Государственная лесная охрана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственная лесная охрана действует на основе Лесного Кодекса и Положения о Государственной лесной охране, принятых в установленном порядке. Задачами Государственной лесной охраны в Республике Беларусь

является обеспечение охраны и защиты лесов, осуществление контроля в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Должностные лица, на которых возлагаются функции Государственной лесной охраны, осуществляют свои полномочия в соответствии с упомянутыми документами—Лесным Кодексом и Положением о Государственной лесной охране, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

В состав государственной лесной охраны в лесхозе входят: ди­ректор, главный лесничий, директора и их заместители в лесоохотничьих хозяйствах, заместители руководителя по научной деятельности,  руководители и сотрудники структурных подразделений, ведающие вопросами охраны и защиты лесов, охотничьего хозяйства, лесовосстановления, лесного хозяйства, охраны водоемов и других природных объектов. В состав Государственной лесной охраны также входят , лесничие, помощники лесничих, мастера леса, инспектора и начальники участков по охране природы. Наибольшее количество среди работников Государственной лесной охраны составляют старшие лесники,

лесники, старшие егеря, егеря  и контролеры контрольно—пропускных пунктов.

 К Государственной лесной охране относятся также руководящие работники и сотрудники ГПЛХО, Минлесха, Управления делами Президента Республики Беларусь и других ведомств, ведающие вопросами лесного хозяйства, охоты и охраны природы, в том числе и в Институте леса НАН Беларуси.

Работники Государственной лесной охраны получают служеб­ные удостоверения установленного образца, имеют право ношения форменного обмундирования и ведомственного огнестрельного ору­жия при исполнении служебных обязанностей в любое время суток.

В задачу работников государственной лесной охраны входят:

• предупреждение пожаров, своевременное их обнаружение и ликви­дация;

• охрана лесов от самовольных порубок, хищений и истребления;

• контроль за соблюдением правил лесопользования, отпуска леса на корню, правил сенокошения, пастьбы скота, побочного пользования лесом;

• контроль за соблюдением правил и сроков охоты и рыболовства;

• защита лесов от болезней и вредных насекомых;

• контроль за соблюдением охраны и защиты насаждений в лесах, за­крепленных за другими ведомствами.

При выявлении нарушений составляются протоколы, и виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке, незаконно добытая продукция изымается.

Охрану леса в лесничествах осуществляют лесничий, помощник лесничего, мастер леса. Но главное лицо в охране леса - лесник. Он постоянно должен находиться в закрепленном за ним обходе, выявлять лесонарушения и составлять на виновных лиц акты о лесонарушениях. Лесник должен также выявлять наличие вредителей и болезней и незамедлительно сообщать об этом лесничему. В силу наибольшей численности этих работников, в 97 лесхозах Беларуси их насчитывается порядка 10-12 тысяч человек. Охрана леса от лесонарушений, в первую очередь от самовольных порубок (по международной терминологии их называют несанкционированными рубками

леса), имеет важное экономическое и социальное значение.

Большое значение для обеспечения охраны лесов имеет наличие и эффективное функционирование Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Проблема несанкционированных рубок леса и торговли контрафактной древесиной  существует во многих странах. Этим вопросам особое внимание уделяет известная международная организация ФЛЕГ. В наибольшей степени торговля древесиной, вырубленной незаконным путем, распространена в странах Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, в тропических лесах Африки. Помимо экономических потерь, которые несут пострадавшие страны, несанкционированные вырубки являются серьёзной экологической угрозой всему человечеству, существенно уменьшая лесной покров планеты.

После распада СССР большие проблемы с несанкционированными рубками леса возникли в ряде государств СНГ, особенно в России и странах Средней Азии. Остро стоит она и в Украине. В настоящее время в Беларуси объём несанкционированных рубок леса незначителен. Практически нет у нас сегодня и торговли контрафактной древесиной.

В то же время в прошлом объёмы несанкционированных вырубок в разные периоды истории Беларуси были весьма значительными. Они исчислялись сотнями тысяч, а в отдельные периоды и миллионами кубометров, особенно в период войн и революций.

В Беларуси заслон несанкционированным рубкам леса был поставлен в конце 90-х годов прошлого века благодаря принятию системы мер экономического, политического и организационного характера. В систему этих мер входило удовлетворение спроса на древесину, особенно на дрова по социально доступным ценам и наличие политической воли прекратить в лесу воровство разного уровня Последнее выразилось в принятии соответствующих законов и подзаконных актов и при строгом контроле за их исполнением. Положительную роль сыграло и наличие достаточного и дееспособного штата лесной охраны.

Следует признать, что современная белорусская модель лесного хозяйства, где сохранилась четкая система управления лесами и лесным хозяйством, наличие всех звеньев лесной охраны, показала свою высокую эффективность и обеспечила надежное сохранение лесов Беларуси от пожаров и самовольных порубок.

Охрана леса осуществляется под непосредственным руково­дством инженера по охране и защите леса, который организует борьбу с лесонарушениями в масштабах лесхоза. В лесничестве эту работу организует лесничий. Для оценки состояния охраны леса в обходах проводят ревизии обходов, ведется учет лесонарушений, пожаров и очагов вредителей леса.

Ревизии обходов лесников делятся на:

- плановые - проводятся 2 раза в год (весной и осенью) лесничим;

- внеплановые - проводятся при передаче обхода другому леснику;

- контрольные - проводятся в обходах, подверженных лесонарушениям, и в процессе плановой ревизии лесничества специалистами лес­хоза, ПЛХО, Министерства лесного хозяйства;

- внезапные - при проверке поступающих жалоб и других сигналов о нарушениях.

Лесник должен иметь паспорт обхода, бланки актов о лесонарушениях и контрольную книгу, в которой регистрируются обнаруженные в обходе лесонарушения, а также замечания и предложения о поощрении со стороны начальствующих или инспектирующих лиц.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, положе­ний Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности:

- материальная;

- административная;

- уголовная.

Постановление СМ РБ № 750 от 30.10.1993 г. «О материальной от­ветственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» предусматри­вает определенный размер взысканий за следующие нарушения: за по­вреждение и вырубку деревьев, кустарников; уничтожение или повреж­дение лесных культур, подроста, а также молодняков естественного про­исхождения; за повреждение сенокосов; за уничтожение муравейников, лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и других нарушений.

В соответствии с Кодексом РБ «Об административных правона­рушениях» (2002 г.) предусмотрены следующие виды администра­тивных взысканий:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного данному гра­жданину (права управления транспортными средствами, права охоты и рыболовства);

- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом административного пра­вонарушения;

- исправительные работы на срок до 2 месяцев;

- административный арест.

Кодекс РБ об административных правонарушениях, принятый Национальным собранием РБ в 2002 г., объединил в одну главу (Глава 15) «Административные правонарушения против экологиче­ской безопасности окружающей среды и порядка природопользова­ния», куда вошли следующие правонарушения в сфере лесного и охотничьего хозяйства:

1.Нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

2.Незаконное использование земель государственного лесного фонда.

3. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах. Уничтоже­ние или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнём.

4. Незаконная порубка или повреждение деревьев и кустарников.

5.Загрязнение леса строительными и бытовыми отходами.

6.Незаконная охота.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.