Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Результаты научных исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьёзных проблем, стоящих перед современной начальной школой, является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Приход ребёнка в школу связан с определёнными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности младших школьников, особенно 6 – 7 лет. Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений: учитель, одноклассники, класс. Поэтому характер взаимоотношений ученика и учителя, особенности межличностных отношений первоклассников, способность ребёнка проявлять индивидуальность, желание и умение сотрудничать на уроке и во внеурочное время – всё это играет особую роль в формировании ученического коллектива.

Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего, должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Это вопрос был разработан А.С.Макаренко и проверен практикой работы многих школ. Опыт учреждений, руководимых С.Т.Шацким, А.С.Макаренко и другими педагогами, рассматривается в современной педагогической литературе как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Многие младшие школьники испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками, наиболее распространенными среди которых являются:

§ ссоры с одноклассниками на переменах (например, ребёнок начинает громко кричать или толкаться, если кто-то из одноклассников, проходя мимо, случайно уронил его карандаш или книгу на пол);

§ отсутствие друзей и приятелей в классе (такой ребёнок на вопрос, есть ли у него друзья, назовет ребят не из класса, или скажет: «Я дружу со всем классом», - или прямо ответит: «У меня в классе пока не нашлось друга»);

§ негативное отношение к окружающим: к учителю (например, когда ребёнок с хорошими способностями к учению упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем, истерикой); к одноклассникам (чаще всего – в виде физической агрессии на переменах);

§ повышенная тревожность, неуверенность в своих силах (проявляется в том, что ребёнок долго присматривается к учителю, одноклассникам).

      А между тем, перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье младших школьников.

      Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, для успешной работы в школе у младших школьников должны быть сформированы соответствующие качества и умения. Кратко обозначим их:

1. Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

- желание   детей  участвовать   в   ней,  позитивные  переживания в

   процессе совместной деятельности;

- уверенность в успехе;

- ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;

- адекватная  эмоциональная  реакция  на  ошибки и неудачи в своей

   (товарища) деятельности;

- желание предложить свою помощь, а также принимать её от других.

2. Деловые отношения:

-  умение      принимать  цель       совместной      деятельности      и

сопроводительные указания к ней; понимать цель деятельности как её результат, адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников;

- умение взаимодействовать: планировать совместно общую

деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра, принимать участие в сравнении цели и полученного результата.

3. Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений (проявляется в том, что у младшего школьника формируется понимание важности коллективного познания для себя и других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы).

4. Умения «презентовать» себя: рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать, выслушивать чужое мнение и адекватно реагировать на критику своей работы, выражать мнение о полученном результате деятельности.

      Следует отметить, что вышеперечисленные качества и умения младших школьников являются показателями степени сформированности коллектива.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.