Тема 1. Экономика: предмет и метод
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные теоретические положения:

В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.                                                              

Экономия (термин ввел Ксенофонт) - правила ведения домашнего хозяйства.

Термин поли­тическая экономия ввел Антуан де Монкретьен. Официальной датой рождения экономики как науки является 1776 г., год опубликования работы Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит является основоположником классической политической экономии, а термин политическая экономия означал науку о законах хозяйства вообще, независимо от национальных гра­ниц.

Термин экономикс ввел Альфред Маршалл в работе «Принципы экономикс» (1890г.). Предметом изучения экономикс являются проблемы эффективного использования людьми ограни­ченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между члена­ми общества в целях потребления.

В современной экономике основными теоретическими и методологическими доктринами являются:

1. Кейнсиантство (основоположник Джон Мейнард Кейнс). Обосновывает необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем управления совокупным спросом, используя кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику.

2. Неоклассика. Первый этап развития связан с именем А. Маршалла, второй этап возник в 70-80-е гг. ХХ в. Рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные течения — монетаризм (основоположник М. Фридмен), предлагающий ограничить роль государства в экономике контролем над денежным обращением, и неолиберализм, предлагающий стимулировать предложение товаров и услуг посредством снижения налогов.

3. Институционализм (основные представители — Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон). Изучает институты — создаваемые людьми формальные и неформальные рамки поведения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия.

Проблема экономической науки - проблема максимального удовлетворения потребностей людей, общества в условиях ограниченности ресурсов.

Функции экономической науки:

1. Научно-познавательная;

2. Практическая (прагматическая);

3. Критическая;

4. Методологическая.

Методы познания экономических процессов:

·  анализ и синтез;

·  индукция и дедукция;

·  аналогия;

·  экономическое моделирование;

·  историко-логический;

·  экономический эксперимент.

Позитивный анализ — исследует экономические явления такими, какими они есть на самом деле.

Нормативный анализ — исследует экономические явления такими, какими они должны быть и насколько они отличаются от предполагаемого идеала или нормы.

Микроэкономика — изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов (фирм, домохозяйств, государства) и функционирование отдельных рынков.

Макроэкономика — изучает национальное хозяйство в целом, взаимодействие агрегированных секторов экономики и оперирует агрегированными переменными.

Экономический закон — выражение существенных, устойчивых, повторяющихся, причинно-следственных связей и отношений между экономическими явлениями.

Вопросы семинарского занятия:

1. История возникновения и развития экономической науки.

2. Система экономических наук.

3. Методы познания экономических процессов.

 

Проектное задание:

Заполните таблицу. Кратко изложите основные научные выводы экономических школ в исторической последовательности.

 

Таблица 2- Характеристика направлений экономической науки

 

Научная школа (направление, теория) Основные представители Период времени Страна Основные научные выводы
1.   2. 3.   4. 5. 6. 7. Экономическая мысль Древнего Мира Меркантилизм Классическая политическая экономия Марксизм Маржинализм Кейнсианство Институционализм        

 

Результаты исследований можно представить в виде презентаций и обсудить на семинарском занятии.

 

Тема 2. Основы общественного производства

 

Основные теоретические положения:

Общественное производство - процесс создания материальных благ, в том числе пред­метов потребления, необходимых для существования общества. Непрерывное повторение, возобновление производства называется воспроизводством.

В процессе воспроизводства продукт проходит следующие фазы: производство, рас­пределение, обмен и потребление.

Потребность- состояние неудовлетворенности, недостаток в чем-либо жизненно необходимом для людей. Потребности выступают внутренним мотивом, побуждающим людей к экономической дельности.

    Существует множество классификаций потребностей:

1. Первичные (пища, одежда) и вторичные (спорт, кино). Деление исторически условно и соотношение между ними с развитием общества изменяются.

2. Физиологические (врожденные - пища, одежда) и психологические (они приобретаются с опытом, поэтому различаются в большей степени, чем физиологические - в общении, в знании, в развитии).

Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Различают:

1. Свободные блага - имеются в неограниченном количестве, по поводу их использования не складываются экономические отношения между людьми.

2. Экономические блага - редкие блага, доступ к которым ограничен. Они составляют объект экономических отношений.

    Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности без уменьшения их полезности для потребителя.

Взаимодополняемые блага всегда требуются вместе, дополняя друг друга при удовлетворении потребности.

Ресурсы - экономические блага производственного назначения, удовлетворяющие потребности косвенно, т.е. с их помощью производятся другие новые блага.

Ресурсы, используемые в производстве экономических благ называются факторами производства. Выделяют:

1. Земля - все природные ресурсы (недра земли, воздух, вода). Факторный доход — рента.

2. Капитал - материальные и финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства и способные приносить доход. Факторный доход — процент.

3. Труд – рабочая сила трудоспособного населения с накопленными знаниями и опытом производства. Факторный доход — заработная плата.

4. Предпринимательская способность - это часть трудовых ресурсов, специфика которых состоит в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства и открывать новые способы их взаимосвязи. Факторный доход — прибыль.

Закон редкости утверждает, что в каждый данный момент существует ограниченное количество трудовых и других ресурсов, которые, при имеющемся уровне технологии, могут быть использованы для производства только ограниченного количества благ, что ставит перед обществом основные экономические проблемы: что, как и для кого производить.

Производственные возможности - это потенциальные возможности общества по производству экономических благ при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Альтернативная стоимость любого товара А определяется тем количеством другого то­вара Б, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар А.

OC А = -

Закон возрастания альтернативной стоимости - при полном использовании произ­водственных ресурсов, по мере наращивания объемов производства одного блага упущенная выгода от недопроизводства другой продукции увеличивается нелинейно, а возрастающими темпами.

Кривая производственных возможностей (КПВ) - это линия, показывающая макси­мально возможный объем производства двух благ при полном использовании всех имеющих­ся ресурсов (рис.1).

Рис.1- Кривая производственных возможностей

Вопросы семинарского занятия:

1. Виды и классификации потребностей. Пирамида потребностей по Маслоу.

2. Экономические и свободные блага.

3. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Альтернативная стоимость благ.

4. Модель «Кривая производственных возможностей».

Задачи:

Пример решения задачи:

У фермера имеется три поля.    

На первом поле он может вырастить или 16 тонн картофеля, или 4 тонны пшеницы.

На втором поле - 8 тонн картофеля или 3 тонны пшеницы.

На третьем поле - 4 тонны картофеля или 2 тонны пшеницы.

Определите эффективные варианты выпуска продукции и постройте кривую производственных возможностей фермерского хозяйства.

Решение:

Таблица 3-Показатели максимальных объемов производства

и альтернативной стоимости

 

  Картофель максимальный объем Пшеница максимальный объем Альтернативная стоимость тонны картофеля Альтернативная стоимость тонны пшеницы
1 поле 16 4 0,25 4
2 поле 8 3 0,375 2,67
3 поле 4 2 0,5 2
сумма 28 9    

 

 

Таблица 4-Эффективные варианты для построения КПВ

 

  1 2 3 4
картофель 28 16+8=24 16 0
пшеница 0 2 3+2=5 9

 

Задача 1.

На основании     данных    модели  кривой  производственных возможностей экономики определите:

1) альтернативную стоимость производства единицы товара В, при переходе экономики из точки С в точку D.

2) альтернативную стоимость производства единицы товара А, при переходе экономики из точки Д в точку С.

 

 

Рис.2- График кривой производственных возможностей

Задача 2. 

Фирма Х производит два товара: А и В. Уравнение КПВ задано в виде линейной функции:  Qa = 8 - 4Qв. Определите альтернативные стоимости товара А и товара В. Постройте график линии производственных возможностей фирмы. Определите максимально возможные выпуски товаров А и В.

 

Задача 3.

Фабрика специализируется на выпуске двух товаров Х и У. Производственные возможности цехов представлены в виде линейных уравнений:

1) Qy = 10 – 5 Qx

2) Qy = 12 – 4 Qx

3) Qy = 12 – 3 Qx

Постройте кривую производственных возможностей фабрики. Определите программу работы каждого цеха, если фабрика получила заказ на производство 25 единиц товара У. Какое максимальное количество товара Х при этом сможет произвести фабрика.     

Ответ: товар У делают первый цех в количестве 10 единиц и второй цех в количестве 12 единиц. Третий цех делает 3 единицы товара У и 3 единицы товара Х.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.