Если НМА создан самой фирмой, то в его фактическую стоимость включают все расходы по его изготовлению и регистрации
1. стоимость израсходованных материалов,
2. заработную плату работников, которые его изготавливали,
3. патентные пошлины и т. д.
Такое же правило действует и в налоговом учете.
НМА считаются созданными силами фирмы, если выполнены следующие условия:
1. исключительное право на НМА принадлежит фирме и он создан ее работниками;
2. исключительное право на НМА принадлежит фирме и он создан по ее заказу сторонней организацией;
3. свидетельство на НМА (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и т. п.) выдано фирме.
Пример. Как отразить создание НМА
Научно-производственное предприятие АО «НИИ “Полипласт”» разработало новый способ выпуска высокопрочного пластика.
Сотрудники предприятия Иванов и Фокин изготовили и испытали образец пластика.
Их заработная плата составила 10 000 руб.
Сумма начисленных страховых взносов – 3000 руб.
Сумма взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве – 310 руб.
В отчетном году НИИ «Полипласт» направил в Роспатент заявку на получение патента на это изобретение.
Фирма заплатила пошлину за регистрацию патента в сумме 1150 руб. и сбор за экспертизу изобретения в Федеральном институте промышленной собственности в сумме 5000 руб.
Предприятие получило в Роспатенте патент на изобретение «Способ выпуска высокопрочного пластика» сроком на 20 лет от 10 декабря отчетного года.
Рншение
Д 08-5 К 70– 10 000 руб. – начислена заработная плата сотрудникам, участвовавшим в создании НМА;
Д 08-5 К 69– 3310 руб. (3000 + 310) – начислены страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС;
Д 08-5 К 76– 1650 руб. – учтена пошлина за рассмотрение заявки в Роспатенте;
Д 08-5 КР 76– 5000 руб. – учтены затраты на экспертизу изобретения в Федеральном институте промышленной собственности;
Д 76 К 51– 6650 руб. (5000 + 1650) – оплачены затраты, связанные с экспертизой и регистрацией изобретения;
Д 04 К 08-5– 19 960 руб. (10 000 + 3310 + 1650 + 5000) – НМА принят к бухгалтерскому учету (после получения патента).
Деловая репутация.
Деловая репутация – разница между покупной ценой предприятия, приобретаемого как имущественный комплекс, и суммой всех его активов за вычетом обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки.
Приобретаемая деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной.
Если указанная разница положительная (положительная деловая репутация), вы отражаете ее в бухучете на отдельном субсчете счета 04 «Нематериальные активы». Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности фирмы).
Если эта разница отрицательная (отрицательная деловая репутация), то ее нужно сразу и полностью включить в состав прочих доходов, то есть отнести на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Положительная и отрицательная деловая репутация по-разному отражаются и в налоговом учете.
Положительная признается надбавкой к цене и списывается в расходы равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс (абз. 1, 2 п. 1, п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 268.1 НК РФ).
Отрицательная признается скидкой к цене и включается в доходы покупателя предприятия как имущественного комплекса в том месяце, в котором произошла государственная регистрация перехода права собственности (абз. 1, 3 п. 1, п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 268.1 НК РФ).
Стоимость чистых активов предприятия как имущественного комплекса определяется на основании передаточного акта.
Но если предприятие приобретено в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу, вместо величины чистых активов используется его оценочная (начальная) стоимость (п. 2 ст. 268.1 НК РФ).
Положительная деловая репутация не относится к НМА в целях налогообложения прибыли.
Пример.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 282.