Тире между членами предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, в случае, когда они выражены:

а) двумя существительными: Книга –– источник знаний;

б) двумя числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок –– триста шестьдесят, так? Глубина там с лодки –– четыре маховых, то есть шесть метров;

Примечание 1 . В специальной литературе при цифровом обозначении числительного ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг ; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км.

Примечание 2. В случае употребления частицы не перед сказуемым-числительным тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре , а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два –– стеариновая свечка.

в) двумя инфинитивами: Жить –– Родине служить;

г) существительным и инфинитивом: Превосходная должность –– быть человеком;

Примечание 1. Наличие отрицания не снимает знака: Чай пить – не дрова рубить(посл.).

Примечание 2. То же, если в сказуемом имеются слова значит, это значит: Ждать разрешения –– значит потерять время.

д) при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом: Пирог –– пальчики оближешь; Талант у него –– дай бог каждому; Мать от радости прослезилась, а отец –– хоть бы что! Сам Ефим –– пальца в рот не клади. А Виктор –– ни в отца ни в мать. Ночь –– хоть глаз выколи!

 Примечание. Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире (но не запрещает): Офицер этот не чета вам, господин жандарм. Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.

2. Тире ставится перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это, это есть, например: «Уважение к минувшему –– вот черта, отличающая образованность от дикости», –– сказал когда-то             Пушкин. Пушкиногорье –– это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. Гипотенуза –– это есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (из учебника).

Тире между подлежащим и именным сказуемым не ставится:

1. Если подлежащее выражено личным или указательным местоимением: Она его дочь. Он хочет понять ее. Это кабинет? Это спальня?

Примечание. Тире возможно:

а) если все предложение заключает в себе вопрос, сопровождаемый удивлением: Она –– его дочь?! (оба члена предложения имеют ударение);

б) при подчеркивании указания на данный предмет: Это –– кабинет (И это –– кабинет);

в) при противопоставлении: Я –– учитель, а ты –– инженер.

2. Если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой –– существительным или личным местоимением: Кто ваш защитник?Что такое учеба? Кто она?

3. Если при сказуемом-существительном имеется отрицание: Пейзаж не довесок к прозе и не украшение. Россия не Петербург, она огромная. Старость не радость.

Примечание. Однако при противопоставлении сказуемое с отрицанием требует постановки тире (не... а): И в то же время замечал, что он –– не господин в своем доме, а лишь составная часть его (ср. без противопоставления: Он не господин в своем доме).

4. Если сказуемое выражено прилагательным или причастием: А твоя комната такая хорошая для ребенка. Две раны у него были. Раны нетрудные, но человек потерял много крови. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. В столовой пир горяч и пылок.

Примечание 1. Однако при сказуемом-прилагательном тире ставится при структурном параллелизме частей предложения, сопровождаемом в устной речи интонационным выделением (ударением) обоих членов предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд –– острый, прическа –– мальчишеская, одежда –– современная, модная; ср. при акцентном выделении только сказуемого: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель.

Примечание 2. Тире возможно и при наличии нескольких (однородных) сказуемых: Сын у нее –– желтый, длинный и в очках.

5. Если сказуемое выражено оборотом со сравнительными частицами как, словно, что, точно, вроде как и др.: Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер; Брошка вроде как пчілка. Лес точно сказка; Неделя что один день . Быстро проходит; Пруд как блестящая сталь.

6. Не ставится тире и при как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды, пустыни как пустыни. Деревня как деревня; Домик как домик –– старенький, темный.

Примечание. При акцентировании сказуемого (обычно в стилистических целях) тире возможно: Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел –– словно сигнал. Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова –– как гиря. Чернеющие прогалины –– как черные острова в белом снежном море. Млечный Путь –– как большое общество. Луна в небе –– как среднеазиатская дыня.

7. Если между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет. Мой отец для меня друг и наставник; Москва теперь порт пяти морей; Мой брат тоже инженер; Этот ручей лишь начало реки.

 

Тире в неполном предложении

В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.

1. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения: У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та –– третью, третья –– четвертую, и потому нет его рассказам конца. Иные считают портрет работой Ван Дейка, другие –– Рембрандта. Так и живет одна. Днем по саду ходит, ночью – по дому.

2. В простом предложении с пропущенным сказуемым, указывающим на направление движения: Татьяна –– в лес, медведь – за нею.

Примечание. Тире может отсутствовать при меньшей интонационной расчлененности предложения: Они заговорили обе сразу: одна про коров, другая про овец , но слова не доходили до сознания Куземкина. Со второго слова она мне : «А есть ли, батюшка, деревеньки?» Я к вам , посидеть; то же в предложениях, характеризующих субъект по местонахождению: Секретарь у директора; Он на заседании.

3. Если отсутствующий член предложения восстанавливается из предшествующих предложений: – А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как!

4. В самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым, не восстанавливаемым из контекста, может ставиться тире. Такие предложения расчленены паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащный: За решеткой –– сказочная птица . В переулках на селе –– грязь по колено. По всему небу –– облака. Над площадью –– низко повисшая пыль. За ширмой – дверь, ведущая на лестницу.

Примечание. Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. То же при выражении субъектно-обстоятельственного значения: В публике волнение; На душе тоска.

Задания к § 1 для закрепления теоретического материала

 

Задание 1. Перепишите предложения в таком порядке: а) повествовательные; б) вопросительные, в) побудительные. Объясните знаки препинания в конце каждого предложения.

1. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию. 2. – Давайте работать, – повторил Лопатин. 3. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 4. Мишка строго взглянул на комбата: «Ты гляди, не обмани меня!» – «Ну что ты? Как можно!» 5. – Пойдем, внучек, во двор. 6. –– Настя не приходила? –– спрашивал Олексий. 7. Листопад смотрел на мать и думал: откуда у нее эта энергия, этот новый живой огонь? 8. К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно. 9. Сорок лет назад пароходы плавали медленно. 10. –– Весь пожар видел, сначала? Бабушка-то как, а? 11. Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на запад! 12. В эти часы дотла сгорела жизнь Федора Воганова. Но немецкие танки не прошли! 13. Чудесны облака в арктическом небе. 14. Радист включил репродуктор, оттуда рванулась веселая буря оркестра. Москва? Хабаровск? Новосибирск? Все равно –– родина.

Задание 2. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.

I. 1. Мое единое отечество моя пустынная душа. 2. Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. 3. Быть с людьми какое бремя! 4. Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда-то вверх, в небо, и сознание своего бессилия вот основные ноты и темы нашей новой поэзии. 5. Самая дурная сторона декадентов это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу.

II. 1. Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. 2. Деянья всех людей как тень в безумном сне     3. Песня с бурей вечно сестры. 4. Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер. 5. Константин Бальмонт тоже символист. 6. Демьян Бедный не символист.

 

Задание 3. Спишите предложения, поставив, где необходимо, тире. Объясните свой выбор.

I. 1. Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. 2. Выработать литературный язык это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело. 3. Среднее расстояние от Земли до Луны триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый                         почерк первое правило вежливости», ––любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать это не только узнавать факты. Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. 7. Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости.

II. 1. Море чудесное, синее и нежное. 2. Конный пешему не товарищ.  3. Свежа в апреле ранняя заря. 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить.          7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», –– сказал офицер.

 

Задание 4. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Живописный народ индийцы. 2. Офицер этот не чета вам. 3. Одиночество в творчестве  тяжёлая штука. 4. Уссурийский тигр совсем не сказка.  5. Удивительное дело сон. 6. Конечно, то большое искусство ждать. 7. Двадцать лет хорошая вещь. 8. Это очень несносно переезжать. 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов. 10. Это дом Зверкова. 11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира. 12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца. 13. Дело писателя  противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость. 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение. 15. Знать природу своего края, его историю, быт это значит укоренять в себе любовь к Родине. 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет  и не суесловь. 17. Я пастух, мои палаты межи зыбистых полей. 18. Грустная песня, ты русская боль. 19. Я последний поэт деревни. 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый.

 

Задание 5. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Увы, я не пророк. 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый. 9. Поэт поэту есть кунак (кунак –– у кавказских горцев: друг , приятель). 10. Уже мы больше не рабы. 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным.  14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны.  15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы.  18. Ученый без трудов дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей. 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь. 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой.

 

Задание 6. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Грузинские деревни это сплошные сады. 2. Прилет журавлей есть признак весны. 3. Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра. 4. Приезд в Москву этого эстрадного артиста важное событие в культурной жизни столицы. 5. Расточать восторги признак ограниченности понимания и вкуса. 6. Наш долг совершенствовать знания. 7. Эти равнины словно море бескрайнее. 8. Безумство храбрых вот мудрость жизни. 9. Твои радость и горе это радость и горе для меня. 10. Этот яркий свет словно ливень золотой. 11. Наш край богат и прекрасен. 12. Снег словно шелк. 13. Одна беда еще не беда. 14. Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист. 15. Сегодня небо как море. 16. Превосходная должность быть на земле человеком. 17. Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости. 18. Жизнь подарок, которого мы не просили.

 

Задание 7. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.

1. Доктора те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают. 2. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу. 3. Красивая штука море, особенно если ты едешь лодырем в плавучем отеле и нет качки! 4. Что Сибирь страна холодов, это знают многие. Но многие не знают, что Сибирь страна солнца. 5. Грузоподъемность автомобиля семь тонн. 6. Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль. 7. Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. 8. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. 9. Идем молча. Я ведущий, а куда веду? 10. Рыба для партизан еда редкая. А свежий зеркальный карп, хорошо поджаренный на подсолнечном масле, и в мирное время первоклассная закуска. 11. Полковник объявил перед строем, что мы партизанский отряд.       12. Она была насмешлива, горда, а гордость добродетель, господа! 13. И в ночь, как съехать со двора, с конем был разговор, что все равно не ждать добра, что без коня не двор, что вместе жили столько лет, что восемь бед один ответ. 14. Наталья Степановна отличная хозяйка. 15. Ведь в супружестве, вы сами знаете, главная вещь солидный характер! 16. Кареты и кучера не последняя достопримечательность города и тотчас бросятся в глаза.

 

Задание 8. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире.

1. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр. 2. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 3. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп. 4. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу. 5. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? 6. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь. 7. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант. 8. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей ночи. 9. По-русски проститься значит попросить прощенья. 10. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цветок! 11. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников». 12. Бульвар как бы терраса города. 13. Лес как сад, как парк царя или вельможи. 14. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги.

 

Задание 9.  Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо. 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать. 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море. 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки. 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды. 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще?   9. Речушка стала синей, а небо голубым. 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий. 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки. 12. Дерево дорого плодами, а человек делами.  13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство. 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже.   15. Тёркин дальше. Автор вслед.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 807.