Из речи министра иностранных дел Сербии И. Ристича
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Йован Ристич (1831-1899)-лидер либералов, на протяжении восточного кризиса фактически возглавлял правительство Сербского княжества, на Берлинском конгрессе отстаивал интересы Сербии. Речь была произнесена на тайном заседании Народной скупщины в Крагуеваце 13(25) июля 1878 г.

Господа!

Прежде чем приступить к разъяснению статей Берлинского договора, касающихся Сербии, я попросил бы разрешить мне остановиться на положении Сербии и ее участии в русско-турецкой войне, с тем, чтобы пролить свет на события, предшествующие заключению этого договора.

<...> На протяжении последних 20 лет, особенно со времени князя Михаила, политика Сербии была направлена на то, чтобы в союзе с восточными государствами - Грецией, Румынией и Черногорией добиться освобождения и объединения народов данных стран. Этот союз был символом веры для сербского правительства. Все приходившие к власти министерства начиная с 1860 г. по нынешний день исповедовали эту политическую веру. Так продолжалось до окончания нашей первой войны 1876 г. Однако она показала, что основа, которую избрали себе восточные народы... не была прочной. Приобретенный опыт показывает, что мы не могли опираться на нее в достижении нашей цели. Несмотря на то, что мы заключили союз с Грецией, Румынией и Черногорией, когда настал решающий час, только Черногория осталась нам верна, лишь на нее мы могли рассчитывать как на надежного союзника. С другой стороны, народы, не имевшие ни своего правительства, ни своего ядра, каковыми были болгары, не могли в качестве единого целого установить с нами контакты и поэтому не могли заключить с нами союз. Таким образом Сербия и Черногория остались в одиночестве в борьбе с Турцией. Мы рассчитывали не только на союзников, но и на больший отклик христианского населения Турции, только поэтому и начали борьбу.

После тех событий, которые оказали огромное влияние на судьбу нашего народа, стало очевидно, что народы сами по себе не могли прийти к реальному политическому союзу, хотя союзы эти. и существовали на бумаге. В то время как одни уже могли начать действовать, у других существовали внутренние препятствия или внешние влияния, которые расстраивали союз. Следовательно, оставалось пойти на союз с какой-нибудь более могущественной силой, а на это у нас были основания рассчитывать в ближайшем будущем. <...>

Великодушный русский царь поддержал дело, которое сербский народ начал, но которому обстоятельства не позволили довести это дело до конца в неравной борьбе с огромной империей. Исходя, с одной стороны, из убеждения, что народы сами не в состоянии осуществить свое возрождение без помощи какой-нибудь великой державы, и видя, с другой стороны, что Россия начинает войну против Турции, его светлость князь сербский и его правительство старались получить согласие России на участие в войне, которую Россия объявила Турции.

Вам известно, что наш светлый князь ездил в Плоешт к царю Александру2; но, вероятно, не известно, что е. в. милостиво разрешил Сербии участвовать в войне, если она этого хочет.

Мне кажется, что теперь, после того как мы были свидетелями событий, столь счастливо завершившихся, эта инициатива княжеского правительства найдет одобрение у каждого серба <...>

Дело удачно началось и удачно завершилось. Если бы Сербия не использовала этот благоприятный момент, все ее прежние жертвы оказались бы напрасны... В этом я не сомневался и до Берлинского конгресса, подтвердившего мои соображения.

...Нелишне будет сообщить вам, почему наши военные действия разворачивались лишь в границах Старой Сербии, не включая Боснию. Еще до того, как Сербия во второй раз вступила в войну, со стороны России нам рекомендовалось ничего не предпринимать на Дрине, с тем чтобы не провоцировать Австрию, ибо и русское царское правительство придавало большое значение нейтралитету Австрии. Австрия и сама в ответ на наш запрос: какова сфера ее интересов? - заявила, что они простираются до Дрины и Лима. Следовательно, перейдя Дрину и Лим, мы затронули бы ее интересы и столкнулись с ее армией.

Обозначив сферу своих интересов, Австрия определила и границы наших политических устремлений на западе. Стало быть, когда начались Сан-Стефанские переговоры, нечего было нам и думать и настаивать на переходе Дрины и Лима, от чего мы и во время войны воздерживались и пробивались, насколько смогли, в Старую Сербию. И в этом направлении мы просили установить новые дипломатические границы.

Переговоры в Сан-Стефано велись в значительной мере тайно, при том, что у нас был в течение всей войны свой представитель при русской главной квартире (полковник Дж. Катарджи). С самого начала переговоры приобрели неблагоприятное для нас направление. С одной стороны, определены были границы расширения Сербии до Нового Пазара, но исключая Новый Пазар; затем пограничная линия шла через Вучитрн и Голяк, но ниже Лесковаца; затем по Мораве предполагалось вернуться к старой границе, а Ниш присоединить к Болгарии, как и остальные земли, такие как Вранье, Пирот и Три, лежавшие вне очерченной границы и бывшие свидетелями наших побед, жители же которых наши единокровные братья.

В этот момент князь и его правительство предприняли активные действия, чтобы по крайней мере оставить за Сербией Ниш, являвшийся самым ценным нашим завоеванием <...>

Светлый князь направил еще одного представителя (полковника Лешанина) в главную русскую квартиру с письмами е. и. высочеству вел. кн. Николаю - главнокомандующему и генералу Игнатьеву - императорскому главному уполномоченному на переговорах. В посланиях интересы Сербии отстаивались сколь дипломатично, столь и настойчиво. Мы действовали также и через нашего чрезвычайного княжеского представителя, находившегося на протяжении обеих войн в Петербурге (г. Милосава Протича). Этой активной деятельностью, благодаря всегда великодушному императору Александру, Ниш мы отстояли, но границы близ Ниша значительно менялись за время наших переговоров. Первоначально предполагалось, что она пройдет сразу за стенами города (т. е. у с. Малче, неподалеку от Ниша), а позже и Белая Паланка включалась в границы Сербии. Такое положение принес нам Сан-Сте-фанский мир и, разумеется, он не мог нас удовлетворить.

Правительство считало своим долгом не выражать явно свое недовольство. Отношения с Россией всегда поддерживались дружеские <...>

Между тем, как известно, угрожала новая опасность, надвигалась угроза большой европейской войны, но гроза, к счастью, миновала и был созван Берлинский конгресс, на котором встретились представители всех великих сил.

<...> По поручению е. св. [князя] я представил конгрессу меморандум... Отмечу только, что наши требования, о чем я вам ранее уже сообщал, касались Старой Сербии. Кроме того, исторические факты свидетельствуют, что из сербского вопроса родился тот большой вопрос, которым занимался конгресс; что сербский вопрос исчезнуть не может, так же как нельзя уничтожить право сербского народа.

На карте вы видите, что наши претензии распространяются глубже в Старую Сербию. Предполагаемые границы несколько превышали наш военный status quo, но главное то, что они охватывали территорию, равноценную Косовскому вилайету, на который мы претендовали при заключении перемирия. Кроме того, мы требовали от конгресса признания независимости и гарантий Сербии.

Конгресс признал независимость Сербии, связав ее, правда, некоторыми условиями; о гарантии же даже не упоминалось. Румыния также требовала для себя европейской гарантии, с тем чтобы она не была подвергнута несправедливому нападению какого-либо более сильного народа без ведома остальных сил; но этого не добились ни мы, ни румыны. Представители заявляли, что новые восточные государства должны сами доказывать свою жизнеспособность. И таким образом вопрос о гарантии не вошел в повестку Берлинского конгресса. Однако... настоящие гарантии заключаются в фактических отношениях, а не на бумаге. Это могло бы лишь усыпить нашу бдительность и заставить нас забыть о необходимости обеспечить себе действительную гарантию. Порта обладала прочными гарантиями, обеспечиваемыми ей договорами, но, как видим, они не в состоянии были ни спасти нерушимость Османской империи, ни сохранить ее независимость, а быть может, и ускорили кризис.

Признана независимость Сербии. Не следует думать, что получение независимости - незначительное приобретение. Не следует это приобретение оценивать с точки зрения материальной и говорить: не будем больше платить 40 тыс. дукатов ежегодно и это все! Мы приобрели гораздо больше. Все, что означает свобода для отдельного человека, то же - независимость для государства. <...>

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Сан-Стефанский мирный,

прелиминарный договор – выдержки.

Статья II

Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории.

По соглашению между российско-императорским правительством, правительством оттоманским и княжеством Черногории, будут определены впоследствии характер и форма взаимных отношений между Блистательной Портой и Княжеством, а именно: касательно назначения черногорских агентов в Константинополе и некоторых местностях Оттоманской империи, где это будет признано необходимым – выдачи преступников, бежавших на ту или другую территорию, - и подчинения путешествующих по Оттоманской империи или проживающих в ней черногорцев оттоманским законам и властям, сообразно основаниям международного права и обычаям, установленным относительно черногорцев.

Особое условие будет заключено между Блистательной Портой и Черногорией для разрешения вопросов, касающихся взаимных отношений жителей пограничных местностей обоих государств, а также военных сооружений на тех местностях.

Вопросы, по которым не последовало бы соглашения, должны быть покончены третейским решением России и Австро-Венгрии. Впредь же, если произойдут спор или столкновение, за исключением случаев, возникающих из-за территориальных требований, Турция и Черногория предоставят разрешение своих несогласий России и Австро-Венгрии, которые совместно будут постановлять третейское решение.

Черногорские войска должны будут очистить территорию, не вошедшую в обозначенные выше границы, в десятидневный срок со времени подписания прелиминарного мирного договора.

Статья III

Сербия признана независимой.

Граница ее, обозначенная на прилагаемой при сем карте, пойдет по руслу Дрины… (далее следует подробное описание границ независимой Сербии).

Турецко-сербская комиссия, при содействии русского комиссара, установит в течение трех месяцев окончательное очертание границ и окончательно разрешит вопросы, касающиеся островов Дрины. Болгарский делегат будет допущен к участию в трудах комиссии, когда она будет проводить границу между Сербией и Болгарией.

Статья IV

Мусульмане, владеющие поземельной собственностью на присоединенной к Сербии территории и желающие выселиться из Княжества, могут сохранить за собою, в его пределах, недвижимые имущества, сдав оные в аренду или поручив управление имениями другим лицам. На Турецко-сербскую комиссию, с участием в ней русского комиссара, будет возложено постановить в течение двух лет окончательные решения по всем вопросам, касающимся признания прав на такие недвижимые имущества, в коих замешан интерес мусульман. На ту же Комиссию будет возложено установление в трехлетний срок способа отчуждения имуществ, принадлежащих правительству или духовным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, которые касаются частных интересов, могущих быть при этом затронутыми. До заключения между Турцией и Сербией непосредственного договора, устанавливающего характер и форму взаимных отношений между Блистательной Портой и Княжеством, сербские подданные, путешествующие по Оттоманской империи или проживающие в ней, будут пользоваться положением, сообразным с общими началами международного права.

Сербские войска должны будут очистить местности, не включенные в обозначенные выше границы, в пятнадцатидневный срок со времени подписания прелиминарного мирного договора.

Статья V

Блистательная Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами. До заключения непосредственного договора между Турцией и Румынией румынские подданные будут пользоваться в Турции всеми правами, которые обеспечены за подданными других европейских держав.

Статья VI

Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань, Княжество, с христианским правительством и земским войском.

Окончательные границы Болгарии будут установлены особой Русско-турецкой комиссией до очищения Румелии российской императорской армией. При изменениях на месте общего очертания границ, Комиссия, согласно основаниям мира, примет во внимание начала народности большинства пограничных жителей, а также топографические условия и практические нужды местного населения, касающиеся удобства сообщений.

Размеры Княжества Болгарии определены в общих чертах на прилагаемой при сем карте, долженствующей служить основанием для окончательного разграничения…

Статья VII

Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов царствующих династий великих европейских держав не может быть избран князем Болгарии.

В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме.

Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Филипполе (Пловдиве) или в Трнове, выработает, до избрания князя, под наблюдением российского императорского комиссара и в присутствии комиссара оттоманского, устав будущего управления, по примеру того, как было сделано в 1830 году, после Адрианопольского мира, в Придунайских княжествах.

В местностях, где болгарское население перемешано с турецким, греческим, валашским (куце-влахи) или другими, при выборах, или выработке органического устава, будет обращено должное внимание на права и потребности этих народностей.

Введение нового образа правления в Болгарии и наблюдение за его применением будут поручены, в течение двух лет, российскому императорскому комиссару. По прошествии первого года со времени введения нового порядка европейские кабинеты – в случае, если это будет признано нужным и если по сему предмету последует соглашение между ними, Россией и Блистательной Портой – могут присоединить особых уполномоченных к российскому императорскому комиссару.

Статья VIII

Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, и все прежние крепости будут срыты на счет местного правительства. Блистательная Порта будет иметь право располагать, по своему усмотрению, военными припасами и другими принадлежащими ей предметами, оставленными в дунайских крепостях, уже очищенных в силу перемирия 19(31) января, а равно и теми военными припасами и предметами, которые оказались бы в крепостях Шумле и Варне.

До полного образования земского войска, достаточного для охраны порядка, безопасности и спокойствия, - и численность коего будет впоследствии определена соглашением между оттоманским правительством и российским императорским кабинетом, - русские войска будут занимать страну и, в случае надобности, оказывать содействие комиссару. Военное занятие Болгарии будет одинаково ограничено приблизительным сроком в два года.

Численность оккупационного русского корпуса, составленного из шести дивизий пехоты и двух кавалерии, который останется в Болгарии по очищении Турции императорской армией, не будет превосходить пятидесяти тысяч человек. Этот корпус будет содержаться на счет занимаемой им страны. Русские войска, которые будут занимать Болгарию, сохранят сообщения с Россией не только чрез Румынию, но и чрез черноморские порты – Варну и Бургас, где они могут учредить на время занятия необходимые склады.

Статья IX

Размер ежегодной дани, которую Болгария будет платить сюзеренному двору, внося ее в банк, имеющий быть указанным впоследствии Блистательной Портой, определится соглашением между Россией, оттоманским правительством и прочими кабинетами по истечении первого года действия новых учреждений. Дань эта будет установлена сообразно средней доходности всей территории, которая войдет в состав Княжества.

Болгария заступит оттоманское императорское правительство в его обязанностях и обязательствах по отношению к Рущуко-Варнской железной дороге на основании особого соглашения между Блистательной Портой, правительством Княжества и управлением означенной дороги. Решение вопросов касательно других железных дорог, проходящих по Княжеству, предоставляется также соглашению между Блистательной Портой, учрежденным правительством Болгарии и правлениями заинтересованных компаний.

Статья Х

Блистательная Порта будет иметь право пользоваться проходом чрез Болгарию для перевоза по определенным путям войск, военных припасов и провианта в области, находящиеся за пределами Княжества, и обратно. В течение трех месяцев со времени ратификации настоящего акта, во избежание затруднений и недоразумений в применении сказанного права, условия пользования им будут определены, по соглашению Блистательной Порты с управлением в Болгарии, особым уставом, обеспечивающим, между прочим, военные нужды Блистательной Порты.

Само собой разумеется, что вышеозначенное право распространяется исключительно на оттоманские регулярные войска, иррегулярные же – баши-бузуки и черкесы – безусловно, будут исключены из него.

Блистательная Порта предоставляет себе также право провозить чрез Княжество свою почту и содержать в нем телеграфную линию, относительно чего будет также сделано соглашение и вышеупомянутым способом и в одинаковый срок.

Статья XI

Землевладельцы вероисповедания мусульманского и других, которые пожелали бы избрать место жительства вне Княжества, могут сохранить за собой, в его пределах, недвижимую собственность, отдав оную в аренду или поручив управление ею другим лицам. Турецко-Болгарские комиссии, под наблюдением русских комиссаров, будут заседать в главных центрах населения и постановлять в течение двух лет окончательные решения по всем вопросам о признании прав собственности на недвижимые имущества, в которых замешаны интересы мусульман и лиц других исповеданий. На подобные же комиссии будет возложено окончательное устройство в течение двух лет всех дел, касающихся способов отчуждения, эксплуатации и употребления в пользу Блистательной Порты имуществ, принадлежащих правительству и духовным учреждениям (вакуф).

По истечении вышесказанного двухлетнего срока все имущества, на которые не будет предъявлено требований, будут проданы с публичного торга и вырученная от сего сумма обращена на содержание вдов и сирот – как мусульман, так и христиан, жертв последних событий.

Статья XIV

В Боснии и Герцеговине будут немедленно введены сообщенные оттоманским уполномоченным в первом заседании Константинопольской конференции предложения европейских держав с теми изменениями, которые будут установлены по взаимному соглашению между Блистательной Портой, русским и австро-венгерским правительствами. Недоимки не будут взыскиваемы, и текущие доходы этих провинций, до первого марта тысяча восемьсот восьмидесятого года, будут исключительно обращаемы на вознаграждение семейств беглецов и жителей, пострадавших от последних событий, без различия их народности и вероисповедания, а равно и на местные нужды страны. Сумма, которая, по истечении сказанного срока, должна будет ежегодно причитываться центральному правительству, имеет быть определена соглашением между Турцией, Россией и Австро-Венгрией.

[Хронос. Всемирная история в Интернете http://hronos.km.ru/dokum/1878sanstef.html ]

Берлинский трактат, 1878 г. - выдержки.

Статья 1.

Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством е.и.в. султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию.

Статья III

Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов династий, царствующих в великих европейских державах, не может быть избираем князем Болгарии.

В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме.

Статья IV

Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Тырнове, выработает, до избрания князя, органический устав княжества.

В местностях, где болгары перемешаны с населениями турецким, румынским, греческим и другими, будут приняты во внимание права и интересы этих населений по отношению к выборам и выработке органического устава.

Статья V

В основу государственного права Болгарии будут приняты следующие начала:

Различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо, или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то местности ни было.

Всем болгарским уроженцам, а равно и иностранцам обеспечиваются свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть также делаемы какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами.

Статья VI

Временное управление Болгарии, до окончательного составления органического устава Болгарии, будет находиться под руководством российского императорского комиссара. Для содействия ему, с целью наблюдения за ходом временного управления, будут призваны императорский оттоманский комиссар и консула, для сего назначенные прочими державами, подписавшими настоящий трактат. В случае разногласия между консулами, оно будет разрешаться большинством голосов, а при несогласии этого большинства с императорским российским комиссаром или с императорским оттоманским комиссаром, представители в Константинополе держав, подписавших трактат, собравшись на конференцию, постановляют решение.

Статья VII

Временное управление не может быть продолжено более срока девяти месяцев от дня размена ратификации настоящего трактата.

Когда органический устав будет окончен, немедленно после сего будет приступлено к избранию князя Болгарии. Как только князь будет водворен, новое управление будет введено в действие и княжество вступит в полное пользование своей автономией.

Статья VIII

Трактаты о торговле и судоходстве, а равно все конвенции и отдельные соглашения, заключенные между иностранными державами и Портой и ныне действующие, сохраняют свою силу в княжестве Болгарии, и в них не будет сделано никакого изменения по отношению к какой бы то ни было державе до тех пор, пока не последует на то согласия с ее стороны.

Никаких транзитных пошлин не будет взиматься в Болгарии с товаров, провозимых чрез княжество.

Подданные и торговля всех держав будут пользоваться в ней совершенно одинаковыми правами.

Льготы и привилегии иностранных подданных, равно как права консульской юрисдикции и покровительства, в той мере, как они были установлены капитуляциями и обычаями, останутся в полной силе до тех пор, пока они не будут изменены с согласия заинтересованных сторон.

Статья IX

Размер ежегодной дани, которую Болгарское княжество будет платить верховному правительству, внося ее в банк, имеющий быть указанным впоследствии времени Блистательной Почтой, будет определен по соглашению между державами, подписавшими настоящий трактат, к концу первого года действия нового управления. Эта дань будет исчислена по расчету средней доходности княжества.

Болгария, будучи обязана нести на себе часть государственного долга империи, державы, при определении дани, примут в расчет ту часть долга, которая должна будет пасть на долю княжества по справедливому распределению.

Статья XI

Оттоманская армия не будет более пребывать в Болгарии; все старые крепости будут срыты на счет княжества по истечении года или раньше, если можно; местное правительство примет немедленно меры к их уничтожению и не может сооружать новых. Блистательная Порта будет иметь право располагать по своему желанию военным материалом и другими предметами, принадлежащими оттоманскому правительству, которые остались в дунайских крепостях, уже очищенных войсками в силу перемирия 31-го января, равно как и теми, которые найдутся в крепостях Шумле и Варне.

Статья XII

Собственники мусульмане или другие, которые поселятся вне княжества, могут сохранить в нем свои недвижимости, отдавая их в аренду или в управление другим лицам.

На Турецко-Болгарскую комиссию будет возложено окончательное решение в течение двух лет всех дел, касающихся способа отчуждения, эксплуатации или пользования за счет Блистательной Порты как государственными имуществами, так и принадлежащими духовным учреждениям (вакуфы), равно как и вопросов, касающихся до могущих быть замешанными в них интересов частных лиц.

Уроженцы Болгарского княжества, путешествующие или проживающие в других частях Оттоманской империи, будут подчинены властям и законам оттоманским.

Статья XIII

На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью е.и.в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина.

Статья XV

Е.в. султану предоставляется право заботиться о защите морских и сухопутных границ области, воздвигая укрепления на этих границах и содержа в них войско.

Внутренний порядок охраняется в Восточной Румелии туземной стражей при содействии местной милиции.

При формировании как стражи, так и милиции, коих офицеры назначаются султаном, будет принято во внимание, смотря по местностям, вероисповедание жителей.

Е.и.в. султан обязуется не употреблять в пограничных гарнизонах иррегулярных войск, как-то: башибузуков и черкесов. Регулярные же войска, назначаемые для этой службы, ни в каком случае не будут размещаться по обывательским домам. При переходе чрез область войска эти не будут делать в ней остановок.

Статья XVI

Генерал-губернатору предоставляется право призывать оттоманские войска в случае, если бы внутреннему или внешнему спокойствию области угрожала какая-либо опасность. В данном случае Блистательная Порта обязана поставить в известность представителей держав в Константинополе о принятом ею решении и о причинах, его вызвавших.

Статья XVII

Генерал-губернатор Восточной Румелии будет назначаем Блистательной Портой с согласия держав на пятигодичный срок.

Статья XVIII

Немедленно после обмена ратификаций настоящего трактата будет назначена Европейская комиссия для разработки совместно с Портой Оттоманской устройства Восточной Румелии. На комиссии этой будет лежать обязанность определить, в трехмесячный срок, круг власти и атрибуты генерал-губернатора, а также образ административного, судебного и финансового управления области, принимая в основу его различные узаконения о вилайетах и предложения, внесенные в восьмое заседание Константинопольской конференции.

Собрание постановлений относительно Восточной Румелии послужит содержанием для императорского фирмана, который будет обнародован Блистательной Портой и сообщен ею державам.

Статья XIX

На Европейскую комиссию будет возложена обязанность заведывать вместе с Блистательной Портой финансами области впредь до окончательного устройства новой организации.

Статья XX

Трактаты, конвенции и международные соглашения, какого бы они ни были свойства, заключенные или имеющие быть заключенными между Портой и иностранными державами, будут применяться в Восточной Румелии, как и во всей Оттоманской империи. Льготы и привилегии, предоставленные иностранцам, к какому бы состоянию они ни принадлежали, будут уважаемы в этой провинции. Блистательная Порта принимает обязательство наблюдать в этой области над исполнением общих законов империи относительно религиозной свободы в применении ко всем вероисповеданиям.

Статья XXI

Права и обязательства Блистательной Порты по отношению к железным дорогам в Восточной Румелии остаются неизменными.

Статья XXII

Русский оккупационный корпус в Болгарии и Восточной Румелии будет состоять из шести пехотных и двух кавалерийских дивизий и не превзойдет 50.000 человек. Он будет содержаться на счет занимаемой им страны. Оккупационные войска сохранят сообщения с Россией не только чрез Румынию, в силу соглашения, имеющего быть заключенным между обоими государствами, но и чрез черноморские порты Варну и Бургас, в которых им предоставлено будет право устроить, на все продолжение занятия, необходимые склады.

Срок занятия Восточной Румелии и Болгарии императорскими российскими войсками определяется в девять месяцев со дня обмена ратификаций настоящего трактата.

Императорское российское правительство обязуется окончить в последующий трехмесячный срок проведение своих войск чрез Румынию и совершенное очищение этого княжества

Статья XXV

Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. Австро-венгерское правительство, не желая принять на себя управление Новибазарским санджаком, простирающимся между Сербией и Черногорией, по направлению на юго-восток за Митровицу, оттоманское управление останется в нем в действии попрежнему. Но для того, чтобы обеспечить существование нового политического строя, а также свободу и безопасность путей сообщения, Австро-Венгрия предоставляет себе право содержать гарнизоны, а также иметь дороги военные и торговые на всем протяжении этой части прежнего боснийского вилайета.

С этой целью правительства Австро-Венгрии и Турции предоставляют себе условиться о подробностях.

Статья XXVI

Независимость Черногории признается Блистательной Портой и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали.

Статья XXVII

Высокие договаривающиеся стороны условились о следующем:

В Черногории различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям, или до отправления различных свободных занятий и ремесел, в какой бы то местности ни было. Всем черногорским уроженцам, а равно и иностранцам, обеспечивается свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть делаемы также какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных обществ и в сношениях их с их духовными главами.

Статья XXX

Мусульмане и другие лица, владеющие недвижимой собственностью в местностях, присоединенных к Черногории, которые пожелали бы поселиться вне княжества, могут сохранить за собой свои недвижимости, отдавая их в аренду или управляя ими при посредстве других лиц.

Ни у кого не может быть отчуждена недвижимая собственность иначе, как законным порядком, ради общественной пользы, и за предварительное вознаграждение.

На Турецко-Черногорскую комиссию будет возложено окончательное устройство в трехлетний срок всех дел, касающихся порядка отчуждения, эксплуатации и пользования, за счет Блистательной Порты, имуществ, принадлежащих государству, богоугодным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, касающихся интересов частных лиц, могущих быть затронутыми в помянутых делах.

Статья XXXI

Княжество Черногория войдет в прямое соглашение с Блистательной Портой, касательно назначения черногорских агентов в Константинополь и в другие местности Оттоманской империи, где это будет признано необходимым.

Черногорцы, путешествующие или пребывающие в Оттоманской империи, будут подчинены турецким законам и властям, согласно общим принципам международного права и обычаям, установившимся относительно черногорцев.

Статья XXXII

Черногорские войска будут обязаны очистить в двадцатидневный срок, со дня обмена ратификаций настоящего трактата, или же прежде, буде возможно, территорию, занимаемую ими ныне вне новых пределов княжества.

Оттоманские войска очистят уступленные Черногории территории в тот же двадцатидневный срок. Им, однакоже, будет дан дополнительный пятнадцатидневный срок как для очищения укрепленных мест и вывоза оттуда продовольственных и боевых запасов, так и для составления описи снарядов и предметов, не могущих быть немедленно вывезенными.

Статья XXXIII

Так как Черногория обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей мирным трактатом, то представители держав в Константинополе определят, вместе с Оттоманской Портой, размер этой части на справедливом основании.

Статья XXXIV

Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества при условиях, изложенных в нижеследующей статье.

Статья XXXV

В Сербии различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесл, в какой бы то ни было местности.

Свобода и внешнее отправление всякого богослужения обеспечиваются как за всеми сербскими уроженцами, так и за иностранцами, и никакие стеснения не могут быть делаемы в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами.

Статья XXXVII

Впредь до заключения новых соглашений в Сербии никаких изменений не последует в ныне существующих условиях коммерческих сношений княжества с иностранными государствами.

Никакой транзитной пошлины не будет взиматься с товаров, провозимых чрез Сербию.

Льготы и привилегии иностранных подданных, равно как и права консульской юрисдикции и покровительства останутся, как они ныне существуют, в полной силе, пока не будут изменены с общего согласия княжества и заинтересованных держав.

Статья XXXVIII

Княжество Сербия заступает, в соответственной доле, Блистательную Порту в обязательствах, принятых ею как относительно Австро-Венгрии, так и относительно Общества эксплоатации железных дорог Европейской Турции по окончанию, соединению, а также по эксплоатации железнодорожных линий, имеющих быть проведенными на вновь приобретенной княжеством территории.

Необходимые для разрешения этих вопросов конвенции будут заключены немедленно по подписании настоящего трактата между Австро-Венгрией, Сербией и княжеством Болгарии в границах его компетентности.

Статья XXXIX

Мусульмане, владеющие недвижимой собственностью в присоединенных к Сербии территориях и, которые пожелали бы избрать местожительство вне княжества, будут иметь право сохранить в княжестве свои недвижимые имущества, отдавая их в аренду, или же поручая управление их другим лицам.

На Турецко-Сербскую комиссию будет возложено окончательное устройство, в определенный срок, всех дел, касающихся порядка отчуждения, эксплоатации или пользования за счет Блистательной Порты имуществ, принадлежащих государству и богоугодным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, касающихся интересов частных лиц, могущих быть затронутыми в этих делах.

Статья XL

До заключения трактата между Турцией и Сербией, сербские подданные, путешествующие или пребывающие в Турецкой империи, будут пользоваться правами согласно основным началам международного права.

Статья XLI

Сербские войска будут обязаны очистить в пятнадцатидневный срок со дня обмена ратификаций настоящего трактата местности, не включенные в новые границы княжества.

Оттоманские войска очистят в тот же пятнадцатидневный срок территории, уступленные Сербии. Им будет, однако же, дан дополнительный пятнадцатидневный срок, как для очищения укрепленных мест и вывоза оттуда продовольственных и боевых запасов, так и для составления описи снарядов и предметов, не могущих быть немедленно вывезенными.

Статья XLII

Так как Сербия обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей настоящим трактатом, то представители держав в Константинополе, вместе с Блистательной Портой, определят размер этой части на справедливых основаниях.

http://ru.wikisource.org/wiki/Берлинский_трактат



Содержание

Введение    …3
Тема № 1. Национально-освободительная борьба южнославянскх народов в XIX в.    … 5

 

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.

 


[1] Швабе, паразлиjе (сербск.) – традиционные прозвища сербов, получивших образование в Вене и Париже.

[2] Сербская народная скупщина – высший представительный орган у сербов до 1858 г. являлась институцией обычного права, созываясь время от времени, исходя из конкретных потребностей режима. Не была народным представительством в полном значении этого понятия. 14 января 1859 г. Свято-Андреевская скупщина приняла закон, согласно которому деятельность скупщины приобретала регулярный характер. Отныне она должна была собираться строго ежегодно для обсуждения текущих государственных дел; депутаты же избирались населением в пропорции: 500 налогоплательщиков – 1 депутат. 

[3] Князь Михаил Обренович во время своего второго правления (1860-1868) низвел значение института Народной скупщины до положения чисто формального собрания, автоматически одобряющего все распоряжения исполнительной власти. За 8 лет было созвано всего три скупщины (1861, 1864, 1867 гг.). Это стало реальностью после закона, принятого на скупщине в сентябре 1859 г. Согласно ее решениям был пересмотрен закон о скупщине, принятый на Свято-Андреевской Скупщине (см. примечание выше), отныне количество депутатов уменьшалось вдвое, сама же скупщина должна была собираться не ежегодно, а раз в три года.

[4] В 1869 г. в Сербии была принята первая национальная конституция (взамен формального к тому времени Турецкого Устава 1838 г.). В ней представители династии Карагеоргиевичей объявлялись вне закона, и им было запрещено проживать в княжестве.

[5] Сербская Омладина (объединенная сербская молодежь) – сербская национальная культурно-просветительская организация с центром в г. Нови-Сад. Существовала в 1866-1872 гг.

[6] Министр несколько не точен. В XIX в. из 5-и сербских князей (и семи правлений, так как Милош и Михаил Обреновичи правили два раза) один все-таки умер на престоле – Милош Обренович – в конце своего второго правления в 1860 г. А остальные были действительно либо свергнуты, либо отреклись от престола, либо убиты заговорщиками.

[7] Так называемая Великая народная скупщина – экстраординарный институт в политической системе Сербии, обладающий правами Учредительного собрания.

[8] В 1881 г. в Сербии окончательно оформились три политические партии – Радикальная, Либеральная и Напредняцкая.

[9] 9 мая 1894 г. король Александр Обренович отменил конституцию 1888 г. и вернул в силу Основной закон 1869 г. Однако в 1901 г. вернул Конституцию 1888 г. под видом новой Конституции.

[10] Имеется в виду признание самостоятельности болгарской церкви в феврале 1870г.

[11] Разбогатевшая часть болгарского общества, придерживавшаяся протурецкой ориентации.

[12] Имеется в виду выступление четы болгарских воевод X. Димитра и С. Караджи.

[13] В тексте 1879 г.- 10 тыс.

[14] В тексте 1879 г.- 3 года.

[15] Представитель Сербии Филип Христич (1819-1905) находился в столице Черногории – Цетинье во второй половине ноября 1875 г.

[16] Спасаясь от турецкой расправы, в Черногорию бежали тысячи герцеговинцев, прокормить которых без посторонней помощи черногорское правительство было не в состоянии.

[17] Сербский представитель Ранко Алимпич (1820-1882) привез в Черногорию сербские варианты проекта договора и военной конвенции и вел переговоры с князем Николой с 23 февраля по 18 марта 1876 г.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.