УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений АТП.
Органом управления охраной труда на АТП в целом является руководитель (главный инженер), в непосредственном подчинении которого находится служба охраны труда, выполняющая организационно-методическую работу (подготовка управленческих решений и контроль за их реализацией). Управление охраной труда в цехах, автоколоннах, на участках и в других структурных подразделениях и службах осуществляют их руководители. Для эффективности управленческой деятельности она должна быть скоординирована между всеми звеньями и службами.
Функции управления охраной труда на АТП в целом и в структурных подразделениях следующие:
организация и координация работ в области охраны труда — формирование органов управления, установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализация управленческих решений;
планирование работ по охране труда — определение заданий подразделениям и службам предприятия;
контроль за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда СУОТ — проверка состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандартов системы стандартов безопасности труда, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда, проверка выполнения службами и подразделениями обязанностей в области охраны труда и т. д.;
учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда и функционирования СУОТ — получение информации для разработки и принятия управленческих решений;
стимулирование работы по охране труда — создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участков, в цехах и на предприятии в целом.
Управление охраной труда решает следующие задачи:
обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда. Решение этой задачи предусматривает разработку системы обучения, инструктажа и аттестации, работающих на основе ГОСТ 12.0.004 — 90 «ССБТ Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения» и пропаганду охраны труда с использованием печати, плакатов, радио, телевидения, кино, выставок, лекций и других средств пропаганды
обеспечение безопасности производственного оборудования. Данная задача решается на стадии разработки и изготовления оборудования и в процессе его эксплуатации Производственное оборудование должно отвечать требованиям стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда.
Оборудование должно поддерживаться в технически исправном состоянии и подвергаться своевременным планово-предупредительным ремонтам. В необходимых случаях устаревшее оборудование должно заменяться новым безопасным оборудованием;
обеспечение безопасности производственных процессов. Эта задача решается путем приведения действующих технологических процессов в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и других нормативных документов по охране труда, а также внедрения новых безопасных технологических процессов, средств механизации и автоматизации;
обеспечение безопасности зданий и сооружений. Решение задачи достигается соблюдением требований охраны труда при строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте зданий и сооружений;
нормализация санитарно-гигиенических условий труда. Задача решается путем устранения причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применения эффективных средств коллективной защиты;
обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты. В соответствии с действующими нормами и установленным порядком (см. Инструкцию о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты, организуется их правильное хранение, пользование ими, уход;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих. Эта задача решается в первую очередь для работающих с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками в условиях монотонности и воздействия опасных и вредных производственных факторов;
организация лечебно-профилактического обслуживания работающих. Задача предусматривает предварительные и периодические медицинские осмотры работающих. Организуется лечебно-профилактическое питание и проводятся лечебные мероприятия по предупреждению заболеваний работающих;
санитарно-бытовое обслуживание. Решение задачи включает обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям. Задача предусматривает установление физиологической и психофизиологической пригодности работающих по отдельным специальностям (например, водителей транспортных средств) к безопасному выполнению работ.
4.2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Основные обязанности и права работодателей и административно-технического персонала по охране труда содержатся в отраслевых Правилах по охране труда и должностных инструкциях. Согласно Правилам по охране труда на автомобильном транспорте [21] общее руководство работой по охране труда на АТП возлагается на его руководителя (директора, начальника или главного инженера).
Руководитель АТП обязан:
контролировать планирование организационно-технических мероприятий по совершенствованию охраны труда и следить за их своевременным финансированием, контролировать расходование ассигнованных на улучшение и оздоровление условий труда средств;
обеспечивать внедрение паспортизации условий труда, выполнение соглашения по охране труда, коллективного договора и комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
утверждать перспективные и годовые комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и планы номенклатурных мероприятий по охране труда;
организовывать обучение административно-технического персонала по вопросам охраны труда в соответствии с установленной программой;
не допускать ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных предприятий, цехов и участков без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарный и технический надзор, технической инспекции труда и профсоюзного комитета;
обеспечивать выполнение предписаний технической инспекции труда, органов государственного надзора, предложений общественных инспекторов и комиссий по охране труда и вышестоящих организаций по вопросам охраны труда;
строго соблюдать законодательства о труде, рабочем времени и времени отдыха;
обеспечивать высокую культуру и организацию труда на производстве;
своевременно обеспечивать рабочих качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, мазями, пастами, моющими веществами и мылом, а также спецпитанием в соответствии с действующими нормами;
обеспечивать нормальную работу санитарно-бытовых помещений и использование их по назначению;
организовывать своевременную разработку и утверждение совместно с профсоюзным комитетом инструкций по охране труда для отдельных работ и профессий;
принимать личное участие в расследовании групповых, несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом на производстве.
В Правилах даны аналогичные положения для других должностных лиц.
Для организации и ведения работ по охране труда на АТП вводится должность инженера (старшего инженера) по охране труда, непосредственно подчиненного главному инженеру предприятия. Число освобожденных от других обязанностей работников службы охраны труда устанавливается штатным расписанием АТП в зависимости от общего числа
работающих и должно быть не менее: одного при числе работающих 250—500 чел., одного — двух — при 501 — 1500 чел. и трех — свыше 1500 чел. При числе работающих менее 250 чел. специальный работник по охране труда может не назначаться. Его функции выполняет главный инженер.
4.3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Деятельность отдела охраны труда регламентируется Типовым положением об отделе (бюро) охраны труда и техники безопасности предприятия, организации.
Согласно Типовому положению, отдел охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия. На отдел возлагается ответственность за подготовку и организацию работы на АТП по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основными обязанностями отдела являются: постоянное совершенствование организации работы на АТП по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнению решений партии и правительства по этим вопросам; внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда; контроль за состоянием охраны труда на производстве.
В соответствии с этими задачами работники отдела:
анализируют состояние и причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают совместно с соответствующими службами АТП мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организуют внедрение этих мероприятий;
организуют паспортизацию санитарно-технического состояния цехов;
организуют совместно с соответствующими службами АТП разработку и выполнение пятилетнего комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, участвуют в разработке соглашений по охране труда;
подготавливают и вносят на рассмотрение руководству АТП предложения о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных устройств и других средств защиты от воздействия опасных производственных факторов;
участвуют во внедрении стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;
проверяют совместно с соответствующими службами АТП и профсоюзным активом (или участвуют в проверках) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования на соответствие их требованиям правил и норм охраны труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояние санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих;
оказывают помощь подразделениям АТП в проведении замеров состояния окружающей производственной среды;
участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов производственного назначения, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
проводят вводный инструктаж и оказывают помощь в обучении работников по вопросам охраны труда,
участвуют в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знаний инженерно-техническими работниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности,
оказывают подразделениям АТП методическую помощь в разработке и пересмотре инструкций по технике безопасности, принимают участие в составлении программ обучения рабочих безопасным методам работы;
руководят работой кабинета охраны труда, организуют на АТП пропаганду и информацию по вопросам охраны труда,
обеспечивают подразделения АТП через соответствующие службы правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, оказывают им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда;
участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве;
участвуют в работе комиссии по подведению итогов социалистического соревнования и в работе балансовой комиссии предприятия;
рассматривают письма, заявления, жалобы трудящихся по вопросам охраны труда и принимают соответствующие меры,
составляют отчет по охране труда.
Отдел охраны труда контролирует:
проведение в подразделениях АТП мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
выполнение в подразделениях АТП требований, правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности;
соблюдение графиков замеров уровней шума, вибрации, запыленности, загазованности, освещенности, температуры, влажности и других неблагоприятных производственных факторов;
своевременность проведения соответствующими службами испытаний и технических освидетельствований паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и механизмов, контрольных приборов и другого оборудования, подлежащего периодическому испытанию и освидетельствованию;
эффективность работы аспирационных и вентиляционных систем;
состояние предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременность и качество инструктажа на рабочих местах;
организацию обучения, проверки знаний и аттестации, работающих по охране труда;
соблюдение Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
организацию хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания и ремонта спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
правильность расходования в подразделениях АТП средств, выделенных на мероприятия по охране труда.
Отдел охраны труда обладает соответствующими правами. Работники отдела могут: проверять состояние Охраны труда во всех подразделениях АТП и давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных недостатков; запрещать эксплуатацию машин, оборудования и работы на отдельных участках, если это угрожает жизни и здоровью работающих или может привести к аварии, с уведомлением об этом руководителя или главного инженера АТП; привлекать по согласованию с руководством АТП соответствующих специалистов других подразделений к проверкам состояния охраны труда; запрашивать и получать от подразделений АТП материалы по вопросам охраны труда и требовать письменные объяснения от лиц, нарушивших правила и нормы по охране труда, инструкции по технике безопасности; требовать от руководителей подразделений АТП отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к данной работе или грубо нарушающих правила и нормы по охране труда, инструкции по технике безопасности; представлять руководству АТП предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда и о привлечении к дисциплинарной ответственности в установленном порядке лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, и виновных в несчастных случаях на производстве.
Работники отдела охраны труда имеют право беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения АТП, знакомиться с документами по вопросам охраны труда, представительствовать с ведома руководства АТП в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов по охране труда.
4.4. ИНСТРУКТАЖ И ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ ТРУДА
Администрация АТП обязана обеспечить своевременный и качественный инструктаж и обучение работающих безопасным приемам и методам работы. Инструктируют и обучают работающих в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004—90 на основе единых, межотраслевых правил и нормативных документов, требований стандартов ССБТ, отраслевых нормативных документов, инструкций по охране труда с учетом объема и характера выполняемой работы и конкретных условий.
Инструктаж по характеру и времени проведения подразделяется на следующие виды: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.
Вводный инструктаж всех принимаемых на работу независимо от их образования и стажа работы по данной профессии или должности, а также командированных, учащихся и студентов, прибывших на производственное обучение или практику, проводит старший инженер (инженер) по охране труда или лицо, на которое возложены обязанности инженера по охране труда. Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и пропаганды и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Проводится он по программе, утвержденной руководителем (главным инженером) АТП и согласованной с профсоюзным комитетом.
Может проводиться вводный инструктаж как одного человека, так и группы лиц, численный состав которой не должен превышать 20 чел.
Проведение вводного инструктажа регистрируется в контрольном листе, который хранится в отделе кадров, и в специальном журнале (см. ГОСТ 12.0.004—90, прил. 3), который хранится у старшего инженера (инженера) по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории действующего АТП.
Проводится инструктаж каждого работника индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ и учитывающим требования стандартов ССБТ
С командированными и лицами, которые непосредственно не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием и хранением инструмента, сырья и материалов, безопасным методам труда на рабочем месте не обучают Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель (главный инженер) АТП по согласованию с профсоюзным комитетом.
Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение 2—5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) работают под наблюдением мастера или бригадира, после чего, оформляется допуск их к самостоятельной работе
Безопасным методам и приемам труда работники должны обучаться не позднее 3 мес. со дня поступления на работу
Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от их квалификации, образования и стажа работы по утвержденному главным инженером графику не реже 1 раза в 3 мес. [21] Проводится он с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводят в объеме первичного инструктажа на рабочем месте при: изменении правил по охране труда, технологического процесса, других факторов, влияющих на безопасность труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента, исходного сырья, материалов; нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; перерывах в работе более 30 календарных дней для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, и более 60 для остальных работ
Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый — индивидуально или с группой работников одной профессии.
Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи регистрируют в специальном журнале (см. ГОСТ 12.0.004—90, прил. 3)
Текущий инструктаж проводит непосредственный руководитель работ с работниками перед выполнением работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение инструктажа фиксируют в наряде-допуске и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Рабочие и инженерно-технические работники, занятые на работах с повышенной опасностью, допускаются к самостоятельной работе только после курсового обучения по типовым программам, сдачи экзаменов в установленном порядке в специализированных организациях и получения удостоверения на право производства работ и обслуживания данного оборудования (механизма).
Руководящие и инженерно-технические работники предприятия, инженерно-технические работники по охране труда обучаются на курсах по технике безопасности не реже 1 раза в 2 года.
Лекция 8
4.5. АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на АТП является одним из наиболее эффективных методов контроля, осуществляемого администрацией совместно с профсоюзной организацией. Контроль за состоянием охраны труда снизу до верху проводится в три этапа (на трех ступенях).
Первая ступень. Ежедневно до начала работы мастер, механик, руководитель участка с общественным инспектором по охране труда обходят все рабочие места Они проверяют их чистоту, состояние гаражного и станочного оборудования, ограждений, исправность инструментов и приспособлений, правильность использования рабочими средств индивидуальной защиты При обнаружении неисправности оборудования, нарушений правил техники безопасности принимаются меры к их устранению и производится запись в книге мастера или руководителя участка работ. Затем мастер, механик или руководитель участка работ проводят пятиминутки по технике безопасности, на которых информируют рабочих о результатах обхода, принятых мерах к напоминают о безопасных приемах работы
Вторая ступень. Еженедельно начальники мастерской, цеха, автоколонны или гаража с представителем комиссии охраны труда обходят вверенные им участки работы. После обхода они дают соответствующие распоряжения об устранении недостатков, выявленных во время осмотра. О всех замеченных недостатках или нарушениях правил и требований по охране труда делается запись в журнале. Если возникшие недостатки нельзя устранить силами производственного участка, то об этом ставят в известность главного инженера АТП.
Третья ступень. Раз в месяц главный инженер, инженер по технике безопасности, представитель профсоюзного комитета и представитель медицинского учреждения проверяют состояние охраны труда на всех участках АТП. По результатам проверок составляется протокол, в котором указываются недостатки и нарушения, выявленные в процессе проверки, назначаются ответственные за выполнение намеченных мероприятий и устанавливаются сроки исполнения. Результаты проверок обсуждаются также на совещании, где руководители подразделений докладывают о принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков.
Лекция 8
4.6. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
Классификация причин
Причины производственного травматизма на АТП условно разделяют на технические, организационные, санитарно-гигиенические и психофизиологические. По техническим и организационным причинам происходит наибольшее число несчастных случаев.
К техническим причинам относятся: конструктивные недостатки транспортных средств, грузоподъемных машин, гаражного оборудования, станков; неисправность транспортных средств, оборудования, приспособлений, инструмента, ограждений и других технических средств безопасности; несовершенство технологического процесса, отсутствие средств индивидуальной защиты, предохранителей и т п.
К организационным причинам относятся: отсутствие или некачественное проведение инструктажа и обучения; отсутствие технического надзора за работами; отсутствие инструкций; нарушение режима труда и отдыха; неправильная организация рабочего места, движения пеше ходов и транспортных средств; низкая культура производства, использование рабочих не в соответствии с их специальностью и квалификацией и т. п.
К санитарно-гигиеническим причинам относятся: неудовлетворительное освещение рабочих мест и проходов; неблагоприятные метеорологические условия, повышенная концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны; большие уровни шума и вибрации и т. п.
К психофизиологическим причинам относятся: несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда; неудовлетворительный психологический климат в коллективе, ослабление самоконтроля, ненужный риск и т п.
Методы анализа
Анализ причин травматизма позволяет разработать мероприятия, предупреждающие несчастные случаи. Для изучения причин травматизма на практике применяют в основном статистический (и его разновидности: групповой и топографический) и монографический методы.
Статистический метод. Уровень травматизма этим методом оценивается посредством двух показателей — коэффициента частоты и коэффициента тяжести.
Коэффициент частоты (Кч) является количественным показателем и характеризует число пострадавших при несчастных случаях на 1000 работающих за отчетный период:
где n - число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на одни рабочий день и более и смертельным исходом; Р — среднесписочное число работающих (включая и временных) в отчетном периоде.
Коэффициент тяжести (Кт) показывает среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на одного пострадавшего в отчетном периоде,
где Д - число дней нетрудоспособности пострадавших.
Групповой метод. Материал расследования распределяется по группам с учетом определенных признаков, таких как профессия, вид и стаж работы, возраст пострадавшего, время суток и года, тип подвижного состава, травмирующий фактор, характер повреждения и т. д.
Топографический метод. Изучаются причины несчастных случаев по месту их происшествия. На план АТП, отдельного корпуса, цеха условными знаками наносится число несчастных случаев, что позволяет выявить особо опасные рабочие места и производственные участки.
Монографический метод. Проводится углубленный анализ производственных травм, детально исследуются технологический процесс, выполняемые операции, рабочее место, санитарно-гигиенические условия, основное и вспомогательное оборудование, средства индивидуальной защиты, обстоятельства, при которых произошел несчастный случай. Метод позволяет определить организационно-технические мероприятия по профилактике травматизма.
Анализ заболеваемости позволяет выявить неблагоприятные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье работающих, и оценить последствия заболеваемости. Эти последствия оцениваются при помощи показателей интенсивности заболеваемости, экстенсивных показателей и показателя длительности одного случая заболевания.
Количественные показатели интенсивности рассчитываются по числу дней нетрудоспособности (Ип) или по числу случаев заболеваний (Из):
где Д3 — число дней заболеваний; С — число случаев заболеваний за отчетный период; Ковщ - общее число дней нетрудоспособности за отчетный период.
Экстенсивные показатели (Э), характеризующие структуру заболеваемости, рассчитываются соответственно по числу дней нетрудоспособности по одному из видов заболевания Д'3 или по числу случаев потери трудоспособности по одному из заболеваний К':
Показатель длительности одного случая заболевания
Отчет о причинах временной нетрудоспособности составляют по установленной ЦСУ РФ форме № 16-вн.
4.7. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
В соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие на территории предприятия, вне территории предприятия при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей, задания администрации предприятия, руководителя работ, бригадира, мастера, начальника участка и т. д., а также при следовании на предоставленном предприятием транспортном средстве на работу или с работы. Причем расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. Администрация не освобождается от расследования и учета несчастного случая, даже если он произошел по окончании рабочего дня (смены) позднее времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. д. Однако в этом случае, кроме расследования и оформления несчастного случая актом по форме Н-1, требуется установить причину задержки работника на АТП. Если эта причина не вызвана производственной или общественной надобностью, следует обратить внимание пострадавшего и администрации на недопустимость такой задержки и отобразить это в материалах расследования.
Групповые несчастные случаи, несчастные случаи с тяжелым или смертельным исходом подлежат специальному расследованию.
Ответственность за правильные и своевременные расследование и учет несчастных случаев несет непосредственно руководитель предприятия, руководители структурных подразделений и производственных участков.
Проводит расследование комиссия в составе начальника цеха или руководителя соответствующего подразделения, начальника (инженера) отдела охраны труда АТП, общественного инспектора по охране труда или другого представителя профсоюзного комитета АТП О назначении комиссии и ее персональном составе издается приказ или дается устное указание администрации и председателя профсоюзного комитета
Специальное расследование группового несчастного случая, несчастного случая с тяжелым или смертельным исходом проводит комиссия в составе технического (главного технического) инспектора труда ЦК или Совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя (заместителя руководителя) АТП и представителя профсоюзного комитета АТП В исключительных случаях, если технический (главный технический) инспектор труда не может прибыть на место происшествия, специальное расследование несчастного случая комиссия проводит без его присутствия. Если при групповом несчастном случае погибли 2—4 чел., в состав комиссии, проводящей расследование, должны входить главный технический инспектор труда ЦК профсоюза (Совета профсоюзов) или заведующий (заместитель заведующего) отделом охраны труда ЦК профсоюза, руководитель вышестоящей организации, руководитель и председатель профсоюзного комитета АТП Приказ о персональном составе комиссии может быть издан вышестоящей организацией или АТП, на котором произошел несчастный случай. При возникновении несчастного случая с особо тяжкими последствиями (гибель 5 чел и более) расследование проводит комиссия, назначаемая соответствующими министерством РФ.
Обстоятельства и причины несчастного случая комиссия должна расследовать в течение 24 ч. Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил администрации АТП, цеха в течение рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть расследован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица в срок не более 2 недель со дня подачи заявления. Специальное расследование проводится немедленно.
Можно рекомендовать методику расследования несчастного случая. В первую очередь необходимо установить место, где произошел несчастный случай. Затем, если он возник вне территории АТП, следует установить, выполнял ли пострадавший трудовые обязанности или задание администрации или руководителя работ. Далее необходимо тщательно осмотреть место происшествия, опросить пострадавших и очевидцев, записать их ответы или взять письменные объяснения обстоятельств несчастного случая очевидцев и административно-технического персонала АТП, ознакомиться с документами и, если возникает необходимость, провести технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, сфотографировать место несчастного случая, изготовить эскизы, схемы и т. п.
При опросе пострадавших следует попытаться выяснить обстоятельства и причины несчастного случая, уточнить, какие операции выполняли пострадавшие, с каким оборудованием и инструментом работали, в каком положении они находились перед несчастным случаем, были ли они обучены технике безопасности и проинструктированы по этим вопросам, кто, когда, где и как их обучал и инструктировал.
Опрашивая очевидцев, следует установить, где они были и что делали в момент несчастного, случая, что видели или слышали на месте происшествия, как вел себя пострадавший до, в момент и после несчастного случая и что явилось, по их мнению, причиной несчастного случая.
При опросе административно-технического персонала АТП следует выяснить их мнение о причине несчастного случая, узнать их обязанности по надзору за безопасным ведением работ, установить, принимали ли они меры по предупреждению несчастного случая и т. д.
Несчастный случай на производстве, вызвавший потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня (даже если все дни нетрудоспособности приходятся на нерабочий для потерпевшего период и совпадают с выходными, праздничными днями, отгулами) или вызвавший необходимость перевода его с работы по основной профессии на другую работу оформляют актом по форме Н-1 (прил. 2). Кроме того, несчастные случаи, оформленные актом по форме Н-1, регистрируются в специальном журнале.
Материалы специального расследования включают: акт специального расследования несчастного случая (прил. 3) и заверенную копию акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего; заключение технического (главного технического) инспектора труда ЦК профсоюза или Совета профсоюзов по несчастному случаю; планы, схемы и фотоснимки места происшествия; объяснения очевидцев и должностных лиц; выписку из журнала о прохождении пострадавшим обучения и инструктировании; медицинское заключение; заключение специалистов, экспертов, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов; справку о материальном ущербе в связи с аварией; выписки из инструкций, положений, приказов и других актов, устанавливающих меры, обеспечивающие безопасные условия труда, и ответственных за это лиц.
Руководитель АТП (главный инженер) обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и после окончания расследования в суточный срок рассмотреть и утвердить акт по форме Н-1. По одному экземпляру утвержденного акта направляют начальнику цеха, начальнику (инженеру) отдела охраны труда, в профсоюзный комитет и техническому инспектору труда, контролирующему АТП.
Несчастный случай на АТП с работником, направленным другим предприятием для выполнения задания этого предприятия, расследует комиссия, создаваемая администрацией АТП, на котором произошел несчастный случай. Учитывает данный несчастный случай предприятие, работником которого является пострадавший.
Несчастный случай с работником АТП, направленным в установленном порядке на другое предприятие и выполнявшим там работу под руководством персонала этого предприятия, расследует и учитывает данное предприятие. В расследовании несчастного случая, как правило, принимает участие представитель АТП, направившего работника.
Несчастный случай с работником при выполнении работы по совместительству расследует и учитывает предприятие, на котором выполняется работа по совместительству.
Несчастный случай с работником другого предприятия при работах на выделенном участке или производственной площади АТП под руководством персонала предприятия, ведущего работы, расследует и учитывает это предприятие.
Несчастный случай с водителем автомобиля или другим работником, направленным на сельскохозяйственные работы в составе сводной автоколонны, сформированной АТП, расследует и учитывает это АТП.
Порядок расследования и учета несчастного случая на АТП с учащимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами вуза, проходящими практику, зависит от того, под чьим руководством проходит практика. Если практика проходит под руководством персонала АТП, то несчастный случай расследует это ATII совместно с представителем учебного заведения и учитывает предприятие. В том случае, когда практика проходит под руководством работника учебного заведения на выделенном АТП для этих целей участке, несчастный случай расследует учебное заведение совместно с представителем АТП и учитывает учебное заведение.
Если в результате расследования не установлено связи несчастного случая с производством, то при согласии профсоюзного комитета с выводом администрации на акте по форме Н-1 записывают: «Несчастный случай не связан с производством. Постановление профсоюзного комитета от (дата), протокол (номер) ». Эта запись удостоверяется печатью.
Учитывается данный несчастный случай отдельной строкой в формах отчетности по травматизму. При несогласии профсоюзного комитета с выводом администрации АТП указанная запись не делается, и несчастный случай считается связанным с производством.
Несчастный случай может быть признан не связанным с производством в следующих случаях: при изготовлении пострадавшим в личных долях без разрешения администрации каких-либо предметов или самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструмента, принадлежащих предприятию; при спортивных играх па территории предприятия; при хищении материалов, инструментов или других предметов и материальных ценностей; в результате опьянения, если оно явилось следствием употребления работником алкоголя или применяемых в производственных процессах технических спиртов, ароматических, наркотических и других подобных веществ. В то же время, если в результате расследования будет установлено, что травма связана с опьянением, но основной технической или организационной причиной несчастного случая явилось нарушение правил и норм охраны труда (неудовлетворительное состояние оборудования, проходов, освещения, необученность пострадавшего, неправильная организация или отсутствие надзора за работами), то несчастный случай должен быть признан связанным с производством.
Отчет о пострадавших при несчастных случаях по форме 7т составляют на основании актов по форме Н-1 и подписывают руководитель АТП и председатель профсоюзного комитета.
Лекция 9
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
5.1. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКА
Рабочее место должно обеспечивать удобство работы, свободу движений, минимум физических напряжений. Правильная организация рабочего места позволяет рационально использовать оборудование, инструменты и приспособления, создает безопасные высокопроизводительные условия труда.
В соответствии с ГОСТ 12.2.049—80 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования» при пространственной организации рабочего места важно учитывать антропометрические данные человека (рис. 1, табл. 1,2).
Антропометрические данные человека следует связывать с рабочей зоной и пространственной структурой рабочего места, что позволит создать наиболее удобные условия работы.
5.2. РАЗМЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧИХ МЕСТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ СТОЯ И СИДЯ
Антропометрические данные человека обусловливают конструкции и размеры рабочего места, взаимное расположение его элементов. При организации рабочего места должны соблюдаться эргономические требования, установленные государственными стандартами. Согласно ГОСТ 12.2.032 и 12.2.033, рабочее место должно обеспечивать возможность выполнять трудовые операции в пределах зоны досягаемости моторного поля. При этом, если выполняется более двух операций в 1 ч, рабочее место организуется так, чтобы эти операции выполнялись в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля (рис. 2).
При работе стоя высота рабочей поверхности должна выбираться с учетом роста работающего и тяжести труда. Поэтому желательно, чтобы эту высоту можно было регулировать. В том случае, если высота рабочей поверхности не регулируется, ее принимают по номограмме (рис. 3, а) для работающего ростом 1800 мм. Для работающих меньшего роста нужно предусматривать регулируемые по высоте подставки для ног. Когда невозможно регулировать высоту рабочей поверхности и высоту подставки для ног, допускается проектировать и изготовлять оборудование с нерегулируемыми высотой рабочей поверхности и высотой подставки для ног. Числовые значения высоты рабочей поверхности при этом определяются по табл. 3.
Для обеспечения удобного, возможно близкого подхода к столу, станку или машине должно быть предусмотрено пространство для стоп размером не менее 150 мм по глубине, 150 мм по высоте и 530 мм по ширине.
При работе сидя на рабочем месте важно соблюсти пропорции между столом и стулом. Регулируемые параметры высоты рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног следует выбирать по номограмме (рис. 3, б) в зависимости от роста работающего. Если высота рабочей поверхности не регулируется, ее устанавливают для работающего ростом 1800 мм. Оптимальная рабочая поза для работающих более низкого роста достигается увеличением высоты рабочего сиденья и использованием регулируемой по высоте подставки для ног шириной не менее 300 мм и длиной не менее 400 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь на переднем краю бортик высотой 10 мм.
В тех случаях, когда невозможно регулировать высоту рабочей поверхности и высоту подставки для ног, допускается проектировать и изготовлять оборудование с нерегулируемыми параметрами рабочего места. В этом случае числовые значения этих параметров определяют по табл. 4 и рис. 3, б.
Высота сиденья для женщин принимается равной 400 мм, для мужчин 430 мм. Если на одном и том же рабочем месте работают и мужчины и женщины, высота сиденья принимается равной 420 мм.
5.3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВАМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Органы управления должны быть легко распознаваемыми, доступными и обеспечивать оперативность воздействия. При конструировании органов управления и их размещении в моторном поле должны быть учтены физиологические особенности двигательного аппарата человека, его антропометрические характеристики.
Усилия, необходимые для управляющих действий, должны устанавливаться с учетом способа перемещения органа управления, частоты его использования (табл. 5) и в некоторых случаях с учетом продолжительности непрерывного воздействия
на органы управления, скорости выполнения управляющего действия и положения человека в процессе управления.
Места возможных контактов органов управления с руками и ногами работающего должны изготавливаться из нетоксичных, а в необходимых случаях и из нетеплопроводных и электроизоляционных материалов.
Приводные элементы органов управления для рук должны иметь форму, обеспечивающую надежный захват их руками (шаро- или грушевидную, коническую, веретенообразную, цилиндрическую и др.). Диаметр рукояток при округлой форме (например, шаровидной) для захвата пальцами принимается равным 10—40 мм, а для захвата кистью 35— 50 мм, при удлиненной форме (например, веретенообразной) соответственно 10—30 и 20—40 мм.
Ножное управление менее точное, чем ручное, поэтому его следует применить в целях разгрузки рук для управляющих действий небольшой точности. Форма и размеры педалей и других приводных элементов органов управления должны быть такими, чтобы ноги не соскальзывали. Усилия нажатия на педали не должны превышать значений, указанных в табл. 6. При управлении стопой перемещение педали должно быть не более 80 мм, ширина опорной поверхности — не менее 60 мм.
Размещать органы управления следует с учетом тяжести работы (см. табл. 3), зон легкой досягаемости и оптимальных зон моторного поля (см. рис. 2). Органы управления, используемые до 5 раз в смену, допускается располагать за пределами зоны досягаемости моторного поля. Аварийные органы управления следует располагать только в пределах этой зоны. При этом следует предусмотреть специальные средства опознания и предотвращения их непроизвольного и самопроизвольного включения.
При работе двумя руками органы управления размещают так, чтобы исключить перекрещивание рук.
Для обозначения функционального назначения органов управления применяют надписи и символы. Располагать их следует на элементах конструкции рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на их приводных элементах.
Очень большое значение при организации рабочего места имеют правильное размещение и выбор средств отображения информации. Основная часть информации должна быть зрительной. Акустические сигналы следует использовать в качестве аварийных и предупредительных и в тех случаях, когда зрительный канал перегружен информацией, видимость ограничена, пространственная протяженность велика, а деятельность работающего монотонна. Уровень интенсивности сигнала должен быть на 10 дБ выше интенсивности производственного шума.
При размещении средств отображения информации необходимо соблюдать следующие требования: все устройства должны находиться в поле зрения, а важнейшие и требующие большей точности восприятия — в центре этого поля; устройства должны быть сгруппированы по выполняемым функциям с учетом последовательности пользования ими, а также по какой-либо определенной системе, например по положению стрелок (в этом случае сокращается время контроля и расшифровки информации); должно соблюдаться функциональное соответствие между протекающим процессом и показанием. Шкалы следует делать горизонтальные, так как отсчеты по вертикальным шкалам вызывают больше ошибок. Очень часто используемые средства отображения информации (в этом случае требуется точно и быстро считать показания) следует располагать в вертикальной плоскости под углом ±15° к нормальной линии взгляда (рис. 4, а) и в горизонтальной плоскости под углом ±15о к сагиттальной плоскости (рис. 4, б)
Часто используемые средства отображения информации (в этом случае требуется менее точно и быстро считывать показания) допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±30° к нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±30° к сагиттальной плоскости. Редко используемые средства отображения информации располагают под углами ±60° к обеим плоскостям.
Лекция 10
5.4. ПЛАНИРОВКА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Для обеспечения безопасного и высокопроизводительного труда рабочие места должны быть правильно спланированы и содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментами и материалами. На рис. 5—13 приведены примеры планировок отдельных рабочих мест.
При ремонте неисправностей непосредственно на автомобиле запасные части, инструмент, съемники и различные приспособления должны быть расположены в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости. Класть инструмент, детали следует на горизонтальные плоскости, чтобы исключить их падение.
Порядок хранения инструмента и приспособлений слесаря при работе у автомобиля и верстака должен быть одинаковым: инструмент и приспособления, которые требуются чаще, укладывают ближе; инструмент и приспособления, которые требуются реже, укладывают дальше; инструмент, приспособления, съемники, которые удобнее брать левой рукой, укладывают с л спой стороны; инструмент, приспособления, съемники, которые более удобно брать правой рукой, укладывают с правой стороны.
При работе на асфальтобетонном полу у верстака обязательно наличие решетки, предохраняющей работающих от переохлаждения.
Рабочие места для выполнения некоторых точных работ и кратковременного отдыха необходимо оборудовать вращающимися регулируемыми по высоте стульями.
Рабочие места, где выделяются вредные вещества (окрасочные камеры, посты очистки и подготовки поверхностей для окраски, моечные установки, посты диагностики, места ремонта аккумуляторов) должны быть оборудованы местными отсосами.
Рабочее место станочника должно планироваться с учетом размещения не только основного, но и вспомогательного оборудования, заготовок, изделий, инструмента и приспособлений. Расставляя станки, их чаще размещают по группам (токарные, фрезерные, расточные, шлифовальные), однако следует стремиться к тому, чтобы расположение оборудования исключало возможность возникновения в процессе работы встречных потоков материалов, изделий и людей. При транспортировании различных заготовок в проходах нельзя допускать, чтобы транспортные средства и заготовки стесняли рабочую зону или выходили за границу прохода. Нормы расстояний между станками (в мм) принимают следующими: между станками по фронту —700 для мелких станков размером до 1800 X 800 мм и 900 для средних станков размером до 4000 X 2000 мм; между тыльными сторонами станков соответственно 700 и 800; между станками, расположенными поперечно к проезду при расположении их в «затылок»—1300 и 1500, а при расположении фрон-
том друг к другу — 2000 и 2500; от стен или колонн здания до тыльной или боковой стороны станка—700 и 800, до фронта станка—1300 и 1500. При разных размерах двух рядом стоящих станков расстояние между ними принимается по большему. В случае обслуживания станков подвесными кранами расстояния от стен и колонн до станков принимают с учетом возможности обслуживания при крайнем положении крюка крана. На каждом рабочем месте около станка должна быть установлена деревянная решетка. Длина решетки должна быть не менее длины рабочей зоны, а ширина не менее размеров выступающих частей станка плюс 0,6 м. Решетка предохраняет станочников от ревматизма и ранений. Инструмент и приспособления хранятся в инструментальном шкафу (тумбочке) и на стеллажах. При этом тяжелые приспособления кладут на нижнюю полку, каждый вид режущего инструмента в отдельную ячейку, а мерительный инструмент отдельно от режущего. В ячейках инструмент следует укладывать так, чтобы его можно было быстро и удобно найти и безопасно взять. Материалы, детали, готовые изделия у рабочих мест должны укладываться на стеллажи и в ящики. Рабочие места, проходы, оборудование и ограждения не должны загромождаться заготовками, деталями, материалами и отходами производства.
Слесарям по ремонту автомобилей часто приходится выполнять работу на верстаках, оборудованных тисками. В основном применяют одноместные верстаки размером 2X0,8 м л двухместные—2,4 X 0,9 м. Для хранения инструмента в верстаках предусматривают ящики. Для удобства работы и снижения утомляемости слесаря верстак должен подбираться по росту работающего с помощью подставок под верстак или подставок для ног. Высоту рабочей поверхности при выполнении работ стоя определяют по табл. 3, сидя — по табл. 4. Каркас верстака целесообразно делать металлическим, сварным из уголков и труб. Рабочую поверхность верстака покрывают листовым металлом, фанерой, линолеумом, фиброй или другими пластиками, имеющими достаточную прочность и способность выдерживать воздействие масла, бензина и других жидкостей. На слесарно-механическом участке при использовании многоместных верстаков или размещении их друг против друга следует устанавливать разделительную металлическую сетчатую перегородку с размером ячеек не более 3 мм для того, чтобы предупредить травмирование работающих рядом в случае отлетания кусков металла при их рубке. Высота перегородки должна быть не менее 750 мм. При расположении на участке верстаков в затылок расстояние между ними должно быть не менее 1 м, попарно по фронту —2 м. Верстаки можно устанавливать вплотную у стен, если там не размещены радиаторы, трубопроводы и прочее оборудование.
Все рабочие места должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами и т п. Детали и узлы, снятые с автомобиля, должны аккуратно складываться на специальные стеллажи или на пол. Их не разрешается прислонять к стенам и другим элементам зданий, к автомобилям и оборудованию. Следует помнить, что неустойчивое их положение может привести к падению и вызвать травму.
Для разборки отдельных агрегатов автомобилей должны применяться специальные стенды. Их следует устанавливать на основаниях. Положение их должно быть устойчивым.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ТЕРРИТОРИИ И ПОМЕЩЕНИЯМ
6.1. ТЕРРИТОРИЯ
Территория АТП должна примыкать к дороге общего пользования или к проезду или сообщаться с ними автомобильными дорогами. Она должна быть ограждена забором высотой не менее 1,6 м и освещаться в ночное время источниками искусственного света.
Для въезда (выезда) автомобилей должны быть устроены ворота. Если АТП имеет более 10 постов техобслуживания автомобилей или на предприятии предусмотрено хранение более 50 автомобилей, то в этом случае должно быть не менее двух ворот. У ворот должны быть установлены предупредительная надпись «Берегись автомобиля» и схема движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Ворота должны снабжаться фиксаторами открытого положения и запорами. Для прохода людей на территорию в непосредственной близости от ворот необходимо устраивать калитку (дверь).
Территория АТП должна содержаться в чистоте и порядке. Мусор, производственные отходы, негодные запасные части должны регулярно убираться. Для хранения различных материалов (утильных автомобильных шин, металлолома) должны быть отведены специальные площадки.
Территорию оборудуют водоотводами и водостоками. Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны быть закрытыми. В целях уменьшения запыленности и снижения уровня шума свободные участки территории озеленяют. В летнее время озелененные участки могут служить местом отдыха.
Подъездные пути, проезды для транспортных средств, проходы для людей должны иметь твердое покрытие (асфальт, клинкер, булыжник и т. д.). Места пересечения их с канавами, траншеями и железнодорожными путями должны перекрываться настилами и переходными мостиками шириной не менее 1 м и быть оборудованы перилами высотой не менее 0,9 м. При земляных работах на территории АТП в целях безопасности траншеи и ямы необходимо ограждать. Проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, летом следует поливать, а зимой очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком. Минимальная ширина проездов при двустороннем движении транспортных средств должна быть 6 м, при одностороннем 3,0 м. Пешеходные дорожки на АТП должны устраиваться с учетом наименьшего числа пересечений их с подъездными путями. Покрытие должно быть твердое, а ширина не менее 1 м.
Места для зимнего подогрева автомобилей должны иметь твердое покрытие и обеспечивать расстановку транспортных средств на подогрев с сохранением необходимого расстояния между ними и свободный их въезд. Открытые площадки для хранения автомобилей должны иметь ровное твердое покрытие с уклоном для стока воды. На площадках должна быть разметка, выполненная несмываемой краской или другим способом, определяющая места стоянок автомобилей и проезды. В зоне высоковольтных линий устраивать стоянки автомобилей и складировать материалы запрещается. В местах хранения автомобилей не допускается заправлять их топливом, сливать топливо из баков и масла из картера. В районах с температурой воздуха в зимний период ниже — 15 °С открытые площадки для хранения автомобилей должны оборудоваться средствами, облегчающими пуск двигателя в холодный период года.
6.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Производственные помещения АТП должны содержаться в чистоте. В них должны регулярно проводить влажную уборку, очистку пола от следов масел, грязи и воды.
Полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. В местах использования кислот, щелочей, нефтепродуктов полы должны изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и не поглощать их. На постах мойки полы должны быть водонепроницаемыми, а в помещениях для хранения автомобилей — твердыми, ровными и иметь уклон в сторону трапов и лотков не менее 1%.
Участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ, избытка тепла, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами.
Для аккумуляторных работ необходимо предусматривать два помещения: одно для ремонта, другое для зарядки аккумуляторов. От других производств эти помещения должны быть изолированы. Вход в аккумуляторные помещения должен быть оборудован тамбуром. Двери должны открываться наружу.
Посты мойки автомобилей отделяют от других постов стенами или перегородками с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Площадки для мойки автомобилей должны иметь уклон не менее 2% в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию АТП.
Осмотровые канавы и эстакады (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) должны иметь направляющие предохранительные реборды. Размеры канав определяют в зависимости от конструкции обслуживаемых автомобилей и применяемого технологического оборудования.
В целях обеспечения пожарной безопасности, электробезопасности и соблюдения чистоты канавы, соединяющие их траншеи и тоннели, ведущие в них лестницы должны быть несгораемыми и защищенными от сырости и грунтовых вод. Стены их должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов, а пол при наличии трапов — иметь уклон 2% в сторону трапа. На полу должны устанавливаться прочные деревянные решетки.
Параллельно расположенные тупиковые осмотровые канавы соединяют тоннелями или траншеями. Входить в канаву прямоточного типа и выходить из нее следует через тоннель. Разрешается также пользоваться для этих целей передвижными лестницами с площадками, которые служат одновременно и переходными мостиками.
Ширина траншей и тоннелей для прохода должна быть не менее I м, а высота тоннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия 1,8 м. Траншеи и выходы из них должны быть ограждены металлическими перилами высотой не менее 0,9 м.
Выход в помещение из траншей и тоннелей должен быть оборудован ступенчатой лестницей шириной не менее 0,7 м. При числе машино-мест 5 и менее устраивают один выход, более 5 — дополнительно по одному выходу на каждые 10 автомобилей. Лестницы из рабочих канав, траншей и тоннелей необходимо устраивать вне путей движения автомобилей.
Выход в помещение из одиночной тупиковой канавы со ступенчатой лестницей шириной 0,7 м должен быть со стороны, противоположной заезду автомобилей. Если канава имеет один выход, то в ее стенах закрепляют скобы, что обеспечивает дополнительный запасный выход.
В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны быть оборудованы съемными переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. При этом число мостиков должно соответствовать числу машино-мест минус единица.
При наличии рабочих мест и площадок на высоте 1 м и более над уровнем пола их следует ограждать перилами высотой не менее 0,9 м с одним промежуточным горизонтальным элементом и сплошной боковой обшивкой от пола на высоту не менее 0,1 м.
Помещения для хранения автомобилей должны быть изолированы от помещений, где выполняются работы, связанные с загрязнением воздушной среды взрывоопасными, горючими и опасными в пожарном отношении веществами (аккумуляторных, ацетилено-генераторных, вулканизационных, кузнечно-рессорных, сварочных, термических, медницко-радиаторных, деревообрабатывающих, обойных, окрасочных, регенерационных, помещений для хранения масла, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов, котельной, технического обслуживания и ремонта автомобилей).
Вдоль стен, у которых устанавливают автомобили, должны быть колесоотбойные тротуары или барьеры. При расстановке автомобилей расстояния между ними и конструкциями здания должны соответствовать нормам (табл. 7).
Ширина проезда между автомобилями в помещениях для их хранения должна быть достаточной для свободного въезда автомобиля на свое место задним ходом за один маневр, а расстояние от границы проезда до автомобиля — не менее 0,5 м.
Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации автомобилей помещения для их хранения должны иметь непосредственные выезды наружу. Помещения, где хранятся автомобили, готовые к оперативному выезду (пожарные, аварийных служб, медицинской помощи), должны отапливаться.
Ворота из рабочих помещений должны открываться наружу.
6.3. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
На АТП, кроме производственных, вспомогательных, административных помещений и красного уголка, должны быть также санитарно-бытовые помещения и медпункт. Внешний вид этих помещений и их оборудование регламентируются СНиП «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования», СниП «Предприятия по обслуживанию автомобилей» и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте [21] в зависимости от отношения работающих к группе производственных процессов. Классификация профессий по группам производственных процессов следующая:
Профессии Группа
1. Водители легковых автомобилей, водители и кондукторы
автобусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1а
2. Водители грузовых автомобилей (кроме указанных в пп.
3, 6 и 8, слесари-мотористы, карбюраторщики, арматурщики,
электрики и станочники, работающие на ремонте агрегатов
и узлов, снятых с автомобиля, жестянщики, дерево-обработчики-
столяры, кладовщики, раздатчики инструмента 1б
3. Водители грузовых автомобилей-самосвалов, автомобилей
для перевозки пылящих материалов, слесари по ремонту
и техническому обслуживанию, работающие непосредственно
на автомобиле, смазчики, шиномонтажники, слесари по
ремонту технологического оборудования, топливозаправщики,
уборщики производственных помещений, обойщики . . . . . . 1в
4. Кузнецы, медники, сварщики, вулканизаторщики. . . . . . . . . . . II б
5. Мойщики и уборщики автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . II в
6. Водители автомобилей, перевозящих токсические вещества
1—2-го классов опасности, а также сильно пахнущие грузы,
слесари по техническому обслуживанию и ремонту,
слесари-мотористы, карбюраторщики, заправщики и смазчив,
обслуживающие автомобили, работающие на этилированном бензине III а
7. Маляры, аккумуляторщики III б
8. Водители автомобилей, перевозящих инфицирующие
материалы III в
Примечание. Водителей грузовых автомобилей, непосредственно участвующих в погрузочно-разгрузочных работах, классифицируют по группе производственных процессов в соответствии с санитарной характеристикой грузов согласно СниП.
В комплекс санитарно-бытовых помещений для рабочих основных профессий должны включаться: гардеробные, умывальные, душевые, курительные, помещения для отдыха и приема пищи, помещения личной гигиены женщин и уборные. В некоторых АТП в зависимости от местных условий оборудуют помещения для стирки, химической чистки, ремонта и сушки одежды и обуви, помещения для обогрева.
Допускается совмещать умывальные с гардеробом, умывальные с душем, гардеробные с душем (по типу санпропускника), гардеробные с сушкой одежды и обуви, помещения для отдыха с помещениями для обогрева и приема пищи. Не допускается умывальную, гардеробную, помещение для сушки одежды и обуви совмещать с помещениями для отдыха, обогрева и приема пищи. Гардеробные, умывальные, душевые и уборные должны быть отдельными для мужчин и женщин.
Гардеробные оборудуют вешалками или шкафами для хранения уличной, домашней и рабочей одежды. Шкафы могут запираться или быть открытыми. Отделения в шкафах должны быть оборудованы штангой для плечиков, местами для головных уборов, обуви, туалетных принадлежностей, а в необходимых случаях и для временного хранения средств индивидуальной защиты.
Число мест на вешалках должно быть равным числу работающих в двух наиболее многочисленных смежных сменах, а в шкафах — списочному числу работающих на АТП. При наличии гардеробных для хранения одежды водителей легковых автомобилей, водителей и кондукторов автобусов число мест на вешалках должно быть равным числу работающих водителей и кондукторов в наиболее многочисленной смене с коэффициентом 1,2.
Отделения в шкафах должны иметь следующие размеры: глубину 500 мм, высоту 1650 мм и ширину с учетом группы производственного процесса и климатического района соответственно 250 мм, 330 и 400 мм.
Все гардеробные, кроме гардеробных для профессий работающих, отнесенных к группе производственных процессов 1а, оборудуют скамьями шириной не менее 250 мм. Располагают скамьи у шкафов по всей длине их рядов по обеим сторонам прохода, за исключением гардеробных для профессий работающих, отнесенных .к группе производственных процессов 16, в которых скамьи располагают только по одной стороне прохода между шкафами. Ширина проходов между рядами шкафов должна быть: 1 м в гардеробных без скамей; 1,4 м при расположении скамей по одной из сторон проходов; 2 м при расположении скамей по обеим сторонам проходов.
Открытые вешалки должны иметь длину, принимаемую из расчета 8 плечиков или 6 крючков на 1 м длины вешалки, а для суровых климатических условий — 6 плечиков или 4 крючка на 1 м длины вешалки. Высота вешалок должна быть не менее 1,65 м, а расстояние между осями рядов вешалок с крючками — не менее 1,2 м (при обслуживании) и 1,5 м (при самообслуживании).
Умывальные оборудуют индивидуальными или групповыми умывальниками. Число кранов в умывальных, напольных чаш или унитазов и писсуаров в уборных для водителей и кондукторов определяется числом, равным 50% от наибольшего числа водителей и кондукторов, возвращающихся из рейса на АТП в течение 1 ч.
Число кранов принимают из расчета один кран на 7 чел. для группы производственных процессов 1а; 10 чел.— 16, 1в, III а, III б и 20 чел,— II б, II в, III в.
Каждый умывальник оборудуют смесителем холодной и горячей воды. К групповым умывальникам следует подводить теплую воду.
В умывальных должны быть предусмотрены крючки для полотенец и одежды, полочки для кускового мыла или посуды для жидкого мыла. Вместо полотенец можно устанавливать электрополотенца.
Душевые оборудуют открытыми кабинами размером не менее (0,9X0,9) м (в плане), ограждаемыми с трех сторон и отделяемыми друг от друга перегородками из влагостойких материалов. Высота перегородки должна быть 1,8 м от пола, она должна не доходить до пола на расстояние 0,2 м. У входа в кабину должен располагаться смеситель холодной и горячей воды. Число душевых сеток принимают в соответствии с группой производственных процессов (табл. 8).
Преддушевые оборудуют скамьями шириной 300 мм и длиной 800 мм. Число скамей должно быть равно числу душевых сеток. Между скамьями должно быть расстояние не менее 1 м. Над скамьями должны быть предусмотрены крючки для одежды и полотенец, расположенные через 200 мм, полочки для туалетных принадлежностей.
Курительные размещают в зданиях на расстояниях от рабочих мест не более 75 м смежно с уборными или помещениями для отдыха.
Помещения для отдыха и приема пищи должны быть оборудованы титаном, полкой для стаканов, раковиной для мытья стаканов.
Для приема пищи при числе работающих в наиболее многочисленной смене менее 200 чел. следует устраивать столовые-раздаточные (буфеты), в которых осуществляется отпуск горячих блюд, доставляемых из других предприятий общественного питания. При числе работающих в наиболее многочисленной смене 200 чел. и более необходимо предусматривать столовые-доготовочные. При числе работающих в наиболее многочисленной смене менее 30 чел. допускается иметь комнаты для приема пищи. В необходимых случаях могут предусматриваться передвижные столовые.
Помещения для личной гигиены женщин предусматривают при числе работающих в наиболее многочисленной смене 15 и более женщин. Эти помещения должны состоять из гигиенической кабины, раздевательной – вестибюля и уборной.
Уборные целесообразно размещать рядом с умывальной. Располагать их следует равномерно по отношению к рабочим местам. При этом расстояние от рабочих мест в зданиях до уборных не должно превышать 75 м, а на площадках АТП 150 м. Число напольных чаш (унитазов) и писсуаров принимают из расчета один прибор на 15 чел. в наиболее многочисленной смене. В каждой уборной должны быть умывальники. Их число принимают из расчета один умывальник на каждые 4 унитаза и на каждые 4 писсуара, но не менее одного на каждую уборную. При отсутствии канализации устраивают наружные стационарные уборные. Их располагают так, чтобы они не загрязняли водоносные горизонты. В темное время суток эти уборные должны освещаться, а в холодное время года отапливаться. В необходимых случаях можно предусматривать и передвижные уборные, оборудованные баками с водой и герметическими легко очищаемыми емкостями.
Санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, отоплением и вентиляцией.
6.4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Автотранспортные предприятия оборудуют хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами. Они могут быть объединенными и раздельными.
В производственных вспомогательных зданиях при отсутствии централизованного источника водоснабжения и при числе работающих в смену не более 25 чел. устройство внутреннего хозяйственно-питьевого водопровода необязательно. Обеспечение питьевой и хозяйственной водой в этом случае осуществляется с учетом местных условий.
Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать подачу воды, качество которой удовлетворяет требованиям ГОСТ 2874.
Нормы, расхода воды и коэффициенты часовой неравномерности водопотребления на питьевые и бытовые нужды в производственных зданиях принимают в зависимости от тепловыделений в цехах: более 23 Дж/(м3 ∙ с)— расход воды на 1 чел. в смену 45 л, коэффициент неравномерности водопотребления 2,5; до 23 Дж/(м3 ∙ с) — 25 л на 1 чел. в смену, коэффициент неравномерности водопотребления 3,0. Кроме того, на поливку из шлангов усовершенствованных покрытий, тротуаров, площадок, проездов расход воды следует принимать из расчета 0,4—0,5 л/сут. на 1 м2; на поливку зеленых насаждений и цветников 3—6 л/сут на 1 м2; на индивидуальный душ в бытовых помещениях 40—60 л на одну процедуру; на одну душевую сетку в групповых душевых 500 л за 45 мин; на умывальник в раздевалке или уборной 100 л за 1 ч; на унитазы и уборные общественного пользования 600 л/сут; на приготовление пищи на предприятиях общественного питания 12 л/сут.
В административных зданиях расход воды на одного работающего принимается равным 10—15 л при коэффициенте неравномерности водопотребления 2. Расчетные расходы воды санитарными приборами следующие, л/с:
Кран раковины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,2
» умывальника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .0,07
» писсуара настенного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,035
» мойки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,2—0,3
» смывной унитаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,2—1,4
Смывной бачок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .0,.1
Питьевой фонтанчик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .0,035
Для снабжения питьевой водой на АТП следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками и другие устройства, которые размещают в проходах производственных помещений, в помещениях для отдыха, в вестибюлях, на площадках и территориях АТП. Температypa воды должна быть не выше 20 °С и не ниже 8 °С. Питьевые устройства должны быть размещены так, чтобы расстояние от рабочих мест до них не превышало 75 м.
Производственный водопровод должен обеспечивать подачу воды, качество которой должно удовлетворять требованиям ОСТ 11029. 003 – 80. Расход воды определяют в зависимости от производственных процессов и технологического оборудования. Расход воды на мойку автомобилей принимают в зависимости от применяемого моечного оборудования и типа автомобиля. При ручной мойке легковых автомобилей расход воды на один автомобиль берут равным 500—700 л, грузовых автомобилей 700—1000 л, автобусов 800—1200 л. Расход воды при механизированной мойке легковых автомобилей принимают равным 1000—1500 л, а грузовых автомобилей и автобусов 1500—2000 л.
Противопожарный водопровод (внутренний) на АТП устраивают обязательно:
в административных и вспомогательных зданиях высотой шесть этажей и более;
в производственных зданиях, за исключением производственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня; производственных зданий 1 и II степеней огнестойкости с производствами категорий Г и Д независимо от их объема, и производственных зданий III—V степеней огнестойкости объемом не более 5000 м3 с производствами категорий Г и Д (кузнечные, термические, инструментальные, жестяницкие отделения, отделения механической обработки металлов); производственных и вспомогательных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено наружное тушение пожаров из водоемов;
в помещениях для хранения автомобилей.
Следует оборудовать спринклерными и дренчерными установками деревообрабатывающие цехи объемом 2000 м3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м, помещения, отнесенные по пожарной опасности к категориям А, Б и В (аккумуляторные, обойные отделения, склады баллонов для горючих газов, склады топливно-смазочных материалов, маслорегенерационные), помещения для хранения автомобилей и их обслуживания (кроме постов мойки автомобилей), помещения складов сгораемых материалов площадью 1000 м2 и более.
Водопроводная сеть, на которой установлены пожарные краны, должна обеспечивать требуемый напор и пропускать расчетное количество воды для целей пожаротушения. При числе пожарных кранов в здании более 12 водопроводная сеть должна быть запитана не менее чем от двух вводов. При недостаточном напоре в сети водопровода должны устанавливаться специальные насосы в помещении, имеющем непосредственный выход наружу. Запорную арматуру на сети следует размещать таким образом, чтобы отключалась не более пяти пожарных кранов.
Водопроводная сеть, на которой расположены пожарные гидранты, должна быть кольцевой, запитываемой от двух источников водоснабжения, и иметь напор не менее 98 Па. При одном источнике водоснабжения необходимо устраивать резервуары противопожарного запаса воды (не менее двух) и насосной станции для подачи воды во время Пожара из резервуаров в сеть.
Пожарные насосы должны включаться автоматически от падения давления в сети либо дистанционно с поста охраны АТП или от кнопок, установленных у каждого пожарного крана и пожарных гидрантов.
В помещении пожарной насосной станции должны быть вывешены общая схема пожарного водоснабжения, схемы спринклерных и дренчерных установок и инструкции по их эксплуатации. На каждой задвижке и пожарных насосах-повысителях должны быть указатели их назначения. Все пожарные насосы водонасосной станции АТП должны содержаться в постоянной эксплуатационной готовности и проверяться на создание требуемого напора путем пуска воды не реже 1 раза в 10 дней.
Нормы расхода воды на внутреннее пожаротушение следует принимать в производственных зданиях и гаражах высотой до 50 м из расчета действия 2 пожарных струй производительностью 2,5 л/с каждая, а в зданиях высотой более 50 м — из расчета 8 пожарных струй производительностью 5 л/с каждая.
В зданиях с устройством вертикальных зон водопровода пожарные краны должны находиться под напором баков или хозяйственных насосов, обеспечивающих получение в любое время суток двух компактных струй производительностью 5 л/с, длиной не менее 6 м в течение 10 мин. Нормы расхода на спринклерные установки при автоматическом включении пожарных насосов в течение 1 ч с момента возникновения пожара от основного водопитателя в зданиях без фонарей шириной более 60 м с производствами категорий А, Б и В принимают в зависимости от объема здания (в тысячах кубических метров) следующими, л/с:
Объем здания | Расход воды | Объем здания | Расход воды |
До 100 | 30 | Более 200 до 300 | 40 |
Более 100 до 200 | 35 | » 300 | 45 |
В остальных зданиях, оборудованных спринклерными установками, расход воды определяют гидравлическим расчетом в зависимости от числа одновременно действующих спринклеров, но не более 30 л/с.
Расход воды на дренчерные установки определяют гидравлическим расчетом исходя из условия одновременного действия всех дренчеров расчетной секции.
Главный механик (энергетик) АТП должен вести постоянное техническое наблюдение за пожарными резервуарами, водоемами, водопроводной сетью и гидрантами, насосными станциями, спринклерными и дренчерными установками пожаротушения. Они должны быть всегда в исправном состоянии и в постоянной готовности к использованию в случае пожара или загорания. Крышки люков колодцев пожарных подземных гидрантов должны быть очищены от грязи, льда и снега, а стояк освобожден от воды. В зимнее время необходимо принимать меры по предупреждению замерзания пожарных гидрантов. Техническое обслуживание пожарных гидрантов, гидрант-колонок и пожарных кранов и их проверка на работоспособность путем пуска воды должны проводиться не реже 1 раза в 6 мес.
6.5. КАНАЛИЗАЦИЯ
Предприятия автомобильного транспорта оборудуют фекальной и производственной канализациями. На АТП с числом работающих в смену не более 25 чел. устройство фекальной канализации необязательно. В этом случае необходимо предусматривать устройство наружных уборных с выгребами. Удаление сточных вод от душевых и умывальников решается в зависимости от местных условий.
Сточные воды от мойки автомобиля, мытья полов в помещениях для хранения или обслуживания автомобилей, содержащие горючие жидкости и взвешенные вещества, перед спуском в канализационную сеть должны очищаться в местных очистных установках. Самотечный трубопровод для отвода сточных вод от постов мойки автомобилей до местных очистных установок должен иметь диаметр не менее 200 мм и уклон не менее 3%.
Производственные сточные воды, поступающие в наружную сеть канализации, должны иметь температуру не выше +40 °С. При температуре сточных вод более +40 °С их следует перед спуском охлаждать.
Спускать атмосферные (ливневые) воды в канализационную сеть, отводящую сточные воды, требующие очистки, не допускается. Запрещается сбрасывать в канализацию и жидкости, содержащие тетраэтилсвинец (ТЭС)
Для защиты производственных помещений от проникновения в них из канализации через приемные устройства опасных паров и газов канализационные выпуски аппаратов должны быть снабжены гидравлическими затворами и разъемными фланцами для удобной установки заглушек во время остановки аппаратов на ремонт. Канализационные выпуски должны иметь также вытяжные стояки для вентиляции и краники для отбора проб стоков, направляемых в канализацию.
Смотровые колодцы Канализационной сети должны иметь рабочую камеру такого размера, чтобы в ней мог легко поместиться рабочий, осматривающий или прочищающий сеть.
Для сохранения пропускной способности труб и коллекторов канализационной сети необходимо в качестве профилактики своевременно их прочищать от осевших загрязнений
6.6. ОЧИСТКА ЛИВНЕВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД
Вредные вещества, загрязняющие сточные воды АТП, представляют собой эмульгированные нефтепродукты, отработанные моечные и охлаждающие растворы, щелочные, кислотные, термические и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и др. Для очистки сточных вод применяют механические, биологические, химические, физико-химические и термические способы. Из очистных установок наиболее широко используют установки, работающие на принципе простого отстаивания и фильтрации, бензомаслоуловители, озонаторы ТЭС, гидроэлеваторы с гидроциклонами, реагентно-очистные устройства, флотаторы.
Очистные сооружения позволяют повторно использовать воду для производственных целей. Применение оборотного водоснабжения значительно сокращает потребление воды на производственные нужды АТП Однако запрещается предусматривать систему оборотного водоснабжения для мойки ассенизационных автомобилей и автомобилей, перевозящих ядовитые и инфицирующие вещества.
Для очистки ливневых сточных вод механическим способом при меняют очистные сооружения (рис. 14) с двумя вертикальными грязеотстойниками I и II с фильтрами и бензомаслоуловителями, с одним вертикальным осветлителем III с фильтром доочистки и маслосборной емкостью [II]. Достоинствами данных очистных сооружений являются простота конструкции и небольшие габаритные размеры. Внутренний диаметр железобетонных труб, из которых изготовлены грязеотстойники и осветлитель, составляют всего 2500 мм, а высота 2150 мм
Принцип работы очистных сооружений следующий. Загрязненная вода от ливнеперехватов поступает в грязеотстойники I и II, В грязеотстойниках частицы масла всплывают на поверхность воды и собираются в маслосборный лоток, а затем перекачиваются в маслосборную емкость. Более тяжелые загрязняющие вещества опускаются на дно грязеотстойников. В маслосборной емкости происходит разделение масла и попавшей вместе с ним воды, которая затем перекачивается в грязеотстойник II. Отстоявшаяся в грязеотстойниках вода проходит через фильтры и поступает в осветлитель III, "после чего выпускается в водосток.
Фильтры грязеотстойников и осветлителя одинаковой конструкции. Для их набивки рекомендуется применять одну из следующих трех комбинаций материалов: пять прокладок из мешковины и между ними три слоя стружки деревьев лиственных пород, равномерно распределенных по всей площади; вместо среднего слоя стружки укладывают слой кокса; слои стружки, кокса и сипрона с прокладками из мешковины для грязеотстойников и слои сипрона, кокса и стружки для осветлителя. Набивка фильтров должна заменяться не реже 1 раза в 3—4 недели летом и зимой и в 1—2 недели весной и осенью.
Для очистки производственных сточных вод нашел применение флотационный метод, основанный на искусственном насыщении очищаемой воды пузырьками воздуха, которые, прилипая к частицам масла, нефти и других загрязнений, способствуют их всплыванию на поверхность вод. Для повышения эффективности удаления мелкодисперсных и коллоидных частиц их укрупняют посредством введения в воду коагулянта (сернокислый алюминий или сернокислое железо). На поверхности воды образуется пена, содержащая частицы загрязнений, воду и воздух. Эта пена собирается и удаляется. Содержание нефтепродуктов в сточных водах после флотации снижается до 25—30 мг/л. Значительно снижается и содержание взвешенных веществ.
Флотационная установка ЦНИИ-5 (рис. 15) включена в систему оборотного водоснабжения. В этой установке загрязненная вода поступает в сборный резервуар-отстойник. После отстаивания она подается во флотатор, разделенный на четыре секции. В первой секции вода проходит через, гидроциклон, где получает вращательное движение. При этом тяжелые загрязняющие частицы отбрасываются к стенкам и опускаются на дно, а легкие примеси (нефть, масла) собираются в центре и всплывают на поверхность воды. Отстой (осадок) по мере накопления сливается, а всплывшие нефтепродукты удаляются в маслосборник. Кроме того, в гидроциклоне вода смешивается с коагулянтом. Затем вода поступает последовательно в две следующие секции флотационной очистки, смешиваясь по пути с насыщенной воздухом рециркулирующей водой. Образующаяся на поверхности воды пена удаляется скребковым механизмом в маслосборный карман. Пройдя глубокую очистку, вода поступает в четвертую секцию флотатора, где из воды удаляется остаточный воздух. После этого вода направляется на повторное использование в моечных установках и для других производственных нужд.
Для очистки производственных сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ используется напольная установка «Кристалл» (рис. 16), позволяющая многократно использовать очищенную воду для технических нужд АТП.
Принцип действия установки основан на последовательной фильтрации загрязненной воды сначала через фильтры грубой очистки, затем через фильтры тонкой очистки. Установка компактна, дает возможность очищать производственные и ливневые сточные воды при исходной концентрации нефтепродуктов от 1200 до 3...8 мг/л и взвешенных веществ от 2500 до 10... 15 мг/л. Состоит она из блоков производительностью 30 м3/ч 60, 90, 120 м3/ч. Мощность блоков выбирается в зависимости от потребляемого количества воды для технических нужд. Установка может быть объединена с уже имеющимися очистными сооружениями, что значительно повысит ее надежность и эффективность действия.
Все очистные установки АТП, имеющие производительность более 5,4 м3/ч , должны быть оборудованы механизированными устройствами для удаления осадков. Периодичность удаления осадков и собранных нефтепродуктов 1 раз в неделю.
В целях пожарной безопасности и предупреждения возможного отравления людей бензо- и маслоуловители очистных установок должны иметь исправный гидравлический затвор и естественную вентиляцию.
Местные очистные установки должны располагаться вне зданий на расстоянии не менее 6 м от наружных стен. Размещать их в отдельно стоящих зданиях для мойки автомобилей разрешается лишь в исключительных случаях.
При отсутствии в районе АТП канализационной сети очищать сточные воды и выбирать места их спуска необходимо с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами.
Лекция 11
Дата: 2019-07-24, просмотров: 401.