопрос 8. Задачи, функции, виды деятельности практического психолога в образовании и спорте
Образование
Цели:
предотвращать школьный неуспех,
— способствовать социальному научению и социальной адаптации детей,
— помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее — отделять таких детей),
— содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся,
— повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области образования.
Задачи
— диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей.
Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям
— обеспечение развития здоровой личности,
— коррекция затруднений в ее развитии,
— решение проблем профессиональной ориентации
Рассмотрим задачи, которые может решать практический психолог, работая в школе:
1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;
2)разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;
3)держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
4)осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
5)диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;
6)способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;
7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;
8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
9)активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).
Функции педагога-психолога
1.Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития.
2. Диагностическая. Изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы
и условия их воспитания, обучения и развития детей и подростков, их проблемы.
3. Организаторская. Организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, организует взаимодействие
специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка.
4.Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов.
5.Предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая. Учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему
профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии поведении детей, их общении.
6.Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Виды деятельности практических психологов в сфере образования : психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.
Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;
2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;
5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Психологическая диагностика — это определение особенностей психического развития ребенка, сформированное™ определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, формированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школьного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психо-логопедагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми
Спорт
Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 314.