Для выращивания саженцев в лесных питомниках обычно органи- зуют узкорядные, комбинированные, уплотненные и плодовые древес- ные школы.
Узкорядные (обычные) школы. Они создаются для выращивания однородного посадочного материала (одного возраста, высоты, диа- метра корневой шейки, длины корневой системы). В этих школах вы- ращивается широкий ассортимент древесных и кустарниковых видов: из хвойных – сосна, лиственница, туя, можжевельник; из лиственных – дуб северный, клен остролистный, липа, ясень, орех, тополь и др.; из кустарников – спирея, ирга, бересклет, акация желтая, кизильник, си- рень и пр.
Различают школы различных порядков (оборотов). Обычно для вы- ращивания саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. В школе первого порядка высаживают 1–2-летние сеянцы и выращивают в течение 2–4 лет. Схема посадки зависит от быстроты роста растений (0,7–1,0×0,3–0,5 м). В шко- лах второго и третьего порядков выращиваются соответственно до 5–6 и 10 лет при схемах размещения 1–1,5×1–1,5 м и 2–3×2–3 м. При необхо- димости могут организовываться и школы более высоких порядков (рис. 8).
а
б
Рис. 8. Схемы узкорядной (а), комбинированной (б)
и уплотненной (в) школ
Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют, обрезают по- врежденные корни, корневые системы обрабатывают ростовыми вещества- ми. При выращивании саженцев в питомнике применяют 5–6-польные сево- обороты (с одним паровым полем). Почва обрабатывается по системе чисто-
го пара. Основную вспашку производят на глубину 30–40 см. Посадку произ- водят ранней весной до начала вегетации растений. В случае необходимости посадку можно производить вручную под меч Колесова, плуг, лопату.
В весенне-летний период за саженцами ведется регулярный уход, который заключается в обработке почвы, борьбе с сорняками, под- кормке, формировании крон и штамбов. С целью предотвращения об- разования корки и уничтожения сорняков в течение сезона проводят 7–8 рыхлений на глубину 10–15 см. Гербициды на посадках применя- ют для борьбы с сорняками семенного происхождения, которые унич- тожают в начальный период их развития.
Корневые подкормки (1–2 за сезон) производят полным минераль- ным удобрением в дозировке из расчета 30–40 кг/га по действующе- му веществу (в зависимости от степени обеспеченности почв основ- ными элементами питания).
Формирование надземной части саженцев заключается в удалении поросли, формировании крон и штамба. У саженцев деревьев форми- руют штамб необходимой высоты и симметричную крону путем пин- церовки и обрезки боковых и порослевых побегов. Саженцы кустарни- ков формируют с возможно более низким кущением.
Комбинированные школы предназначены для совместного выращи- вания саженцев древесных и кустарниковых растений. При этом между двумя рядами саженцев древесных пород высаживается несколько рядов кустарников. В настоящее время наиболее широкое применение получила такая схема посадки, при которой между двумя рядами древесных пород располагают три ряда кустарника. Размещение для древесных видов – 3,2×0,5–0,8 м; для кустарника – 0,8×0,25–0,50 м (в зависимости от быст- роты роста, срока выращивания, применяемых механизмов). Срок выра- щивания деревьев – 6–8 лет, кустарника – 2–3 года. При этом за одну ро- тацию древесных видов проходят до 2–3 ротаций кустарника (рис. 8).
Комбинированные школы имеют ряд преимуществ по сравнению с узкорядными школами в экологическом и экономическом отношени- ях. Такое размещение саженцев позволяет в максимальной степени использовать почвенное плодородие. В целом рентабельность выра- щивания посадочного материала увеличивается в 2–3 раза.
В комбинированных школах могут выращиваться не только сажен- цы древесных и кустарниковых растений, но и саженцы древесных ви- дов с разной быстротой роста, а также посадочный материал одной дре- весной породы с различными сроками выращивания. В междурядьях
комбинированных школ иногда выращивают сеянцы древесных и кус- тарниковых растений. С этой целью комбинированные школы преобра- зуют в школьно-посевные отделения. Кулисные ряды в комбинирован- ных школьно-посевных отделениях располагают через 4,5; 6,0; 7,5; 9,0 м. В широких междурядьях трех-пятистрочными лентами по схеме 20(25)–20(25)–20(25)–20(25)–70(50) см высевают семена древесных растений.
Преимущество комбинированного выращивания сеянцев и сажен- цев заключается в том, что сеянцы при частичном отенении и смягчен- ном микроклимате растут лучше. Размещение крупных саженцев по рядам способствует равномерному распределению снега на террито- рии отделения, предохраняет почву от водной и ветровой эрозий. Аг- ротехнические мероприятия, проводимые при выращивании мелких са- женцев, способствуют формированию компактной корневой системы многолетних древесных растений, что облегчает их выкопку и транс- портировку.
Уплотненные школы. В этих школах выращиваются 4–5-летние саженцы теневыносливых пород для лесокультурных целей. Здесь со- здаются условия для рационального использования площади питомни- ка и снижения затрат на выращивание посадочного материала.
Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки зависит от вида древесных растений и сроков их выращивания, но в основном рекомендуется рас- стояние между рядами 0,4 м, а в ряду – 0,2 м. Применяется и 3–5-ряд- ная ленточная посадка с расстоянием между рядами 0,2–0,4 м, в ряду – 0,1–0,2 м и межленточным пространством 0,5 м. Наиболее часто в уплотненной школе выращиваются ель европейская, которая медлен- но растет в первые годы и хорошо переносит пересадку в более стар- шем возрасте. Выращивают саженцы ели 2–3 года, после чего высажи- вают на лесокультурные площади. Создают уплотненную школу путем посадки 2-летних сеянцев. Применяются 3–4-польные севообороты с одним паровым полем. В целом агротехнические приемы выращи- вания посадочного материала в уплотненной школе такие же, как и в обычной. Основное различие состоит в том, что при выращивании са- женцев хвойных пород не проводятся работы по формированию крон и штамбов.
Плодовые школы. В плодовых школах выращивают саженцы пло- довых пород. Они более требовательны к плодородию почв, поэтому
при закладке школ предъявляются повышенные требования к почвен- но-грунтовым условиям, обработке почвы, системе удобрений. Сорто- вые саженцы выращивают путем прививки культурного сорта, при этом у потомства хорошо сохраняются ценные признаки привитого расте- ния. Привитые саженцы выращивают обычно 2–3 года с применением 4–5-польных севооборотов. На первом поле высаживают сеянцы (под- вои, дички), одно поле проектируется под пар, на остальных выращи- ваются окулянты.
Перед посадкой проводят глубокую вспашку, 2–3-кратную предпо- садочную культивацию. Подвои высаживают ранней весной с разме- щением 0,7–1,0×0,3–0,5 м. Прививку дичков производят во второй по- ловине лета путем окулировки спящим глазком. Перед прививкой заго- тавливают черенки. Их берут в средней или верхней части маточных деревьев с вызревших побегов данного года, имеющих сформирован- ные почки. С черенков срезают щитки с почками (спящий глазок) с небольшим слоем древесины. Затем на стволике дичка (подвой), по возможности ближе к корневой шейке, делают Т-образный разрез коры и аккуратно вставляют в него щиток с почкой. Щиток обвязывают син- тетической пленкой с клеящей основой. Через 10–15 дней после при- вивки окулянты (привитые саженцы) осматривают и устанавливают приживаемость глазков. Глазок двигается в рост на следующую весну. Для защиты глазков и корней от низких температур окулянты на зиму окучивают на 5–6 см выше места окулировки. Весной следующего года стволик подвоя срезают на шип на высоте 15–20 см от места окулиров- ки. К оставленному шипу подвязывают молодой культурный побег.
Уход за саженцами в течение лета заключается в удалении на под- воях поросли, проведении 6–7 культиваций, прополке сорняков, кор- невой подкормке минеральными удобрениями. Начиная со второго года выращивания окулянтов приступают к закладке и формирова- нию кроны.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 523.