На второй стадии развития и формирования коллектива огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его.
На этой стадии формирования коллектива целесообразно ставить следующие задачи:
ü совместно планировать общую деятельность;
ü выбрать актив;
ü создать ученические группы («звёздочки»);
ü формировать умение слушать и слышать друг друга.
Важным путём сплочения коллектива является наличие у него общей цели. А.С.Макаренко подчеркивал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели (перспективы) перед коллективом, организация завтрашней радости для детей не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.
Перспективы могут быть ближними, средними и дальними.
Ближняя перспектива – завтрашняя радость. В работе с младшими школьниками на второй стадии обычно используют ближние перспективы: увлекательную совместную прогулку, поход, коллективные игры. Такие перспективы воспринимаются как интересные события почти всеми учениками и вызывают у них радостные переживания.
Однако это не значит, что ближняя перспектива должна быть обязательно развлекательной. Для её осуществления нужно предусмотреть пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени и богатыми по содержанию.
При всех условиях необходимо воодушевить перспективой всех учащихся, заинтересовать их, добиться того, чтобы эта цель была обязательно достигнута. Только при этом условии работа по осуществлению перспектив приведёт к росту коллектива и развитию личности. А перспективы могут быть осуществлены лишь в том случае, если классные руководители определят их с учетом зрелости коллектива.
Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив – ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом.
Выбора актива можно провести на классном собрании, где учащиеся сами выбирают актив класса. Так, у классного руководителя появляются помощники, единомышленники, формируется ядро коллектива. В процессе разнообразных дел к активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные дела.
Так, можно предложить следующую структуру органов самоуправления в ученическом коллективе:
Важным путём сплочения коллектива на этом этапе становления является накопление положительных традиций (например, праздничные дни рождения, капустники, приглашение родителей на праздники, исполнение любимой песни класса на каждом классном часу и соблюдение ритуала класса и др.).
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к общественному долгу и чести коллектива.
Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определённые условия и время. Поэтому целесообразно в конце каждого рабочего дня собираться, чтобы каждый ученик оценил свою работу и поведение за учебный день, и выбрал то солнышко, которое он заслужил. Здесь учитывается мнение товарищей и учителя.
- старался, всё получилось, и слушался товарищей;
- старался, чуть не получилось, и слушался товарищей;
- не старался и не слушался товарищей.
Такая работа формирует следующие межличностные отношения в коллективе, а именно:
§ обеспечивает развитие общения детей (умение слушать, договариваться о совместной деятельности, выражать свои мысли, чувства, эмоции, понимать другого и т.д.);
§ создает условия для «презентации» своего «Я» сверстникам, что в значительной степени способствует формированию адекватной самооценки и поиска своего места в коллективе сверстников;
§ имеет диагностико-коррекционную функцию, так как в ходе совместной деятельности детей отчетливо проявляется картина межличностных отношений;
§ дифференцирует процесс обучения с разными темпами обучаемости детей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.