Школьное отделение – часть площади лесного питомника, предна-зна- ченная для выращивания саженцев древесных икустарниковых пород. Круп- номерный посадочный материал, выращиваемый в школе из пересаженных сеянцев древесных и кустарниковых пород или путем укоренения черенков, называется саженцами. В настоящее время саженцы все шире используют- ся для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленения.
Преимущество саженцев перед сеянцами заключается в том, что они представляют собой крупные экземпляры растений с вполне сформи- рованной кроной, штамбом и корневой системой. Саженцы раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под отрица- тельного влияния травянистой растительности и малоценных листвен- ных пород.
Процесс формирования саженцы проходят в школьном отделении питомника, причем этот процесс относится к каждому саженцу в от- дельности. В школе каждый саженец подвергается индивидуальному уходу с учетом требований, предъявляемых к крупномерному посадоч- ному материалу.
Чем крупнее посадочный материал и чем старше он по возрасту, тем тщательнее он должен быть сформирован. Поэтому в задачу школь- ного отделения входит также выращивание таких саженцев, которые лучше приживаются при пересадке на постоянное место. Кроме того, у саженцев в большей степени, чем у сеянцев, формируются индиви- дуальные качества. К индивидуальным качествам саженца относятся: форма кроны и корневой системы; соотношение надземной и корне- вой частей, диаметра корневой шейки и высоты; поврежденность и наличие верхушечной почки у главного побега. Из указанных призна- ков главным является правильное соотношение надземной и корневой частей. Только правильное соответствие между корневой системой и надземной частью саженца может обеспечить его приживаемость на новом месте после пересадки при соблюдении всех остальных требо- ваний агротехники.
Если у сеянцев соотношение стеблевой и корневой частей по дли- не находится в пределах 1 : 1 – 2 : 1, то у саженцев это соотношение выражается цифрами 4 : 1 – 10 : 1. Например, у саженцев тополя и вяза надземная часть превышает корневую в 10 раз. С момента вегетации саженца после пересадки начинается значительная транспирация вла- ги, которая при полном развитии листовой поверхности достигает по- чти тех же объемов, что и до пересадки. Однако корневая система, по- врежденная при выкопке, может обеспечить баланс влаги в растении в случае достаточного количества корней и корневых волосков у сажен- ца и при наличии в почве запаса влаги. При иных условиях происходит нарушение баланса между расходуемой растением и подаваемой кор- нями влаги, что вызывает гибель саженцев. Сохранить такие саженцы можно только уменьшением или полной срезкой надземной части
(посадка на пень). Поэтому в задачу школьного отделения входит так- же выращивание саженцев с правильно сформированными вегетатив- ными их частями. Каждый саженец должен иметь хорошо развитую кро- ну с главным побегом и здоровыми верхушечными почками. Корневая система саженца должна быть хорошо разветвленной с большим коли- чеством корешков третьего порядка и корневыми волосками.
В древесных школах питомников чаще всего выращиваются: ли- ственница, ель, сосна, пихта, туя, можжевельник, дуб, клен, липа, ясень, береза, вяз, орех, тополь, рябина, черемуха, ива, ирга, калина, спирея, смородина и др.
Саженцы для правильного их планирования выращивания разби- вают на группы: быстрорастущие и медленнорастущие деревья и кус- тарники. В зависимости от указанных групп устанавливается при по- садке в школу размещение сеянцев (расстояние в рядах и между ряда- ми). От интенсивности роста пород зависит также и возраст саженцев, до которого они выращиваются. Выращивают саженцы в школе в тече- ние двух-трех и более лет. В последнее время для озеленения городов используют саженцы десяти-пятнадцатилетнего возраста (липа, клен, каштан). Однако такие крупномерные саженцы должны выращиваться не в обычном школьном отделении питомника, а в специальном отде- лении крупномерных саженцев с подразделением по возрасту через каждые три-пять лет (5–10–15). Вызывается это необходимостью при- менения одинакового ухода как за почвой, так и за самими саженцами в одновозрастной школе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.