Государственное регулирование финансов хозяйствующих субъектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий1. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Государственное регулирование финансов организаций в условиях рыночной экономики достаточно ограничено. Государство не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность компаний, осуществлять руководство денежными потоками любыми способами.

Выделяют три формы государственного регулирования: ставка рефинансирования, налоговые ставки и амортизационная политика. Эти формы в различных сочетаниях позволяют государству осуществлять свою функцию управления экономикой без вмешательства в конкретные действия субъектов рынка. Повышая или понижая ставки процентов и налогов, а также устанавливая правила начисления амортизации, государство может способствовать развитию приоритетных направлений экономики или стагнации в отдельных неперспективных отраслях.

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов со стороны государства.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:

• налоговая система;

• ценообразование;

• внешнеэкономическая деятельность;

• денежное обращение;

• кредитование;

• формы платежей и расчетов;

• организация обращения ценных бумаг;

• бюджетное финансирование;

• состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов;

• государственные гарантии;

• лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

• налоги;

• способы перераспределение доходов и ресурсов;

• ценообразование;

• государственная предпринимательская деятельность;

• кредитно-финансовые механизмы; и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К мим относятся:

• ограничения;

• запреты;

• лимиты;

• квотирование; и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

• охране окружающей среды;

• сертификации, стандартизации, метрологии;

• социальной политике;

• внешнеэкономической деятельности;

• деятельности естественных государственных монополий. Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятии служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование производства продуктов, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 344.