Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по пре-кращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:
а) полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
б) анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью. В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия психолог обязан вмешаться в ситуацию.
Формирование чувства безопасности у жертв насилия — основа эффективной помощи*.
* Использованы методические рекомендации Ярославской медико-педагогической школы, подготовленные под руководством В.А. Шелковой.
Обязательным аспектом помощи детям является разъяснение их основных прав:
— права на неприкосновенность;
— права на защиту своей чести;
— права доверять своим чувствам;
— права говорить «нет» взрослым;
— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;
— права на получение помощи.
Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов, ее достоверность зависит от степени доверия пострадавшей, или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат). о доверенных лицах, о насильнике.
Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма психолога, позволяющие обеспечить максимум уважения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем, минимум дополнительной психической нагрузки и отсутствие нанесения ущерба его личности
Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия. Глубина отрицательных последствий определяется обстоятельствами, среди которых выделяют тя-жесть и характер насилия, особенности социального окружения и членов его семьи к факту насилия, индивидуальная толерантность ребенка к стрессорным воздействиям и др. Профессиональная психологическая помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.
Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.
Исходя из этих целей психолог решает следующие практические задачи:
— оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
— мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
— осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
— привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.
В настоящее время разрабатывается система экстренного вмешательства в семью потерпевшего от семейного насилия, помещение жертв в социальные убежища. Такие учреждения существуют и весьма эффективно работают.
Созданы социальные приюты для женщин с детьми, подвергшихся насилию в семье со сроком пребывания до 2-3 месяцев, кризисные центры и службы психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.