Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.
Изучением речи, речевого общения занимаются теория речевой деятельности, прагматика, психолингвистика, логика, стилистика, риторика и другие науки.
Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека с помощью средств языка (речевая деятельность) — конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, а также результат этой деятельности — речевое произведение.
Речь как деятельность представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания — речевых актов, т. е. целенаправленных, мотивированных, психически организованных речевых действий, которые совершаются в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
Речевой акт включает в себя несколько речевых действий:
1) ориентировку говорящего в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),
2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем буду совершать речевую деятельность),
3) планирование речевой деятельности — составление внутреннего плана (что буду говорить),
4) подбор грамматических и лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду строить высказывание),
5) звуковое или графическое оформление высказывания,
6) восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её,
7) обратную связь — реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ речевой деятельности, самооценку (самоконтроль). — ориентировки в речевой ситуации (где буду высказывать мысль).
Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.
Внешняя речь — это речь кодированная, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде
- монолога — развернутого вида речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется);
- диалога — разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто сопровождается невербальными средствами.
Особенностями внешней речи являются:
- двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны — говорящий и слушающий (пишущий и читающий);
- основная ее функция — коммуникативная;
- внешняя речь включает в себя:
- по способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.
Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом, паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется соблюдение орфоэпических, интонационных норм.
Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна, сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме, имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.
Факторами, определяющими характер и результат речевой деятельности, являются:
1) говорящий и адресат (кто говорит и кому), которые
- обладают какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией),
- исполняют определенные социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, руководитель — подчиненный и т. д.),
- выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);
2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого действия;
3) объект, о котором говорится, тема общения (что говорят, о чем говорят);
4) способ осуществления речевых действий (как, каким образом осуществляет говорящий речевые действия);
При подготовке к речевому общению нужно учитывать и национальные особенности, систему социально-политических, этических взглядов, мировоззрение, предпочтения адресата речи.
Результатом речевой деятельности является речевое произведение — высказывание (устное или письменное), текст.
Текст — это цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически.
Признаками текста являются:
1) смысловая целостность, отражающаяся в опорных словах и словосочетаниях;
2) грамматическая связность, композиционное единство структурных компонентов, которое подчеркивается абзацным членением, связующими компонентами, отражающими причинно-следственные связи между частями текста;
3) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность;
4) модальность: а) объективная (соотнесенность содержания речи с действительностью), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идеи);
5) коммуникативная целостность, подчиненность всех языковых средств замыслу автора и др.
По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи): описание, повествование, рассуждение.
Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.
Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.
Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.
Определение — функционально-смысловой тип речи (текста), точно раскрывающий содержание понятия, в сжатой, обобщённой форме называя основное содержание понятия, его родовые и видовые признаки. Определение требует чёткого, логически последовательного построения, включает в себя 4 основных элемента: 1) определяемое понятие, 2) то, что говорится об определяемом, 3) родовой признак, то есть качество, присущее ряду родственных предметов или явлений, в число которых входит определяемое, 4) видовое отличие — качество, характерное только для данного (определяемого) понятия (См.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998. С. 326-327).
В устных или письменных текстах мы обычно наблюдаем объединение нескольких функционально-смысловых типов речи.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта.
Культура речи (КР) рассматривается как:
1) «… владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Скворцов Л. И. 1979: 119);
2) «... совокупность и система её [речи] коммуникативных качеств» (Головин Б. Н. 1988: 9);
3) «… правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей ... нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976: 158);
4) «умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. 2003: 68);
5) «… такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е. Н. Ширяев 1991; 1996; 1998; 2000) (Культура русской речи 1998: 16); [Ширяев].
Культура речи, таким образом, — это не просто следование нормам литературного языка, умение выбирать из существующих в языке вариантов наиболее правильный, точный, выразительный, этичный, целесообразный именно в данной ситуации, но и умение эффективно и рационально организовать свою деятельность в любой сфере своей жизни.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются:
1) правильность речи (как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка),
2) речевое мастерство (как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно),
3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.
Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. Возникает необходимость говорить об экологии языка как составной части «экологии культуры», «нравственной экологии», о чём писал Д. С. Лихачёв, отмечая, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».
Отрадно, что в современном обществе возрастает значимость уровня общей культуры специалиста, его речевой культуры, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.
В связи с существенными изменениями в современном обществе произошли изменения и в речевой ситуации, в частности, появилось разнообразие говорящих и большая свобода их поведения. Исследователи определяют несколько типов речевой культуры в современном российском обществе — от элитарной до просторечной, далёкой от языкового идеала.
Типология внутринациональных речевых культур представлена в работах О. Б. Сиротининой и В. Е. Гольдина [Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. — Саратов, 1993. — Вып. 25; Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. — М., 2000]. В сфере литературного языка они отмечают два сложившихся типа (элитарный и среднелитературный) и два складывающихся (литературно-разговорный и фамильярно-разговорный), которые непосредственно связаны с общекультурным и общеобразовательным уровнем говорящих и пишущих.
По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры.
1. Речь представителей элитарного типа речевой культуры
- соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности;
- отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи;
- свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения;
- знанием и использованием риторических правил общения;
- ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения;
- постоянным пополнением своих знаний;
- проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.
2. Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно
- менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок;
- зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний;
- удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке;
- злоупотребление книжными и иностранными словами;
- владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых — научным, для журналистов — публицистическим и т. д.;
- ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;
- отстаивание своей правоты при нарушении нормы, в ее интерпретации.
Все это приводит к системным ошибкам в орфографии, пунктуации, произношении, словоупотреблении (например, ошибки в употреблении падежных форм сложных числительных) и т. д., речевым штампам, возможности употребления сниженной лексики в целях повышения экспрессивности речи, например, в речи многих журналистов, на которую ориентируются остальные носители среднелитературного типа речевой культуры. Это способствует воспроизведению и все более широкому распространению именно среднелитературного типа речевой культуры, нарушению традиционных национальных коммуникативных и этических норм (например, чуждому русской традиции общения именованию взрослого человека без отчества (Борис Ельцин, Владимир Путин), использованию ты-общения в официальной обстановке [Сиротинина].
3. Литературно-разговорная речевая культура характеризуется
- владением только разговорной системой общения, которая и используется говорящим в любой обстановке, в том числе и официальной;
- разговорный (неполный) стиль произношения с сильной редукцией;
- преобладанием ты-общение;
- использованием домашних имен (Сережа, Вова, Таня);
- большое количество иноязычной лексики и книжных слов, которые нередко становятся простыми заполнителями пауз в речи (типа, конкретно, вау);
- смешение стилей общения.
4. Для фамильярно-разговорной речевой культуры характерно
- ты-общение как единственно возможная форма общения;
- разговорный стиль произношения с предельной редукцией;
- предпочтение в обращении фамильярных форм (Сережка, Серега, Вовка, Вовчик и т. д.);
- большое количество используемых в речи жаргонизмов;
- усиление доли грубых слов и просторечных элементов;
- несоблюдение этических и коммуникативных норм;
- смешение письменной и устной форм речи.
Разговорные типы речевой культуры могут быть разновидностью хорошей речи, элитарной и среднелитературной речевой культуры в непринужденном разговоре с близкими или друзьями.
5. Просторечный тип речевой культуры является показателем низкого образовательного и культурного уровня человека, характеризуется
- ограниченным запасом слов;
- высокой частотностью экспрессивных средств, междометий;
- грамматическим однообразием: морфологической и синтаксической бедностью, монотонность;
- незнанием норм литературного языка, их системным нарушением;
- насыщенностью сниженной лексики и фразеологии, ругательств;
- неумением строить монологический текст, использованием при этом большого количества слов-паразитов (ну, вобщем, типа, типа того, знаешь, понимаешь, короче, прикинь и т. п.).
6. Профессионально-ограниченную речевую культуру характеризует:
- преимущественно ты-общение;
- системность нарушений языковых норм;
- большое количество профессиональных жаргонизмов, которые не осознаются таковыми (например, жаргонизмы мобильных пользователей: вапиться — пользоваться WAP; лыжи — телефоны LG; мотор, моторыла — телефоны Motorola; Семен — телефоны Siemens; стакан — вертикальная зарядка; шкурка — чехол; девочка — телефон со встроенной антенной; мальчик — телефон с внешней антенной и т. д.);
- затруднения в построении устной монологической речи.
7. Народно-речевая культура — культура, отражающая особенности народных говоров (территориальных диалектов), которыми пользуется большая часть сельских жителей России. К традиционной народно-речевой культуре того или иного региона, к живому народному слову как национальному богатству русского народа необходимо особое внимание, поощрение общественного интереса к ее богатству, что должно способствовать повышению самооценки сельских жителей, укреплению толерантности в российском обществе, должно стать одним из немаловажных элементов в создании привлекательного образа России и за ее рубежами.
Овладение коммуникативно-речевой культурой, повышение ее уровня необходимо специалистам сферы сервиса, по роду своей деятельности связанным с людьми, общением. Это предполагает наличие знаний, формирование, развитие и совершенствование коммуникативно-речевых навыков:
- знаний основных коммуникативных, речевых, этических правил, норм;
- формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование умения строить свою речь в соответствии с условиями общения, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;
- формирование умения корректировать речевую форму и тактику в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата;
- умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета обсуждения;
- формирование умения вести и поддерживать риторическими средствами беседу на философские, политические, историко-культурологические, деловые, научные, бытовые и другие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека;
- развитие умения выступать перед слушателями с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.) в разных жанрах, уместных в данной ситуации, на доступную тему;
- формирование и развитие способности создавать общественно, культурно и научно значимые речевые произведения в письменной и устной формах;
- развитие умения осваивать и совершенствовать речевые способы культурного самовыражения: умения излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме публичной речи, реплики, статьи, письма и т. д., соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;
- формирование умения участвовать в прениях, дискуссиях по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно, правильно и лаконично излагая свое суждение в виде строго регламентированного выступления с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил и другие.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Задания для практической работы
Задание 1. Познакомьтесь с русскими пословицами и поговорками, которые говорят о силе речи, слова. Постарайтесь организовывать свою речевую деятельность с учетом смысла этих мудрых высказываний.
1. Язык камень рушит, слово железо пробьёт.
2. Бритва скребет, а слово режет.
3. Язык — ключ к сердцу.
4. Мал язык, да всем телом владеет.
5. Пчела жалит жалом, а человек — словом.
6. Каким бы острым ни был кинжал, человеческий язык острее.
7. С языка капает и мёд, и яд.
8. Слово не обух, а от него и люди гибнут.
9. Язык не имеет костей, но часто перемалывает хребет другому.
10. Словесный яд хуже змеиного.
11. Мудрое слово — друг в беде.
12. Доброе слово сталь режет.
13. Сердечное слово три зимы греет.
14. Язык — переводчик сердца.
15. Не торопись языком, спеши делом.
16. Видна птица по перьям, а человек по речам.
17. Речами тих, да сердцем лих.
18. Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать хорошо.
19. Пустые слова — что орех без ядра.
20. Не говори наобум, а бери на ум.
Задание 2. Познакомьтесь с мнением Д. С. Лихачёва по поводу языка и умения говорить и писать.
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа — его язык, язык на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, что он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас все поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде» (Д. С. Лихачев).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.