Речевая деятельность человека осуществляется с помощью средств языка.
Язык — это система знаков (фонетических, графических, словообразовательных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических) и способов их соединения, которая является уникальным средством отражения процессов мышления, выражения, оформления и сообщения мыслей, чувств, средством общения.
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему (система (от греческого systema) − целое, составленное из частей; соединение) − объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.
Систему русского языка составляют единицы языка:
Единицы языка существуют не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи: однородные единицы (звуки языка, морфемы, слова и т. д.) объединяются и образуют уровни языка:
Язык является уровневой системой, состоящей из элементов, взаимосвязанных между собой по определённым законам, в которой более простые единицы входят в более сложные как их составные компоненты, например, фонемы — в состав морфем, морфемы — в состав слов (лексем), слова — в состав словосочетаний и предложений. Изменение или выпадение одного из элементов системы обязательно отражается на других элементах — это говорит о единстве всех элементов системы языка.
Разнообразные средства русского языка способны выразить
всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
Реализуются различные единицы языка, язык в речи. Речь — это процесс функционирования языка, воплощение, реализация языковых средств.
Основные различия языка и речи состоят в следующем:
1. Речь — психически организованная, мотивированная, преднамеренная и целенаправленная деятельность человека (или его результат), язык же — явление социальное, создающее возможности для целенаправленной деятельности человека.
2. Речь бесконечна, а система языка ограничена определенным набором составляющих ее языковых единиц, однако речь принципиально зависит от языка, поскольку именно язык и является средством осуществления речи.
3. Речь, линейна, представляет собой последовательность слов, предложений-высказываний, связанных по законам грамматики, логики и композиции, а язык имеет уровневую организацию (фонологический уровень, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический).
4. Речь подвижна, динамична, разворачивается во времени и пространстве, язык же более консервативен, стремится к стабильности.
5. Речь конкретна, неповторима, связана обусловлена контекстом, ситуацией, язык же отвлечен от конкретных ситуаций.
6. Речь материальна, она воспринимается органами слуха, зрения, осязания, язык же включает в себя абстрактные единицы, воспринимаемые и узнаваемые только в речи.
7. Речь индивидуальна, отражает опыт личности, говорящего, а язык — явление общее, средоточие коллективного опыта многих поколений (языкового коллектива).
8. Речь характеризуется темпом (быстрая речь и медленная), степенью громкости, произносительной чёткости, тоном (речь громкая и тихая), эмоциональной окрашенностью (речь ласковая, ироническая, гневная и т. д.), степенью стройности, связности (речь последовательная, логичная и речь спонтанная, неупорядоченная, бессвязная, сбивчивая), своими эстетическими качествами (речь художественная, поэтическая и речь грубая, вульгарная). Язык же не обладает такими качествами.
9. Речь вариативна, то есть представляет собой разные способы (разновидности) выражения какой-то сущности, а язык инвариантен, то есть является абстрактным обозначением какой-либо сущности в отвлечении от её конкретных реализаций — различных модификаций, вариантов (любая единица языка инвариантна: называет целый класс относительно однородных объектов, например, фонемы, морфемы, в сравнении с их речевыми реализациями — звуками, морфами).
10. Речь может рассматриваться с точки зрения истинности и ложности, правильности и неправильности, что невозможно по отношению к языку.
Язык выполняет ряд важных функций:
1) коммуникативную функцию — функцию общения: язык служит средством общения, используется для выражения мыслей, которые воспринимаются адресатом и вызывают его ответную реакцию (согласие, несогласие, возражение и т. д.), с ее частными функциями:
а) фатической (контактоустанавливающей) — функцией установления и завершения контакта с адресатом;
б) конструктивной — функцией выражения мыслей, материализации мысли, превращения ее в слово;
в) аккумулятивной функцией — функцией сообщения, передачи и сохранения информации, выполняемой фольклорными произведениями (пословицами, поговорками, русскими народными сказками, народными песнями, былинами и т. д.), памятниками письменности (летописями, документами, мемуарами, газетными и журнальными статьями и другими материалами, произведениями художественной литературы и т. д.), в которых запечатлевается жизнь народа, нации, история носителей языка;
г) конативной функцией — функцией ориентации на адресата;
д) регулятивной (планирующей) функцией — функцией планирования действий;
е) волюнтативной (призывно-побудительной) — функцией воздействия на адресата, побуждения к действию;
2) когнитивную — познавательную функцию, функцию овладения знаниями, общественно-историческим опытом, выражая деятельность сознания, формируя мышление отдельного говорящего (индивидуальное сознание) и общества в целом (общественное сознание), с ее частными функциями:
а) номинативной — функцией называния предметов, действий, явлений и т. д.;
б) референтной — функцией установления соотношения с предметной действительностью;
в) функцией обобщения — способностью называть подобные предметы, явления одним и тем же словом, обобщать;
3) эмотивную (аффективную) функцию — функцию выражения чувств и эмоций;
4) аксеологическую — функцию выражения субъективно-модальной оценки;
5) эстетическую (поэтическую) функцию — функцию инструмента художественного творчества;
6) метаязыковую функцию — функцию описания, разъяснения языка и речи средствами самого языка.
Русский язык является одним из языков славянской ветви большой индоевропейской семьи языков, в которую входят языки
- германской ветви (английский, немецкий),
- романской (латинский, французский, итальянский, португальский, испанский, румынский, молдавский и др.),
- скандинавской (шведский, датский, исландский, норвежский),
- балтийской (литовский, латышский, прусский),
- иранской ветви (перситский, таджикский, пушту, курдский, осетинский и др.),
- индийской (санскрит, урду, бенгали, хинди, цыганский и др),
- славянской ветви, в которую входят
- западнославянские языки (чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкие языки, польский),
- южнославянские языки (болгарский, сербский, хорватский, словенский), - восточнославянские языки (русский, белорусский, украинский).
В современном обществе русский язык выполняет ряд очень важных функций:
1) функцию национального языка русского народа, получившего признание достаточной части населения как стандартный вариант языка русского народа;
2) функцию государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения в многонациональном государстве: обслуживает все функции государства — управление, законодательство, науку, образование и т. д.;
3) функцию одного из международных языков, официальных языков Организации объединенных наций (ООН) и других международных организаций ( ЮНЕСКО, МАГАТЕ, ВОЗ и др.), наряду с пятью другими языками международного общения: английским, французским, испанским, арабским, китайским.
Русский язык представляет собой сложную систему, которую составляют разные элементы (варианты языка):
- общенациональные (литературный язык);
- территориальные диалекты — территориально ограниченные варианты языка (говоры);
- социальные диалекты — социально обусловленные варианты языка (просторечие, вульгарно-бранный язык);
- функционально замкнутые варианты (жаргон, профессионально-ограниченный язык).
Основным вариантом (подсистемой) общенародного русского языка, его общенациональным элементом является литературный язык (первоначально так называли язык, на котором создавалась художественная литература, в отличие от бытового языка, языка ремесел, промыслов; сейчас же для обозначения языковых особенностей художественной литературы используется иной термин — язык художественной литературы). Литературный язык воспринимается в обществе как образцовый, социально престижный, авторитетный: на него ориентируются все говорящие на русском языке, независимо от степени владения этой подсистемой языка.
Литературный язык полифункционален: функционирует в устной и письменной формах, обслуживает разнообразные сферы жизни общества — политическую, научную, культурную, официальную и неофициальную. Литературный язык — высшая форма национального, общенародного языка, язык культуры, литературы, образования, основа общения, коммуникативно-речевой культуры. Он включает в себя наилучшие способы обозначения понятий, выражения мыслей и чувств. Для него характерны:
1) письменная фиксация, то есть существование не только в устной, но и в письменной форме;
2) обработанность в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке, в процессе использования языка, в результате специальных исследований языка учеными-филологами, творчества писателей и общественных деятелей. А. М. Горький говорил об этом: "Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать "сырой" язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин; он же первым и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как нужно обрабатывать его" [А. М. Горький. О литературе. — М., 1937. — С. 20].литературного языка возникает в результате
3) строгая нормированность, регламентированность: соблюдение единых общеобязательных норм употребления языковых средств, определенных законов, правил, принятых в данном языковом сообществе:
3) кодифицированность: фиксация в словарях, справочниках и грамматиках;
4) общепонятность;
5) стилевое варьирование: наличие разветвленной системы функциональных стилей, для каждого из которых характерны особые языковые средства.
Помимо литературного языка, систему общенародного языка представляют территориальные и социальные диалекты.
Территориальные диалекты (говоры) — территориально ограниченные варианты языка, свойственные, в первую очередь, сельским жителям, используется в бытовой и обиходно-производственной сферах (лыва (лужа), пехло (лопата для уборки снега), середа, куть (кухня), кочет (петух) и т. д.).
В группе социальных диалектов:
Представление о разнообразии вариантов существования русского языка, его элементах в 19 веке дает "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля, содержащий свыше двухсот тысяч слов: литературных, областных, простонародных и других.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Задания для практической работы
Задание 1. Прочитав стихотворение В. Я. Брюсова, поразмышляйте над содержанием. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Почему?
Родной язык
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов
Я обретал напев — нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоён тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждёшь, подобен великану.
Я пред тобой склонён лицом.
И всё ж бороться не устану
Я, как Израиль, с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но всё ж, как магу, мне покорствуй
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства по наследству
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю — ты ответствуй.
Иду — ты будь готов к борьбе!
Но, побеждён иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной!
(В. Брюсов).
Задание 2. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Актуальна ли сейчас высказанная писателем мысль? Обоснуйте свою точку зрения.
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев).
Задание 3. Поразмышляйте над следующим высказыванием Мари Француа Аруэ (Вольтера):
«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.