ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИСКИЙ ОПРОС «ПРОФЕССИЯ МОЕГО БУДУЩЕГО»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор профессии учащихся

В ходе исследования выбора подрастающего поколения в профессиональной сфере был проведен опрос учащихся 3-х, 6-х и 9-11 классов. Начинался опрос с вопроса «Какую профессию вы планируете выбрать в будущем?» .

Опрос показал, что среди учащихся 3-х классов лидируют специальности связанные с творчеством - 20%, немного проигрывает медицина и педагогика, ее выбрало 16,7% учащихся. Почетное третье место занимают юриспруденция и журналистика, эти профессии выбрало 6,7% учеников. Остальные профессии распределились таким образом: психология – 5%, связи с общественностью, инф. технологии, инженер. специальности – 3,3%, экономика -1,6%. 16,7% школьников 3-го класс еще не определились с выбором профессии.

Среди учащихся 6-х классов лидируют так же специальности, связанные с творчеством, но уже в количестве 15%. Немного уступают медицина (13,3%) , инженерные специальности (10%), журналистика (10%) и педагогика (8,3%). Остальные специальности были выбраны в следующем количестве: экономика, инф. технологии и юриспруденция – 6,7%, связи с общественностью -5% и психология – 3,3%. 15% не сделало выбор в пользу какой-либо профессии.

Учащиеся выпускных 9-11 классов в приоритет поставили медицину (18,3%), инф. технологии (11,6%), инженерные специальности (10%) и журналистику (10%). Экономику, связи с общественностью, юриспруденцию и педагогику выбрало по 8,3% выпускников. Показатель искусства опустился до 6,7%, юриспруденция поднялась до 8,3%, психология осталась на своем уровне -3,3%. Среди учащихся 9-11 классов лишь 3,3% не определись с профессией.

Таблица 1. «Какую профессию вы планируете выбрать в будущем?»

Профессия 3 класс (%) 6 класс (%) 9-11 класс (%)
Искусство 20 15 6,7
Экономика 1,6 6,7 8,3
Связи с общественностью 3,3 5 8,3
Психология 5 3,3 3,3
Инф. технологии 3,3 6,7 11,6
Инженер. специальности 3,3 10 10
Юриспруденция 6,7 6,7 8,3
Журналистика 6,7 10 10
Медицина 16,7 13,3 18,3
Педагогика 16,7 8,3 8,3
Еще не выбрали 16,7 15 3,3

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

· До 13% падает спрос на искусство у выпускников по сравнению с начальными и средними классами, на 8% – на педагогику;

· Незначительно падает спрос на психологию (2%) у старшеклассников по сравнению с младшей школой, и незначительно возрастает на журналистику (3%) и юриспруденцию (2%). Что касается медицины, у средней школы она пользуется меньшим спросом (< 3%), чем у младшеклассников, зато спрос на нее у старшеклассников впечатляет (18%);

· Спрос на информационные технологии (на 8%), экономику (на 7%), инженерные специальности (7%) и связи с общественностью (5%) значительно увеличивается по мере возрастания класса.

 

Критерии выбора профессии

Выбор профессии всегда обуславливается какими-то определенными критериями. В данном опросе в вопросе «Чем обуславливается ваш выбор?» учащимся было предложено выбрать один или несколько мотивов своего выбора среди следующих: хорошая з/п, спрос специалистов на рынке труда, личная заинтересованность в этом деле, продолжение семейной традиции, наличие бюджетных мест в университете и легкость при поступлении.

Результаты опроса по данному вопросу представлены в таблице 2.

Таблица 2. «Чем обуславливается ваш выбор?»

Мотив выбора 3 класс (чел.) 6 класс  (чел.) 9-11 класс (чел.)
Хорошая з/п 32 48 56
Спрос специалистов на рынке труда 3 7 37
Личная заинтересованность 58 37 24
Продолжение семейной традиции 22 12 9
Наличие бюджетных мест 11 39 43
Легкость при поступлении 6 32 39

По результату опроса можно сделать следующие выводы:

· Учащиеся 3-го класса при выборе профессии прежде всего руководствуются собственными интересами (96%), не забывая про хорошую з/п (53%) и продолжение семейной традиции (36%). Естественно, о нюансах поступления они еще не задумываются.

· А вот учащиеся 6-го класса при выборе профессии прежде всего руководствуются хорошей з/п (80%), наличием бюджета (65%) и легкостью при поступлении (53%), откладывая собственные интересы на третий план (61%) и продолжение семейной традиции на последний (20%). Но, в отличии от учащихся 3-х классов, они уже начинают немного интересоваться рынком труда.

· Выпускники , в свою очередь, значительно жертвуют своими интересами (40% из 100% выбрали интерес как руководствующий фактор) и семейными традициями (15% / 100%), ставя в приоритет хорошую з/п (93%), наличие бюджетных мест (72%),  легкость при поступлении (65%) и востребованность на рынке труда (61%).

 

Самостоятельность принятия решения

Как сказал однажды великий Фридрих Ницше: «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом. Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай. У тебя всего одна жизнь». И он абсолютно прав! Разве можно добиться успехов в делах, которые тебе абсолютно не интересны? Особенно, если это был не твой выбор, а выбор родителей, к примеру. Давайте посмотрим, чем руководствуются при выборе профессии наши участники опроса.

Таблица 3. «Самостоятельно ли Вы выбрали данную профессию?»

3 класс (%) 6 класс (%) 9-11 класс (%)
Да, самостоятельно 81,3 58,3 71,6
Да, но с советом родителей 15,3 40 28,3
Нет, решение за меня приняли Родители 3,3 1,6 0

Исходя из данных этой таблицы, можем смело сделать выводы, что:

· 3 класс по большей части самостоятельно принимает решение (81%), в небольшом проценте с советом родителей (15%)

· В 6 классе совет родителей имеет больший вес (40%), но самостоятельность при решении имеет неплохую процентность (58%)

· Выпускники повышают процентность самостоятельности выбора до 72%, понижена процентность на решения с советом родителей до 28%

· Процент людей, кто выбрал профессии не по своей воле ничтожно мал или отсутствует совсем.

 

Расстановка приоритетов

Личное счастье или высокий заработок? Участникам опроса было предложено выбрать одну из трех ситуаций, которая им больше по душе, а именно:

1) высокая з/п и быстрый карьерный рост, при этом незаинтересованность к профессии;

2) любовь к своей профессии, при этом не самая высокая з/п;

3) профессия, которая мне по душе, высокооплачиваемая.

Что из этого получилось продемонстрировано в таблице 4.

Таблица 4. «Что для вас обладает большим преимуществом?»

№ ситуации 3 класс (%) 6 класс (%) 9-11 класс (%)
Ситуация 1 0 15 38,3
Ситуация 2 56,6 23,3 13,3
Ситуация 3 43,3 61,6 48,3

Мы наблюдаем следующее:

· Для учащихся начальных классов большим преимуществом обладает любимая, пусть и не самая прибыльная, профессия (57%). Чему могут позавидовать ребята постарше, которые выбрали этот вариант в 23% и 13% соответственно.

· Уверенность в прибыльности своей профессии высока во всех классах (43%, 62%, 48%).

· А вот стремление к высокооплачиваемой, но не интересной работе, прогрессивно вырос с 0% до 38%.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.