Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий1. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.
Государственное регулирование финансов организаций в условиях рыночной экономики достаточно ограничено. Государство не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность компаний, осуществлять руководство денежными потоками любыми способами.
Выделяют три формы государственного регулирования: ставка рефинансирования, налоговые ставки и амортизационная политика. Эти формы в различных сочетаниях позволяют государству осуществлять свою функцию управления экономикой без вмешательства в конкретные действия субъектов рынка. Повышая или понижая ставки процентов и налогов, а также устанавливая правила начисления амортизации, государство может способствовать развитию приоритетных направлений экономики или стагнации в отдельных неперспективных отраслях.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов со стороны государства.
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:
• налоговая система;
• ценообразование;
• внешнеэкономическая деятельность;
• денежное обращение;
• кредитование;
• формы платежей и расчетов;
• организация обращения ценных бумаг;
• бюджетное финансирование;
• состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов;
• государственные гарантии;
• лицензирование отдельных видов деятельности.
Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.
Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:
• налоги;
• способы перераспределение доходов и ресурсов;
• ценообразование;
• государственная предпринимательская деятельность;
• кредитно-финансовые механизмы; и др.
Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К мим относятся:
• ограничения;
• запреты;
• лимиты;
• квотирование; и др.
Их целесообразно использовать в следующих областях:
• охране окружающей среды;
• сертификации, стандартизации, метрологии;
• социальной политике;
• внешнеэкономической деятельности;
• деятельности естественных государственных монополий. Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.
Финансы предприятии служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование производства продуктов, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 359.