Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов.
Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений. В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и. Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены: Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть: Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
Примечание. Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что: Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Примечание. Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.: Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что: Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но: Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате: Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если: Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание. Если второе предложение в бессоюзном сложном предло-жении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно: Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков: Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).
7. Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении): Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.
Задания к § 6 для закрепления теоретического материала
Задание 37. Определите, как в смысловом отношении различаются данные предложения.
1. В поле потемнело: надвигалась гроза. В поле потемнело, надвигалась гроза. Надвигалась гроза – в поле потемнело. 2. Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно. 3. Будет холодно – поедем домой. Поедем домой: будет холодно. 4. Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. Луна всходила поздно – ее не было видно. 5. Помни одно: упустишь время, не воротишь. Помни одно: упустишь время – не воротишь. 6. Я кричал во сне – меня будили. Меня будили: я кричал во сне. 7. Я говорю правду: мне не к чему лгать. Мне не к чему лгать – я говорю правду. Я говорю правду, мне не к чему лгать. 8. Взойдет солнце – поедем в поле. Взойдет солнце, поедем в поле.
Задание 38. Перепишите предложения; объясните употребление двоеточия.
1. Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц. 2. Гринька ждал ее два дня, потом понял: не придет. 3. И сам иногда подумает о себе: складно выходит. 4. Стали они с Валюшей жить-поживать, и потихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. Но было поздно: через год у них народилась дочка Нина, хорошенькая, круглолицая, беленькая. 5. Он бы и сам рад был развлечься и честно попробовал заняться сперва обезьяной, потом кубиками, но ничего не получилось: было неинтересно и как-то все равно. 6. И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая!. 7. Новоселы дачные сплошь да рядом борются с женами: мужья бегут в лес, жены стремятся расчистить площадь для ягод и овощей. 8. Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет, и зацвел в сентябре, и цвел до морозов. 9. И только по форме крон знаешь: деревья стоят как восковые. 10. Сад этот вроде общественного: входи и играй хоть целый день.
Задание 39. Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении.
1. – Здесь не дело ни сидеть, ни ночевать. Увидят солдаты – всем будет каюк. 2. Куриная слепота у нее была, должно быть, – глаза все время слезились. 3. Можете не отвечать – я знаю. 4. Синцов дал очередь – танкист исчез, люк захлопнулся. 5. – А не устоишь – так он ведь и лежачего бьет! 6. Семку Ермолаева обидели. Ну, обидели и обидели – случается. 7. Тетя была хмурая – не выспалась, что ли. 8. Начальник прочитал вступление и задумался. Потом отложил все тетради в сторону – решил взять их домой и почитать. 9. – Надо и посмеяться людям. Они много работают, развлечений тут особых нет – пусть посмеются, ничего. 10. В избушке лампочку не включали, только по стенам и потолку играли пятна света – топился камелек. 11. Ночи стояли дивные: луну точно на веревке спускали сверху – такая она была близкая, большая. 12. И под его ногами тоже похрустывал ледок, но мягко – Баев был в валенках. 13. Правду сказать, тогда и народу было много, на покос выйдем – жуть!
Задание 40. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются. 2. Ждём Матрёшку час другой нет её. 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь. 4. Не хочешь отвечать я скажу. 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить. 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася. 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал. 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного. 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну. 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна. 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их. 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер. 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения. 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале. 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали. 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву. 18. Я говорю не сдамся. 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами. 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант. 21. Фёдор понял речь шла о связи. 22. Алексей решил довольно тянуть. 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 25. Я проснулся заря уже занималась. 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто. 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички. 29. Прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне во двор коляска. 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет. 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо. 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 33. Смелые побеждают трусливые погибают. 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород. 35. Победим каменный дом построишь. 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку. 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем. 38. Посмотрит рублём подарит. 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно. 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих.
Задание 41. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите, восстанавливая пунктуацию (запятые и точку с запятой) между частями сложных бессоюзных предложений; расставьте другие знаки препинания. Объясните свой выбор.
1. Мужество есть великое свойство души народ им отмеченный должен гордиться собою. 2. Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя. 3. Человек ловится на мелочах в крупном можно притвориться мелочь всегда выдает истинную «суть души» ее рисунок ее тяготение... 4. Мещанство ползучее растение оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. 5. Было суровое январское утро с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег подгоняемый порывами ветра он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. 6. Это хрустальная прозрачная душа таких людей мало они редки это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. 7. Только истинно ученые продолжают учиться остальные предпочитают учить.
Задание 42. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, рядом, где это возможно, напишите соответствующий вариант сложноподчиненного предложения.
1. Воспитание великое дело им решается участь человека. 2. Чудик обладал одной особенностью с ним постоянно что-нибудь случалось. 3. Тускло светится луна в сумраке тумана молчалива и грустна милая Светлана. 4. Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает это в кристаллах книг. 5. Никогда не давай воли своему воображению оно произведет чудовищ. 6. Раздался выстрел волк продолжал бежать.
Задание 43. Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения подразумеваются (намечаются интонацией) в бессоюзных сложных конструкциях? Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений.
1. Не гоняйся за счастьем оно всегда находится в тебе самом. 2. Не стыдно учиться и в зрелом возрасте лучше научиться поздно чем никогда. 3. Нет умного соседа с книгой беседуй. 4. Мир жалок лишь для жалкого человека мир пуст лишь для пустого человека. 5. Будь повелителем самого себя царствуя и благоуправляя собою ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность. 6. Хочешь себя изучить посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить в сердце к себе загляни. 7. Ничему не удивляйся удивление произвело богов. 8. Слушая и сохраняя молчание ты сделаешься мудрым начало премудрости есть молчание. 9. Служенье муз не терпит суеты прекрасное должно быть величаво. 10. Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем это самая первая и важнейшая из всех наук. 11. Вершины достигаются не сразу мастерство приобретается постепенно. 12. Поле свое обрабатывай собственными своими руками не оставляй его возделывать твоим невольникам земледелие необходимо требует рук свободного человека. 13. Над осмеиваемыми не тешься наживешь в них врагов. 14. Жизнь подобна театру в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места. 15. Пьяного раба не наказывай покажешься пьян. 16. Воздержись от употребления вина оно есть молоко питающее страсти. 17. Не возвещай истину на местах общенародных народ употребит оную во зло. 18. Образованный человек скромен глубокая река спокойна.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 2175.