Тема 11. Основы теории государственного регулирования экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные теоретические положения:

Необходимость государственного регулирования связана с недостатками рыночного механизма в решении ряда социально-экономических проблем:

· рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

· рыночные отношения не способствуют сохранению окружающей среды и невоспроизводимых природных ресурсов;

· рынок не гарантирует право на труд и доход, социальное равенство, не обеспечивает развитие фундаментальной науки;

· рынку присуща нестабильность: безработица, инфляция, цикличность;

· рынок слабо функционирует в экстремальных ситуациях.

    Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая государственными учреждениями с целью приспособления социально-экономической системы к меняющимся условиям.

    Основные направления экономической деятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рынка.

2. Организация денежного обращения.

3.Защита конкуренции и демонополизация экономики через антимонопольное законодательство.

4. Перераспределение доходов и социальная защита членов общества с помощью:

· трансфертных платежей;

· регулирования некоторых цен;

· прогрессивных налогов на личные доходы.

5. Компенсация внешних эффектов в экономике.

6. Стабилизация экономики.

Финансовая система - совокупность отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Финансовая система включает: бюджеты различных уровней, фонды социального страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, специальные денежные фонды.

Бюджетная система система отношений по поводу образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Структура бюджетной системы:

1. Государственный (федеральный) бюджет;

2. Бюджеты субъектов федерации;

3. Местные бюджеты.

    Консолидированный бюджет (объединенный) - это совокупность бюджетов всех уровней.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства; это годовой план государственных расходов и источников их формирования.

Бюджет состоит из двух частей - расходной и доходной.

      

 

Рис.16 – Структура государственного бюджета

           

      Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Формируются для мобилизации крупных финансовых средств для конкретных целей.

    Бюджетный дефицит - превышение государственных расходов над доходами.

    Причины дефицита госбюджета:

· возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций;

· увеличение военных расходов;

· увеличение численности госаппарата;

· колебания экономической конъюнктуры.

    Варианты покрытия бюджетного дефицита:

1. Выпуск государственных займов;

2. Денежная эмиссия;

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

    Выпуск займов для покрытия бюджетного дефицита приводит к возникновению государственного долга.

    Внутренний долг - это задолженность своим гражданам и предприятиям.    Внешний долг- задолженность гражданам и организациям иностранных государств.

    Пути погашения государственного долга:

1.  Рефинансирование - выкуп краткосрочных обязательств за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент.

2.  Конверсия - превращение внешней задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции через предоставление иностранцам собственности страны-должника в счет ее внешнего долга.

3.  Консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

    Налоговая система - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их построения.

    Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

    Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

    Виды ставок налогов:

1.  Твердые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

2.  Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

3.  Прогрессивные - предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

4.  Регрессивные - предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

    Классификация налогов:

1.  По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые - платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.

    Различают 3 вида косвенных налогов:

акцизы - надбавка к цене товаров

фискальные монопольные налоги - косвенные налоги на товары, производство которых является монополией государства.

таможенные пошлины - налоги, взимаемые при перевозке товаров через границу. Фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные (льготные).

2. По использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие - поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные - имеют строго определенное назначение.

3. в зависимости от того, в какой бюджет поступают, различают

· федеральные;

· региональные;

· местные.

Функции налогов:

1. Фискальная.

2. Социальная.

3. Регулирующая.

Кривая Лаффера отражает зависимость величины налоговых поступлений в бюджет от величины процентной ставки налога.

 

Рис.17 – Кривая Лаффера

      

Формы государственного регулирования экономики :

1. Прямое регулирование с преобладание административных методов;

2. Косвенное регулирование на основе экономических стимулов.

    Методы прямого регулирования:

1. Разработка законодательства, обеспечивающего относительно равные условия хозяйствования и конкурентной борьбы

2. Развитие государственного сектора экономики.

    Государственный сектор - комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

    Методы косвенного регулирования:

1. Налогово-бюджетная (фискальная) политика - проводимая путем манипулирования государственными доходами и расходами.

 

Рис.18 – Типы фискальной политики

 

2. Кредитно-денежная политика (монетарная) - основана на использовании методов контроля денежной массы в обращении.

Типы кредитно-денежной политики:

1. Кредитная экспансия (политика дешевых денег) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии. Используется в условиях кризиса экономики.

2. Кредитная рестрикция (политика дорогих денег) – направлена на ограничение эмиссии и кредитования. Применяется в условиях инфляции.

Инструменты кредитно-денежной политики:

1. Изменение ставки рефинансирования.

2. Изменение нормы обязательных резервов.

3. Операции на открытом рынке.

Социальная политика включает: политику доходов, политику занятости, социальное обеспечение.

Кривая Лоренца — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства.

Рис. 20 – Кривая Лоренца

Коэффициент Джини – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов.

Вопросы семинарского занятия:

1.Необходимость и основные направления государственного регулирования экономики.

2.Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства.

3. Кредитно-денежная политика государства.

4. Основные направления социальной политики государства.

Задачи:

Пример решения задачи:

Определить, сбалансирован ли государственный бюджет страны. Известно, что государственные инвестиции составляют 34 млрд. ден.ед., социальные расходы 22 млрд.ден.ед., трансферты 25 млрд. ден.ед., военные расходы 15 млрд. ден.ед., расходы на содержание административного аппарата 25 млрд. ден.ед., проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 140 млрд. ден.ед., 8% годовых, расходы на экологию 0,2 млрд. ден.ед., а налоговые поступления 120 млрд. ден.ед., доходы от государственной собственности 9 млрд. ден.ед.

 

Решение:

Рассчитываем сумму процентов по обслуживанию государственного долга. Известно, что проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 140 млрд. ден.ед., составляют 8% годовых, следовательно, их сумма равна:

140*8/100=11,2 млрд. ден.ед.

Подсчитываем общую сумму расходов, если:

· государственные инвестиции = 34 млрд. ден.ед.

· социальные расходы =22 млрд. ден.ед.

· трансферты = 25 млрд. ден.ед.

· военные расходы = 15 млрд. ден.ед.

· расходы на содержание административного аппарата = 25 млрд. ден.ед.

· проценты по обслуживанию государственного долга = 11,2 млрд. ден.ед.

· расходы на экологию = 0,2 млрд. ден.ед.

Общая сумма расходов составляет:

Р=34+25+15+25+11,2+0,2=132,4 млрд. ден.ед.

Общая сумма доходов равна:

Д=120+9=129 млрд. ден.ед.

Ответ: расходы превышают доходы. Дефицит бюджета 3.4 млрд.ден.ед.

 

Задача 1.

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. руб., совокупный доход – 5600 млрд. руб., налоговая ставка – 15%,  аккордные налоги – 220 млрд. руб., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. руб., трансфертные платежи – 80 млрд. руб. Определите состояние государственного бюджета.

Ответ: -100 млрд. долл. (дефицит).

 

Задача 2.

Ответьте на вопросы:

а) какая линия отражает абсолютное равенство в распределении доходов в обществе?

б) на рисунке рассмотрите линию 2. Каким процентом доходов владеют 20 % богатого населения?

в) на рисунке рассмотрите линию 3. Каким процентом доходов владеют 30% беднейшего населения?

г) на рисунке рассмотрите линию 4. Каким процентом доходов владеют 10 % богатых?

д) какая линия характерна для общества с наибольшим расслоением населения по уровню доходов?

 

 

Рис. 21 – Кривые Лоренца

Задача 3.

Построить кривую Лоренца и определить коэффициент Джини.

Известно, что 20% богатых владеют 50% доходов, при этом 40% беднейшего населения владеют 10% доходов.

Ответ: 0,42.

 

Проектное задание:

проанализируйте структуру и динамику государственного бюджета России за последние 3 года. Результаты анализа представьте в виде графиков и диаграмм.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 374.