Вопрос 10. Характеристика основных сфер психологической практики (психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психотерапия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психодиагностика-это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.К основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.

Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм:статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).

Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование,педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Содержанием психологческого консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить, как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки.консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:

1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);

2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);

3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);

4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);

5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);

6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес–консультирование и т. д.).

 

Психотерапия - более глубокое психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения, или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т.д.В рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

• исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
В настоящее время существует ряд направлений в психотерапии, которые основываются на различных положениях основных направлений психологии:

· динамическое (психоанализ), которое основано на глубинной психологии;

· когнитивное (когнитивная психотерапия), основанное на когнитивном подходе в психологии;

· поведенческое (поведенческая психотерапия), которое основано на психологии бихевиоризма;

· рационально-эмоционально-поведенческая терапия, близкая к когнитивной психотерапии, но использующая также поведенческие аспекты;

· гуманистическое (клиент-центрированная психотерапия - К. Роджерс, разговорная психотерапия, соматический подход, духовный подход), связанное с гуманистической психологией;

· экзистенциальная терапия — сформированная как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на их основе, с принятием полной ответственности за свой выбор. Включает как один из видов логотерапию, основанную на поиске и анализе смыслов существования;

· гештальт-терапия — гуманистическое направление, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.

 

Психологическая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Психопрофилактика -  связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, — родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. — с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.Выделяют три уровня психопрофилактики.

I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с людьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах.

II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех людей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у людей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как люди станут социально или эмоционально неуправляемыми.

III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на людях с ярко выраженными поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в развитии, в поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.