Основы общественного производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

 

 

Н.Г. Титова

Т.П. Логинова

 

 

Э К О Н О М И К А

 

Учебное пособие

для неэкономических специальностей

Рекомендовано ученым советом факультета физической культуры и спорта для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

49.03.01 «Физическая культура»

 

 

Нижний Новгород

2018

 

 

УДК 330 (075.8)

ББК У01: Ч48я73

Т 45

Т-45 Титова Н.Г. Экономика. /Н.Г. Титова, Т.П. Логинова. Учебное пособие для неэкономических специальностей. - Нижний Новгород: ННГУ, 2018 г. 86 с.

 

Рецензенты: 

кандидат экономических наук Н.В.Шмелева,

кандидат экономических наук Ю.А. Гриневич

 

    Курс «Экономика»  относится к дисциплинам федерального компонента. Его содержание направлено на изучение закономерностей развития общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

    В результате изучения курса студенты должны знать сущность основных экономических категорий, понимать действие экономических законов, уметь анализировать экономические явления и процессы, иметь представление о закономерностях развития общественного производства, современных тенденциях развития экономики.

Учебное пособие включают в свою структуру: программу курса, составленную в соответствии с государственным образовательным стандартом; основные теоретические положения курса; вопросы семинарских занятий; практические и проектные задания; примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации по предмету; список рекомендуемой литературы и источников. 

    Методическое пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

 

Учебному пособию присвоен гриф ученого совета факультета Физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол №8 от 16 января 2018г.) и рекомендовано для внутривузовского использования.

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии факультета ФКС Т.А. Малышева

 

УДК 330 (075.8)

ББК У01: Ч48я73

 

© Нижегородский государственный

университет им Н.И.Лобачевского, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины «Экономика»………………………………. 4
2.Содержание разделов курса……………………………………………...... 5
3.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика»………………   7
4. Основные теоретические положения, планы семинаров и практические задания по разделам курса    
Тема 1. Экономика: предмет и метод………………………………… 10
Тема 2. Основы общественного производства………………………. 12
Тема 3. Отношения собственности и ее основные формы………….. 16
Тема 4. Рыночная экономика и основы теории спроса и предложения…………………………………………………………….   18
Тема 5. Издержки производства и их классификация………………. 25
Тема 6. Типы рыночных структур. Конкуренция и монополия…….. 31
Тема 7. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов…………………………………………………………………..   32
Тема 8. Национальная экономика и основные макроэкономические показатели………………………………………………………………. 39
Тема 9. Кредитно-денежная система, ее функционирование………. 43
Тема 10. Макроэкономическое неравновесие: цикличность, инфляция, безработица………………………………………………   46
Тема 11. Основы теории государственного регулирования экономики……………………………………………………………….   54
Тема 12. Основные черты и тенденции развития мировой экономики ………………………………………………………………………..   62
5. Контрольные тесты………………………………………………………… 68
6. Примерные вопросы для проведения текущего контроля освоения дисциплины и промежуточной аттестации (экзамена)……………………..   78
7.Критерии оценивания ответа студента на экзамене……………………… 80
8.Тематика рефератов………………………………………………………… 81
Рекомендуемая литература и источники информации…………………... 82

 

1. Цели освоения дисциплины «Экономика»

Дисциплина Экономика относится к базовой части ОПОП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент в сфере физической культуры» и обязательна для освоения на первом курсе во втором семестре обучения.

Целями освоения дисциплины «Экономика» являются:

сформировать у студентов экономическое мышление; дать углубленные представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики; привить навыки экономического анализа и научить применять теоретические знания при исследовании широкого круга проблем экономики.          

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (табл.1):

 

Таблица 1- Компетенции, формируемые дисциплиной «Экономика»

по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций Этапы формирования компетенции

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

З1 (ОК-3) Знать базовые понятия, категории и инструменты экономической теории, теоретические основы и закономерности функционирования современной экономики

Начальный

У1 (ОК-3) Уметь определить проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, представить способы их решения с учетом возможных социально-экономических последствий В1 (ОК-3) Владеть категориальным аппаратом экономической теории, навыками самостоятельной работы по обработке полученной информации.

ПК-22

Способность разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в

структурных подразделениях организаций

(ПК-22) Знать сущность экономических показателей работы организации,

Начальный

(ПК-22) Уметь описать результаты экономической деятельности организации,   (ПК-22) Владеть навыками планирования экономического развития организации

Содержание разделов курса

Экономика: предмет и метод

История возникновения и развития экономической науки. Предмет экономической науки. Потребности и ресурсы. Экономический выбор. Экономические системы. Экономические законы общественного развития и их классификация. Методы познания экономической теории и практики. Экономическая политика.

 

Пример решения задачи:

У фермера имеется три поля.    

На первом поле он может вырастить или 16 тонн картофеля, или 4 тонны пшеницы.

На втором поле - 8 тонн картофеля или 3 тонны пшеницы.

На третьем поле - 4 тонны картофеля или 2 тонны пшеницы.

Определите эффективные варианты выпуска продукции и постройте кривую производственных возможностей фермерского хозяйства.

Решение:

Таблица 3-Показатели максимальных объемов производства

и альтернативной стоимости

 

  Картофель максимальный объем Пшеница максимальный объем Альтернативная стоимость тонны картофеля Альтернативная стоимость тонны пшеницы
1 поле 16 4 0,25 4
2 поле 8 3 0,375 2,67
3 поле 4 2 0,5 2
сумма 28 9    

 

 

Таблица 4-Эффективные варианты для построения КПВ

 

  1 2 3 4
картофель 28 16+8=24 16 0
пшеница 0 2 3+2=5 9

 

Задача 1.

На основании     данных    модели  кривой  производственных возможностей экономики определите:

1) альтернативную стоимость производства единицы товара В, при переходе экономики из точки С в точку D.

2) альтернативную стоимость производства единицы товара А, при переходе экономики из точки Д в точку С.

 

 

Рис.2- График кривой производственных возможностей

Задача 2. 

Фирма Х производит два товара: А и В. Уравнение КПВ задано в виде линейной функции:  Qa = 8 - 4Qв. Определите альтернативные стоимости товара А и товара В. Постройте график линии производственных возможностей фирмы. Определите максимально возможные выпуски товаров А и В.

 

Задача 3.

Фабрика специализируется на выпуске двух товаров Х и У. Производственные возможности цехов представлены в виде линейных уравнений:

1) Qy = 10 – 5 Qx

2) Qy = 12 – 4 Qx

3) Qy = 12 – 3 Qx

Постройте кривую производственных возможностей фабрики. Определите программу работы каждого цеха, если фабрика получила заказ на производство 25 единиц товара У. Какое максимальное количество товара Х при этом сможет произвести фабрика.     

Ответ: товар У делают первый цех в количестве 10 единиц и второй цех в количестве 12 единиц. Третий цех делает 3 единицы товара У и 3 единицы товара Х.

 

Задача 1.

Qd=7-P, Qs= -5+2P. Определить параметры рыночного равновесия, выигрыш покупателя и выигрыш продавца. Как изменится ситуация на рынке (дефицит или избыток, изменение выигрышей), если будет установлена фиксированная цена 3 руб.? Решение представить графически и аналитически.

 

Задача 2.

Функции спроса и предложения линейны. Составьте уравнения линий спроса и предложения, если известно, что при цене 5 д.е. объем спроса равен 2 единицам, объем предложения равен 6, а при цене 3 д.е. объем спроса вырастет до 6 единиц товара, при этом объем предложения изменится на 4 единицы.

Постройте график. Определите равновесную цену и равновесный объем.

Ответ: Ре=4, Qе=4.

 

Задача 3.

Спрос на товар определен функцией Qd = 90 - p. Предложение товара определено функцией Qs = - 30 + 3p. (где Qd – объем спроса, Qs – объем предложения, p – цена).

Постройте график. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Определите величину избытка (дефицита), при условии установления фиксированной цены равной 20 ден. ед. Решение представить графически и аналитически. Каким образом на рынке данного товара может восстановиться равновесие?

Ответ: равновесная цена – 30, равновесный объем – 60, дефицит – 40.

 

Задача 4.

Спрос на товар определен функцией Qd = 14-2p. Предложение товара определено функцией Qs = 4p-10. (где Qd – объем спроса, Qs – объем предложения, p – цена).

Постройте график. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Определите величину избытка (дефицита), при условии установления фиксированной цены равной 3 ден. ед. Решение представить графически и аналитически. Каким образом на рынке данного товара может восстановиться равновесие?

Ответ: равновесная цена – 4, равновесный объем – 6, дефицит – 6.

 

 

Задача 5.

Постройте функцию рыночного спроса, если у первого потребителя спрос определен функцией Qd1=10-0,5P, второго потребителя – Qd2=12-P, третьего потребителя – Qd3=18-3P. Решение представить графически и аналитически.

 

Задача 6.

Используя условия задачи №3, определите параметры рыночного равновесия, если на рынке единственный производитель, и функция его предложения

Qs= -3+P. Постройте график.

Ответ: Ре=10, Qе=7.

 

Задача 7.

Определите параметры рыночного равновесия, если известны функции спроса и предложения: Pd=20-2Q, Ps= 5+Q. Определите выигрыш покупателя и продавца. Как изменится выигрыш покупателя, если будет установлена фиксированная цена равная 12.

Ответ: CS уменьшится на 9.

 

Задача 8.

Представлены функции спроса и предложения:

Qd = 6 -0,5p. Qs = - 2 + 0,5p.

Постройте график. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж; общую выручку продавца в точке равновесия, точечную эластичность спроса и предложения в точке равновесия. А также максимально возможную выручку продавца.

Ответ: Pe=8; Qe=2; Edp= - 2; Esp= 2; TR= 16; TRmax=18 при P=6 Q=3.

 

Задача 9.

Эластичен ли спрос, если при росте цены с 250 рублей до 300 рублей объём спроса уменьшился с 60 штук до 40 штук. Определите коэффициент дуговой эластичности спроса по цене. Как изменилась общая выручка продавца? 

Ответ: Edp = -2,2; TR уменьшилась на 3 тысячи рублей.

 

Задача 10.

Определите дуговую эластичность предложения при росте цены с 30 до 40. Объемы продаж при этом увеличились с 80 до 90.

Ответ: Esp=0,41.

 

Задача 11.

Известно, что функция спроса имеет линейный вид, при цене 100 рублей и объеме покупок 80 штук точечная эластичность спроса по цене равна -2. Определите функцию спроса и максимально возможную выручку продавца. 

Ответ: TRmax=9000.

Рис. 11 – График средних и предельных издержек

Закон убывающей отдачи: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.

Долгосрочный периодпериод времени, в течение которого фирма может изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.

 

Рис. 12 – График средних издержек в долгосрочном периоде

Динамика долгосрочных средних издержек отражает различные эффекты от изменения масштабов производства. Различают:

1. Положительный эффект масштаба - по мере роста размеров предприятия долгосрочные средние издержки производства снижаются, что связано с преимуществами крупного предприятия по сравнению с малыми.

2. Отрицательный эффект масштаба - расширение фирмы в определенный момент может привести к росту издержек производства единицы продукции.

3. Постоянная отдача от роста масштабов производства - возникает когда средние общие издержки остаются неизменными, т.е. положительный эффект масштаба уже не действует, а отрицательный - еще не вступил в силу.

Минимально эффективный размер предприятия - это наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать долгосрочные средние издержки.

Правила определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыль фирмы:

1. Прибыль фирмы максимальна при таком объеме производства, при котором максимальна разница между валовым доходом и валовыми издержками.

Pr= ТR- ТС -> max

2. Прибыль фирмы максимальна при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

МR = МС

Вопросы семинарского занятия:

1. Внутренние и внешние издержки. Виды прибыли.

2. Показатели издержек производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

3. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба.

Задачи:

Пример решения задачи:

 

Издержки фирмы представлены в виде функции:

TC = 100 + 4Q + 0,25Q2

1) Определить функции: постоянных издержек (FC), переменных издержек (VC), предельных издержек (MC), средних общих издержек (AC), средних постоянных издержек (AFC), средних переменных издержек (AVC).

2) Найти Q, при котором средние общие издержки будут минимальны, и определить их величину.

 

Решение:

1) FC = 100

VC = 4 + 0,25Q2

MC = 4 + 0,5Q

AC =  + 4 + 0,25Q

AFC=

AVC = 4 + 0,25Q

2) MC = ACminà 4 + 0,5 Q =  + 4 + 0,25QàQ = 20 ACmin= 14

Ответ: Q = 20, ACmin= 14.

 

Задача 1.

Заполните таблицу. Определите оптимальный объем производства с точки зрения производителя, учитывая анализ издержек производства в краткосрочном периоде. Постройте графики всех видов издержек и покажите точку оптимального выбора производителя.

 

Таблица 6-Показатели издержек производства

 

Q FC VC TC AFC AVC AC MC
0 10 -          
1   5          
2   10          
3   13          
4   17          
5   23          
6   31          

 

Задача 2.

Издержки фирмы представлены в виде функции: ТС = 162 + 5Q + 2 Q2.       

Определите FC, VC, TC, AFC, AVC, ATC, MC при объеме производства      6 единиц. Рассчитайте величину минимальных средних издержек.

Промежуточный ответ: оптимальный объем производства 9 единиц.

 

Задача 3.

Общие издержки представлены в виде функции: ТС = 49 + 10Q + Q2. Определите величину минимальных средних издержек.

Ответ: АСmin=24.

 

Задача 4.

Предприниматель открывает собственный бизнес. Он берет в аренду помещение площадью 100 квадратных метров сроком на один год. Арендная ставка одного метра 500 рублей в месяц. На приобретение оборудования в собственность он израсходовал 200 тысяч рублей, сняв их со счета в банке. Процент по депозиту составлял 8 % годовых. На материалы и зарплату рабочим он тратит 60 тысяч рублей в месяц. До этого он работал менеджером по найму и зарабатывал по 30 тысяч рублей в месяц. Годовая выручка составила 2 млн. рублей.

Определить: внешние издержки, внутренние издержки, нормальную прибыль, бухгалтерскую прибыль, экономическую прибыль.

Ответ: экономическая прибыль = 304 тыс. рублей.

 

Задача 5.

Экономические издержки предприятия составляют 80% от общей выручки. Как изменилась экономическая прибыль, если затраты удалось уменьшить в 2 раза, а рыночная цена товара осталась прежней?

Ответ: увеличилась в три раза.

 

Задача 6.

Постоянные издержки фирмы равны 400 ден. ед. Количество выпускаемой продукции - 50 штук. Определить средние переменные издержки, если общие издержки равны 1400 ден. ед.

Ответ: 20.

 

Задача 7.

Вычислите бухгалтерскую прибыль фирмы, если внутренние издержки равны 20 тыс. рублей; внешние издержки равны 30 тысяч рублей, а общая выручка по итогам отчетного периода составила 60 тысяч рублей.

Ответ: 10 тыс. руб.

Критерии сравнения

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия Примеры           Количество и размеры фирм         Характер продукции         Входные барьеры в отрасль         Барьеры выхода из отрасли         Эластичность спроса на продукцию по цене         Доступ к рыночной информации         Соотношение цены и предельных издержек        

 

 

Задачи:

Пример решения задачи:

Определить рыночную цену земельного участка. Известно, что он приносит владельцу ежегодную ренту 12 тыс. долл. Уровень банковского процента по депозиту составляет 8% годовых.

 

Решение:

Цена земли определяется по формуле:

Цена земли = рента/процент

Цена земли = 12 тыс.долл. / 0,08 = 150 тыс. долл.

 

Задача 1.

Спрос на труд и предложение труда описываются формулами Ld = 50 – W, 

Ls = 2W – 25, где Ld – объем используемого труда в тыс. человеко-дней, а W – дневная ставка заработной платы. Определите равновесный уровень заработной платы. Какая ситуация (дефицит, избыток) сложится на рынке труда, если будет установлена заработная плата в размере 30 ден.ед.?

Ответ: избыток 15.

 

Задача 2.

На некотором рынке рабочей силы спрос на труд выражается зависимостью             Ld = 160 - 2W, а предложение труда Ls = - 40 + 3W. Определите равновесный уровень заработной платы. Установление заработной платы на уровне 35 д.е. приведет к дефициту или избытку рабочей силы? Выводы подтвердите расчетами и графиком.

Ответ: З/пл=40, занятость =80, дефицит 25.

 

Задача 3.

Цех выпускает 1000 штук товара. В цеху занято 50 человек рабочих. Руководство цеха решило организовать дополнительную смену. Было принято на работу ещё 60 рабочих. В результате выпуск продукции увеличился на 120%. Как изменилась производительность труда?

Ответ: не изменилась.

 

Задача 4.

Из-за того, что 30 % рабочих предприятия приняли участие в забастовке, производительность труда снизилась на 20 %. Как при этом изменился объем выпуска продукции?

Ответ: уменьшился на 44%.

 

Задача 5.

В первый год производительность труда выросла на 20 %. Во второй год выпуск продукции увеличился на 10 % при увеличении численности работающих на 25 %. Определите, как изменилась производительность труда за 2 года.

Ответ: увеличилась на 5,6%.

 

Задача 6.

Стоимость оборудования 4000 ден.ед. На капитальный ремонт на протяжении всего срока службы израсходовано 1800 ден.ед. Ликвидационная стоимость составляет 400 ден.ед. Плановый срок службы оборудования 16 лет. Расходы по демонтажу 360 ден. ед. Определить норму амортизации.

Ответ: 9%.

 

Задача 7.

Стоимость приобретенного фирмой оборудования 100 тысяч ден. ед. Нормативный срок его службы 8 лет. Определите остаточную стоимость оборудования при простой схеме амортизации через два года. 

Ответ: 75 тыс.д.е.

 

Задача 8.

Определите реальную ставку процента, если цены за год выросли на 17%, а номинальная ставка была определена в размере 10% годовых.

Ответ: -6%.

 

Задача 9.

Производственный цикл на предприятии 1 год. Стоимость оборудования 8000 ден.ед., нормативный срок службы 4 года. Стоимость сырья и материалов 4000 ден.ед. Заработная плата 5000 ден.ед. Прибыль 2000 ден.ед. Определите величину основного и оборотного капитала, издержки производства, норму прибыли и норму рентабельности.

Промежуточный ответ: издержки производства 11000 ден.ед.

 

Задача 10. 

В нашем распоряжении имеется 150 тыс. руб. Есть возможность вложения данной суммы на банковский счет, ставка по которому составляет 10% годовых. До какой суммы увеличится наш капитал через три года?

Ответ: до 199,65 тыс.руб.

        

Задача 11.

Стоимость оборудования 2100 тыс. руб. Нормативный срок службы 7 лет. Фирма принимает решение об ускоренной амортизации оборудования за три года. При этом норма амортизации каждого последующего года в два раза меньше предыдущего. В результате возмещается вся первоначальная стоимость, ликвидационную стоимость считать равной 0. Определить величину амортизационных отчислений в первый год.

Ответ: 1200 тыс. руб.     

 

Задача 12. 

Достаточно ли положить в банк 800 000 рублей, чтобы получить через год 1 млн. рублей (при рыночной ставке равной 12% годовых)?  

Ответ: да. Аргументировать расчетами.

 

Задача 13.

Площадь земельных угодий составляет 120 га. Спрос на землю описывается уравнением Q=180-3R, где Q – площадь земли в га, а R-рента в ден.ед. за га. Ставка банковского процента составляет 10% годовых. Определите ренту и цену земли.

Ответ: рента 20 ден.ед.; цена земли 200 ден.ед.

 

Задача 14.

Земельный участок приносит ежегодный доход 100 000 рублей. Годовая ставка банковского процента 10%. Цена этого участка как бессрочного (вечного) капитального актива равна… 

Ответ: 1000000 руб.

 

Задача 15. Собственник земли, получавший ренту 5000 евро в год, согласится продать землю по цене 62500 евро при условии, что банковская процентная ставка не превысит_____%.

Ответ: 8%.

 

Задача 16.

Рыночная цена сельскохозяйственного товара А равна 100 руб. за кг. Средние общие издержки арендатора на первом, ближнем к рынку сбыта участке 80 руб., на дальнем – 100 руб. Объем производства одинаков и равен 10 тонн. Определите дифференциальную ренту.

Ответ: 200 000 руб.

 

Проектное задание:

На основе методологии расчета показателей прожиточного минимума, рассчитайте:

1) стоимость потребительской корзины студента.

2) стоимость потребительской корзины Вашей семьи.

3) стоимость потребительской корзины молодой семьи.

Проектные задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Результаты могут быть представлены в виде докладов и презентаций на семинарском занятии.

 

Задача 1.

Определите ВВП и величину личных потребительских расходов на основании следующих данных (в млрд. ден. ед.):

заработная плата- 1500

экспорт- 500

прибыль корпораций- 200

рентные платежи- 380

валовые внутренние инвестиции- 450

косвенные налоги- 250

импорт- 300

государственные расходы- 650

процент- 400

чистые инвестиции – 300. 

Ответ: потребительские расходы = 1580.

 

Задача 2.

Определите ВВП, ЛРД и норму сбережений на основании следующих данных (в млрд. ден. ед.):

трансфертные платежи- 2,4

амортизация- 8,9

косвенные налоги на бизнес- 6,7

чистые инвестиции – 9,3

личные налоговые и неналоговые платежи- 3

экспорт- 11,5

нераспределенная прибыль корпораций- 2,9

импорт- 10,2

личные потребительские расходы- 88,4

взносы на соц. страх.- 0,4

государственные расходы- 9,7.

Ответ: ВВП = 117,6. Норма личных сбережений 9,6%.  

Задача 3.

Вставить недостающие данные и подтвердить расчетами.

 

Таблица 8-Показатели экономического роста

 

Год Номинальный ВВП (млрд. д.е.) Дефлятор Реальный ВВП (млрд.д.е.) Темп роста ВВП Темп роста (1 год –базовый)
1 1000 1   - -
2 1200 0,96      
3 1100 1.1      
4 1050 1,2      

 

Промежуточные ответы: реальный ВВП в четвертом году = 875. Темп роста ВВП во втором году =1,25 .

 

Задача 4.

В стране А производится только три товара Х,У,Z. По данным приведенным в таблице рассчитайте номинальный и реальный ВНП в 1-ом и во 2-ом году. Определите дефлятор, считая первый год базовым, темп роста ВНП и темп прироста ВНП.

Таблица 9-Данные о ценах и объемах производства в стране А

Товары /годы

Год

Год

P Q P Q X 2 50 3 45 Y 7 20 8 15 Z 25 10 20 15

 

Ответ: ВНПн1 = ВНПр1 = 490

ВНПн2 = 555

ВНПр2 = 570

Дефлятор = 0,97

Темп роста = 1, 1637

Темп прироста = 16, 37 %.  

 

Задачи:

Примеры решения задач:

1. Инфляция за два года составила 21 %. Определить среднегодовую инфляцию.

Решение:

1) Индекс цен за два года составил 121% (100%+21%) или       1,21= 1+ 0,21 (Ip = 1 + π) 

2) При определении среднегодового индекса считаем, что индекс цен первого года равен индексу цен второго года (Ip1 = Ip2).

3) Индекс цен за два года определяется перемножением годовых индексов (Ip1 х Ip2). Следовательно, . Берем корень квадратный из 1,21 и получаем величину 1,1. Это и есть среднегодовой индекс цен. Тогда среднегодовая инфляция равна 10 % (1,1-1=0,1;        0,1 х 100 = 10%). 

2. Численность населения страны 80 млн. человек. Занятые составляют 70% населения. Безработных 4 млн. человек. Определите уровень безработицы в стране. Каким станет уровень безработицы, если в результате миграции численность населения увеличится на 5%, доля занятых не изменится, а количество безработных вырастет до 5,2 млн. человек?

Решение:

1) Занятое население составит 56 млн. чел. 

2) Суммарное число занятых и безработных составит 60 млн. чел.

3) Уровень безработицы равен 6,7%

4) Численность населения в результате миграции 84 млн.чел.

5) Новое количество занятых 58,8 млн. чел.

6) Суммарное число занятых и безработных после миграции составит 64 млн. чел.

7) Уровень безработицы после миграции 8,125%

Ответ: до миграции уровень безработицы составлял 6,7%; после миграции уровень безработицы составил 8,125%.

Задача 1.

В первый год цены выросли на 7%, во второй год цены выросли на 11 %, а за третий год цены выросли на 12 %. Определить инфляцию за три года.

Ответ: 33%.  

 

Задача 2.

Инфляция за два года составила 44 %. Определить среднегодовую инфляцию.

Ответ: 20 %.

 

Задача 3.

Вставить в таблицу 10 недостающие данные и подтвердить их расчетами.

 

 

Таблица 10-Макроэкономические показатели

 

Год Номинальный ВВП(млрд. ден.ед.) Дефлятор Реальный ВВП (млрд.ден.ед.) Инфляция (в %)
1 1000     0
2 1200     -4
3 1100     10
4 1050     20

 

Задача 4.

Как изменилась денежная масса, если скорость обращения денежной единицы выросла на 5%, объем производства упал на 10%, а индекс цен составил 1,4:

Ответ: увеличилась на 20%.

 

Задача 5.

Определите общий индекс цен за год и уровень годовой инфляции, если в первые 8 месяцев инфляция составляла 0.7 % ежемесячно, а в следующие месяцы выросла до 1.2 % в месяц.

Ответ: за 8 месяцев

за 4 месяца

годовая инфляция = 0.1091 или 10.91 %.

 

Задача 6.

Если реальный (физический) объем ВВП увеличился на 20%, а денежная масса возросла на 8%, то как изменится уровень цен при стабильной скорости обращения денег:

Ответ: снизится на 10%.

 

Задача 7.

Определите уровень естественной безработицы, уровень фактической безработицы, уровень циклической безработицы. Пусть население страны составляет 110 млн. чел.; занятая часть населения страны составляет 56.4 млн. чел.; экономически активное население 62 млн. чел. Численность занятых неполный рабочий день и ищущих работу - 2 млн. чел.; находящиеся на больничном 3.3 млн. чел.; ожидают выхода на работу 1.7 млн. чел.; уволены по собственному желанию и ищущие работу 0.8 млн. чел.; уволены в результате структурных изменений в экономике 0.9 млн. чел.; уволены и не ищут работу 5 млн. чел.

Ответ: уровень естественной безработицы = 5.48 %

уровень фактической безработицы = 9.03 %

уровень циклической безработицы = 3.55 %.

 

Задача 8.

Используя условия задачи №7, определите величину потенциального ВНП, если коэффициент Оукена равен 2.5, а фактический ВНП составляет 2850 млрд. ден. ед.

Ответ: величина потенциального ВНП = 3127.57.

 

Задача 9.

Общая численность населения страны составляет 150 млн. чел., численность трудоспособного населения 120 млн. чел., численность не относящихся к рабочей силе взрослых и детей младше 16 лет – 40 млн. чел., численность занятых 95 млн. чел., естественный уровень безработицы 6 %. Определите уровень циклической безработицы.

Ответ: уровень безработицы – 13,6 %, уровень циклической безработицы – 7,6%.

 

Задача 10.

Определить потери общества в условиях безработицы, если известно, что естественный уровень безработицы составляет 5%, фактический уровень безработицы достиг 9%. Коэффициент Оукена – 2,5. В прошлом году ВВП составлял 10000 ден.ед. и увеличился в текущем году на 3%.

Ответ: ВВП факт. 10300ден. ед.; ВВП потенц. 11444 ден. ед.; потери общества – 1144ден. ед.

 

Рис. 20 – Кривая Лоренца

Коэффициент Джини – это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов.

Вопросы семинарского занятия:

1.Необходимость и основные направления государственного регулирования экономики.

2.Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства.

3. Кредитно-денежная политика государства.

4. Основные направления социальной политики государства.

Задачи:

Пример решения задачи:

Определить, сбалансирован ли государственный бюджет страны. Известно, что государственные инвестиции составляют 34 млрд. ден.ед., социальные расходы 22 млрд.ден.ед., трансферты 25 млрд. ден.ед., военные расходы 15 млрд. ден.ед., расходы на содержание административного аппарата 25 млрд. ден.ед., проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 140 млрд. ден.ед., 8% годовых, расходы на экологию 0,2 млрд. ден.ед., а налоговые поступления 120 млрд. ден.ед., доходы от государственной собственности 9 млрд. ден.ед.

 

Решение:

Рассчитываем сумму процентов по обслуживанию государственного долга. Известно, что проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 140 млрд. ден.ед., составляют 8% годовых, следовательно, их сумма равна:

140*8/100=11,2 млрд. ден.ед.

Подсчитываем общую сумму расходов, если:

· государственные инвестиции = 34 млрд. ден.ед.

· социальные расходы =22 млрд. ден.ед.

· трансферты = 25 млрд. ден.ед.

· военные расходы = 15 млрд. ден.ед.

· расходы на содержание административного аппарата = 25 млрд. ден.ед.

· проценты по обслуживанию государственного долга = 11,2 млрд. ден.ед.

· расходы на экологию = 0,2 млрд. ден.ед.

Общая сумма расходов составляет:

Р=34+25+15+25+11,2+0,2=132,4 млрд. ден.ед.

Общая сумма доходов равна:

Д=120+9=129 млрд. ден.ед.

Ответ: расходы превышают доходы. Дефицит бюджета 3.4 млрд.ден.ед.

 

Задача 1.

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. руб., совокупный доход – 5600 млрд. руб., налоговая ставка – 15%,  аккордные налоги – 220 млрд. руб., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. руб., трансфертные платежи – 80 млрд. руб. Определите состояние государственного бюджета.

Ответ: -100 млрд. долл. (дефицит).

 

Задача 2.

Ответьте на вопросы:

а) какая линия отражает абсолютное равенство в распределении доходов в обществе?

б) на рисунке рассмотрите линию 2. Каким процентом доходов владеют 20 % богатого населения?

в) на рисунке рассмотрите линию 3. Каким процентом доходов владеют 30% беднейшего населения?

г) на рисунке рассмотрите линию 4. Каким процентом доходов владеют 10 % богатых?

д) какая линия характерна для общества с наибольшим расслоением населения по уровню доходов?

 

 

Рис. 21 – Кривые Лоренца

Задача 3.

Построить кривую Лоренца и определить коэффициент Джини.

Известно, что 20% богатых владеют 50% доходов, при этом 40% беднейшего населения владеют 10% доходов.

Ответ: 0,42.

 

Проектное задание:

проанализируйте структуру и динамику государственного бюджета России за последние 3 года. Результаты анализа представьте в виде графиков и диаграмм.

 

 

Контрольные тесты

1 Экономические отношения – это:

а) отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

б) отношения, складывающиеся в политической, социальной и духовной жизни общества

в) отношения между людьми, связанные с их повседневной жизнью

г) отношения, складывающиеся между странами

 

2. Кто из экономистов ввел термин «невидимая рука рынка»

а) Аристотель

б) Антуан де Монкретьен 

в) Адам Смит  

г) Альфред Маршалл

 

3. Блага, приобретение, которых требует определенных усилий это:

а) полезные блага  

б) экономические блага 

в) свободные блага 

г) только дефицитные блага

 

4. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть

а) национализации

б) инфляции 

в) приватизации 

г) разгосударствления

д) монополизации

 

5 Спрос на товар – это:

а) количество проданных товаров

б) желание и возможность потребителя приобрести товар

в) потребность покупателей в каком либо товаре

г) желание человека приобрести товар

 

6.Изменение объема спроса на товар произойдет в случае, если:

а) изменятся цены на другие товары

б) изменится технология производства

в) изменится качество товара

г) изменится цена на товар

 

7. Закон предложения утверждает, что:

а) спрос и предложение взаимосвязаны

б) увеличение предложения товара вызывает снижение цены на товар

в) рост доходов населения вызовет увеличение предложения

г) при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет увеличение объема предложения товара

 

8. Если на рынке товара существует конкуренция, то в результате взаимодействия спроса и предложения:

а) на рынке обеспечивается справедливое распределение товара между потребителями

б) производители имеют возможность продать всю выпускаемую ими продукцию

в) устанавливается рыночное равновесие

г) на рынке возникает затоваривание

 

9.Если на рынке устанавливается цена ниже равновесной цены, то:

а) на рынке возникает дефицит товара

б) на рынке возникает избыток товара

в) предложение товара сократится

г) увеличится спрос на товар

 

10. Рост предложения приведет:

а) к росту цены товара

б) к уменьшению равновесного объема

в) к смещению линии предложения на графике вниз

г) к смещению линии предложения на графике вверх

 

11. Сокращение спроса вызовет при прочих равных условиях:

а) снижение равновесного объема и снижение равновесной цены

б) снижение равновесного объема и рост равновесной цены

в) увеличение равновесного объема и рост равновесной цены

г) увеличение равновесного объема и снижение равновесной цены

 

12. Цена спроса на товар – это:

а) та цена, по которой можно приобрести товар

б) максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за этот товар

в) самая низкая цена, по которой можно приобрести товар

г) средняя цена, по которой продается товар

 

13. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) увеличивается равновесный объем      

б) может увеличиться рыночная цена      

в) может понизиться рыночная цена 

г) цена может не измениться

д) все ответы верны

 

14. Экономические издержки предприятия составляют 80% от общей выручки. Как изменилась экономическая прибыль, если затраты удалось уменьшить в 2 раза, а рыночная цена товара осталась прежней?

а) уменьшилась в 2 раза          

б) не изменилась

в) увеличилась в 2 раза          

г) увеличилась в 3 раза

д) нельзя определить 

 

15. Постоянные издержки фирмы равны 400 ден. ед. Количество выпускаемой продукции - 50 штук. Определить средние переменные издержки, если общие издержки равны 1400 ден. ед.

а) 8                   

б) 20                         

в) 28                           

г) 36

 

16.Вычислите бухгалтерскую прибыль фирмы, если внутренние издержки равны 20 тыс. рублей; внешние издержки равны 30 тысяч рублей, а общая выручка по итогам отчетного периода составила 60 тысяч рублей.

а) 10 тыс.руб.

б) 20 тыс.руб.

в) 30 тыс.руб.

г) 50 тыс.руб.

д) 60 тыс.руб.

17. Предельные издержки при увеличении объема производства:

а) не изменяются

б) убывают

в) возрастают

г) могут вести себя по-разному

 

18.Средние переменные издержки обозначаются:

а) АС

б) AFC

в) AVC

г) АТС

 

19. Какая из перечисленных линий издержек никогда не принимает U-образной формы:

а) МС   

б) АТС  

в) AVC

г) AFC

д) АС

 

20. В долгосрочном периоде:

а) все издержки постоянны

б) издержки переменны

в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные

г) постоянные издержки растут быстрее, чем переменные

д) другой ответ

 

21. При каких структурах рынка продукт может быть дифференцированным?

а) при монополии и олигополии

б) при совершенной и при монополистической конкуренции

в) при совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и при олигополии

г) при монополистической конкуренции и при олигополии

 

22. Какой из нижеперечисленных примеров можно отнести к рынку монополистической конкуренции:

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг

в) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам

г) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования

 

23. Высокие входные барьеры в отрасль характерны для рынка:

а) свободной конкуренции

б) совершенной конкуренции

в) монополистической конкуренции

г) олигополии

 

24. В каком варианте факторные доходы названы правильно?

а) заработная плата, рента, дивиденд, предпринимательский доход

б) прибыль, процент, предпринимательский доход, рента

в) заработная плата, процент, прибыль, рента

г) заработная плата, предпринимательский доход, процент, прибыль

 

25. Номинальной заработной платой является…  

а) сумма премии, начисленная работнику

б) сумма подоходного налога, уплаченная работником

в) количество товаров и услуг, которые можно купить на деньги, полученные от продажи рабочей силы с учетом их покупательной способности

г)  сумма денег, полученная работником

 

26. Возмещение стоимости изношенного оборудования осуществляется путем создания фонда…….

а) накопление   

б) амортизация   

в) потребление       

г) страховых резервов

 

27. Какая профессия предполагает сдельную оплату труда?а) сторож  б) рабочий конвейера в) швея-мотористка г) няня

 

28. К характеристикам повременной зарплаты относится высказывание, что она …

а) используется там, где невозможно определить результат труда в натуральном счете

б) используется там, где производство продукции определяется в натуральном счете         

в) не используется в материальном производстве  

г) не предполагает премиальные выплаты 

 

29. Доходом на фактор производства «предпринимательская способность» является:

а) процент     

б) прибыль    

в) дивиденд   

г) зарплата    

д) рента

 

30. Стоимость приобретенного фирмой оборудования 10 тысяч ден. ед. Нормативный срок его службы 5 лет. Сколько будет стоить это оборудование спустя три года службы?

а) в три раза дешевле                          

б) в два раза дешевле

в) 4 тысячи ден.ед.               

г) 10 тысяч ден.ед.      

д) 16 тысяч ден.ед.

 

31. Чтобы получить через год 10 тысяч рублей, сегодня достаточно положить в банк (при рыночной ставке процента, равной 10%)…  

а) 9000 руб.    

б) 9100 руб.  

в) 10000 руб.              

г) 10100 руб.

 

32. Доход, заработанный или полученный отдельными лицами, используется на потребление, сбережение, уплату налогов:

а) располагаемый доход

б) валовой внутренний продукт

в) валовой национальный продукт

г) личный доход

д) чистый продукт

 

33. При расчете величины ВВП по методу потока доходов необходимо учесть:

а) косвенные налоги

б) государственные расходы

в) валовые инвестиции

г) экспорт

д) импорт

 

34.Дефлятор определяется как:

а) сумма номинального и реального ВВП

б) разность номинального и реального ВВП

в) разность реального и номинального ВВП

г) отношение номинального ВВП к реальному ВВП

д) отношение реального ВВП к номинальному ВВП

 

35. Источником интенсивного экономического роста может служить:

а) открытие шельфовых месторождений в Северном море

б) освоение целинных земель

в) увеличение продолжительности рабочей недели

г) использование более мощного компьютера

д) все ответы верны

 

36. К трансфертным платежам можно отнести:

а) госрасходы на приобретение товаров

б) расходы на оборону страны

в) госрасходы на образование

г) государственные стипендии

д) зарплату, выплаченную из средств госбюджета

 

37. Бумажные деньги – это

а) символические деньги

б) кредитные деньги

в) товарные деньги                                               

г) обменные деньги

д) электронные деньги

 

38.Инфляция – это устойчивая тенденция роста…

а) цен на продукты питания

б) цен на импортные товары

в) цен на энергоносители

г) цен на услуги

д) общего уровня цен

 

39. Полная занятость в стране предполагает:

а) абсолютное отсутствие безработных

б) уровень безработицы выше естественного уровня

в) наличие структурной и циклической безработицы

г) наличие фрикционной и циклической безработицы

д) наличие фрикционной и структурной безработицы

 

40. К «безработным» можно отнести:

а) нетрудоспособное население

б) трудоспособное население, не желающее иметь работу

в) трудоспособное население, не имеющее работу, но активно ее ищущее

г) трудоспособное население, имеющее работу 

д) пенсионеров

 

41. Уровень безработицы определяют как отношение:

а) количества безработных к численности населения

б) количества занятых к численности населения

в) количества безработных к количеству занятых

г) количества безработных к сумме занятых и безработных

д) количества занятых к сумме занятых и безработных

 

42. Закон Оукена показывает взаимосвязь между

а) уровнем циклической безработицы и потенциальным ВВП

б) уровнем естественной безработицы и номинальным ВВП

в) уровнем инфляции и потенциальным ВВП

г) уровнем циклической безработицы и номинальным ВВП

д) уровнем инфляции и номинальным ВВП

 

43. Автором теории «длинных волн экономической конъюнктуры» является:

а) С. Кузнец

б) Н. Д. Кондратьев

в) К. Маркс

г) В. Леонтьев

 

44 К расходам государственного бюджета относится:

а) налог на добавленную стоимость

б) таможенные пошлины

в) социальное обеспечение

г) прибыль государственных предприятий

д) гербовый сбор

 

45.Дефицит государственного бюджета имеет место в тех случаях, когда:

а) государственные расходы превышают доходы, получаемые государством

б) государственные расходы увеличиваются по сравнению с предыдущим годом

в) государственный долг уменьшается

г) сокращаются налоги

 

46. К косвенным налогам относят

а) подоходный налог

б) налог на добавленную стоимость

в) налог на прибыль

г) налог на недвижимость

д) инфляционный налог

 

47. Что из перечисленного ниже НЕ является функцией коммерческого банка.

а) проводит расчеты между населением и фирмами

б) хранит вклады населения         

в) кредитует фирмы и население

г) осуществляет эмиссию денег       

д) покупает и продает государственные ценные бумаги

 

48. Как называется экономическая политика, если ее инструментами являются налоги и государственные расходы?

а) фискальная

б) монетарная

в) валютная

г) инвестиционная

д) антимонопольная

 

49. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом КПВ вправо

б) движением КПВ сверху вниз

в) движением от одной точки к другой внутри пространства КПВ

г) правосторонним движением от одной точки к другой за пределами КПВ

 

50. На рисунке показана кривая Лоренца. Если правительство вводит прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц, то кривая Лоренца сдвигается …

а) влево, увеличивая неравенство в обществе б) влево, уменьшая неравенство в обществе в) вправо, уменьшая неравенство в обществе г) вправо, увеличивая неравенство в обществе д) другой ответ  

6. Примерные вопросы для проведения текущего контроля освоения дисциплины и промежуточной аттестации(экзамена)

1. История возникновения и развития экономической науки.

2. Предмет экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук.

3. Методология познания экономических процессов. Экономические законы.

4. Собственность, как экономическая категория. Формы собственности.

5. Понятие экономической системы. Типы экономических систем

6. Потребности и ресурсы. Экономический выбор.

7. Экономические модели. Модель «Граница производственных возможностей»

8. Общественное производство. Производительные силы и производственные отношения.

9. Характеристика факторов производства.

10. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, преимущества и недостатки.

11. Субъекты и объекты рыночной экономики. Классификации рынков.

12. Возникновение и сущность денег. Функции денег.

13. Закон спроса, Факторы, оказывающие влияние на спрос.

14. Закон предложения. Факторы, оказывающие влияние на предложение.

15. Рыночное равновесие и случаи его нарушения.

16. Эластичность спроса и предложения.

17. Теория издержек производства. Внешние и внутренние издержки.

18. Издержки производства в краткосрочном периоде.

19. Издержки производства в долговременном периоде. Эффекты масштаба.

20. Конкуренция  и ее виды. Типы рыночных структур.

21. Сущность и роль рынка совершенной конкуренции.

22. Образование монополий. Характерные черты рынка монополии.

23. Рынок олигополии.

24. Характеристика рынка монополистической конкуренции.

25. Особенности спроса и предложения на факторы производства. Производственная функция.

26. Рынок труда, его особенности и функции. Спрос и предложение на рынке труда.

27. Заработная плата. Формы и системы заработной платы.

28. Капитал как экономический ресурс. Структура капитала. Понятие амортизации. 

29. Ставка процента и факторы, влияющие на ее величину. Простой и сложный процент.

30.   Особенности рынка земли. Земельная рента и ее виды.

31.  Предпринимательская способность как фактор производства. Сущность и виды прибыли.

32. Организационно-правовые формы бизнеса в России.

33. Национальная экономика. Цели национальной экономики.

34. Основные макроэкономические показатели.

35. Экономический рост. Типы экономического роста.

36. Цикличность развития экономики. Виды циклов. Фазы цикла.

37. Занятость и безработица. Государственное регулирование рынка труда.

38. Причины, сущность, виды и последствия инфляции.

39. Банковская система России. Роль и функции банков в рыночной экономике.

40. Налоговая система. Виды налогов.

41. Государственный бюджет, его структура.

42. Основные направления государственного регулирования экономики.

 

7. Критерии оценивания ответа студента на экзамене

Таблица 11. Требования, предъявляемые к ответу студента на экзамене

 

Превосходно Отличная подготовка. Студент знает материал экзаменационного билета в объеме, превосходящем лекционный курс, свободно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует умение аргументировать свои выводы, проявляет инициативу и творческое мышление.
Отлично Отличная подготовка. Студент знает материал экзаменационного билета, без ошибок отвечает на дополнительные вопросы.
Очень хорошо Хорошая подготовка. Студент знает материал экзаменационного билета, отвечает на дополнительные вопросы с небольшими погрешностями.
Хорошо Хорошая подготовка. Студент знает в основном материал экзаменационного билета, отвечает на дополнительные вопросы с помощью наводящих вопросов преподавателя.
Удовлетворительно Удовлетворительная подготовка. Студент знает базовые понятия и основные положения изученного курса.
Неудовлетворительно Подготовка недостаточная. Студент не знает ответов на вопросы билета, затрудняется с ответами на дополнительные вопросы.
Плохо   Студент совершенно незнаком с материалом курса.

8.

Тематика рефератов

1. Преимущества и недостатки рыночного механизма координации экономической деятельности

2. Современная российская экономика: тип экономической системы.

3. Право собственности как важнейший институт экономической системы.

4. Альтернативные затраты: их роль в принятии экономических и политических решений.

5. Экономическая эффективность и социальная справедливость.

6. Практическое значение оценки эластичности спроса и предложения.

7. Маржинальный подход к принятию экономических и политических решений.

8. Производительность труда и ее роль в конкурентоспособности фирмы.

9. Ценовая дискриминация на российских рынках.

10. Монополия, особенности ее экономической деятельности, положительные и отрицательные стороны для общества.

11. Российское антимонопольное законодательство: плюсы и минусы.

12. Плюсы и минусы рекламы с точки зрения фирмы, потребителя и общества в целом.

13. Роль современных профсоюзов на рынке труда: теория и практика в России и за рубежом.

14. Дискриминация на российском рынке труда.

15. Различия в оплате труда и дифференциация доходов в России

16. Меры государственного регулирования рынка труда

17. Причины устойчивых различий в оплате труда.

18. Распределение и перераспределение доходов: общие черты и особенности современной российской экономики.

19. Основные организационно-правовые типы фирм; их достоинства и недостатки.

20. Социально-экономические критерии справедливости.

21. Структурные кризисы и особенности их проявления в различных странах.

22. Экономическая система: сущность, типы, черты.

 

10. Рекомендуемая литература и источники информации

а) основная литература:

1. Балашов А. И.Экономика: Учебник / А.И. Балашов, С.А. Тертышный. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 432 с.

2. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика: учебник для бакалавров. / Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Т.Е. Березкина. –изд-во Проспект, 2016. Электронное издание. Консультант студента. http://www.studentlibrary.ru/

3. Борисов Е. Ф.Экономика: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2015. - 256 с. 400 экз.

4. Основы экономики : учеб. пособие / З.К. Океанова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 287 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=760006

5. Основы экономики : учеб. пособие / З.К. Океанова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 287 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=760006

6. Титова Н.Г. Экономика. Контрольные задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. ФЭОР ННГУ им. Н.И. Лобачевского.www.unn.ru/books/resources.html. Регистрационный номер 1053.15.22. 2015. 66 с.Economics.doc

7. Титова Н.Г., Смирнова Т.В. Методические рекомендации и проектные задания для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Микроэкономика». Учебно-методическое пособие. Фонд образовательных электронных ресурсов Нижегородского государственного университета. www.unn.ru/books/resources.html. Регистрационный номер 765.14.07. 2014, - 53 с. Microeconomics.doc

8. Титова Н.Г., Смирнова Т.В., Мухин П.В. Методические рекомендации и проектные задания для организации самостоятельной работы студентов по курсу "Макроэкономика". Фонд образовательных электронных ресурсов Нижегородского государственного университета. www.unn.ru/books/resources.html. Регистрационный номер 934.15.07. 2014, - 90 с.macroeconomics.docx

9. Федотов В.А. Экономика : учебник / В.А. Федотов, О.В. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 196 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=545218

10. Экономика / Елисеев А.С. - М.:Дашков и К, 2017. - 528 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430577

11. Экономическая теория (политэкономия) : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. — 5-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 864 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=872682

12. Экономическая теория : учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 608 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=792660

13. Экономическая теория: Учебник / Николаева И.П., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 328 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=936030

 

б) дополнительная литература:

 

1. Багинова В. В.Экономическая теория: Учебник / В.В.Багинова, Т.Г.Бродская и др.; Под общ.ред. проф. А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 747 с.1000 экз.

2. Логинова Т.П., Титова Н.Г. «Методические указания по прохождению учебной практики» для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». Фонд образовательных электронных ресурсов (компьютерных изданий) Нижегородского государственного университета. www.unn.ru/books/.resources.html Регистрационный номер 735.14.07. 2014,- 14 с. MUPPUP.rar

3. Руднева А. О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с.1000 экз.

4. Теория и методика современных спортивных исследований [Электронный ресурс] : монография / В.П. Губа, В.В. Маринич - М. : Спорт, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839251.html

5. Титова Н.Г., Смирнова Т.В. Использование проектного метода обучения на примере преподавания курса «Микроэкономика». (Для преподавателей). Методическое пособие. Фонд образовательных электронных ресурсов Нижегородского государственного университета. www.unn.ru/books/resources.html. Регистрационный номер 766.14.07. 2014, - 28 с. Project.doc

 

в) программное обеспечение:  специального программного обеспечения не требуется

 

Интернет-ресурсы:

Официальные сайты периодической литературы:

1. Официальный сайт журнала «Вопросы экономики». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.vopreсo.ru

2. Официальный сайт журнала «Мировая экономика и международные отношения». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.naukaran.ru

3. Официальный сайт журнала «Российский экономический журнал». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.rej.ru

4. Официальный сайт журнала «Человек и труд». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.chelt.ru

5. Официальный сайт журнала «Экономист». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.economist.com.ru

6. Официальный сайт журнала «Эксперт». Электронный ресурс [Режим доступа]: www.expert.ru

Официальные интернет-источники:

1. Официальный сайт Всемирного банка. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.worldbank.org

2. Официальный сайт Всемирной торговой организации. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.wto.org

3. Официальный сайт Международного валютного фонда. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.imf.org

4. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.economy.gov.ru

5. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.oecd.org

6. Официальный сайт Правительства РФ. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.government.ru

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс [Режим доступа]: www.gks.ru

8. Официальный сайт Центрального банка РФ. Электронный ресурс [Режим доступа].: www.cbr.ru

 

г) базы данных, информационно-справочные и профессиональные поисковые системы

1. CambridgeJournalsOnline

2. Duke University Press

3. EastView

4. EBRARY

OECD iLibrary

6. OxfordHandbooksOnline

7. PalgraveMacmillan

8. polpred.com

9. ProQuest

10. Public.ru.

 

Наталья Григорьевна Титова

Татьяна Павловна Логинова

Э К О Н О М И К А

 

 

Учебное пособие

для неэкономических специальностей

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

 

 

Подписано в печать

Формат 60х84. Гарнитура Таймс.

Усл.печ.л. 4,8. Заказ №….Тираж 100 экз.

 

 

Отпечатано в типографии

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская,37.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

 

 

Н.Г. Титова

Т.П. Логинова

 

 

Э К О Н О М И К А

 

Учебное пособие

для неэкономических специальностей

Рекомендовано ученым советом факультета физической культуры и спорта для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

49.03.01 «Физическая культура»

 

 

Нижний Новгород

2018

 

 

УДК 330 (075.8)

ББК У01: Ч48я73

Т 45

Т-45 Титова Н.Г. Экономика. /Н.Г. Титова, Т.П. Логинова. Учебное пособие для неэкономических специальностей. - Нижний Новгород: ННГУ, 2018 г. 86 с.

 

Рецензенты: 

кандидат экономических наук Н.В.Шмелева,

кандидат экономических наук Ю.А. Гриневич

 

    Курс «Экономика»  относится к дисциплинам федерального компонента. Его содержание направлено на изучение закономерностей развития общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

    В результате изучения курса студенты должны знать сущность основных экономических категорий, понимать действие экономических законов, уметь анализировать экономические явления и процессы, иметь представление о закономерностях развития общественного производства, современных тенденциях развития экономики.

Учебное пособие включают в свою структуру: программу курса, составленную в соответствии с государственным образовательным стандартом; основные теоретические положения курса; вопросы семинарских занятий; практические и проектные задания; примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации по предмету; список рекомендуемой литературы и источников. 

    Методическое пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

 

Учебному пособию присвоен гриф ученого совета факультета Физической культуры и спорта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол №8 от 16 января 2018г.) и рекомендовано для внутривузовского использования.

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии факультета ФКС Т.А. Малышева

 

УДК 330 (075.8)

ББК У01: Ч48я73

 

© Нижегородский государственный

университет им Н.И.Лобачевского, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины «Экономика»………………………………. 4
2.Содержание разделов курса……………………………………………...... 5
3.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика»………………   7
4. Основные теоретические положения, планы семинаров и практические задания по разделам курса    
Тема 1. Экономика: предмет и метод………………………………… 10
Тема 2. Основы общественного производства………………………. 12
Тема 3. Отношения собственности и ее основные формы………….. 16
Тема 4. Рыночная экономика и основы теории спроса и предложения…………………………………………………………….   18
Тема 5. Издержки производства и их классификация………………. 25
Тема 6. Типы рыночных структур. Конкуренция и монополия…….. 31
Тема 7. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов…………………………………………………………………..   32
Тема 8. Национальная экономика и основные макроэкономические показатели………………………………………………………………. 39
Тема 9. Кредитно-денежная система, ее функционирование………. 43
Тема 10. Макроэкономическое неравновесие: цикличность, инфляция, безработица………………………………………………   46
Тема 11. Основы теории государственного регулирования экономики……………………………………………………………….   54
Тема 12. Основные черты и тенденции развития мировой экономики ………………………………………………………………………..   62
5. Контрольные тесты………………………………………………………… 68
6. Примерные вопросы для проведения текущего контроля освоения дисциплины и промежуточной аттестации (экзамена)……………………..   78
7.Критерии оценивания ответа студента на экзамене……………………… 80
8.Тематика рефератов………………………………………………………… 81
Рекомендуемая литература и источники информации…………………... 82

 

1. Цели освоения дисциплины «Экономика»

Дисциплина Экономика относится к базовой части ОПОП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент в сфере физической культуры» и обязательна для освоения на первом курсе во втором семестре обучения.

Целями освоения дисциплины «Экономика» являются:

сформировать у студентов экономическое мышление; дать углубленные представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики; привить навыки экономического анализа и научить применять теоретические знания при исследовании широкого круга проблем экономики.          

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (табл.1):

 

Таблица 1- Компетенции, формируемые дисциплиной «Экономика»

по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций Этапы формирования компетенции

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

З1 (ОК-3) Знать базовые понятия, категории и инструменты экономической теории, теоретические основы и закономерности функционирования современной экономики

Начальный

У1 (ОК-3) Уметь определить проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, представить способы их решения с учетом возможных социально-экономических последствий В1 (ОК-3) Владеть категориальным аппаратом экономической теории, навыками самостоятельной работы по обработке полученной информации.

ПК-22

Способность разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в

структурных подразделениях организаций

(ПК-22) Знать сущность экономических показателей работы организации,

Начальный

(ПК-22) Уметь описать результаты экономической деятельности организации,   (ПК-22) Владеть навыками планирования экономического развития организации

Содержание разделов курса

Экономика: предмет и метод

История возникновения и развития экономической науки. Предмет экономической науки. Потребности и ресурсы. Экономический выбор. Экономические системы. Экономические законы общественного развития и их классификация. Методы познания экономической теории и практики. Экономическая политика.

 

Основы общественного производства

Сущность и структура общественного производства. Факторы общественного производства. Производство, распределение, обмен и потребление. Простое и расширенное воспроизводство. Производительные силы и производственные отношения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.