Введение в курс теории и методики музыкального воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Методика музыкального воспитания как наука

Сила воздействия музыки на человека во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством. Поэтому задача учителя музыки – обращаясь к чувству и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит – к пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, развивать их музыкальные творческие способности. В связи с этим важное значение имеет владение педагогом методикой музыкального воспитания, знание истории ее становления и развития.

Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения.

История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Методика музыкального воспитания тесно связана с музыкознанием, которое оказывает непосредственное влияние на разработку содержания и методов музыкального воспитания. Она также опирается на психологию, особенно в решении вопросов восприятия музыки, развития творческих и музыкальных способностей. Важную основу для развития методики музыкального воспитания составляет и физиология, которая позволяет изучать в частности особенности строения детского голосового аппарата. Методика подчиняется закономерностям общей педагогики и принципы общей дидактики, активно применяет ее методы.

Предметом методики музыкального воспитания является теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания.

Цель методики музыкального воспитания детей - обеспечение формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания младших школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:

- обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

- соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

- взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:

- социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

- коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и ученика;

- физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

- организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

- психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.

^ 2. Музыка как вид искусства

Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.

Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.

Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.

Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.

При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.

Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя.

Специфические особенности искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования.

^ 3. Воспитывающие и развивающие возможности музыки

Музыка – искусство глубоко эмоциональное, поэтому и воздействует в первую очередь, на чувства слушателя, развивая его духовную культуру, нравственность. Известно, что человек с тонкой, эмоционально развитой натурой никогда не останется равнодушным к страданиям, несчастью другого, всегда придет ему на помощь. Такому человеку свойственна способность к эмпатии, стремление к добру, справедливости.

Все эти качества важно развивать у человека с детских лет. В. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу». Поэтому музыкальное воспитание должно быть систематичным, качественным и начинаться как можно раньше.

Педагогикой давно доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

Перед музыкальным воспитанием стоит масса сложных задач: формирование музыкальных понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Но в конечном итоге основное предназначение музыки в развитии у детей духовных качеств. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека.

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, осознать собственное предназначение в мире, почувствовать и преодолеть свой недостаток.

Музыкальное воспитание способствует и умственному развитию ребенка, развитию его мышления, воображения, речи, то есть творческих способностей.

Музыка в новом свете представляет ребенку знакомые предметы и явления, и его мысль рисует яркую картину, которая «просится» в слово. Возникает желание высказать то, что он прочувствовал, представил, поделиться появившимися мыслями.

Чем больше ребенок общается с музыкой, чем лучше понимает ее, тем развитее и точнее становится его речь, успешнее расширяется словарный запас, возникает и закрепляется его потребность в получении новых представлений и размышлениях.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.

Систематические занятия музыкой способствуют также повышению обучаемости детей иностранным языкам, что особенно актуально в наше время.

Лекция 2 (тема 1.1.2):

Дата: 2019-07-24, просмотров: 141.