Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема социального сиротства является сегодня пробле­мой. По всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами.

 

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.

 

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

 

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

 

Вторая причинасвязана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав—это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

 

И третья причинасвязана со смертью родителей. Сюда же могут быть Отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции.

 

Государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред­почтение отдается поискам для него новой семьи.

 

( М. А. Галагузова)

 

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют заботы о своих детях. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

 

Сироты социальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демогрфическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителя»). (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)

29.  Дети и насилие - основные понятия

Выделяют 3 основные области, в которых ребенок подвергается риску эмоционального психологического и физического насилия:

1. Семья,

2. Сфера образования (гос. учреждения интернатного типа),

3. Сфера микросоциальных отношений.

Виды насилия:

Психологическое или эмоциональное.

Физическое насилие.

Экономическое насилие (когда не удовлетворяют самые важные потребности).

Сексуальное насилие.

Выделяют формы жестокого обращения с детьми:

Пренебрежение – (родители не обращают внимание на условия содержания и т.д.);

Жестокое физическое обращение - осознанное применение телесных жестоких наказаний;

Сексуальное злоупотребление - вовлечение функционально незрелых детей, подростков в сексуальные действия, которые они полностью не понимают, и на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные и семейные роли.

Последствия насилия зависят от частоты, продолжительности актов жестокости, от возраста ребенка, от особенностей его личностей и массивность (как часто и в какой форме).

Характеристика жестокого обращения с детьми включает:

- Оценку совершаемых действий (4 вида насилия);

- Продолжительность жестокого обращения;

- Наступившие последствия в результате насилия.

Дети группы риска по жестокому обращению, насилию:

1. Дети, проживающие в асоциальных дезорганизованных семьях с наркологической, алкогольной, психопатологической отягощенностью у родителей, с аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

2. Дети социальные сироты, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей и находящиеся в государственном учреждении интернатного типа или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно важные потребности детей в физическом и психосоциальном развитии.

3. Дети с криминальным асоциальным поведением, не достигшим 14 лет и нуждающиеся в принудительных мерах воспитательного воздействия.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.