Специфические особенности воспитания, обусловливающие трудности социальной адаптации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вторым предиспозиционным фактором, отмечаемым А.О. Буха- новским и получившим подтверждение в нашем исследовании, явились специфические особенности воспитания многоэпизодных преступников.

Неустойчивость собственной активности и проблемы приобрете- ния индивидуального опыта, обусловленные наличием органического поражения ЦНС, приводят к тому, что такие дети нуждаются в специ- альных мерах социально-педагогического воздействия, направленных на активную стимуляцию их психического развития.

В силу этого существенно возрастает роль условий раннего и, в частности, семейного воспитания как предиспозиционного фактора становления аномальной личности серийных преступников.

Среди факторов, определяющих педагогическую несостоятель- ность семьи, в литературе традиционно выделяют ее состав. В этом смысле неблагополучными считаются, в частности, неполные и многодетные семьи [Аувяэрт Л.И., 1981, Беличева С.А., 1993 и др.]. В таблице 3 приведены результаты изучения состава родительских семей многоэпизодных преступников по сравнению с выборкой лиц, осужденных за сексуальные преступления.

 


 

Состав родительских семей испытуемых, в %




Таблица 3


 

Группы

Мать и отец

Мать и отчим

Одна мать

Один отец

Отец и мачеха

Число детей в семье

1 2 3 4 и >
Многоэпизодные 40,00 33,33 20,00 0 6,67 33,33 60,00 6,67 6,67
В целом по выборке 25,90 21,97 40,98 3,93 7,21 35,74 38,69 20,00 5,57

Как видно из приведенных в таблице 3 сведений, по составу родительских семей группа многоэпизодных преступников вы- глядит более благополучной по сравнению с выборкой остальных сексуальных преступников. Это проявляется, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей. Многодетные семье, насчитывающие троих и более детей, были только у двух ис- пытуемых, в то время как в целом у сексуальных преступников по- казатель многодетности родительских семей составляет 25,57%.

В то же время качественный анализ взаимоотношений в роди- тельских семьях испытуемых свидетельствует о неблагополучии их психологического климата (таблица 4).

 



Таблица 4

Особенности взаимоотношений в родительских семьях, %

Характеристики Многоэпизодные преступники, % Сексуальные преступники, %
Доминирующая личность в семье    
отец 6,7 53,1
мать 86,6 41,0
другие члены семьи 6,7 5,9
Оценка личности отца    
позитивная 20,0 45,9
амбивалентная 13,3 16,4
негативная 66,7 37,7
Оценка личности матери    
позитивная 33,3 47,9
амбивалентная 46,7 35,7
негативная 20,0 16,4
Наличие эмоциональной привязан- ности    
к отцу 13,3 43,0
к матери 46,7 55,7
к обоим родителям 0 25,9
Общая оценка взаимоотношений в семье    
позитивная 6,7 33,1
амбивалентная 33,3 42,0
негативная 60,0 24,9

Как видно из данных таблицы, только 6,7% испытуемых группы многоэпизодных преступников оценили взаимоотношения в семье как благополучные, причем ни один из них не испытывал эмоцио- нальной привязанности к обоим родителям.

Характеризуя в наиболее существенных чертах ранние этапы ин- дивидуального развития наших испытуемых, прежде всего, следует отметить высокую степень совпадения по стилю воспитания во всех семьях обследованных. Важной его особенностью является противо- речивость. Причем наиболее патогенным для личностного развития обследованных лиц является дисгармоничность отношения родителей к сыну: гиперопека со стороны матери, проявляющаяся в доминирую- щей, иногда до тирании, ее роли в семье (или только по отношению к сыну), тормозящая собственную активность ребенка, лишающая его самостоятельности, и отстранение отца от воспитания детей.

Во всех случаях полных семей отец в силу профессиональной за- нятости, собственных представлений о роли мужчины в семье или аморального образа жизни, не участвовал в воспитании детей, лишь изредка выполняя в отношении них «карательные» функции. У 20% представителей этой группы он вообще отсутствовал, у 33,3% был отчим, отношения с которым, как правило, были плохими (в лучшем случае, он просто не замечал пасынка). Только один испытуемый (10- serial) отметил, что отчим был для него значимым человеком, причем и с отцом у него сохранялись нормальные отношения.

Второе по частоте встречаемости противоречие – противоречие между декларируемой заботой о детях и реальным эмоциональным их отвержением, скрытым или явным, вплоть до жестокого обра- щения и тяжелых физических наказаний. Часто встречается эмо- циональное отчуждение матери от ребенка – холодная шизогенная мать. Постоянное унижение, отрицание любых достоинств, требова- ние абсолютного подчинения без рассуждений, жесткое насаждение ханжески-пуританских моральных принципов, с одной стороны, и гипоопека вплоть до безнадзорности – с другой. Фрустрирующее воз- действие тем сильнее, что исходит от наиболее значимых лиц – от ро- дителей. Дисгармонией отличаются, как правило, и внутрисемейные отношения между родителями: часто встречаются злоупотребления одного или обоих родителей алкоголем, аморальный образ жизни, конфликты и скандалы в семье и др.

Еще одной характеристикой, общей для всех семей испытуемых этой  группы,  является  жесткость  и  ханжество  предъявляемых


к ребенку моральных требований, сочетающиеся с их формально- стью. Родители (чаще всего, мать) строго следят за поведением сына, карая за любой проступок. Наказание наступает с неотвратимостью и бывает весьма жестоким. Причем часто ребенка наказывают за то, что вполне допустимо для родителей (выпивка, драки и пр.).

Порой родители, строго наказывая сына, тем не менее, идут на все, чтобы «защитить» его от других, даже когда он совершает пре- ступления.

Наличие двойного стандарта морали, ханжество и противоречи- вость требований родителей приводят к тому, что ребенок любое их давление отвергает как несправедливое. Это затрудняет превращение моральных норм во внутренние позиции испытуемых, и без того имеющих проблемы с усвоением социального опыта. Кроме того, эти требования достаточно формальны – родители требуют точного их выполнения, не вникая в мотивы поведения и переживания сына. В лучшем случае забота матери проявляется в том, чтобы накормить и одеть, проследить за успеваемостью и пр. Внутренний мир ребенка ее мало интересует. Попытка поделиться с родными своими пережива- ниями, открытое проявление чувств встречают непонимание и тоже наказываются. В результате у испытуемых формируются только фор- мальные эталоны поведения без адекватной их смысловой оценки.

Эти условия семейного воспитания, накладываясь на индиви- дуально-психологические особенности ребенка, способствуют дис- гармоничному развитию его личности, сказываясь, прежде всего, на развитии эмоционально-волевой сферы. С одной стороны, режим ограничений и запретов жестко блокирует потребность ребенка в проявлении собственной активности, определяя переживание состояния хронической фрустрации. С другой стороны, это усугу- бляется невозможностью открытого отреагирования. Страх перед наказанием (часто жестоким) тормозит открытое проявление ими реакций протеста, неповиновения и агрессии, заставляя прибегать к лести, заискиванию, лжи и пр. Острота переживаний определяется и аффективной ригидностью испытуемых, связанной с наличием ор- ганической симптоматики. Даже во взрослом возрасте воспоминания о детских обидах и унижениях весьма болезненны. Время от времени накапливаемое возбуждение проявляется в «немотивированных» аффективно-агрессивных вспышках, неожиданных для окружаю- щих. Для них характерно «смещение агрессии», направляемой не на реальных «обидчиков», а на более слабых, например, на животных.


Специфическая психогенная задержка эмоционального развития испытуемых проявляется двояко. Во-первых, в формировании у ис- пытуемых эгоцентрических установок, недостаточной способности к волевому усилию и самоконтролю, отсутствии чувства долга и ответственности. При этом в случае снятия внешнего давления и надзора обнаруживается импульсивность, неспособность самостоя- тельно контролировать свое поведение и эмоции, тенденция непо- средственной реализацией их влечений в поведении без достаточного осмысливания последствий. Во-вторых, отсутствие эмоциональных отношений в семье, порой даже санкции за открытое проявление чувств, определяют скудость эмоционального опыта испытуемых, что ведет к недостатку эмпатии, неумению выражать свои чувства и понимать чувства других. Более того, внимание к другим рассма- тривается ими как слабость, как вариант «немужского» поведения. В дальнейшем это проявляется как эмоциональная холодность, бесц- ветность внешних эмоциональных проявлений в сочетании с повы- шенной чувствительностью, ранимостью, скованностью.

Особенности семейного воспитания и формирующиеся лич- ностные черты обусловливают у испытуемых проблемы социальной адаптации. Негативный опыт общения с наиболее значимыми людьми (родителями) заставляет их с подозрением относиться к другим людям, что, в свою очередь, вызывает у последних враждебность и отказ от сотрудничества. Положение усугубляется эгоцентризмом испытуемых, их безответственностью, низкой коммуникативной компетентностью и т.п. В результате они становятся изгоями, прежде всего, среди свер- стников, что еще более утверждает их в представлении о враждебности к ним всего мира, создавая нескончаемый порочный круг.

Третьим фактором, определяющим специфику семейного вос- питания в исследуемой группе, является властность, активность матери и пассивность отца в семейных взаимоотношениях, его от- страненность от воспитания детей. Это приводит и к возникновению у испытуемых проблем сексуального общения. Во-первых, так как семья является ячейкой первичной социализации, в том числе и сексуальной, диссоциация родительских ролей определяет форми- рование у этих субъектов неадекватных стереотипов полоролевого поведения. Во-вторых, доминирование матери, олицетворяющей для ребенка женщину в целом, формирует у него весьма специфический ее образ, как чего-то опасного, угрожающего, враждебного, подавляю- щего. Этот образ фиксируется в сознании ребенка и в дальнейшем


проявляется в течение всей жизни, затрудняя его взаимоотношения с противоположным полом.

Таким образом, мы выделили три фактора, определяющих спец- ифику семейного воспитания у серийных преступников:

– наличие дисгармоничности внутрисемейных отношений и, пре- жде всего, стиля воспитания;

– дисгармоничность (жесткость, ханжество и формальность), морально-этических принципов и предъявляемых к ребенку моральных требований;

– диссоциация родительских ролей в семье.

Все эти факторы, не определяя жестко будущее криминальное поведение испытуемых, способствуют возникновению проблем их социальной адаптации, прежде всего, наличие затруднений в сфере общения.

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.