3.1 ОСНОВНЫЕ ДИРЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Правовые вопросы охраны труда в нашей стране регулируются положениями Конституции РФ и Трудовым кодексом РФ. производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих (ст. 1).
При подготовке коллективного договора необходимо провести паспортизацию условий труда на всех рабочих местах и заполнить паспорта санитарно-технического состояния цехов; составить спецификацию на оборудование и материалы, необходимые для выполнения намеченных мер
Администрация АТП должна взять на себя обязанности по: обеспечению бесперебойной работы и надлежащему содержанию санитарно-бытовых помещений; предоставлению дополнительных отпусков и сокращению рабочих дней; выдаче лечебно-профилактического питания или молока; снабжению газированной водой; содержанию в порядке территории предприятия; обеспечению безопасности эксплуатации транспортных средств; обеспечению спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; строгому соблюдению требований охраны труда, технологической дисциплины, графиков планово-предупредительных ремонтов; обеспечению бесперебойной работы вентиляции, исправного состояния оборудования, нанесения на нем требуемой окраски и т. д.
Профсоюзный комитет должен в установленные сроки проводить выборы общественных инспекторов по охране труда, утверждать составы комиссий по охране труда, организовывать обучение актива и постоянный контроль силами общественности за соблюдением требований охраны труда, систематически проверять выполнение хозяйственными руководителями предложений общественных инспекторов и комиссий по охране труда, обобщать предложения в проекты коллективного договора и соглашения, обсуждать их на собраниях в трудовых коллективах, проводить дни охраны труда и т. д.
Взаимные обязательства администрации и профсоюзного комитета предусматривают: внедрение мероприятий системы управления охраной труда; административно-общественный (трехступенчатый) контроль за состоянием охраны труда; материальное и моральное стимулирование членов трудовых коллективов за работу без аварий и травмирования работающих; изготовление, своевременное обновление и пополнение стендов по охране труда и т. д.
К коллективному договору прилагаются: соглашение по охране труда (прил. 1); перечень мероприятий, предусмотренных на текущий год пятилетним комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и не являющихся номенклатурными; перечень работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия независимо от членства в профессиональном союзе. Выполнение коллективного договора контролируют администрация, профсоюзный комитет предприятия и их вышестоящие органы.
Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предупреждающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих.
Лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, препятствующие деятельности профессиональных союзов, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность предусматривает взыскания с должностных лиц из числа руководящих, административно-технических и административно-хозяйственных работников, по вине которых допускаются нарушения охраны труда, которые не влекут за собой тяжкие последствия и не могли повлечь их. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: замечания, выговоры, строгие выговоры, переводы на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок и увольнения (ст. 135 ТК РФ).
Административная ответственность выражается денежными штрафами. Правом штрафовать пользуются правовые и технические инспекторы труда, органы Госгортехнадзора, Госсаннадзора и Госпожнадзора. Денежному штрафу подвергается должностное лицо, которое своим непосредственным действием или бездействием нарушило трудовое законодательство, правила и нормы по охране труда. Штраф взыскивается из заработной платы должностного лица.
Материальная ответственность возникает в связи с утратой работником трудоспособности при несчастном случае. Регулируется материальная ответственность гражданским кодексом (ГК) РФ.
Согласно ст. 444 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный организации, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Общими условиями ответственности за причинение вреда являются: наличие вреда, противоправное поведение организации или гражданина, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, наличие вины организации или гражданина в причинении вреда.
Согласно ст. 446 ГК РФ, государственные учреждения отвечают за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями их должностных лиц в области административного управления, на общих основаниях, если иное не предусмотрено специальным законом.
На основании ст. 454 ГК РФ АТП признаются владельцами источников повышенной опасности и отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Под непреодолимой силой понимают чрезвычайное событие, которое, будучи объектив но непредотвратимым при данных обстоятельствах, воздействует на источник повышенной опасности и тем самым вызывает наступление вредных последствий. В качестве непреодолимой силы могут выступать стихийные явления, например ураган, землетрясение, наводнение и иные объективные факторы. Вопрос о том, является ли данное явление непреодолимой силой, разрешается с учетом конкретных условий.
Устанавливая ответственность, закон стимулирует владельцев источников повышенной опасности к такой организации деятельности, которая максимально снижает или устраняет вовсе возможность возникновения вреда от источника повышенной опасности.
В ст. 458 ГК РФ предусматривается учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего (а при вине причинителя вреда — ив зависимости от степени его вины) размер возмещения, если иное не предусмотрено закономРФ, должен быть уменьшен либо в возмещении вреда должно быть отказано. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, в зависимости от его имущественного положения.
Уголовная ответственность возникает в результате грубого нарушения должностными лицами трудового законодательства, а также правил и норм охраны труда. Устанавливается уголовная ответственность уголовным кодексом (УК) РФ.
Ст. 138 УК РФ устанавливает санкции за нарушение законодательства о труде. Незаконное увольнение трудящегося с работы из личных побуждений, неисполнение решения суда о восстановлении на работу, а равно иное умышленное существенное нарушение законодательства о труде, совершенное должностным лицом государственного или общественного предприятия или учреждения,— наказывается исправительными работами на срок до одного года или увольнением от должности.
Ст. 140 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил, охраны труда. Нарушение должностным лицом правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом, или увольнением от должности.
Те же нарушения, повлекшие за собой причинение телесных повреждений или утрату трудоспособности,—
наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.
Нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие смерть человека или причинение тяжких телесных повреждений нескольким лицам,—
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет
Ст. 216 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Нарушение производственно-технической дисциплины или правил, обеспечивающих безопасность производства на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах,
— наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до трехсот рублей, или увольнением от должности.
Те же действия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия,—
наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
3.2. РЕЖИМ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
В настоящее время действует Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, в котором учтена специфика работы автомобильного транспорта. Это Положение распространяется на водителей независимо от ведомственной подчиненности предприятий, за исключением водителей, занятых на международных перевозках. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей.
В состав рабочего времени водителя входят:
1) установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения на предприятие, а при международных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (на месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
2) время па предрейсовый медицинский осмотр водителей (до 5 мин в смену),
3) время движения автомобиля на линии;
4) время стоянок в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
5)время простоев не по вине водителя;
6)время остановок, установленных графиком для кратковременного отдыха в пути и на конечных пунктах, а также время на осмотр подвижного состава и его обслуживание. На междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения автомобиля предусмотрена стоянка продолжительностью 10 мин для отдыха водителя. В дальнейшем стоянки такой продолжительности следуют через каждые 2 ч. Водителю, работающему по сдельному тарифу, это время учтено в нормах. Если для водителя установлено время обеденного перерыва, дополнительное время для отдыха ему не предоставляется;
7) время стоянок на междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах в соответствии с графиком (заданием) для охраны груза и автомобилей. Если в рейс направляются два водителя, это время засчитывается только одному из них;
8)половина времени, предусмотренного на обслуживание автомобиля, заданием на междугородный рейс (расписанием, графиком). Если в рейс направляются два водителя, то автомобиль должен быть оборудован спальным местом.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в зависимости от того, какая рабочая смена установлена для данного предприятия — пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем
При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (ст. 46 ТК РФ). Продолжительность рабочей недели (41 ч) установлена ст. 42 ТК РФ. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 ч.
В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на 1 ч, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе. Когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, продолжительность рабочей смены не сокращается.
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на 1 ч. Продолжительность ночной работы уравнивается с продолжительностью дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, принимая во внимание требования безопасности движения, при суммированном учете (ст. 52 ТК РФ) рабочего времени ограничило продолжительность смены водителям до 10 ч. В исключительных случаях ее продолжительность может быть увеличена, но не более чем до 12 ч.
В случаях, когда при междугородных перевозках предусматривается пребывание водителя в автомобиле более 12 ч, на таком автомобиле должно быть оборудовано специальное место для отдыха водителя, и в рейс направлены два водителя.
Для водителей городских автобусов с их согласия администрация совместно с профсоюзным комитетом может устанавливать рабочий день с разделением смены на две части (с двумя выходами на работу), перерыв между которыми должен быть не менее 2 ч без учета времени обеденного перерыва.
Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и водителям автомобилей, обслуживающим экспедиции и изыскательские партии, занятым на геологоразведочных, топографогеодезических и изыскательских работах в полевых условиях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Число и продолжительность рабочих смен по графикам сменности этим водителям устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (41 ч), а дни еженедельно отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск, и производится соответствующая доплата. Конкретный размер доплаты и число дней дополнительного отпуска определяет администрация по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от степени нагрузки и работы во внеурочное время.
Водителя, работающего по повременному тарифу, в случае неполной загрузки нормального рабочего времени основной работой можно по согласованию с профсоюзным комитетом привлекать к другой близкой по квалификации и специальности работе.
Рабочее время водителей при суммированном учете должно регламентироваться графиками сменности.
На автомобильном транспорте общего пользования наибольшее распространение получил помесячный суммированный учет рабочего времени. Для водителей, занятых перевозкой пассажиров в курортных местностях в летне-осенний период, а также на перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, в качестве учетного берется период свыше одного и до шести месяцев. Сверхурочная работа для водителей может применяться только в исключительных случаях. При суммированном учете рабочего времени его продолжительность в течение дня не должна превышать 12 ч. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.
Режим работы водителей определяется не только продолжительностью рабочего дня (смены), но и чередованием работы с отдыхом. Время отдыха включает: перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв); ежедневный отдых (междусменный); еженедельный отдых (выходные дни); отдых в праздничные дни; ежегодный основной и предусмотренный законодательством дополнительный отпуска.
Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы продолжительностью до 2 ч. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене.
При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых в отдельные периоды может быть уменьшен до 12 ч. Неиспользованные части ежедневного отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода.
Продолжительность ежедневного отдыха водителей междугородных перевозок в пунктах оборота или в промежуточных пунктах должна быть не менее продолжительности предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины продолжительности этой смены с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Трудовым законодательством (ст. 59 ТК РФ) установлена минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Для водителей она составляет вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день не менее 42 ч.
Если при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочих смен водителей установлена свыше 10 ч, продолжительность еженедельного отдыха может быть 29—42 ч. В среднем же за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.
Водителям допускается предоставлять еженедельный отдых в различные дни недели в соответствии с графиком сменности. Работа в выходной день компенсируется отгулом в течение ближайших двух недель. Лишь в исключительных случаях и если у администрации не было возможности предоставить другой день отдыха такая работа оплачивается в двойном размере.
Привлекать водителей к работе в праздничные дни допускается, если это предусмотрено графиком сменности в случаях, когда приостановка работы не возможна по производственно-техническим условиям, на работах, связанных с обслуживанием населения, при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. При подсчете сверхурочных часов для повышения их оплаты работа в праздничные дни сверх нормы учетного периода не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, предусмотренный графиком.
Лекция 7
Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.