Сущность и особенности семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья – продукт исторического развития общества, в ней всегда находят отражение процессы, происходящие в обществе.

Семья выполняет ряд функций, которые накладывают определенный отпечаток на ее воспитательный потенциал.

1. Биологическая (репродуктивная) функция связана с воспроизводством и сохранением потомства, продолжением человеческого рода. Известно, что для простого воспроизведения населения семья должна иметь не менее двух детей, а для процветания нации (когда ее можно считать развивающейся) – по крайней мере, трех детей.

2. Экономическая функция связана с участием родителей и детей в общественном производстве и обеспечении материальной основы жизнедеятельности семьи. Сейчас эта функция расширилась за счет участия семей в предпринимательской и индивидуально-трудовой деятельности, развития фермерских хозяйств и т.д. Это сказалось не только на улучшение благосостояния семьи, но и на воспитании: овладении трудовыми умениями, воспитании уважения к труду родных и других людей, формировании умений планирования и расходования семейного бюджета и др.

3. Хозяйственно-бытовая – составная часть экономической функции. Она обеспечивает повседневные потребности семьи, способствует воспитанию умения вести домашнее хозяйство и тем самым готовит к будущей семейной жизни. Эта сфера совместной деятельности детей и взрослых.

Хозяйственно-бытовая функция требует от каждого члена семьи умения выразить заботу друг о друге, доставить радость, создать атмосферу эмоционального и эстетического комфорта. Она способствует воспитанию бережливости, умения ценить труд, деньги, умения регулировать свои желания и потребности.

4. Коммуникативная функция связана с общением, взаимопониманием, эмоциональными контактами. Выражается в любви, уважении, взаимном доверии. Проявляется в традициях семьи, терпимости. Способствует формированию эмоциональной культуры.

5. Воспитательная (регулятивная) функция заключается в том, что в семье происходит формирование личности ребенка и самих родителей: усвоение жизненного опыта, выработка отношения к труду, к нравственным нормам, к людям, к событиям в мире.

Родители воспитывают детей, а они – родителей. Ф. Энгельс подчеркивал, что воспитание ребенка есть важный фактор самовоспитания родителей.

6. Воспитание будущего семьянина. Это функция предполагает сформированность культуры межличностных отношений, с одной стороны, и домоводческих умений и навыков – с другой. Воспитание качеств будущего семьянина начинается с раннего детства, когда ребенка учат внутрисемейному общению, вырабатывают у него понимание своего места в семье, учат быть хорошим сыном, братом, внуком, воспитывают потребность не только быть любимым, но и любить других, делать для них что-то доброе.

Пример хороших супружеских отношений родителей – ведущий фактор подготовки детей к будущей семейной жизни.

Особенности семейного воспитания. При сравнении общественного (в детском саду, в школе, в других учреждениях) и семейного воспитания можно выявить ряд особенностей последнего.

В семье все связаны узами родства. И если везде человека любят и ценят за что-то (в школе – за послушание, прилежание, хорошую учебу...), то в семье ребенка просто любят, за то, что он есть. Семья – это место, где все подстраиваются под человека, а не наоборот.

Семья– разновозрастный коллектив, поэтому у ребенка есть возможность упражняться в разных видах отношений: почитания и уважения к старшим, заботы и внимания к младшим.

Воспитание в семье начинается с рождения ребенка. Самые ответственные для развития личности годы он проводит в семье. Недаром А.Макаренко и Л.Толстой считали, что человек формируется до пяти лет. А последние исследования показали, что огромное значение имеет первый год жизни ребенка.

Каждая семья отличается своим характером, традициями, атмосферой, стилем взаимоотношения. Поэтому и семейное воспитание отличается индивидуальностью, неповторимостью.

С первых дней родители наблюдают за развитием ребенка и могут более глубоко учесть его индивидуальные особенности. Никто так глубоко и всесторонне не знает ребенка, как родители. В связи с этим учителю следует помнить, что абсолютное большинство родителей, безусловно, верят в лучшие качества ребенка, убеждены в его прекрасном будущем. Для них их ребенок – самый лучший.Семейное воспитание непрерывно, не имеет границ, здесь нет перерывов и каникул, а эмоциональные связи между родителями и ребенком глубоки и постоянны.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.