Тема. Деятельность классного руководителя по формированию ученического коллектива.
Цель: раскрыть особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе; определить стадии развития и формирования ученического коллектива; охарактеризовать особенности и пути формирования ученического коллектива на каждой стадии его развития; показать возможности оценки уровня сформированности ученического коллектива; развивать логическое мышление, память, речь, интерес к изучению МДК; формировать стремление к профессиональному самосовершенствованию.
План.
1. Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе.
2. Стадии развития и формирования ученического коллектива.
3. Пути формирования ученического коллектива на первой стадии его
развития.
4. Пути формирования ученического коллектива на второй стадии его
развития.
5. Пути формирования ученического коллектива на третьей стадии его
развития.
6. Оценка уровня сформированности ученического коллектива.
Литература:
1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2008.
2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности : учеб. пособие /И.А.Кибальченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
3. Классный руководитель в современной школе. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Стефановская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Сластёнин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Содержание лекции.
Пути формирования ученического коллектива на первой стадии
Его развития.
Приступая к формированию коллектива, классный руководитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу на каждой стадии развития детского коллектива.
На первой стадии развития коллектива классный руководитель не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.
Главная особенность младших школьников на этом этапе – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Главными задачами классного руководителя на этом этапе формирования коллектива являются:
ü формирование образа «Я – школьник», «Я – ученик», «Я могу…»;
ü усвоение норм поведения в школе;
ü приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям;
ü организация межличностного знакомства учащихся в классе.
На этой стадии характер требований классного руководителя должен быть самым категоричным. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей. Отношение классного руководителя к ребёнку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) – пример отношения к нему его одноклассников и, в конечном счете, положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель – ученик».
Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических проявлений и, в соответствии с этим, наметить приёмы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, т.к. они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон классного руководителя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со сверстниками.
Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и, в то же время, отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.
На этой же стадии наряду с педагогическим требованием может быть использовано и соревнование. Оно также пока будет опираться на стремление детей показать классному руководителю, на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.
Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определённые требования – проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки – таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.
Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к своему поведению.
Тема. Деятельность классного руководителя по формированию ученического коллектива.
Цель: раскрыть особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе; определить стадии развития и формирования ученического коллектива; охарактеризовать особенности и пути формирования ученического коллектива на каждой стадии его развития; показать возможности оценки уровня сформированности ученического коллектива; развивать логическое мышление, память, речь, интерес к изучению МДК; формировать стремление к профессиональному самосовершенствованию.
План.
1. Особенности и условия успешной адаптации младших школьников в условиях коллективного обучения и воспитания в школе.
2. Стадии развития и формирования ученического коллектива.
3. Пути формирования ученического коллектива на первой стадии его
развития.
4. Пути формирования ученического коллектива на второй стадии его
развития.
5. Пути формирования ученического коллектива на третьей стадии его
развития.
6. Оценка уровня сформированности ученического коллектива.
Литература:
1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2008.
2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности : учеб. пособие /И.А.Кибальченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
3. Классный руководитель в современной школе. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Стефановская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Сластёнин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. В.А.Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Содержание лекции.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 346.