Геронтократия, патриархализм, патримониализм (продолжение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Патримониальный слуга может получать свое содержание:

a) снабжаясь прямо со стола господина,

b) путем выдач (преимущественно натуральных) из запасов и казны господина,

c) путем использования служебной земли,

d) путем присвоения возможностей рент, платежей и налогов,

e) через лен.

Формы содержания от b) до d), если они по объему (b и d) или местоположению (с) соответствуют традиционным, постоянно предоставляются заново и присваиваются индивидуально, но не наследственно, называются пребендами, а обеспечение штаба управления принципиально именно в такой форме называется пребендализмом [198]. При этом служебное продвижение может происходить по выслуге лет или по объективно измеряемым достижениям и в качестве необходимой предпосылки может требоваться характерный сословный жизненный стиль и, следовательно, сословная честь (о понятии сословия см. гл.4).

Леном называются апроприированные полномочия господина, если они передаются на основе контракта главным образом индивидам, отвечающим необходимым требованиям, причем определение взаимных прав и обязанностей ленника и господина ориентируется главным образом на конвенциональное сословное , а именно военное понимание чести. Существование штабов управления главным образом с ленным содержанием называется ленным феодализмом.

Лены и военные пребенды часто сливаются друг с другом до неразличимости (см. об этом в гл.4).

В случаях d) и е), иногда также в случае b) тот, кто апроприировал господскую власть, оплачивает расходы на управление, в частности, на экипировку, уже описанным способом, т. е. из средств пребенды или из доходов от лена. Его собственное господское отношение к подданным принимает тогда патримониальный характер, т. е. становится наследуемым, отчуждаемым, делимым по наследству.

1. Снабжение прямо со стола господина или по его свободному усмотрению из собственных его запасов было главным способом содержания как княжеских слуг (домашние чиновники, священники и др.), так и иной патримониальной прислуги (например, помещичьей). Мужской дом, древнейшая форма профессиональной военной организации (о чем особо будет сказано далее), зачастую имел характер господства на основе потребительского коммунизма. Отделение от господского (или храмового либо соборного) стола и замена осуществляемого таким образом прямого снабжения отчислениями в натуральной форме или пожалованием служебной земли не всегда считалось привлекательной альтернативой, но, как правило, происходило при создании собственной семьи. Натуральная оплата отлученных от стола храмовых священников и чиновников была изначальной формой снабжения чиновничества на всем Ближнем Востоке и существовала также в Китае, Индии и во многих местах на Западе. Передача служебной земли в качестве вознаграждения за военные заслуги практиковалась повсюду на Востоке с ранней Античности и в немецком Средневековье при снабжении министериалов и придворных домашних и других чиновников. Доходы тюркских сипаев, также как японских самураев и многочисленных подобных восточных министериалов и рыцарей, представляли собой по нашей терминологии не лен, а пребенду (что будет объяснено позднее). Они зависели как от определенных земельных рент, так и от налоговых доходов с округов. В последнем случае — хотя й не обязательно, но в тенденции — это было связано с апроприацией господской власти в соответствующем округе или влекло за собой таковую. Понятие «лен» следует детально анализировать лишь в связи с понятием «государство». Предметом лена могут быть как земля (что предполагает патримониальное господство), так и различные виды рент и платежей.

2. Апроприация рентных, платежных и налоговых возможностей была широко распространена, особенно в Индии, где передача доходов за поставку воинских контингентов и оплату расходов на управление стала самостоятельной и высокоразвитой формой пребенды и лена.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.