Агротехника выращивания саженцев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности основной подготовки почвы. Почва в школьном от- делении обрабатывается в те же сроки, что и в посевном отделении. Отличительной особенностью является глубина вспашки, которая в школьном отделении должна быть 30–35 см. На участках с плотной подпочвой глубину вспашки увеличивают до 40–50 см, из которых


30 см вспахивается с оборотом пласта, а остальные 10–20 см разрых- ляются почвоуглубителями. Глубокая рыхлая почва необходима для лучшего развития и формирования корневой системы саженцев, накоп- ления влаги и аэрации. Почву обрабатывают плугами общего назначе- ния или плантажными плугами.

Для улучшения плодородия почвы вносят органические и мине- ральные удобрения, под действием которых саженцы, находящиеся в школе от двух до пяти лет и более, лучше растут. В эти годы саженцы довольно интенсивно потребляют элементы питания – фосфор, калий и азот, поэтому внесение их в почву под основную вспашку, а в после- дующем в виде подкормок является весьма эффективной мерой, осо- бенно на бедных почвах. Дозы внесения удобрений те же, что и для посевного отделения.

Весной в первую очередь применяют меры по сбережению накоп- ленной влаги в почве путем раннего боронования пашни. Затем до по- садки проводится культивация почвы на глубину 5–7 см для уничтоже- ния всходов сорняков. Культивируют почву лапчатыми культиватора- ми или лемешными лущильниками без отвалов.

Посадка. В цикл работ по посадке включается заготовка посадоч- ного материала, подготовка его к посадке и посадка.

Посадочный материал для весенней посадки в школу заготавлива- ют путем выкопки сеянцев в посевном отделении или выборки их из зимней прикопки. Для посадки в школы отбирают сеянцы с хорошо развитой надземной частью, верхушечными почками, мочковатой кор- невой системой, без механических повреждений надземной части и признаков заболеваний или засыхания. Следует иметь в виду, что са- женцы формируются из сеянцев, поэтому для посадки в школу отбира- ют лучшие экземпляры.

Подготовка сеянцев к посадке состоит в обрезке корневой систе- мы до нужных размеров. В настоящее время принято сажать сеянцы с корневой системой длиной 15–20 см. Такая длина установлена практи- кой и вызывается удобствами посадки, особенно механизированной.

Вопрос о регенеративной способности корневой системы сеянцев при пересадке изучен недостаточно. Однако известно, что длинная кор- невая система лучше осваивает новую среду при пересадке, чем корот- кая. Но сеянцы с длинными корнями труднее посадить правильно, так как корни при посадке часто загибаются кверху, корневая шейка подни- мается выше уровня почвы, корневая система скручивается.  Вследствие


этого приживаемость сеянцев в школе сильно уменьшается. С другой стороны, слишком короткая и плохо развитая корневая система не мо- жет обеспечить сеянец водой и питательными веществами, так как воз- никает сильная диспропорция между количеством испаряемой растени- ем и подаваемой корнями влаги. Поэтому короткая корневая система может быть пригодной для посадки при наличии сильно развитой моч- коватой ее части (мелких нитевидных корней).

Обрезать корни рекомендуется острыми ножом или секатором, что- бы срезы были ровные, без расщепов, дробления и задиров коры. Важ- но, чтобы ранки как можно быстрее затянулись каллюсом, что проис- ходит при ровных срезах. У размочаленных корней происходит замед- ленное образование каллюса, задержка влаги в местах срезов, что спо- собствует загниванию корней и снижению приживаемости.

Сеянцы большинства пород, предназначенных для посадки в шко- лу, после обрезки корней рекомендуется обмакивать в болтушку, со- стоящую из низинного торфа или глины и 0,002%-ного раствора гете- роауксина.

Посадка сеянцев в школу проводится весной и осенью. Лучший срок посадки – весна. Посадку весной надо начинать и заканчивать как мож- но раньше, т. е. как только оттает почва и станет возможным примене- ние почвообрабатывающих и посадочных машин и орудий. Сажать се- янцы с распустившимися листьями весной нельзя. При посадке с листь- ями часто наблюдается гибель сеянцев (засыхание). Объясняется это тем, что надземная часть в данном случае сильно увеличивает испарение влаги, в то время как корневая система при пересадке еще не прижилась. Реге- нерация корней требует некоторого времени, в течение которого наблю- дается нарушение баланса влаги в растении, в результате испарение пре- вышает поступление влаги и растение  увядает.

Сеянцы высаживают в школу осенью при условии, если они хорошо сформировались и готовы к перезимовке. В школьном отделении мо- жет быть накоплен снежный покров, который предохранит почву от силь- ного промерзания и сеянцы не будут выжиматься из почвы  морозом.

Глубина посадки сеянцев в школу имеет существенное значение для приживаемости их после пересадки. Нельзя высаживать сеянцы так, чтобы корневая шейка находилась на уровне поверхности почвы, поскольку почва оседает. Оседание почвы происходит в пределах 5– 7 см в зависимости от ее механического состава, срока и глубины вспаш- ки. Кроме того, следует иметь в виду, что весной верхний слой  почвы


быстро подсыхает на глубину 3–5 см. Корни и, особенно, корневые во- лоски в таком слое почвы засыхают и не могут выполнять своих функ- ций. Это приводит к уменьшению физиологически деятельной корне- вой системы и, следовательно, к ухудшению приживаемости и сниже- нию интенсивности роста саженца.

Сеянцы лиственных пород рекомендуется высаживать в школу, заглубляя шейку корня на 5–7 см, а хвойных – на 3–5 см. Посадка сеян- цев в школе может осуществляться посадочными машинами СШП-5/3, ЭМИ-5М, Л-218, сажалкой «Egedal» или вручную – под меч Колесо- ва, лопату.

Качество посадки считается хорошим, если корневая шейка сеян- ца заделана на 3–7 см ниже поверхности почвы, корни заделаны плот- но, сеянец при потягивании кверху держится крепко, ряды сеянцев в школе прямые, расстояния между рядами и в рядах соответствуют схе- ме посадки.

После посадки необходимо провести рыхление почвы между ря- дами, так как она сильно уплотняется в результате прохода тракторов, машин, рабочих. Боронованием или культивацией создается изолиру- ющий слой, предохраняющий испарение влаги.

Уходы. Почву в школьном отделении надо содержать во взрыхлен- ном состоянии, что способствует усилению аэрации, сохранению вла- ги и улучшению условий для роста саженцев. Рыхление в междурядь- ях проводится на глубину 7–12 см лапчатыми культиваторами, а в ря- дах почву обрабатывают мотыгами.

Повторность рыхлений и прополок в школе зависит от почвенно- грунтовых и погодных условий и степени зарастания почвы сорняка- ми. Почву в школьном отделении принято обрабатывать в первый год 4–5 раз, во второй – 3–4 раза, в третий – 2–3 раза, в четвертый 1–2 раза. Уход за растениями, выращиваемыми для озеленительных целей, состоит главным образом в формировании кроны и подготовке хорошо развитого штамба – части ствола от корневой шейки до нижней части кроны. Размеры штамба зависят от их назначения: штамб саженцев для озеленения зданий, создания групповых посадок в парках и защит- ных насаждений должен быть высотой до 1 м, а для аллейных и улич- ных (тротуарных) посадок 1,5–2 м. К формированию штамба присту- пают после того, когда растение достигнет необходимой высоты: у быстрорастущих пород через 1–2 года после посадки сеянцев, у мед- леннорастущих – через 2–3 года. В случае слабого развития ствола по


толщине верхушечную почку главного побега прищипывают, чтобы усилить рост саженца по диаметру и замедлить в высоту. Побеги для очистки штамба срезают весной до начала вегетации. Ранки быстро затягиваются каллюсом и зарастают. Формирование кроны начинается после того, как растения в школе хорошо приживутся, сильно разовь- ют надземную часть, приобретут хорошо развитые побеги и достигнут высоты 2 м.

В зависимости от назначения кроны саженцев формируются по- разному. Для защитных целей у саженцев формируют нормально раз- витую густую крону, для декоративных посадок создают искусствен- ные формы крон (пирамидальные, шаровидные, шпалерные, плакучие, стелющиеся), для уличных и придорожных посадок – естественные и искусственные формы крон с максимальным количеством зеленой ча- сти выше штамба. Основным приемом формирования кроны является обрезка, срезка и отгибание веток кроны. Обрезкой части ветки или прищипкой верхней ее почки прекращается рост побега в длину. По- ступающие питательные вещества вызывают увеличение размеров ли- стьев и диаметра такой ветки. Отгибание ветки от основного ствола вызывает усиленный рост вертикальных побегов и замедленный гори- зонтальных. Срезкой ветки достигается усиление роста в длину рядом расположенных веток. Следует учитывать при этом, что хвойные по- роды труднее переносят различного рода обрезки, прищипки, приги- бания, а лиственные, и особенно быстрорастущие (тополь, ива, ильмо- вые), сравнительно хорошо реагируют на эти приемы. Из других ли- ственных пород хорошо поддаются формированию кроны липа, кле- ны, граб.

Для предохранения корневой шейки и коры от ожогов и сильного перегрева солнечными лучами, вызывающими образование трещин, штамбы особенно ценных пород белят. Этот прием довольно трудоем- кий, но он дает хорошие результаты. Кустарники формируются пре- имущественно низкоштамбовыми с раскидистой густой кроной.

К уходу за школой относятся также борьба с вредителями и болез- нями, полив при необходимости, подкормка, предохранение от замо- розков и вымерзания.

Заготовка посадочного материала. В комплекс работ по заготов- ке саженцев входит подрезка корневой системы, выборка, временная и постоянная прикопка. Лучшим сроком выкопки саженцев считается осень, т. е. период после окончания вегетации. Осенью существует


меньшая опасность иссушить саженец и повредить его, так как погода в это время чаще всего влажная и сокодвижение в растении приоста- новлено. Кроме того, осенью можно заблаговременно заготовить са- женцы и доставить без опоздания к месту посадки. При весенней заго- товке саженцы, особенно кустарников, могут начать вегетировать еще до их выкопки и перевозки к месту посадки.

Корни саженцев подрезают выкопочным плугом. Глубина подрез- ки корней саженцев должна быть не менее 30 см. После подрезки кор- невых систем саженцы осторожно выбирают, при этом применяют все меры для сохранения мочковатой части корневых систем. Чем больше сохранится мочковатой части корней, тем легче приживется саженец на новом месте после  посадки.

Саженцы после выкопки и выборки из школы перевозят на прико- почный участок, где сортируют и прикапывают на зиму в наклонном положении в канавку глубиной 35–40 см.

В постоянной прикопке саженцы перезимовывают до весны, по- этому основным требованием здесь является сохранение жизнедеятель- ности саженцев в осенне-зимний период. С этой целью корни сажен- цев в прикопке должны быть хорошо заделаны землей, предохранять- ся от высыхания и от порчи грызунами, для чего на саженцы насыпают слой снега, который уплотняют.

Выход саженцев с 1 га определяется количеством посаженных се- янцев по принятому варианту размещения за вычетом погибших. При соблюдении агротехники выращивания саженцев древесных пород от- пад не превышает 3–5%.

 

 






Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.