Государственная лесная охрана действует на основе Лесного Кодекса и Положения о Государственной лесной охране, принятых в установленном порядке. Задачами Государственной лесной охраны в Республике Беларусь
является обеспечение охраны и защиты лесов, осуществление контроля в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Должностные лица, на которых возлагаются функции Государственной лесной охраны, осуществляют свои полномочия в соответствии с упомянутыми документами—Лесным Кодексом и Положением о Государственной лесной охране, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
В состав государственной лесной охраны в лесхозе входят: директор, главный лесничий, директора и их заместители в лесоохотничьих хозяйствах, заместители руководителя по научной деятельности, руководители и сотрудники структурных подразделений, ведающие вопросами охраны и защиты лесов, охотничьего хозяйства, лесовосстановления, лесного хозяйства, охраны водоемов и других природных объектов. В состав Государственной лесной охраны также входят , лесничие, помощники лесничих, мастера леса, инспектора и начальники участков по охране природы. Наибольшее количество среди работников Государственной лесной охраны составляют старшие лесники,
лесники, старшие егеря, егеря и контролеры контрольно—пропускных пунктов.
К Государственной лесной охране относятся также руководящие работники и сотрудники ГПЛХО, Минлесха, Управления делами Президента Республики Беларусь и других ведомств, ведающие вопросами лесного хозяйства, охоты и охраны природы, в том числе и в Институте леса НАН Беларуси.
Работники Государственной лесной охраны получают служебные удостоверения установленного образца, имеют право ношения форменного обмундирования и ведомственного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей в любое время суток.
В задачу работников государственной лесной охраны входят:
• предупреждение пожаров, своевременное их обнаружение и ликвидация;
• охрана лесов от самовольных порубок, хищений и истребления;
• контроль за соблюдением правил лесопользования, отпуска леса на корню, правил сенокошения, пастьбы скота, побочного пользования лесом;
• контроль за соблюдением правил и сроков охоты и рыболовства;
• защита лесов от болезней и вредных насекомых;
• контроль за соблюдением охраны и защиты насаждений в лесах, закрепленных за другими ведомствами.
При выявлении нарушений составляются протоколы, и виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке, незаконно добытая продукция изымается.
Охрану леса в лесничествах осуществляют лесничий, помощник лесничего, мастер леса. Но главное лицо в охране леса - лесник. Он постоянно должен находиться в закрепленном за ним обходе, выявлять лесонарушения и составлять на виновных лиц акты о лесонарушениях. Лесник должен также выявлять наличие вредителей и болезней и незамедлительно сообщать об этом лесничему. В силу наибольшей численности этих работников, в 97 лесхозах Беларуси их насчитывается порядка 10-12 тысяч человек. Охрана леса от лесонарушений, в первую очередь от самовольных порубок (по международной терминологии их называют несанкционированными рубками
леса), имеет важное экономическое и социальное значение.
Большое значение для обеспечения охраны лесов имеет наличие и эффективное функционирование Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Проблема несанкционированных рубок леса и торговли контрафактной древесиной существует во многих странах. Этим вопросам особое внимание уделяет известная международная организация ФЛЕГ. В наибольшей степени торговля древесиной, вырубленной незаконным путем, распространена в странах Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, в тропических лесах Африки. Помимо экономических потерь, которые несут пострадавшие страны, несанкционированные вырубки являются серьёзной экологической угрозой всему человечеству, существенно уменьшая лесной покров планеты.
После распада СССР большие проблемы с несанкционированными рубками леса возникли в ряде государств СНГ, особенно в России и странах Средней Азии. Остро стоит она и в Украине. В настоящее время в Беларуси объём несанкционированных рубок леса незначителен. Практически нет у нас сегодня и торговли контрафактной древесиной.
В то же время в прошлом объёмы несанкционированных вырубок в разные периоды истории Беларуси были весьма значительными. Они исчислялись сотнями тысяч, а в отдельные периоды и миллионами кубометров, особенно в период войн и революций.
В Беларуси заслон несанкционированным рубкам леса был поставлен в конце 90-х годов прошлого века благодаря принятию системы мер экономического, политического и организационного характера. В систему этих мер входило удовлетворение спроса на древесину, особенно на дрова по социально доступным ценам и наличие политической воли прекратить в лесу воровство разного уровня Последнее выразилось в принятии соответствующих законов и подзаконных актов и при строгом контроле за их исполнением. Положительную роль сыграло и наличие достаточного и дееспособного штата лесной охраны.
Следует признать, что современная белорусская модель лесного хозяйства, где сохранилась четкая система управления лесами и лесным хозяйством, наличие всех звеньев лесной охраны, показала свою высокую эффективность и обеспечила надежное сохранение лесов Беларуси от пожаров и самовольных порубок.
Охрана леса осуществляется под непосредственным руководством инженера по охране и защите леса, который организует борьбу с лесонарушениями в масштабах лесхоза. В лесничестве эту работу организует лесничий. Для оценки состояния охраны леса в обходах проводят ревизии обходов, ведется учет лесонарушений, пожаров и очагов вредителей леса.
Ревизии обходов лесников делятся на:
- плановые - проводятся 2 раза в год (весной и осенью) лесничим;
- внеплановые - проводятся при передаче обхода другому леснику;
- контрольные - проводятся в обходах, подверженных лесонарушениям, и в процессе плановой ревизии лесничества специалистами лесхоза, ПЛХО, Министерства лесного хозяйства;
- внезапные - при проверке поступающих жалоб и других сигналов о нарушениях.
Лесник должен иметь паспорт обхода, бланки актов о лесонарушениях и контрольную книгу, в которой регистрируются обнаруженные в обходе лесонарушения, а также замечания и предложения о поощрении со стороны начальствующих или инспектирующих лиц.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности:
- материальная;
- административная;
- уголовная.
Постановление СМ РБ № 750 от 30.10.1993 г. «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» предусматривает определенный размер взысканий за следующие нарушения: за повреждение и вырубку деревьев, кустарников; уничтожение или повреждение лесных культур, подроста, а также молодняков естественного происхождения; за повреждение сенокосов; за уничтожение муравейников, лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и других нарушений.
В соответствии с Кодексом РБ «Об административных правонарушениях» (2002 г.) предусмотрены следующие виды административных взысканий:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты и рыболовства);
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом административного правонарушения;
- исправительные работы на срок до 2 месяцев;
- административный арест.
Кодекс РБ об административных правонарушениях, принятый Национальным собранием РБ в 2002 г., объединил в одну главу (Глава 15) «Административные правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования», куда вошли следующие правонарушения в сфере лесного и охотничьего хозяйства:
1.Нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
2.Незаконное использование земель государственного лесного фонда.
3. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах. Уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнём.
4. Незаконная порубка или повреждение деревьев и кустарников.
5.Загрязнение леса строительными и бытовыми отходами.
6.Незаконная охота.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.