Основные теоретические положения:
В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономия (термин ввел Ксенофонт) - правила ведения домашнего хозяйства.
Термин политическая экономия ввел Антуан де Монкретьен. Официальной датой рождения экономики как науки является 1776 г., год опубликования работы Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит является основоположником классической политической экономии, а термин политическая экономия означал науку о законах хозяйства вообще, независимо от национальных границ.
Термин экономикс ввел Альфред Маршалл в работе «Принципы экономикс» (1890г.). Предметом изучения экономикс являются проблемы эффективного использования людьми ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
В современной экономике основными теоретическими и методологическими доктринами являются:
1. Кейнсиантство (основоположник Джон Мейнард Кейнс). Обосновывает необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем управления совокупным спросом, используя кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику.
2. Неоклассика. Первый этап развития связан с именем А. Маршалла, второй этап возник в 70-80-е гг. ХХ в. Рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные течения — монетаризм (основоположник М. Фридмен), предлагающий ограничить роль государства в экономике контролем над денежным обращением, и неолиберализм, предлагающий стимулировать предложение товаров и услуг посредством снижения налогов.
3. Институционализм (основные представители — Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон). Изучает институты — создаваемые людьми формальные и неформальные рамки поведения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия.
Проблема экономической науки - проблема максимального удовлетворения потребностей людей, общества в условиях ограниченности ресурсов.
Функции экономической науки:
1. Научно-познавательная;
2. Практическая (прагматическая);
3. Критическая;
4. Методологическая.
Методы познания экономических процессов:
· анализ и синтез;
· индукция и дедукция;
· аналогия;
· экономическое моделирование;
· историко-логический;
· экономический эксперимент.
Позитивный анализ — исследует экономические явления такими, какими они есть на самом деле.
Нормативный анализ — исследует экономические явления такими, какими они должны быть и насколько они отличаются от предполагаемого идеала или нормы.
Микроэкономика — изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов (фирм, домохозяйств, государства) и функционирование отдельных рынков.
Макроэкономика — изучает национальное хозяйство в целом, взаимодействие агрегированных секторов экономики и оперирует агрегированными переменными.
Экономический закон — выражение существенных, устойчивых, повторяющихся, причинно-следственных связей и отношений между экономическими явлениями.
Вопросы семинарского занятия:
1. История возникновения и развития экономической науки.
2. Система экономических наук.
3. Методы познания экономических процессов.
Проектное задание:
Заполните таблицу. Кратко изложите основные научные выводы экономических школ в исторической последовательности.
Таблица 2- Характеристика направлений экономической науки
№ | Научная школа (направление, теория) | Основные представители | Период времени | Страна | Основные научные выводы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Экономическая мысль Древнего Мира Меркантилизм Классическая политическая экономия Марксизм Маржинализм Кейнсианство Институционализм |
Результаты исследований можно представить в виде презентаций и обсудить на семинарском занятии.
Тема 2. Основы общественного производства
Основные теоретические положения:
Общественное производство - процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Непрерывное повторение, возобновление производства называется воспроизводством.
В процессе воспроизводства продукт проходит следующие фазы: производство, распределение, обмен и потребление.
Потребность- состояние неудовлетворенности, недостаток в чем-либо жизненно необходимом для людей. Потребности выступают внутренним мотивом, побуждающим людей к экономической дельности.
Существует множество классификаций потребностей:
1. Первичные (пища, одежда) и вторичные (спорт, кино). Деление исторически условно и соотношение между ними с развитием общества изменяются.
2. Физиологические (врожденные - пища, одежда) и психологические (они приобретаются с опытом, поэтому различаются в большей степени, чем физиологические - в общении, в знании, в развитии).
Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Различают:
1. Свободные блага - имеются в неограниченном количестве, по поводу их использования не складываются экономические отношения между людьми.
2. Экономические блага - редкие блага, доступ к которым ограничен. Они составляют объект экономических отношений.
Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности без уменьшения их полезности для потребителя.
Взаимодополняемые блага всегда требуются вместе, дополняя друг друга при удовлетворении потребности.
Ресурсы - экономические блага производственного назначения, удовлетворяющие потребности косвенно, т.е. с их помощью производятся другие новые блага.
Ресурсы, используемые в производстве экономических благ называются факторами производства. Выделяют:
1. Земля - все природные ресурсы (недра земли, воздух, вода). Факторный доход — рента.
2. Капитал - материальные и финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства и способные приносить доход. Факторный доход — процент.
3. Труд – рабочая сила трудоспособного населения с накопленными знаниями и опытом производства. Факторный доход — заработная плата.
4. Предпринимательская способность - это часть трудовых ресурсов, специфика которых состоит в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства и открывать новые способы их взаимосвязи. Факторный доход — прибыль.
Закон редкости утверждает, что в каждый данный момент существует ограниченное количество трудовых и других ресурсов, которые, при имеющемся уровне технологии, могут быть использованы для производства только ограниченного количества благ, что ставит перед обществом основные экономические проблемы: что, как и для кого производить.
Производственные возможности - это потенциальные возможности общества по производству экономических благ при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Альтернативная стоимость любого товара А определяется тем количеством другого товара Б, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар А.
OC А = -
Закон возрастания альтернативной стоимости - при полном использовании производственных ресурсов, по мере наращивания объемов производства одного блага упущенная выгода от недопроизводства другой продукции увеличивается нелинейно, а возрастающими темпами.
Кривая производственных возможностей (КПВ) - это линия, показывающая максимально возможный объем производства двух благ при полном использовании всех имеющихся ресурсов (рис.1).
Рис.1- Кривая производственных возможностей
Вопросы семинарского занятия:
1. Виды и классификации потребностей. Пирамида потребностей по Маслоу.
2. Экономические и свободные блага.
3. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Альтернативная стоимость благ.
4. Модель «Кривая производственных возможностей».
Задачи:
Пример решения задачи:
У фермера имеется три поля.
На первом поле он может вырастить или 16 тонн картофеля, или 4 тонны пшеницы.
На втором поле - 8 тонн картофеля или 3 тонны пшеницы.
На третьем поле - 4 тонны картофеля или 2 тонны пшеницы.
Определите эффективные варианты выпуска продукции и постройте кривую производственных возможностей фермерского хозяйства.
Решение:
Таблица 3-Показатели максимальных объемов производства
и альтернативной стоимости
Картофель максимальный объем | Пшеница максимальный объем | Альтернативная стоимость тонны картофеля | Альтернативная стоимость тонны пшеницы | |
1 поле | 16 | 4 | 0,25 | 4 |
2 поле | 8 | 3 | 0,375 | 2,67 |
3 поле | 4 | 2 | 0,5 | 2 |
сумма | 28 | 9 |
Таблица 4-Эффективные варианты для построения КПВ
1 | 2 | 3 | 4 | |
картофель | 28 | 16+8=24 | 16 | 0 |
пшеница | 0 | 2 | 3+2=5 | 9 |
Задача 1.
На основании данных модели кривой производственных возможностей экономики определите:
1) альтернативную стоимость производства единицы товара В, при переходе экономики из точки С в точку D.
2) альтернативную стоимость производства единицы товара А, при переходе экономики из точки Д в точку С.
Рис.2- График кривой производственных возможностей
Задача 2.
Фирма Х производит два товара: А и В. Уравнение КПВ задано в виде линейной функции: Qa = 8 - 4Qв. Определите альтернативные стоимости товара А и товара В. Постройте график линии производственных возможностей фирмы. Определите максимально возможные выпуски товаров А и В.
Задача 3.
Фабрика специализируется на выпуске двух товаров Х и У. Производственные возможности цехов представлены в виде линейных уравнений:
1) Qy = 10 – 5 Qx
2) Qy = 12 – 4 Qx
3) Qy = 12 – 3 Qx
Постройте кривую производственных возможностей фабрики. Определите программу работы каждого цеха, если фабрика получила заказ на производство 25 единиц товара У. Какое максимальное количество товара Х при этом сможет произвести фабрика.
Ответ: товар У делают первый цех в количестве 10 единиц и второй цех в количестве 12 единиц. Третий цех делает 3 единицы товара У и 3 единицы товара Х.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.