Свободная торговля за собственный счет (см. § 28, п. 4), о которой и следует говорить прежде всего, это всегда доходное предприятие и никогда — домохозяйство. При нормальных обстоятельствах она предполагает (хотя и не обязательно) денежный доход от обмена, совершаемого в форме договоров купли-продажи. Но она может быть
a) побочным предприятием домохозяйства,
b) неотделимой составной частью совокупного труда, состоящего в создании и доведении (локального) продукта до полной готовности к потреблению.
Пример к п. а): обмен излишками домашнего ремесла через специально для этого назначенных членов домашнего товарищества и за их счет. Обмен, совершаемый попеременно то одним, то другим из товарищей, напротив, не является побочным предприятием домохозяйства. Если указанные товарищи посвящают себя только деятельности по обмену за свой счет, имеет место (в модифицированной форме) ситуация, описанная в § 28, п. 4, а если они действуют за счет хозяйства — случай, описанный там же, в п. 1.
Пример к п. b): уличные торговцы, путешествующие с товаром купцы, изначально обеспечивавшие пространственное перемещение товара от места происхождения к рынку, отчего они и упоминались выше при разговоре о транспорте (§ 4, 17 и др.). Путешествующие торговцы комменды иногда образуют переходную форму по отношению к случаю, описанному в § 28, п. 3. Иногда первична транспортная услуга, а торговая прибыль вторична, иногда — наоборот; это не определено жестко. Торговцы в любом случае относятся к обеим этим категориям.
Торговля за собственный счет всегда осуществляется на основе апроприации средств производства, даже если право распоряжения приобретено путем взятия кредита. Капитальный риск в этом случае — всегда собственный риск торговца, и возможности прибыли всегда апроприированы в его пользу в силу апроприации средств производства.
Спецификация и специализация в рамках свободной торговли за собственный счет возможны в самых разных отношениях. Экономически интересно прежде всего разделение по типу хозяйств, с которыми торговец производит обмен. В этом отношении можно выделить варианты обмена:
1) между имеющими избытки домохозяйствами и потребляющими домохозяйствами,
2) между доходными хозяйствами (производителями или торговцами) и домохозяйствами (потребителями), включая в число этих последних, разумеется, все союзы, особенно политические,
3) между доходным хозяйством и другим доходным хозяйством.
Случаи, упомянутые в пп. 1 и 2, соответствуют понятию «розничная торговля», что предполагает сбыт потребителям не важно где купленного товара. Случай, описанный в п. 3, соответствует понятию «оптовая», или «купеческая», торговля.
Торговля может осуществляться:
a) рыночно, а именно:
1) на рынке для потребителей, обычно с присутствием товара (рыночная розничная торговля),
2) на рынке для доходных хозяйств
αα) с присутствием товара — ярмарочная торговля (как правило, но не обязательно, сезонная),
ββ) при отсутствии товара — биржевая торговля (как правило, но не обязательно, постоянная),
b) с расчетом на клиента при наличии стабильного круга покупателей, к каковым могут относиться
1) домохозяйства (клиентская розничная торговля),
2) доходные хозяйства, в том числе
αα) оптовые покупатели (приобретающие товар для реализации в розницу),
ββ) оптово-розничные торговцы (оптовики, производящие подсортировку и последующий сбыт),
γγ) оптовики «первой руки», «второй руки» и т. д. (оптовые посредники).
По соотношению мест производства и сбыта товаров различаются следующие виды торговли:
a) интерлокальная,
b) местная.
Торговец может материально принудить хозяйства
a) к продаже, если они сбывают ему свой товар на основе клиентских отношений,
b) к покупке, если они приобретают у него на основе клиентских отношений (сбытовая монополия).
Случай а) в этом перечне близок раздаточной форме ремесленных предприятий и в основном с ней совпадает.
Случай b) относится к типу материально регулируемой торговли (см. § 28, п. 4.b).
Собственный сбыт товаров является, естественно, составной частью любого рыночного доходного предприятия, даже если оно прежде всего производящее предприятие. Но такой сбыт не есть по определению посредничество, пока специально для этого не предусмотрены особые позиции внутри управляющего штаба и пока, следовательно, отсутствует собственное профессиональное торговое управление. Однако четкой границы здесь нет.
Торговый расчет называется спекулятивным постольку, поскольку ориентируется на возможности, реализация которых оценивается как случайная и в этом смысле не поддающаяся расчету, и потому такой расчет означает готовность рисковать. Четкая граница между рациональным и (в указанном смысле) спекулятивным расчетом отсутствует, потому что никакой расчет на будущее объективно не гарантирует от нежданных случайностей, поэтому различия рационального и спекулятивного расчета означают лишь различия в степени рациональности.
Техническая и экономическая специализация и спецификация трудовых усилий в торговле не обнаруживают никаких отличительных особенностей. Из-за очень гибкого использования внутренней специализации труда понятие «торговый дом» соответствует понятию «фабрика».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.