Основные функции семьи
Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью.
Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия.
Основными функциями современной семьи являются следующие:
1. Экономическая функция семьи;
2. Репродуктивная функция семьи – рождение и воспитание детей;
3. Эмоционально-этическая функция – принятие и любовь;
4. Социально-статусная функция – образование, приобретение места в соц.иерархии.
5. Социализация;
6. Функция духовного становления.
Классификаций функций семей по Дивицыной Н.Ф.:
1. Репродуктивная функция семьи;
Воспитательная;
3. Экономическая;
4. Хозяйственно-бытовая;
5. Коммуникативная;
6. Эмоциональная;
7. Социально-статусная;
8. Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т.д.
9. Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т.д.
10. Филицитологическая функция объединяет все вышеназванные функции.
Социальный статус семьи. Компоненты социальной адаптации семьи. Типология семейных структур
Исходя из социально-педагогического подхода, выделяют следующую типологию семей:
Благополучные, неблагополучные, семьи группы риска и асоциальные семьи.
Неблагополучная семья имеет низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких сферах не справляются с возложенными на них функциями.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм не позволяющего определить их как благополучные: неполная, малообеспеченная,
Асоциальные семьи - это те, в которых родители ведут аморальный образ жизни, их жилища не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.
Основные подходы к профилактике девиантного поведения школьников
Виды насилия:
Психологическое или эмоциональное.
Физическое насилие.
Экономическое насилие (когда не удовлетворяют самые важные потребности).
Сексуальное насилие.
Выделяют формы жестокого обращения с детьми:
Пренебрежение – (родители не обращают внимание на условия содержания и т.д.);
Жестокое физическое обращение - осознанное применение телесных жестоких наказаний;
Сексуальное злоупотребление - вовлечение функционально незрелых детей, подростков в сексуальные действия, которые они полностью не понимают, и на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные и семейные роли.
Последствия насилия зависят от частоты, продолжительности актов жестокости, от возраста ребенка, от особенностей его личностей и массивность (как часто и в какой форме).
Характеристика жестокого обращения с детьми включает:
- Оценку совершаемых действий (4 вида насилия);
- Продолжительность жестокого обращения;
- Наступившие последствия в результате насилия.
Дети группы риска по жестокому обращению, насилию:
1. Дети, проживающие в асоциальных дезорганизованных семьях с наркологической, алкогольной, психопатологической отягощенностью у родителей, с аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
2. Дети социальные сироты, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей и находящиеся в государственном учреждении интернатного типа или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно важные потребности детей в физическом и психосоциальном развитии.
3. Дети с криминальным асоциальным поведением, не достигшим 14 лет и нуждающиеся в принудительных мерах воспитательного воздействия.
Аффективные дети
Аффективные дети — дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение. Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей. Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других — снижение уровня притязаний, сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера.
Аффективные формы поведения вызывают также
• неудачи в учении,
• конфликты с в группе, со всем коллективом,
• внутренний конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в классе,
• склонность к аффективным формам отношений и разрешения конфликтов.
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:
- длительное пребывание в детском саду.
- наметившийся кризис семьи.
- избыток родительского раздражения
Основные функции семьи
Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью.
Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия.
Основными функциями современной семьи являются следующие:
1. Экономическая функция семьи;
2. Репродуктивная функция семьи – рождение и воспитание детей;
3. Эмоционально-этическая функция – принятие и любовь;
4. Социально-статусная функция – образование, приобретение места в соц.иерархии.
5. Социализация;
6. Функция духовного становления.
Классификаций функций семей по Дивицыной Н.Ф.:
1. Репродуктивная функция семьи;
Воспитательная;
3. Экономическая;
4. Хозяйственно-бытовая;
5. Коммуникативная;
6. Эмоциональная;
7. Социально-статусная;
8. Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т.д.
9. Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т.д.
10. Филицитологическая функция объединяет все вышеназванные функции.
Социальный статус семьи. Компоненты социальной адаптации семьи. Типология семейных структур
Исходя из социально-педагогического подхода, выделяют следующую типологию семей:
Благополучные, неблагополучные, семьи группы риска и асоциальные семьи.
Неблагополучная семья имеет низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких сферах не справляются с возложенными на них функциями.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм не позволяющего определить их как благополучные: неполная, малообеспеченная,
Асоциальные семьи - это те, в которых родители ведут аморальный образ жизни, их жилища не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.