Психологические  механизмы совершения серийных преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исходный теоретический анализ в настоящем исследовании основан на клинико-динамической модели личности серийного сексуального преступника, описанной А.О. Бухановским [1994, 1996, 1997, 1998] под названием «феномен Чикатило» (ФЧ). По определе- нию А.О. Бухановского, «ФЧ – вариант криминальной личности, этапное патологическое развитие которой приводит к возникнове- нию, закреплению и трансформации непсихотической потребности в совершении повторных садистских преступлений против половой неприкосновенности и жизни граждан» [1994, с. 23].

В основе этого феномена, по мнению автора, лежит патоло- гическая система. Патологическая система – «новая структурно- функциональная  патодинамическая  организация,  возникающая в ЦНС в условиях повреждения,... имеет значение практически универсального патогенетического механизма» [Крыжановский Г.Н., 1994, с. 434]. Центральным элементом этой системы является форми- рование генератора патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), который, будучи сформированным, начинает действовать спонтан- но. По мнению Г.Н. Крыжановского, «в одних случаях патологическая система возникает в результате гиперактивации и выхода из-под


контроля физиологической системы, а в других – путем вовлечения поврежденных и неповрежденных образований ЦНС в новую, не существующую ранее структурно-функциональную организацию» [1994, с. 434]. Именно она является  патогенетическим  механиз- мом развития обсессивно-компульсивной сексуальной агрессии [Крыжановский Г.Н. и др., 1994].

Изучение ФЧ позволило А.О. Бухановскому [1998] не только выявить его непроцессуальную (нешизофреническую) эндогенизацию и прогредиентность, но и описать стадийность развития и провести его систематику по двум динамическим векторам: доклинический/ клинический периоды и прекриминальный /криминальный этапы. В возникновении и развитии этого феномена в доклиническом периоде ведущая роль принадлежит психогенным механизмам и законам психологии, тогда как на клиническом он развивается по закономерностям трансформации психопатологической симптома- тики. На доклиническом этапе механизмы формирования агрессив- ного поведения подлежат психологическому анализу. Когда же такая патологическая система уже сформирована, речь должна идти о ее психиатрической оценке.

Целью настоящей работы и является исследование психологиче- ских механизмов формирования и проявления ФЧ в доклиническом периоде его развития, то есть совокупности промежуточных со- стояний и процессов, которые он претерпевает в ходе своего воз- никновения и развития.

Исходной точкой нашего анализа является определение агрессии, частным случаем которой выступает сексуальная агрессия, как адресо- ванной другим субъектам активности в неудовлетворяющей ситуации при сохранении постоянного к ней отношения и устойчивости моти- вации, имеющей своей целью устранение фрустрирующих субъекта препятствий и расширение возможностей удовлетворения его по- требностей [Михайлова О.Ю., 2000]. Когда речь идет о сексуальной агрессии, непосредственным ее предметом выступает сексуальность как одна из общих интегральных характеристик человека.

Надо отметить неразработанность понятия «сексуальность», несмотря на то, что оно является основной категорией сексологии и активно используется многими специалистами, работающими в этой мультидисциплинарной области знаний. Большинство ав- торов отмечают лишь его сложный и комплексный характер, в то время как содержательные и структурные характеристики этого


понятия остаются вне поля зрения исследователей [Васильченко Г.С., 1996; Старович З., 1991; Ткаченко А.А. и др., 1998; Boenisch L., 1994;

Larson P.S., 1981; Schmidt G., 1983].

В своих поисках мы нашли только одну работу, посвященную содержательному анализу понятия сексуальности [Goettsch S.L., 1989]. Определяя сексуальность как индивидуальную способность переживать половое возбуждение, содержащую в качестве интенции сексуальное поведение, автор предлагает рассматривать ее в четырех аспектах: 1) как свойство индивидуальности, хотя и зависящее от культурных  и  средовых  влияний;  2)  как  переживание,  связанное с сексуальным (прошлым или антиципируемым будущим) опытом; 3) как переживание телесных процессов, тесно связанных с психофизи- ологическими функциями; 4) как переживание, концентрирующееся вокруг половых органов. Такое понимание сексуальности фактически приводит к отождествлению ее с половым самосознанием. В то же время сексуальность человека по отношению к другому субъекту может выступать как объективная его характеристика и порой главная. Поскольку познание другого человека, его внутреннего мира требует дополнительной активности, определенного уровня коммуникативной компетентности, рефлексивности и т.д.

Специальный анализ понятия сексуальности не входит в задачи нашей работы. Мы рассматриваем ее как комплексную характеристику человека, отражающую определенность (очерченность, выраженность) связанных с полом его биологических, психологических и/или соци- альных характеристик и обнаруживающуюся в его поведении. Такое определение является рабочим и не претендует на полноту.

В качестве депривирующих факторов, на которые направляется деструктивная активность, могут выступать устойчивые характе- ристики объекта агрессии, его актуальное поведение в конкретной ситуации и объективные по отношению к адресату факторы ситуации. В этом плане сексуальная агрессия может проявляться в трех основ- ных формах. Во-первых, как деструкция непосредственного объекта агрессии путем лишения его одного из существенных свойств – сек- суальности. Во-вторых, как деструкция актуального поведения объ- екта агрессии в сексуально релевантных ситуациях. И, в-третьих, как деструкция сексуальности лица, значимого для адресата агрессии.

В свою очередь, поскольку сексуальность представляет собой интегральное образование, то ее деструкция может проявляться как лишение объекта агрессии его сексуальной определенности,


разрушение связанных с полом биологических, личностных и/или социальных характеристик субъекта.

Таким образом, сексуальная агрессия может рассматриваться как специфический вид агрессивного поведения и может быть проана- лизирована с этих позиций.

В психологии поведение рассматривается как сложное, многоа- спектное явление в единстве его внутренних и внешних факторов, что предполагает необходимость системного анализа агрессивного поведения (в том числе и криминальных его видов).

Идеи системного подхода в психологии не новы. Принципы си- стемного подхода в психологии были сформулированы Б.Ф. Ломовым [1975, 1984]. В настоящее время в научной литературе прослежи- ваются три основных направления системных исследований: ком- понентный, структурный и функциональный анализ. В изучении проблемы агрессии основное внимание уделяется компонентному и структурному анализу. Это, несомненно, важный и необходимый этап исследования, однако, по нашему мнению, недостаточный для раскрытия конкретных механизмов данного феномена. Необходим переход к системно-функциональному анализу, который, с одной стороны, должен включать анализ внутреннего функционирования системы, с другой – раскрытие внешнего функционирования системы (выявление адаптивной и адаптирующей ее активности).

Определение агрессии как специфической поведенческой програм- мы предполагает, что исходной точкой ее анализа будет структура поведенческого акта. Мы считаем, что анализ внутреннего функцио- нирования системы агрессии, механизмов ее формирования возмо- жен с позиций концепции функциональной системы П.К. Анохина [1968]. Функциональная система – это динамическая организация, в которой взаимодействие всех ее составляющих направлено на получение определенного приспособительного результата. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов организма на выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения.

Надо отметить, что внешне сходные формы проявления сексуальной агрессии могут существенно различаться с точки зрения вовлеченных структур и процессов, направленных на их реализацию. Так, с одной стороны, формирование сексуальной агрессии может происходить как расширение или, наоборот, спецификация непосредственного предмета агрессивного поведения. С другой стороны, такое поведение может


формироваться как специфическая модификация сексуального поведе- ния субъекта. То есть, по сути дела, можно говорить о существовании как сексуальной формы агрессивного поведения, так и агрессивной формы сексуального поведения. Только анализ реальных механиз- мов формирования этих поведенческих актов позволяет вскрыть их специфику. В силу этого при изучении конкретного поведенческого акта субъекта сексуальная агрессия должна рассматриваться с точки зрения механизмов внутреннего функционирования системы.

Психологически разные типы агрессивного поведения будут выступать как результат различного способа формирования функ- циональной системы за счет различного вклада и доминирования того или иного звена в построении деятельности. Поэтому изучение агрессии должно включать выделение и анализ этих компонентов и оценку их места и роли в общей структуре целенаправленного по- веденческого акта. Например, «ригидность» – хорошо разработанное в психологии понятие, традиционно рассматриваемое как важная характеристика личности преступников. Наличие у субъекта этого свойства темперамента будет проявляться на всех стадиях поведен- ческого акта, обеспечивая постоянство мотивации и устойчивость выбора целей, ригидность аффекта, особенности принятия реше- ний. Она проявляется как фиксация привычных способов действия, доведение до конца имеющейся программы, несмотря на изменение условий, и возвращение к неадаптивным формам поведения. С другой стороны, ригидность может носить вторичный характер, будучи сама обусловлена, например, силой доминирующего мотива и его местом в структуре направленности личности. Она также может определять- ся высокозначимой целью, имеющей эмоциональную метку. Сильные эмоции обеспечивают ригидность поведения и тенденцию к возвра- щению к неадаптивным формам поведения. Таким образом, лишь констатация наличия той или иной индивидуально-психологической особенности оказывается малоинформативной без указания ее генеза и места в структуре агрессивного поведения.

Один из принципов системного подхода заключается в том, что наряду с анализом системной организации психических явлений необходимо исследовать их системную детерминацию, все много- образие связей и отношений и их взаимодействия, в ходе которого возникают качественно новые свойства.

С точки зрения внешнего функционирования системы агрессив- ного поведения, можно выделить несколько уровней его детермина-


ции. Представляется, что в генезе агрессии один из уровней выступает как системообразующий, задающий основные ее характеристики, другие выполняют роль модулирующих факторов, канализирующих активность  субъекта.

1. С ексуальная агрессия к а к про яв ление функционально г о состояния. Любое поведение, в том числе и агрессивное, можно рассмотреть с точки зрения состояния, определяющего степень го- товности к его выполнению и последующую реализацию. Поскольку агрессия рассматривается нами как поведенческая программа, по- зволяющая субъекту расширить возможности удовлетворения своих потребностей за счет простой деструкции ситуации, то реализация этого поведения требует от индивида, прежде всего, значительных энергоресурсов, необходимых для преодоления сопротивления. В психологии для оценки уровня актуализации психофизиологиче- ских ресурсов индивида, потребовавшихся в конкретных условиях для выполнения определенного поведенческого акта используется понятие «функциональное состояние» (ФС), основной характери- стикой которого является его роль в снижении или повышении эффективности выполнения деятельности (прежде всего трудовой). В настоящей работе мы используем это понятие, имея ввиду его основную функцию – инициации и поддержания агрессивной формы поведения [Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б., 1997].

Агрессивное поведение требует наличия высокого уровня актив- ности субъекта, необходимого для деструкции ситуации и преодоле- ния сопротивления. Мобилизация энергоресурсов обеспечивается за счет высокого уровня эмоционального напряжения. Таким образом, агрессивное поведение, по нашему мнению, связано с возникновением ФС, характеризующегося сочетанием высокого уровня активации со столь же высоким уровнем эмоционального напряжения.

Причем можно выделить тип поведения, в котором этот уровень детерминации выступает как системообразующий. Психологическим смыслом поведения субъекта является разрядка состояния высоко- го психического напряжения. Примером такого типа реагирования является физиологический аффект, поведение в котором задается именно специфическими особенностями самого состояния, в то вре- мя как другие уровни регуляции поведения отходят на второй план, исполняя роль его модуляторов. Если же речь идет о сексуальной агрессии, то реализация этого поведения должна обеспечиваться еще более мощным ФС, поскольку необходимо не только преодолеть со-


противление, но и осуществить сами сексуальные действия, которые сами по себе являются энергоемкими.

2. Сексуально агрессивное поведение как функция системы личностных ценностей. На проявление сексуальной агрессии могут оказывать влияние особенности ценностно-смысловой сферы лич- ности. Среди них важное значение имеет система норм и ценностей, определяющих конкретное общение и взаимодействие субъектов в си- туации. Индивидуальные и личностные особенности субъекта в этих случаях будут выступать как модуляторы поведения. Необходимый уровень ФС зависит от значимости данных ценностей и степени их интериоризации. Могут иметь место признаки «самовзвинчивания», произвольная регуляция своего состояния до уровня, необходимого для реализации агрессии.

При изучении этого уровня исследованию подлежат смысловая сфера личности, характеристики и степень интериоризации соци- альных, культурных и субкультурных, групповых ценностей и их роль в этиологии агрессии.

3. Сексуально агрессивное поведение как функция системы личностных свойств. Сексуальная агрессия выступает здесь как проявление общей агрессивности субъекта, которая, в свою очередь, является системным качеством по отношению к его индивидуальным и личностным особенностям. Это свойство личности формируется в ходе онтогенетического развития и впоследствии начинает опреде- лять поведение субъекта в типичных ситуациях.

Когда этот уровень детерминации является системообразующим, психологическим смыслом агрессии является реализация типичных для личности способов деятельности в типичных обстоятельствах, которые определяются системой ее отношений к миру. Уровень ФС, например, в таких случаях будет вторичным. Он определяется содер- жанием эмоций, которые отражают значимость для субъекта цели и эффективность конкретных способов поведения. В ряде случаев, сама реализация агрессивного поведения изменяет ФС субъекта, которое усугубляет и усиливает агрессивное поведение. Таков, по нашему мне- нию, «эксцесс исполнителя». Граничным вариантом этого уровня де- терминации является наличие агрессивности как черты характера.

4. С е к суальная а г рессия в контексте отношений «субъект – ситуация». При формировании функциональной системы агрес- сивного поведения факторы ситуации актуализируют и поддер- живают мотивационное возбуждение. Но особенности ситуации


могут выступать и как системообразующий фактор детерминации агрессии. Его психологическим смыслом является достижение какой-то локальной цели в рамках заданной ситуации социального взаимодействия. Психофизиологический, личностный и социально- психологический уровни регуляции определяют в таком случае форму и способы проявления этого типа поведения. Причем поведение будет адаптивным, когда отвечает объективным требованиям ситуации (например, реальная угроза жизни), и неадаптивным, когда является результатом только субъективной оценки ситуации. В этом направле- нии необходим психологический анализ ситуации и разработка ряда аспектов, рассматриваемых в рамках психологии общения.

Таким образом, системный анализ детерминации агрессивного поведения предполагает изучение места и роли каждого из выделен- ных уровней. Причем в зависимости от того, какой из них является системообразующим и от соотношения других уровней, психологи- ческий смысл поведения будет различным, а следовательно, можно говорить о разных типах агрессивного поведения. Каждый из выде- ленных аспектов является сложной подсистемой и, в свою очередь, нуждается в системном рассмотрении.

Следует подчеркнуть, что выделение четырех уровней детерми- нации агрессии ограничено целями нашего исследования. Можно указать на необходимость изучения агрессии как результата систем- ной деятельности мозга. Более структурированному рассмотрению подлежит и социальный уровень детерминации. Поле системного исследования агрессивного поведения и его детерминации пред- ставляется широким.

Как уже отмечалось, анализ внутреннего функционирования си- стемы агрессивного поведения может быть основан на исследовании функциональной системы, которая осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов организма на вы- полнение какого-либо четко очерченного акта поведения.

Психологический анализ личности серийных преступников, по нашему мнению, должен быть направлен на изучение механизмов трансформации (или включения) нормальной физиологической функ- циональной системы в патологическую. Психолого-психиатрическая оценка личности таких преступников должна основываться на определении степени сформированности этой системы.

С психологической точки зрения, системообразующим фактором агрессивного поведения серийных преступников выступает первый


уровень выделенной нами системы – функциональное состояние субъ- екта. Агрессивное поведение начинает определяться наличием особой измененной формы состояния сознания, получившего название пато- сексуального [Бухановский А.О., 1996]. Достижение этого состояния и становится основным смыслообразующим мотивом их поведения.

Психологический анализ механизмов патологической функцио- нальной системы показывает, что в ходе ее формирования происходит перестройка всей системы агрессивного поведения., всех блоков агрессивного поведенческого акта

На наш взгляд, психологическая оценка «феномена Чикатило» должна включать изучение трех основных критериев. Прежде всего, необходимо учитывать исходный тип сексуально агрессивного по- ведения, обеспечивший первичное переживание этого состояния. В соответствии с исходной гипотезой можно выделить как минимум четыре исходных типа агрессии, которые определяют специфику психологических механизмов и этапность формирования пато- сексуального состояния. В психологической литературе и нашей собственной практике известны случаи формирования «феномена Чикатило» по механизмам импринтинга, происходящего ситуатив- но. Однако возможен и более длительный путь формирования этого патологического варианта личности, что обусловлено личностными, социально-психологическими или психофизиологическими особен- ностями субъекта.

Другим критерием психологической оценки личности таких пре- ступников должна быть роль этого специфического функционального состояния в инициации и формировании сексуально агрессивного по- ведения, степень сформированности патосексуальной мотивации.

И, наконец, последним критерием такой оценки должны выступать выраженность и характер личностных изменений субъекта. Развитие

«феномена Чикатило» имеет стадийный характер, и переход от ста- дии к стадии характеризуется наличием специфических нарушений личности преступника. Выделение и оценка этих показателей может служить диагностическим признаком развития этого патологического варианта личности.

Эти теоретические положения легли в основу экспериментально- психологического исследования, объектом которого были многоэпи- зодные сексуальные преступники – лица, неоднократно совершившие агрессивно сексуальные деликты, характеризующиеся сходством криминального почерка.


Всего эта группа состояла из 15 человек. Из них 11 лиц, при- влеченных к уголовной ответственности за совершение серийных сексуальных преступлений, были обследованы в рамках судебных комплексных психолого-психиатрических наркологических и сек- сологических экспертиз, произведенных специалистами Лечебно- реабилитационного научного центра «Феникс». Психологическая часть экспертиз выполнена автором этой книги. Еще четверо обследовались амбулаторно после обращения за помощью в ЛРНЦ «Феникс». Это были лица, которые ранее были осуждены за совершение агрессив- ных сексуальных преступлений и уже отбывали наказание в виде лишения свободы. Их обращение за медико-психологической по- мощью обусловливалось наличием актуальной потребности возоб- новления девиантных форм агрессивного сексуального поведения и неспособностью справиться с этим самостоятельно. Трое из них к моменту обследования уже совершили повторные агрессивные сексуальные деликты.

Кроме того, в работе были использованы материалы судебных экспертиз по делам о серийных преступлениях, опубликованные в печати [Ткаченко А.А. и др., 1994; , Чуприков Л.П. и др., 1998-а; Чуприков Л.П. и др., 1998-б]. Различия в методическом инструмен- тарии экспертных психологических исследований (в частности от- сутствие данных по целому ряду экспериментальных методик) не позволили включить их в выборку многоэпизодных преступников. В то же время при анализе отдельных показателей эти материалы оказались весьма полезными.

В качестве группы сравнения нами были обследованы преступ- ники, совершившие агрессивные сексуальные преступления одно- кратно и отбывающие в настоящее время наказание в виде лишения свободы (336 человек).

Предлагаемый подход к изучению феноменологии и закономер- ностей формирования серийных убийств, по нашему мнению, по- зволяет снять целый ряд противоречий и наметить пути изучения этого явления.


 











Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.