Критерии выбора молодёжью будущей профессии
по дисциплине «Социология»
Руководитель К.К. Оганян
Исполнитель: А.А. Диденко
Группа ТЖ-1601
Санкт-Петербург
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
введени
заключение
список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: какой профессии посвятить свою жизнь, чтобы в будущем стать успешным специалистом в своем деле? На хрупкие плечи молодых людей, не имеющих ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, возлагается серьезная ответственность – определение дальнейшего жизненного пути.
Актуальность темы моего исследования объясняется несколькими причинами. В последнее десятилетие жизнь нашей страны претерпела заметные социально - экономические перемены, которые отразились, и на укладе общества в целом, и на проблемах отдельного человека. Если несколько десятилетий назад для выбора профессии достаточно было полагаться на круг своих интересов и свои способности, то на сегодняшний день этого недостаточно, современный мир диктует нам свои правила.
Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Следовательно, быть уверенным в осуществлении задуманного стало довольно трудно. Поэтому современный подросток, вставший перед проблемой профессионального выбора, должен учитывать невероятное количество факторов, условий, тонкостей. Ведь если руководствоваться только одним каким-нибудь критерием (высокой заработной платой, например), велика вероятность, проиграть в других показателях (например, затруднение устроится по данной специальности). Школьники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые школьниками профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо с личностными качествами самих школьников. Разные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных, а иногда даже противоречивых личностных качеств.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Теоретический раздел программы:
Проблема исследования: роль мотивационных факторов выбора профессии учащихся школ и анализ рынка труда в настоящее время.
Объект исследования: процесс выбора профессии у молодёжи.
Предмет исследования: роль мотивационных факторов выбора профессии учащихся школы.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников и сравнить их выбор профессий с рынком труда в настоящее время.
Задачи исследования:
· Изучить критерии выбора профессиональной деятельности учащихся;
· Определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся, а также динамику профессиональной мотивации;
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
· Выявить, насколько хорошо потенциальные работодатели ознакомлены с рынком труда.
Гипотеза исследования:
Выбор будущей профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. Он определяет дальнейшую судьбу и дальнейший жизненный путь. Научно-технический прогресс во все времена оказывал существенное влияние на рынок труда. Множество профессий, которые были высоко востребованы в начале 20 века, в настоящее время являются только воспоминанием о прошлом и стали своего рода иллюстрацией к пониманию повседневной жизни той эпохи. Как не повторить ошибок предков и выбрать действительно востребованную профессию? Этим вопросом задаются тысячи школьников каждый день, анализируя свои личные стремления и рынок труда. Так как выбор профессии – сугубо индивидуальный выбор, который зависит от интересов, стремлений и мотивов того, кто его сделал.
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей личности, является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Проведение специально организованной работы по формированию мотивационных факторов учащихся в выборе профессии положительно скажется на уровне их профессионального самоопределения.
Выборка: в анкетировании приняли участие учащиеся школы МБОУ СОШ №19 «Выбор» г. Находка Приморского края в количестве 60 учащихся 3-х классов, 60 учащихся 6-х классов и 60 учащихся 9-11 классов (всего 180 человек).
Выбор профессии учащихся
В ходе исследования выбора подрастающего поколения в профессиональной сфере был проведен опрос учащихся 3-х, 6-х и 9-11 классов. Начинался опрос с вопроса «Какую профессию вы планируете выбрать в будущем?» .
Опрос показал, что среди учащихся 3-х классов лидируют специальности связанные с творчеством - 20%, немного проигрывает медицина и педагогика, ее выбрало 16,7% учащихся. Почетное третье место занимают юриспруденция и журналистика, эти профессии выбрало 6,7% учеников. Остальные профессии распределились таким образом: психология – 5%, связи с общественностью, инф. технологии, инженер. специальности – 3,3%, экономика -1,6%. 16,7% школьников 3-го класс еще не определились с выбором профессии.
Среди учащихся 6-х классов лидируют так же специальности, связанные с творчеством, но уже в количестве 15%. Немного уступают медицина (13,3%) , инженерные специальности (10%), журналистика (10%) и педагогика (8,3%). Остальные специальности были выбраны в следующем количестве: экономика, инф. технологии и юриспруденция – 6,7%, связи с общественностью -5% и психология – 3,3%. 15% не сделало выбор в пользу какой-либо профессии.
Учащиеся выпускных 9-11 классов в приоритет поставили медицину (18,3%), инф. технологии (11,6%), инженерные специальности (10%) и журналистику (10%). Экономику, связи с общественностью, юриспруденцию и педагогику выбрало по 8,3% выпускников. Показатель искусства опустился до 6,7%, юриспруденция поднялась до 8,3%, психология осталась на своем уровне -3,3%. Среди учащихся 9-11 классов лишь 3,3% не определись с профессией.
Таблица 1. «Какую профессию вы планируете выбрать в будущем?»
Профессия | 3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) |
Искусство | 20 | 15 | 6,7 |
Экономика | 1,6 | 6,7 | 8,3 |
Связи с общественностью | 3,3 | 5 | 8,3 |
Психология | 5 | 3,3 | 3,3 |
Инф. технологии | 3,3 | 6,7 | 11,6 |
Инженер. специальности | 3,3 | 10 | 10 |
Юриспруденция | 6,7 | 6,7 | 8,3 |
Журналистика | 6,7 | 10 | 10 |
Медицина | 16,7 | 13,3 | 18,3 |
Педагогика | 16,7 | 8,3 | 8,3 |
Еще не выбрали | 16,7 | 15 | 3,3 |
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
· До 13% падает спрос на искусство у выпускников по сравнению с начальными и средними классами, на 8% – на педагогику;
· Незначительно падает спрос на психологию (2%) у старшеклассников по сравнению с младшей школой, и незначительно возрастает на журналистику (3%) и юриспруденцию (2%). Что касается медицины, у средней школы она пользуется меньшим спросом (< 3%), чем у младшеклассников, зато спрос на нее у старшеклассников впечатляет (18%);
· Спрос на информационные технологии (на 8%), экономику (на 7%), инженерные специальности (7%) и связи с общественностью (5%) значительно увеличивается по мере возрастания класса.
Критерии выбора профессии
Выбор профессии всегда обуславливается какими-то определенными критериями. В данном опросе в вопросе «Чем обуславливается ваш выбор?» учащимся было предложено выбрать один или несколько мотивов своего выбора среди следующих: хорошая з/п, спрос специалистов на рынке труда, личная заинтересованность в этом деле, продолжение семейной традиции, наличие бюджетных мест в университете и легкость при поступлении.
Результаты опроса по данному вопросу представлены в таблице 2.
Таблица 2. «Чем обуславливается ваш выбор?»
Мотив выбора | 3 класс (чел.) | 6 класс (чел.) | 9-11 класс (чел.) |
Хорошая з/п | 32 | 48 | 56 |
Спрос специалистов на рынке труда | 3 | 7 | 37 |
Личная заинтересованность | 58 | 37 | 24 |
Продолжение семейной традиции | 22 | 12 | 9 |
Наличие бюджетных мест | 11 | 39 | 43 |
Легкость при поступлении | 6 | 32 | 39 |
По результату опроса можно сделать следующие выводы:
· Учащиеся 3-го класса при выборе профессии прежде всего руководствуются собственными интересами (96%), не забывая про хорошую з/п (53%) и продолжение семейной традиции (36%). Естественно, о нюансах поступления они еще не задумываются.
· А вот учащиеся 6-го класса при выборе профессии прежде всего руководствуются хорошей з/п (80%), наличием бюджета (65%) и легкостью при поступлении (53%), откладывая собственные интересы на третий план (61%) и продолжение семейной традиции на последний (20%). Но, в отличии от учащихся 3-х классов, они уже начинают немного интересоваться рынком труда.
· Выпускники , в свою очередь, значительно жертвуют своими интересами (40% из 100% выбрали интерес как руководствующий фактор) и семейными традициями (15% / 100%), ставя в приоритет хорошую з/п (93%), наличие бюджетных мест (72%), легкость при поступлении (65%) и востребованность на рынке труда (61%).
Самостоятельность принятия решения
Как сказал однажды великий Фридрих Ницше: «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом. Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай. У тебя всего одна жизнь». И он абсолютно прав! Разве можно добиться успехов в делах, которые тебе абсолютно не интересны? Особенно, если это был не твой выбор, а выбор родителей, к примеру. Давайте посмотрим, чем руководствуются при выборе профессии наши участники опроса.
Таблица 3. «Самостоятельно ли Вы выбрали данную профессию?»
3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) | |
Да, самостоятельно | 81,3 | 58,3 | 71,6 |
Да, но с советом родителей | 15,3 | 40 | 28,3 |
Нет, решение за меня приняли Родители | 3,3 | 1,6 | 0 |
Исходя из данных этой таблицы, можем смело сделать выводы, что:
· 3 класс по большей части самостоятельно принимает решение (81%), в небольшом проценте с советом родителей (15%)
· В 6 классе совет родителей имеет больший вес (40%), но самостоятельность при решении имеет неплохую процентность (58%)
· Выпускники повышают процентность самостоятельности выбора до 72%, понижена процентность на решения с советом родителей до 28%
· Процент людей, кто выбрал профессии не по своей воле ничтожно мал или отсутствует совсем.
Расстановка приоритетов
Личное счастье или высокий заработок? Участникам опроса было предложено выбрать одну из трех ситуаций, которая им больше по душе, а именно:
1) высокая з/п и быстрый карьерный рост, при этом незаинтересованность к профессии;
2) любовь к своей профессии, при этом не самая высокая з/п;
3) профессия, которая мне по душе, высокооплачиваемая.
Что из этого получилось продемонстрировано в таблице 4.
Таблица 4. «Что для вас обладает большим преимуществом?»
№ ситуации | 3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) |
Ситуация 1 | 0 | 15 | 38,3 |
Ситуация 2 | 56,6 | 23,3 | 13,3 |
Ситуация 3 | 43,3 | 61,6 | 48,3 |
Мы наблюдаем следующее:
· Для учащихся начальных классов большим преимуществом обладает любимая, пусть и не самая прибыльная, профессия (57%). Чему могут позавидовать ребята постарше, которые выбрали этот вариант в 23% и 13% соответственно.
· Уверенность в прибыльности своей профессии высока во всех классах (43%, 62%, 48%).
· А вот стремление к высокооплачиваемой, но не интересной работе, прогрессивно вырос с 0% до 38%.
Таблица 5. «Знакомят ли Вас в школе с рынком труда?»
3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) | |
Да | 3,3 | 8,3 | 81,6 |
Нет | 90 | 70 | 0 |
Нет, изучаю самостоятельно | 6,6 | 21,6 | 18,3 |
Таблица 6. «Востребована ли выбранная Вами профессия на рынке труда в настоящее время?
3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) | |
Да | 5 | 36,6 | 88,3 |
Нет | 3,3 | 8,3 | 3,3 |
Не знаю | 91,6 | 55 | 8,3 |
Выводы:
· Выпускники 9-х, 11-х классов хорошо ознакомлены с рынком труда и востребованностью выбранных ими профессиями.
· Однако, на мой взгляд, знакомить с рынком труда надо начинать с 6 класса, чтобы дети уже начинали задумываться о своем будущем, и в момент, когда им предстоит делать выбор, не остались разочарованными. На данный момент знание рынка труда учащихся 6-х классов оставляет желать лучшего.
Таблица 8. Статистика выбранных совпадений выбранных профессий с занятием «по душе»
3 класс (%) | 6 класс (%) | 9-11 класс (%) | |
Совпало | 71,6 | 28,3 | 10 |
Не совпало | 28,3 | 71,6 | 90 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ:
Исследование выбора подрастающего поколения в профессиональной сфере проведено.
Задачи, описанные в начале исследовательской работы, раскрыты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было изучение специфики мотивации выбора профессиональной деятельности студентов СПБГЭУ, в ходе которого были рассмотрены проблемы мотивации и мотивов профессионального самоопределения будущих специалистов, а также решены задачи, поставленные с этой целью.
В настоящее время для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее психологами, социологами, философами. В результате проведенного исследования было установлено, что под профессиональным самоопределением понимается избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, а осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, в том числе в процессе обучения.
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения.
Решая первую задачу - проанализировать специфику и сущность мотивации выбора профессии студентов СПБГЭУ, было выявлено, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Применение мотивации и мотивационных факторов помогают сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Следовательно, правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
В ходе решения второй задачи - определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение у разных категорий студентов СПБГЭУ было выявлено, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию.
Чтобы выявить динамику развития профессиональной мотивации у студентов, мы выявили и проанализировали особенности выбора будущей профессии у студентов разных курсов. Для этого были проведено анкетирование. Результаты исследования показали, что у студентов-первокурсников еще не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии, основным мотивом учения является желание получить диплом и работать по специальности.
Основным мотивом учения у студентов является получение высшего образования с целью найти достойную, желаемую, высокооплачиваемую работу с возможностью применения личных способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник для ССУЗов/ О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 2-е изд.. - М.: Магистр, 2009. – 285 с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 5-е изд.. - М.: Магистр, 2010. – 585 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебник. СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. – 304 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. –3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2005. – 638 с.
6. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.
7. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - с. 30-32.
Критерии выбора молодёжью будущей профессии
по дисциплине «Социология»
Руководитель К.К. Оганян
Исполнитель: А.А. Диденко
Группа ТЖ-1601
Санкт-Петербург
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
введени
заключение
список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: какой профессии посвятить свою жизнь, чтобы в будущем стать успешным специалистом в своем деле? На хрупкие плечи молодых людей, не имеющих ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, возлагается серьезная ответственность – определение дальнейшего жизненного пути.
Актуальность темы моего исследования объясняется несколькими причинами. В последнее десятилетие жизнь нашей страны претерпела заметные социально - экономические перемены, которые отразились, и на укладе общества в целом, и на проблемах отдельного человека. Если несколько десятилетий назад для выбора профессии достаточно было полагаться на круг своих интересов и свои способности, то на сегодняшний день этого недостаточно, современный мир диктует нам свои правила.
Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Следовательно, быть уверенным в осуществлении задуманного стало довольно трудно. Поэтому современный подросток, вставший перед проблемой профессионального выбора, должен учитывать невероятное количество факторов, условий, тонкостей. Ведь если руководствоваться только одним каким-нибудь критерием (высокой заработной платой, например), велика вероятность, проиграть в других показателях (например, затруднение устроится по данной специальности). Школьники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые школьниками профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо с личностными качествами самих школьников. Разные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных, а иногда даже противоречивых личностных качеств.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Теоретический раздел программы:
Проблема исследования: роль мотивационных факторов выбора профессии учащихся школ и анализ рынка труда в настоящее время.
Объект исследования: процесс выбора профессии у молодёжи.
Предмет исследования: роль мотивационных факторов выбора профессии учащихся школы.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников и сравнить их выбор профессий с рынком труда в настоящее время.
Задачи исследования:
· Изучить критерии выбора профессиональной деятельности учащихся;
· Определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся, а также динамику профессиональной мотивации;
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
· Выявить, насколько хорошо потенциальные работодатели ознакомлены с рынком труда.
Гипотеза исследования:
Выбор будущей профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. Он определяет дальнейшую судьбу и дальнейший жизненный путь. Научно-технический прогресс во все времена оказывал существенное влияние на рынок труда. Множество профессий, которые были высоко востребованы в начале 20 века, в настоящее время являются только воспоминанием о прошлом и стали своего рода иллюстрацией к пониманию повседневной жизни той эпохи. Как не повторить ошибок предков и выбрать действительно востребованную профессию? Этим вопросом задаются тысячи школьников каждый день, анализируя свои личные стремления и рынок труда. Так как выбор профессии – сугубо индивидуальный выбор, который зависит от интересов, стремлений и мотивов того, кто его сделал.
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей личности, является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Проведение специально организованной работы по формированию мотивационных факторов учащихся в выборе профессии положительно скажется на уровне их профессионального самоопределения.
Выборка: в анкетировании приняли участие учащиеся школы МБОУ СОШ №19 «Выбор» г. Находка Приморского края в количестве 60 учащихся 3-х классов, 60 учащихся 6-х классов и 60 учащихся 9-11 классов (всего 180 человек).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 405.